СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и окружающего мира в 4 классе «Земля — планета Солнечной системы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и окружающего мира в 4 классе «Земля — планета Солнечной системы»

Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы».

Цели:

Задачи:

Предполагаемые результаты:

Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения. Создать условия для формирования у учащихся представлений о том, как важно научиться пользоваться дополнительными источниками информации (интернетом)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта интегрированного урока русского языка и окружающего мира в 4 классе «Земля — планета Солнечной системы»»

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и окружающего мира в 4 классе «Земля — планета Солнечной системы»

Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы».

Цели:

Задачи:

Предполагаемые результаты:

Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения. Создать условия для формирования у учащихся представлений о том, как важно научиться пользоваться дополнительными источниками информации (интернетом)

Личностные:

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве.

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

Коммуникативные:

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Ученики должны:

Знать: понятие «тезис»; что в тезисах кратко излагаются основные мысли каждой части доклада.

Уметь: делать научное сообщение по плану, делать сообщение, опираясь на данные тезисы; оценивать доклады товарищей

Уметь: записывать научный текст; пользоваться словарем; ставить ударение в словах

Тип урока Урок совершенствования знаний и умений

Формы работы учащихся Коллективная и групповая работа

Техническое оборудование Компьютеры, проектор

Педагогическая технология Проблемно-исследовательская деятельность

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД

1. Мотивация к учебной деятельности. Эмоциональный настрой. (2 минуты)

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне - Сегодня нас с вами ждет очень интересный урок. А чтобы он стал интересным нам всем нужно хорошее настроение. А кто же знает самый лучший рецепт хорошего настроения?

- Конечно же, самый лучший рецепт хорошего настроения – это улыбка.

Слайд

На части не делится солнце лучистое,

И вечную Землю нельзя разделить,

Но искорку счастья – луча серебристого,

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Слайд

Улыбнитесь друг другу и подарите кусочек хорошего настроения! И пусть оно сопровождает нас весь урок.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

2. Оформление записей на листах сообщения.

Урок начнём с просмотра фильма.

Слайд

- о чём будем говорить сегодня на уроке?

Слайд

Солнечная, доклад, сообщение, оценка, тезис, научное, системаЗемля.

выполняют записи

3. Актуализация знаний и определение задач урока.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

- А теперь попробуйте из этих слов составить два словосочетания. Что может объединять эти слова?

- Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока?

Научное сообщение «Солнечная система»

-Запишем тему.

- Точную задачу нам ставит учительница 2 класса,она прислала нам видеосообщение:

«Четвероклассники – это выпускники начальной школы. В 5 классе у них появится много новых устных предметов, таких как история, биология, география. Им нужно будет готовить много устных выступлений и делать научные сообщения. А мои второклассники очень любят слушать интересные сообщения. Подготовьте, пожалуйста, для них научное сообщение на тему «Солнечная Система». В добрый путь!»

С уважением …

- Какие задачи поставим перед собой? Какой должна быть информация? (интересной, познавательной, научной)

- Одна из важных задач - подготовиться к итоговому тестированию по этой теме.

- Для начала нужно вспомнить, чем научный текст отличается от ненаучного.

- Работа предстоит большая, времени у нас не так много, поэтому работать предлагаю в группах.

- Давайте вспомним правила работы в группах.

-Каждая группа получает вопрос, выбирает необходимый интересный материал для сообщения, который многим ребятам 2 класса ещё не известен, оформляет записи на листах-докладах. Выбирает спикера, который представит нам свою часть общего сообщения. Потом мы выполним тест, будьте активны.

- Каждая группа может воспользоваться дополнительной информацией из интернета на цветных листах. Напоминаю, мы работаем с научным текстом.

Русский язык 4 класс 2 часть стр. 46-48

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП:

1-я группа «Планеты земной группы»

1. Какие космические тела образуют Солнечную систему?

2. Какие планеты относят к планетам земной группы?

3. Самое интересное о планетах земной группы. Почему Земля – это особая планета Солнечной системы?

Практическая работа: изготовление моделей планет земной группы.

Русский язык 4 класс 2 часть стр. 46-48

Окружающий мир 4 класс 1 часть стр. 49 - 58

Окружающий мир 2 класс 1 часть стр. 17-34

Дополнительные материалы из интернета

2-я группа «Планеты-гиганты»

1. Какие планеты относят к группе планет – гигантов?

2. Самое – интересное о планетах – гигантах

3. Каковы размеры Солнечной системы по сравнению с миром Вселенной?

Русский язык 4 класс 2 часть стр. 46-48

Окружающий мир 4 класс 1 часть стр. 49 - 58

Окружающий мир 2 класс 1 часть стр. 17-34

Дополнительные материалы из интернета

3-я группа «Небесные малые тела»

1. Какие тела относятся к малым телам солнечной системы.

2. Из чего состоят астероиды, метеориты и кометы?

3. Есть ли угроза для Солнечной системы от комет, метеоритов и астероидов?

4-я группа «Исследователи»

1. Выполнить презентацию с интересными фактами по теме «Солнечная система. Уникальность планеты «Земля» для учеников 4 класса(2 класса)

Русский язык 4 класс 2 часть стр. 46-48

Окружающий мир 4 класс 1 часть стр. 49 - 58

Окружающий мир 2 класс 1 часть стр. 17-34

Дополнительные материалы из интернета

- Не забывайте писать грамотно, аккуратно, каллиграфически верно.

- Кроме заданий, дополнительных материалов, что ещё есть у вас на рабочем месте? На уроках технологии мы уже работали с этими материалами.

- Как вы думаете, для чего они нужны?

(будете делать модели планет и малых небесных тел)

- Для того чтобы сделать модели, что нужно знать?

(размеры, цвет, отдалённость от солнца)

Информацию вы можете найти в дополнительных материалах из интернета.

- Прежде чем приступить к делу, послушаем песенку, из которой тоже можно получить необходимые сведения по теме.

Дети формулируют тему и задачи урока.

Учащиеся формулируют тему

Дети рассказывают правила

1 группа «Солнечная системаПланеты земной группы»

2 группа «Планеты – гиганты. Вселенная»

3 группа «Небесные малые тела»

4 группа «Исследователи»

Дети получают задание, выбирают источники для сообщения (энциклопедии. книги серии «Я познаю мир», учебники)

слайд

Целеполагание.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

4. Самостоятельная работа детей в группах с текстами (15 минут)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

1- Пока окончательно разобраться в том, как возникла Солнечная система, не удалось никому. По одной из гипотез планеты возникли в результате столкновения кометы или звезды с Солнцем. Из раскалённого вещества Солнца отделились спутники, которые постепенно остыли и стали планетами.

Солнечная система движется относительно центра галактики со скоростью 250 километров в секунду.

- Кроме планет вокруг Солнца движется огромный рой космических тел – астероидов.

2. - Вселенная невообразимо велика, она простирается на миллиарды километров. Расстояния во вселенной огромны, они измеряются особой единицей. Это световой год, то есть расстояние, которое свет проходит за год (около 3000.000 километров в час)

- Самая близкая к Земле звезда (не считая Солнца, которая называется Проксима Центавра, находится от Земли на расстоянии более 4 световых лет

- Учёный и философ Джордано Бруно был первым человеком, который распознал истинную природу всей Вселенной.

- Многие астрономы считают, что Вселенная возникла в результате одного единственного невообразимой силы взрыва, который случился около 15 миллиардов лет назад. Он породил материю, энергию, пространство и само время.

- Учёные выяснили, что Вселенная по своему строению напоминает пчелиные соты, или мыльную пену, где гигантские ячейки образованы скоплениями галактик. Существует. Вероятно, около 100 миллиарда галактик и в каждой есть сотни миллиардов звёзд.

3. - Наша Земля из космоса кажется голубой – этот цвет придают окружа-ющая её атмосфера (содержащая азот, кислород и немного углекислого газа) и мировой океан, покрывающий более двух третей земной поверх-ности. Земля вращается вокруг наклонной оси, что приводит к смене времен года. Год на Земле длится 365 суток. Земные сутки длятся 24 часа. Земля имеет один спутник – Луну.

- На планете Земля есть вода в жидком, твердом и газообразном состоя-нии Вода – основа жизни. Наличие живых организмов – главное отличие Земли от остальных планет Солнечной системы. Ученые установили, что жизнь на Земле возникла около трёх с половиной миллиардов лет назад. На планете Земля произрастает огромное количество растений, существу-ет множество живых организмов.

- Атмосфера Земли поглощает как раз столько солнечной энергии, чтобы избежать перегрева и охлаждения. Она защищает Землю от бомбардировки метеоритами.

- Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю землю садами, цветами…

Такая планета нужна нам с вами!

-Дети записывают в листы для доклада научную информацию

Работа в группах

Учащиеся в группах выполняют задание.

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

Умение слушать других, договариваться

4. Физминутка (2 минуты) Гимнастика для глаз

Наблюдение глазами за космическими телами

- Посмотрите на самую близкую к нам звезду

- Посмотрите на планету, которая имеет два спутника – Фобос и Деймос, что в переводе с латыни означает «Страх» и «Ужас»(Марс)

Планета, масса которой намного превышает массу всех других планет Солнечной системы, вместе взятых. (Юпитер)

Планета Солнечной системы, которую еще называют «властелин колец» (Сатурн)

- самая близкая к Солнцу планета (Меркурий)

Планета носит имя древнеримской богини любви. (Венера) Дети следят глазами за объектами

5. Повторение памятки для выступления.

Евдокия Васильевна просит внимательно посмотреть на Памятку для выступления.

Памятка для выступления

- КОНСПЕКТ

- РЕПЕТИЦИЯ

- ПРИВЕТСТВИЕ

- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

- ГРАМОТНОСТЬ

- ВРЕМЯ

- ПАУЗЫ

- ТЕМП

- БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ВНИМАНИЕ

Работа в группах

-Проверка выполненной работы, отвечает один ученик от группы.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

6. Выступление групп с докладами.

Оценивание. (13 минут)

- Внимание! Внимание!

Прошу всех навострить ушки.

Слушать внимательно, всё запоминать,

Чтобы потом на тесты успешно отвечать!

- Приглашаем первую группу для научного доклада.

- Оценивание.

- Приглашаем вторую группу для научного доклада.

- Оценивание.

- Приглашаем третью группу для научного доклада.

- Слово группе «исследователей», которая составляла презентацию с интересными фактами о Солнечной системе

-ответы детей

8. Закрепление материала по окружающему миру. Тестирование.

Цель: самопроверка умения применять знания в типовых условиях.

Тест по теме«Планеты Солнечной системы».

1. Планеты Солнечной системы изучают …

а) астрономы;

б) химики;

в) географы;

2. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их …

а) 7;

б) 8;

в) 11.

3. Относительно Солнца планеты расположены так:

а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Сатурн, Уран, Юпитер;

б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Сатурн, Юпитер, Уран;

в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

4. Естественный спутник Земли …

а) Луна

б) Венера

в) Солнце

5. В честь римского бога войны названа планета…

а) Плутон;

б) Нептун;

в) Марс;

6. Глобус – это…

а) изображение Земли.

б) уменьшенная модель Земли.

в) уменьшенное изображение поверхности Земли.

7. Ближе всего к Земле находится планета…

а) Венера

б) Марс;

в)Нептун:

8. Время полного оборота Земли вокруг своей оси…

а) 7 суток

б) 24 часа

в) 365 суток

9. Время полного вращения Земли вокруг Солнца…

а) 7 суток

б) 24 часа

в) 365 (366) суток

- Самостоятельная работа детей

- ответы детей на вопросы

Регулятивные: коррекция, контроль.

7. Самооценивание (слайд)

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке 1 –а 2- б 3-в 4-а 5-в

6-б 7-а 8-б 9- в Личностные: самооценка,

10 .Рефлексия.

- На мой взгляд, нам сегодня многое удалось.

- Чего не хватает на нашем макете?

(звёзд)

У вас лежат конверты со звездочками.

Вообще «наряды» звезд зависят от их температуры,

красные – холодные,

желтые –горячие, например, звезда Солнце.

Белых звезд температура 10 тысяч градусов.

И самые яркие звезды –голубые, их температура на поверхности -30 тысяч градусов.

В древние времена появилась примета о звёздах.

- Какая примета?

«Если видишь падающую звезду - загадай желание, и оно исполнится.»

-- Давайте бросим на наш макет «звёзды» и мы загадаем желание.

Я хочу напомнить, что настоящие звезды с неба не падают. А что называют падающими звездами - это метеоры, то есть небольшие космические тела, которые сгорают, пока падают на землю

Дети поют песенку «Ты да я, да мы с тобой» и «запускают» спутник «Дружба»

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

11. Подведение итогов

Я умею…

Было интересно…

Я теперь смогу…

Сегодняшний урок принёс каждому из нас… Учащиеся заканчивают предложения. понимание успеха или неуспеха в УД.

12. Домашнее задание - Дописать сообщение, подготовиться к выступлению перед детьми 2 класса

- составить тест из 5 вопросов с тремя вариантами ответов по теме «Земля – планета Солнечной системы» Дети записывают задание по выбору




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!