ГБПОУ РС (Я) «Вилюйский профессионально-педагогический колледж имени Н. Г. Чернышевского»
Проверила: Прокопьева М.Н.
- закрепление правильного употребления в речи форм винительного и родительного падежа существительных во множественном числе, умения отвечать на вопрос кого?;
- формирование навыков планирования и рефлексии деятельности.
Этап занятия | Деятельность учителя - логопеда | Деятельность обучающихся |
I. Организация обучающихся (1 мин). | - Ребята, сегодня у нас праздник, праздник знаний. Наш кабинет полон гостей, которые пришли посмотреть, как хорошо вы умеете работать. Быть успешными вам помогут наши «золотые правила». Произнесем их громко, четко, уверенно. | Хоровое проговаривание. Я хочу, я могу, я знаю, я умею, я говорю правильно. |
II. Артикуля- ционная гимнастика (4 мин). | - Подготовимся к правильной и красивой речи. Называние упражнений, контроль правильности выполнения. | Выполнение упражнений. |
«Улыбка». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние нижние и верхние зубы. Удерживать под счет 1–5. «Трубочка». Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5. «Улыбка» - «трубочка» поочередно (5 раз). «Грибок» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. «Качели» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт 1-5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт 1-5. «Лошадки» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). |
- Поможем нашему голосу стать звучным (упражнения по развитию речевого голоса): Произнести: а-о-у, одновременно выполняя точечный самомассаж под нижней губой. Произнести: ммммаа, ммммиии, одновременно - повороты головы то вправо, то влево. - Проверим, как звучит наш голос. Работа с чистоговоркой: - Проговаривание в медленном, быстром темпе (хоровое, индивидуальное). Утром в нашу дверь Зашел волшебный зверь. |
III.Актуализация знаний. Определение темы занятия (2 мин). | Конкурс «Волшебный зверь». На доске – рисунки обучающихся. - Расскажите о своих волшебных зверях. Голова кого? туловище кого? хвост кого? На какой вопрос вы отвечали? Кого? Волшебный зверь: туловище кого? головы кого? - На какой вопрос мы будем учиться отвечать? -Мы будем учиться отвечать на вопрос кого? (когда спрашивают о нескольких предметах). -Ребята, вам нужно было написать названия животных, из которых состоит волшебный зверь. Какое слово вам было особенно трудно написать? - Чему нам нужно научиться? На доске тема занятия: «Звуки р-л. Вопрос кого?» | Отвечают на вопросы к рисункам: 1) голова крокодила, хвост рыбы; 2) голова зайца, туловище крокодила; 3) голова слона, туловище крокодила, хвост белки; 4) голова слона, туловище зебры. - Дракона. Львов (варианты ответов: правильные и неправильные). - На вопрос кого? Отвечают на вопросы: - Крокодил. - Почему? (перепутали р и л). - Различать звуки р и л. |
IV. Планирова-ние деятельности (2 мин). | Уточняет вид деятельности, прикрепляет к доске символы этапов занятия: 1. «Сравнить звуки р и л» (одинаковые человечки) 2. «Разложить картинки». 3. «Читать» (слова с буквами р и л). 4. «Составлять слова из букв». 5. «Играть». 6. «Писать» (вставлять буквы р и л) | -Предлагают варианты видов деятельности (по аналогии с предыдущими занятиями по дифференциации других пар оппозиционных звуков). |
V.Закрепление изученного. 1. Сравнение артикуляции и звучания звуков р-л (2 мин). | - Давайте сравним звуки р и л, в чем они похожи, а главное, чем отличаются. - Звук р гласный или согласный? А звук л? - Приложите руку к горлышку. Звук р звонкий или глухой? А звук л? - Произнесите звук р. Язычок вниз или вверх? А при звуке л? - Произнесите звук л. Язычок дрожит или нет? А при звуке р? Различие: р – язык дрожит, л – язык не дрожит. | Ответы на вопросы. - Р- согласный. Л - согласный. - Р- звонкий. Л - тоже звонкий. - Р – язычок вверх. Л – язычок тоже вверх. - Р- язык дрожит. - Л – язык не дрожит. |
2. Разгадывание ребуса (1 мин). | - Отгадайте, куда мы отправимся? ЦИРК 2143 - Наша доска превращается в арену цирка. - Что такое арена? Арена – это большая круглая площадка посередине цирка, на которой выступают артисты (люди и животные). -Как называют людей, которые смотрят на выступление артистов? | Разгадывают ребус: ЦИРК Чтение слова арена (хоровое) Варианты ответов. - Это зрители. |
3. Дифференциа-ция р-л в словах. Распределение картинок (3 мин) | - Первый артист готов к выступлению. Угадайте, кто он? Палочкой помашет – и тигры запляшут. Нахмурит лицо – лев прыгнет в кольцо. Это кто, регулировщик? Нет, это... - На арене выступают сразу два дрессировщика, Рома и Слава. -Поможем животным найти своих дрессировщиков. (У Ромы – животные, в названии которых звук р, у Славы - животные, в названии которых звук л). | Отгадывают загадку о дрессировщике. Раскладывают картинки. Образец ответа: мартышки – р. Р – мартышки, моржи, тигры, жирафы, носороги, зебры Л – лошади, слоны, волки, (лев) Р, Л – крокодилы. |
4. Образование формы вини-тельного падежа существи-тельных во мн.ч. (2 мин). | -Кого дрессировали Рома и Слава: | Отвечают на вопрос кого?: - Тигров, жирафов, волков, крокодилов, носорогов, слонов, львов; моржей, лошадей; - мартышек, зебр |
5. Игра «Вставь буквы» (2 мин). | - Посмотрите, кто это так ловко подкидывает мячи и шарики? - Какой звук в конце слова жонглер – р или л? - Рассмотрите картинки. - Саламандра – кто это? Где она живет? - Прочитайте слова. Какая буква пропущена в слове: р или л? | - Это жонглер. - В конце слова звук р. Рассматривают картинки - Саламандра – это ящерица, она живет в пустыне. Читают слова, вставляют букву р или л: крокодил, орел, верблюд, леопард, саламандра. |
6. Составление слова из букв (1 мин). | - Представление продолжается. На арене выступает силач. - Как вы думаете, кто такой силач? - Помогите силачу перенести гири: составьте слово АНТРАКТ - Что такое антракт? | Объясняют значения слова силач. Силач – это очень сильный человек. Составляют слова (работа в парах). - Антракт – это перерыв. |
Физминутка (1 мин). | И.п. руки согнуты перед грудью, 1-2 пружинящих рывка назад согнутыми руками 3-4 то же прямыми руками. Повторить 4 - 6 раз, темп средний. И.п.о.с. 1 поднять плечи, 2 – опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза. 2-3 расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный. И.п.о.с. кисти в кулаках. Встречные махи руками вперед и назад. Повторить 4 - 6 раз, темп средний. |
7. Игра «Фокусы» (3 мин). | Загадка. Улыбнётся он хитро и тут же без обмана - достанет кролика из шляпы, букеты из кармана. - Кого вытащили из шляпы? - Какой звук (р или л) в слове? | Отгадывают загадку – фокусник. Поочередно показывают фокусы. Отвечают, кого они вытащили из шляпы (кроликов, белок, голубей, бабочек). - Белок – звук р, кроликов – звуки р, ль, голубей – звук л, бабочек – нет звуков р, л. |
8. Электронная игра «Помоги клоуну» (4 мин). | Загадка. В цирке он смешнее всех. У него — большой успех. Поскорей скажите, кто он? На арене рыжий... (клоун) Задание: вставить в слова пропущенную букву р или л. - Кто допустил ошибки? Кто исправил ошибки самостоятельно? | - Отгадывают загадку: клоун. Работа в парах (контроль правильности выполнения). В-1. Телевизор, колокольчик, вертолет, картофель, велосипед, корабль. В-2. Пирамидка, колокол, кораблик, вертолет, велосипед. В-3. Робот, колбаса, барабан, паровоз. |
Гимнастика для глаз (1 мин). | «Солнышко» (пальминг) - растираем ладони, прикладывает руки к глазам (держим под счет 1-5). Чувствуем тепло, как от солнышка. |
9. Минутка для шутки (1 мин). | - Придумайте предложение по картинке, которую нарисовал для вас клоун. - Что перепутал художник (как на самом деле?) | Волки боятся зайцев. Волки убегают от зайцев. - Зайцы боятся волков. Зайцы убегают от волков. |
VI. Самостоя-тельная работа (5 мин). | Работа с перфокартами. - Прочитайте задание. - Что надо сделать? - Выполните задания самостоятельно. - Проверим, правильно ли вставили буквы и написали слова. | Читают задание. Работают самостоятельно. В-1. Вставить букву р или л: циркуль, зеркало, фломастеры, карусель. Подписать картинки: тарелка, ролики. В-2. Вставить букву р или л: циркуль, зеркало, фломастеры, карусель, тарелка, ролики. Взаимопроверка. |
VII. Домашнее задание (2 мин). | Задание 1. Раскрасить картинки, написать букву, которая есть в слове – р или л, ответить на вопрос кого вы раскрасили? Задание 2. Прочитать и отгадать загадки. | Читают задание. Выбирают вариант для выполнения домашнего задания. Раскраски: пудели, медведи, рыси, дельфины, тюлени. |
VIII. Подведение итога занятия. Рефлексия. (3 мин). | - Посмотрите, все ли запланированное мы сделали. -Чему вы научились на занятии? - Что нужно сделать, если сомневаешься, какую букву писать: р или л? -Какое задание было самым интересным? Прикрепите смайлик. -А что было самым трудным? Прикрепите красную кнопку. Оценивание деятельности обучающихся на занятии. | - Выполнили (см. план занятия – символы). - Мы научились различать звуки р и л, отвечать на вопрос кого? - Сказать слово: звук р – язык дрожит, звук л – язык не дрожит. - Выбирают, вывешивают на доску смайлики, кнопки. |