| Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности, определение целей. Цель: -мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; -осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | Приветствие учащихся. - Прозвенел звонок наш в срок. Начинаем мы урок. -Ушки слышат? - Глазки видят? _Головы думают? - Работать готовы? - Сегодня у нас необычный урок. Это урок-перемещение. Мы переместимся из одного языкового раздела- «Морфемика» в другой раздел – «Морфология». -Кто «живет» в разделе «Морфемика»? - Кто живет в разделе «Морфология»? -С давних пор в царстве-государстве Морфология живут волшебные части речи, они дружат между собой, особенно все дружат со старым волшебником. А как его зовут, вы должны сказать сами, отгадав загадку (Я в языке одни предметы называю: Дом, школа, мама и семья. Ну кто же я? Узнали ли меня? Верно, этот волшебник - Имя Существительное. Какова тема нашего урока? - Какова цель нашего урока? Про себя мы уже можем сказать, что с существительными на «ты», ведь они вам хорошо знакомы с начальных классов. - Работать будем в группах, в каждой группе есть красный, синий и зеленый жетон. Капитаны групп – с красными жетонами. (красные – высокий уровень, синий – средний, зелёный – низкий уровень) У учителя на столе – карта оценивания работы групп. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Дают определение: «Морфемика – раздел науки о языке, который изучает морфемы» «Морфология - раздел науки о языке, который изучает части речи Называют морфемы, самостоятельные и служебные части речи Определяют цели: повторить основные морфологические признаки имени существительного, изученные в начальной школе, определять его синтаксическую функцию | Регулятивная: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Целеполагание: - принятие учебной задачи; |
2. .Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: -актуализировать учебное содержание, - повторить изученный материал, -актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; -зафиксировать затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Существительное – часть речи, о которой мы уже много знаем. Давайте составим кластер, который поможет нам легко вспомнить эту часть речи. (учитель оценивает работу группы, выставляет оценку в карте оценивания) | Методом мозгового штурма создаётся кластер на доске Называют известные морфологические признаки | Регулятивная: - планирование своих действий; Познавательная: - построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативная: - формулирование собственного мнения; - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. построение речевого высказывания в устной форме. |
3.Этап определения места и причин затруднения Цель этапа: обеспечить восприятие, осмысление и первичного закрепление, алгоритм правильного действия. | - Игра «Загадочные мешочки» ( слова разных частей речи даны вперемешку, надо разложить существительные в «свой» мешочек Проверка будет осуществляться «по конвейеру»: вторая группа проверяет работу третьей, первая– работу второй, третья – работу первой | Работают в группе, обсуждают, раскладывают слова Взаимопроверка, оценка работы группы ( 5- без ошибок, 4 - 1-2 ошибки, 3 – 3-5 ошибок, 2 – более 5 ошибок) Оценка заносится в карту оценивания | Познавательная: - построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативная: - формулирование собственного мнения; - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. построение речевого высказывания в устной форме. |
4.Постановка учебной задачи. Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации. Построение алгоритма действий по определению части речи | Как вы определили, что выбранные вами слова – существительные? Обучающиеся дают алгоритм действия: 1.Задать вопрос: Кто? Что? 2.Значение – предмет 3.Имеет ли род, склонение 4.Изменяется ли по числам, падежам | | Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог.) |
5.Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления. | Давным-давно все существительные были похожи. Королева Грамматика издала приказ: «Кто придумает для слов-существительных знаки различия, будет вознаграждён» - Попробуем выполнить приказ королевы? Перед вами на столах карточки с существительными. Игра «Четвертый лишний» В каждом ряду есть лишнее слово. Подумайте, обсудите в группе, назовите это слово и объясните свой выбор. 1 группа – первый ряд 2 группа – второй ряд слов 3 группа – третий ряд А)лимон, стол, успех, красота (род) Б)дядя, кукла, юла, дочь(склонение) В)собака, кирпич, море, дорога (одушевл) -Какие из этих признаков постоянные, какие- непостоянные? Почему? -Какие признаки еще не назвали? (собственные\нарицательные. Падеж, число) | Работают в группе, обсуждают, дают ответ. Отвечают на вопросы. Оценивают друг друга Оценивание: 5 – правильно назвали слово, объяснили свой выбор 4 – правильно назвали слово, но не объяснили свой выбор 2- неправильно назвали слово Оценка заносится в карту оценивания | Регулятивная: - формировать умение работать в группе Познавательная: - формировать умение выделять нужные понятия , сопоставлять их с другими и на основе сопоставления делать вывод; |
6.Физкультминутка | Физкультминутку свяжем с темой урока. Я называю существительные, если они собственные, то вы наклоняетесь вперед, если нарицательные – подымаете руки вверх) Дом, улица, Кожиль, столица, Ижевск, Сергей Петрович, океан, увлечение, президент, Байкал, Тузик, Земля. Почему , когда я назвала слово «Земля», кто-то наклонился, кто-то поднял руки? (оно может быть в контексте и собственным, и нарицательным) | Выполняют задание Отвечают на вопрос | |
7.Первичное закрепление изученного. Цель этапа: выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию. | 1.- Сейчас поработаем по упр 473 . Прочитаем его, определим тему, основную мысль. Задание по последнему предложению: Задания трёх уровней. 3 уровень «зелёные»: Выписать из предложения существительные, определить род, число. 2 уровень «синие»: Выписать из предложения существительные, определить склонение и падеж. 1 уровень «красные»: Дайте развернутый ответ на вопрос: Какое место занимает книга в моей жизни? Проверка будет осуществляться «по конвейеру»: второй уровень проверяет работу третьего, первый – работу второго, учитель – работу первого 5- выполнено все правильно 4- допущена 1 ошибка 3 – допущено 2 ошибки 2- допущено более 2 ошибок Для 1 уровня: 5 – дан развернутый ответ, речевых и грамматических ошибок нет 4 – дан развернутый ответ, но допущена 1 речевая, 1 грамматическая ошибка 3- ответ дан, но неразвернутый 2 – ответ не дан Оценка выставляется в тетрадь 2. Существительное как часть речи выполняет определенную роль в предложении. Выпишем из упр 473 предпоследнее предложение, определим, какими членами предложения являются существительные. | Работа с текстом, формулируют тему текста, основную мысль,работают в тетради с предложением. Выполнение упр. 473 Оценивают работу друг друга Записывают предложение в тетрадь, разбирают его по членам. | Регулятивная: - контроль за выполнением задания; - оценка правильности выполнения упражнения. Познавательная: - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; - построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативная: - построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет; - использование речи для регуляции своего действия. |
8. Этап самостоятельной работы Цель этапа: закрепление алгоритма действий | Составить предложения со словом «книга» 3 уровень «зелёные»: чтобы оно было дополнением 2 уровень «синие»: чтобы оно было обстоятельством 1 уровень «красные»: чтобы оно было сказуемым Проверка будет осуществляться «по конвейеру»: второй уровень проверяет работу третьего, первый – работу второго, учитель – работу первого 5- предложение составлено правильно, сущ является тем членом предложения, каким требовалось 3- предложение составлено, но сущ выполняет роль другого члена предложения Результаты ставятся в тетради | Составляют и записывают предложения Делают вывод о том, какими членами предложения может быть существительное Оценивают друг друга Оценка заносится в карту оценивания | Регулятивная: - контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного, осуществление итогового и пошагового контроля по результату; - адекватное восприятие оценки учителя; - внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательная: - приобретение опыта применять понятие в практике. Коммуникативная: - умение называть существенные признаки. |
| Поставьте знак + или ? 1.Я знаю вопросы имени существительного 2.Я умею определять род имени существительного 3.Я умею определять склонение имени существительного 4.Я умею определять синтаксическую роль существительного в предложении 5.Я умею составлять предложения, используя существительные Мини-тест На какие вопросы отвечают имена существительные? а) кто? что? б) что делает? что сделает? в) какой? какая? какие? г) как? каким образом? 2. К какому склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием. а) к 1 скл. б) ко 2 скл. в) к 3 скл. 3. В каком ряду все существительные одушевленные а)Киев, житель, народ б)музыкант, казак, учитель. в)школьник, школа, одноклассник. Г) увлечение, певец, актер 4. В каком ряду все существительные собственные а)поезд, газета, Москва б)Краснодар, город, Екатерина в)пейзаж, родина, семья. Г) Тузик, Мария, Глазов 5. Каким членом предложения является выделенное существительное. На помощь надейся, а сам не плошай. А) подлежащим б) сказуемым В)дополнением в) определением Оценивание: 5б – 5 4 б- 4 3б – 3, 2б -2 Наше путешествие подходит к концу Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. | Работают с тестом, оценивают себя. Проводят самоанализ. | Регулятивная: - сопоставление цели и результата; - тренинг. Познавательная: - структурирование знаний; - выдвижение гипотез и их обоснование; - формулируется определение понятия; - выводится алгоритм действий «узнавания» понятия. Коммуникативная: - умение высказывать свои мысли, производить их анализ на основе знаний, делать вывод. |
Рефлексия. Задание на дом. | - Чтобы проверить, хорошо ли вы поняли материал урока, предлагаю выполнить следующее домашнее задание п. 88 Домашнее задание трёх уровней. 1 уровень: Составить кроссворд по теме «Имя существительное». 2 уровень: упр 475 3 уровень: упр 476 | Выполняют задания дома. | Регулятивная: - формировать умение узнавать понятия, с которыми работали на уроке. Коммуникативная: - сформулировать то умение, которое надо узнавать, в данном случае «существительное», «признаки существительного». |
3. В каком ряду все существительные одушевленные
а)Киев, житель, народ б)музыкант, казак, учитель.
в)школьник, школа, одноклассник. Г) увлечение, певец, актер
4. В каком ряду все существительные собственные
в)пейзаж, родина, семья. Г) Тузик, Мария, Глазов
5. Каким членом предложения является выделенное существительное.