1.Вводная часть Мотивационный этап | Цель: дифференциация и звуков [р] -[л] в слогах, словах и предложениях. Задачи: коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении и различении звуков [р] -[л] в слогах, словах и предложениях; - дифференцировать звуки [р] -[л] в слогах, словах, предложениях; учить образовывать существительные суффиксальным способом; - упражнять в согласовании имен существительных с местоимениями; - учить образовывать существительные единственного и множественного числа. коррекционно-развивающие: - развивать слуховое и зрительное внимание, фонематический слух; - развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; - развивать пространственные представления, межполушарную интеграцию, переключаемость и координацию движений, чувство ритма, воображение и ассоциативно-образное мышление; - развивать речевую активность; коррекционно-воспитательные: - - воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью. -формировать положительную мотивацию на занятии. | Словесные методы и приёмы- объяснение, указания. Игровые методы и приёмы- моделирование игровой ситуации, погружение в ситуацию. Практические методы и приёмы- ритмотерапия, тактильно-мышечная стимуляция, дыхательная гимнастика, биоэнергопластика | Песочный бассейн, коктейльная трубочка, камешки Марблс, предметные картинки – звук [Р-Л], дощечки-тренажёры для развития графо-моторных навыков, опорная графическая таблица для уточнения артикуляционных укладов для звуков [Р-Л], музыкальная композиция «Чарльстон». Поле с кармашками для построения цепного рассказа, предметные картинки- школа, школьные принадлежности-пенал, ластик, ручка, тетрадь, ранец. Карточка 1 «Кнопочки», карточка 2 «Весёлые ладошки», карточка 3 «Заколдованные картинки» (см. приложение). Картинки для д/и «Башенки», дощечка «Кнопочки-игралки» для игры «Превращалки», карточка с пиктограммами для составления предложения (карточка 4) | Логопед. Сегодня мы с тобой отправимся в город Звукоград и будем играть в весёлые игры с его жителями. А с какими звуками мы будем играть ты догадаешься сама. -
Развитие дыхания. Работа в песочном бассейне. Логопед. Возьми трубочку подуй рядом с камешком и назови предмет, который ты увидишь. Сначала найди картинки, которые рядом с розовыми камешками и назови изображенные предметы. Что у них общего? (Звук Р). Теперь найди картинки рядом с голубыми камешками, назови их. Что у них общего? (Звук Л). Ты догадалась с какими звуками мы будем играть? Мы поиграем с тобой со звуками [Л-Р]. А помогать нам будут добрые девочки Лычалочка и Рычалочка, которые живут в Звукограде. -
Дощечки-тренажёры- развитие графо-моторных навыков, произносительных умений. Логопед. Давай попробуем произнести любимый звук Рычалочки. Проведи пальчиком по дорожке и произноси звук [Р-Р-Р]. О чём попросила Рычалочка свои губки, зубки, язычок? (уточнение артикуляционного уклада, графическая таблица). Проведи пальчиком по дорожке и произнеси звук [Л-Л-Л]. О чем попросила Лычалочка свои губки, зубки, язычок? (уточнение артикуляционного уклада, графическая таблица). -
Артикуляционная гимнастика под музыкальную композицию «Чарльстон»- развитие артикуляционной, кистевой и мелкой моторики, чувства ритма. Лычалочка и Рычалочка каждый день тренируют свои губки, зубки и язычок под весёлую музыку. Давай и мы вместе с ними. Выполняем упражнения сидя, работаем руками (биоэнергопластика) -«Улыбочка-Трубочка», «Толстячки-Худышки»», «Бегемот», «Качелька», «Маляр», «Часики», «Лошадка». Стоя- «Орешек», «Иголочка». Логопед. У Рычалочки и Лычалочки есть мечта. Ты хотела бы узнать, о чем они мечтают? Чтобы узнать это нужно поиграть с девочками в игры, которые они любят. После каждой игры ты будешь получать картинку и заполнять вот это поле (Поле с кармашками для построения цепного рассказа, предметные картинки). Когда все картинки будут собраны ты узнаешь о чем мечтают подружки. Ну что готова поиграть? |
2. Основная часть Актуализация знаний. Открытие новых знаний. Выполнение действий по поставленным задачам. | Словесные методы и приёмы-словесная инструкция, поощрение, речевое подражание, фонопедические упражнения, речевые упражнения, чистоговорки, речевое музицирование Игровые методы и приёмы-дидактические игры, звучащие жесты и движения, Практические методы и приёмы- кодирование информации, создание ситуации успеха, показ, ритмодекламация, нейро игры и упражнения, развитие межполушарной специализации, звучащие жесты, мнемотехника. | 4. Д/у «Кнопочки», Д/у «Весёлые ладошки»- развитие навыков чтения, произносительных умений, межполушарно го взаимодействия. Логопед. Каждое утро Лычалочка и Рычалочка играют с пальчиками. Нажимай на кнопочки пальцем правой и левой руки и читай слоги (карточка 1). А теперь читай слоги и изображай руками то, что показано на картинке (карточка 2). Ты справилась с заданием и поэтому получаешь две картинки (картинка -школа 2 шт.). Вложи их по стрелочкам в кармашки. -
Д/и «Заколдованные картинки»- развитие памяти, межполушарной интеграции, произносительных умений. Логопед. Ну что играем дальше? А сейчас мы потренируем память. Готова? Посмотри на картинки, назови их. А теперь запомни какое положение занимают пальчики под каждой картинкой. Начинай выполнять (карточка 3). Молодец. Получай картинку от Лычалочки и Рычалочки, заполняй поле по стрелочкам (картинка- ластик, пенал, тетрадь, ручка). -
Д/и «Башенки»- развитие фонематического слуха, межполушарного взаимодействия, зрительного контроля, умения классифицировать предметы. Логопед. Каждый житель в городе звуков строит башенки из любимых слов. Вот и Рычалочка с Лычалочкой строят башенки из слов со звуками Л -Р. Поможем им? Называй слова с их любимыми звуками, каждое слово -кирпичик (работа с картинками). Правой рукой строишь башенку из слов в которых есть звук Р, а левой из слов в которых есть звук Л. А теперь посмотри на картинки и подумай по какому признаку их можно объединить. Объедини и назови их (группы-игрушки, птицы, животные). Молодец, ты получаешь ещё одну картинку от девочек. Заполняй поле. (картинка-ластик, пенал, тетрадь, ручка). Физминутка «Внимательные ушки»- развитие умения кодировать информацию в движениях, развитие фонематического слуха Логопед. Повернись ко мне спиной. Я буду называть слова. Если ты услышишь слово со звуком Л, соедини ладони над головой вот так. Если услышишь слово со звуком Р, сожми кулачки. Если ни Р, ни Л ты не услышишь хлопни над головой. (Словарь- роза, ложки, гроза, окно, иголка, виноград, шкаф, лак, доска, пенал, гроза, салат, книга, колобок, ромашка, плот). -
Д/и «Превращалки»- развитие умения словообразования, словоизменения. Логопед. Лычалочка и Рычалочка очень любят играть в слова с любимыми звуками поэтому дорожку к своему дому они превратили в игровое поле. Пройди и ты по этой дорожке, изменяя слова так, как этого требуют знаки на кнопочках. Нажимай на кнопочку и изменяй слово (словарь- кукла). -
Д/у «Составь предложение по картинке» Логопед. Последняя кнопочка на дорожке говорит нам о том, что нужно придумать предложение. А составлять мы его будем по карточке (карточка 4). Молодец, ты получаешь ещё одну картинку (картинка- ранец). Заполняй поле по стрелочке. -
Д/у «Метроном»- развитие ритма, произносительных умений. Логопед. Давай произнесём это предложение под удары метронома (лексический материал- Лора куколку качала ла ра ла. Кукла всё не засыпала ра ла ра). Молодец, ты получаешь ещё одну картинку от Лычалочки и Рычалочки (картинка – ранец). Заполни поле. |
3.Заключитель ный этап Итог занятия. Систематизация знаний. 3.1 Рефлексия. Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки. | | Методы и приёмы: обобщение, рефлексия похвала, поощрение, прямые вопросы | | 8. Подведение итога Ну вот и заполнены все кармашки и теперь ты можешь узнать о чем мечтают Лычалочка и Рычалочка. Давай составим рассказ, продвигайся по стрелочкам. (Лычалочка и Рычалочка собираются в школу. В школу берут пенал, ластик, ручку, тетрадь. Ручку, пенал, ластик, тетрадь положили в ранец. Ранец купила мама). Куда собираются девочки? (в школу) О чем они мечтают? (о школе). Я знаю, что ты тоже скоро пойдёшь в школу и поэтому дарю тебе школьные принадлежности. Скажи с какими звуками мы сегодня работали? Ты научилась их четко выговаривать и различать, теперь можешь без труда пойти в школу. Рефлексия Перед тобой смайлики. Если тебе понравилось играть с Лычалочкой и Рычалочкой, то выбери весёлого смайлика, если нет, то выбери грустного. |