СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по автоматизации и дифференциации сонорных звуков «Давай подружим Р и Л»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации и дифференциации сонорных звуков для ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением речи 6-7 лет.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по автоматизации и дифференциации сонорных звуков «Давай подружим Р и Л»»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СИНЕГЛАЗКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК










Технологическая карта

индивидуального логопедического занятия по автоматизации и дифференциации сонорных звуков

«Давай подружим Р и Л»








учитель-логопед МАДОУ «Синеглазка»

Абдуллаева Эльнара Талятовна












Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Задачи, формы деятельности, специфические виды деятельности

Применяемые методы и приемы

Используемые дидактические материалы, информационно-образовательные ресурсы

Деятельность педагога и воспитанников

1.Вводная часть

Мотивационный этап

Цель: дифференциация и звуков [р] -[л] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- упражнять в правильном произношении и различении звуков [р] -[л] в слогах, словах и предложениях;

- дифференцировать звуки [р] -[л] в слогах, словах, предложениях;

учить образовывать

существительные суффиксальным способом;

- упражнять в согласовании имен существительных с местоимениями;

- учить образовывать существительные единственного и множественного числа.

коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое и зрительное внимание, фонематический слух;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать пространственные представления, межполушарную интеграцию, переключаемость и координацию движений, чувство ритма, воображение и ассоциативно-образное мышление;

- развивать речевую активность;

коррекционно-воспитательные: -

- воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.

-формировать положительную мотивацию на занятии.








Словесные методы и приёмы- объяснение, указания.

Игровые методы и приёмы-

моделирование игровой ситуации, погружение в ситуацию.

Практические методы и приёмы- ритмотерапия, тактильно-мышечная стимуляция, дыхательная гимнастика, биоэнергопластика




Песочный бассейн, коктейльная трубочка, камешки Марблс, предметные картинки – звук [Р-Л], дощечки-тренажёры для развития графо-моторных навыков, опорная графическая таблица для уточнения артикуляционных

укладов для звуков [Р-Л], музыкальная композиция «Чарльстон».

Поле с кармашками для построения цепного рассказа, предметные картинки- школа, школьные принадлежности-пенал, ластик, ручка, тетрадь, ранец.

Карточка 1 «Кнопочки», карточка 2 «Весёлые ладошки», карточка 3 «Заколдованные картинки» (см. приложение). Картинки для д/и «Башенки», дощечка «Кнопочки-игралки» для игры «Превращалки», карточка с пиктограммами для составления предложения (карточка 4)










Логопед. Сегодня мы с тобой отправимся в город Звукоград и будем играть в весёлые игры с его жителями. А с какими звуками мы будем играть ты догадаешься сама.

  1. Развитие дыхания. Работа в песочном бассейне.

Логопед. Возьми трубочку подуй рядом с камешком и назови предмет, который ты увидишь. Сначала найди картинки, которые рядом с розовыми камешками и назови изображенные предметы. Что у них общего? (Звук Р). Теперь найди картинки рядом с голубыми камешками, назови их. Что у них общего? (Звук Л). Ты догадалась с какими звуками мы будем играть? Мы поиграем с тобой со звуками [Л-Р]. А помогать нам будут добрые девочки Лычалочка и Рычалочка, которые живут в Звукограде.

  1. Дощечки-тренажёры- развитие графо-моторных навыков, произносительных умений.

Логопед. Давай попробуем произнести любимый звук Рычалочки. Проведи пальчиком по дорожке и произноси звук [Р-Р-Р]. О чём попросила Рычалочка свои губки, зубки, язычок? (уточнение артикуляционного уклада, графическая таблица). Проведи пальчиком по дорожке и произнеси звук [Л-Л-Л]. О чем попросила Лычалочка свои губки, зубки, язычок? (уточнение артикуляционного уклада, графическая таблица).

  1. Артикуляционная гимнастика под музыкальную композицию «Чарльстон»- развитие артикуляционной, кистевой и мелкой моторики, чувства ритма.

Лычалочка и Рычалочка каждый день тренируют свои губки, зубки и язычок под весёлую музыку. Давай и мы вместе с ними. Выполняем упражнения сидя, работаем руками (биоэнергопластика) -«Улыбочка-Трубочка», «Толстячки-Худышки»», «Бегемот», «Качелька», «Маляр», «Часики», «Лошадка». Стоя- «Орешек», «Иголочка».

Логопед. У Рычалочки и Лычалочки есть мечта. Ты хотела бы узнать, о чем они мечтают? Чтобы узнать это нужно поиграть с девочками в игры, которые они любят. После каждой игры ты будешь получать картинку и заполнять вот это поле (Поле с кармашками для построения цепного рассказа, предметные картинки). Когда все картинки будут собраны ты узнаешь о чем мечтают подружки. Ну что готова поиграть?

2. Основная часть

Актуализация знаний. Открытие новых знаний. Выполнение действий по поставленным задачам.



Словесные методы и приёмы-словесная инструкция, поощрение, речевое подражание, фонопедические упражнения, речевые упражнения, чистоговорки, речевое музицирование Игровые методы и приёмы-дидактические игры, звучащие жесты и движения,

Практические методы и приёмы- кодирование информации, создание ситуации успеха, показ, ритмодекламация, нейро игры и упражнения, развитие межполушарной специализации, звучащие жесты, мнемотехника.



4. Д/у «Кнопочки», Д/у «Весёлые ладошки»- развитие навыков чтения, произносительных умений, межполушарно го взаимодействия.

Логопед. Каждое утро Лычалочка и Рычалочка играют с пальчиками. Нажимай на кнопочки пальцем правой и левой руки и читай слоги (карточка 1). А теперь читай слоги и изображай руками то, что показано на картинке (карточка 2). Ты справилась с заданием и поэтому получаешь две картинки (картинка -школа 2 шт.). Вложи их по стрелочкам в кармашки.

  1. Д/и «Заколдованные картинки»- развитие памяти, межполушарной интеграции, произносительных умений.

Логопед. Ну что играем дальше? А сейчас мы потренируем память. Готова? Посмотри на картинки, назови их. А теперь запомни какое положение занимают пальчики под каждой картинкой. Начинай выполнять (карточка 3). Молодец. Получай картинку от Лычалочки и Рычалочки, заполняй поле по стрелочкам (картинка- ластик, пенал, тетрадь, ручка).

  1. Д/и «Башенки»- развитие фонематического слуха, межполушарного взаимодействия, зрительного контроля, умения классифицировать предметы.

Логопед. Каждый житель в городе звуков строит башенки из любимых слов. Вот и Рычалочка с Лычалочкой строят башенки из слов со звуками Л -Р. Поможем им? Называй слова с их любимыми звуками, каждое слово -кирпичик (работа с картинками). Правой рукой строишь башенку из слов в которых есть звук Р, а левой из слов в которых есть звук Л.

А теперь посмотри на картинки и подумай по какому признаку их можно объединить. Объедини и назови их (группы-игрушки, птицы, животные). Молодец, ты получаешь ещё одну картинку от девочек. Заполняй поле. (картинка-ластик, пенал, тетрадь, ручка).

Физминутка «Внимательные ушки»- развитие умения кодировать информацию в движениях, развитие фонематического слуха

Логопед. Повернись ко мне спиной. Я буду называть слова. Если ты услышишь слово со звуком Л, соедини ладони над головой вот так. Если услышишь слово со звуком Р, сожми кулачки. Если ни Р, ни Л ты не услышишь хлопни над головой. (Словарь- роза, ложки, гроза, окно, иголка, виноград, шкаф, лак, доска, пенал, гроза, салат, книга, колобок, ромашка, плот).

  1. Д/и «Превращалки»- развитие умения словообразования, словоизменения.

Логопед. Лычалочка и Рычалочка очень любят играть в слова с любимыми звуками поэтому дорожку к своему дому они превратили в игровое поле. Пройди и ты по этой дорожке, изменяя слова так, как этого требуют знаки на кнопочках. Нажимай на кнопочку и изменяй слово (словарь- кукла).

  1. Д/у «Составь предложение по картинке»

Логопед. Последняя кнопочка на дорожке говорит нам о том, что нужно придумать предложение. А составлять мы его будем по карточке (карточка 4). Молодец, ты получаешь ещё одну картинку (картинка- ранец). Заполняй поле по стрелочке.

  1. Д/у «Метроном»- развитие ритма, произносительных умений.

Логопед. Давай произнесём это предложение под удары метронома (лексический материал- Лора куколку качала ла ра ла. Кукла всё не засыпала ра ла ра). Молодец, ты получаешь ещё одну картинку от Лычалочки и Рычалочки (картинка – ранец). Заполни поле.

3.Заключитель

ный этап

Итог занятия.

Систематизация знаний.


3.1 Рефлексия.

Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки.


Методы и приёмы: обобщение, рефлексия

похвала, поощрение, прямые вопросы



8. Подведение итога

Ну вот и заполнены все кармашки и теперь ты можешь узнать о чем мечтают Лычалочка и Рычалочка. Давай составим рассказ, продвигайся по стрелочкам. (Лычалочка и Рычалочка собираются в школу. В школу берут пенал, ластик, ручку, тетрадь. Ручку, пенал, ластик, тетрадь положили в ранец.

Ранец купила мама).

Куда собираются девочки? (в школу) О чем они мечтают? (о школе). Я знаю, что ты тоже скоро пойдёшь в школу и поэтому дарю тебе школьные принадлежности. Скажи с какими звуками мы сегодня работали? Ты научилась их четко выговаривать и различать, теперь можешь без труда пойти в школу.

Рефлексия

Перед тобой смайлики. Если тебе понравилось играть с Лычалочкой и Рычалочкой, то выбери весёлого смайлика, если нет, то выбери грустного.

Приложение

Карточка №1 «Кнопочки»

Карточка №2 «Весёлые ладошки»













Карточка №3 «Заколдованные картинки»

Карточка №3 «Заколдованные картинки»













Поле с кармашками для построения цепного рассказа Дощечка «Кнопочки-игралки» для игры «Превращалки»





Опорная графическая таблица для уточнения

Артикуляционных укладов для звуков [Р-Л]




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя