Название предмета: история и литература | Класс: 11 |
Тема: | «Историческая время и слово писателя» («Год Великого перелома» и его отражение в повести А.П. Платонова «Котлован») |
Образовательные цели: | Сопоставление объективности исторической обстановки в стране, опираясь на исторические факты и повесть А. Платонова «Котлован», предоставление учащимся возможности получить разнообразную информацию по теме, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач |
Развивающие цели: | Стимулирование творчества обучающихся, развитие их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов |
Воспитательные цели: | Повышение коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс; создание благоприятных условий для проявления индивидуальности и самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции, формирование умения аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и стараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме |
Тип урока: | Урок-дебаты |
Основные термины и понятия: | Коллективизация |
Межпредметные связи: | История и литература |
Познавательные УУД: | Развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем |
Коммуникативные УУД: | Развивают умение участвовать в дискуссии; ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты |
Регулятивные УУД: | Учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей |
Личностные УУД: | Учатся умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
№ | Этап урока | Форма/приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ресурс |
I | Подготовительный этап | Самостоятельная работа учащихся с источниками информации | Подбирают тему для дискуссии (сложные и противоречивые проблемы, по которым существуют противоположные точки зрения дилеммы; задевающие привычные установки учащихся). Составляет список вопросов, сообщает их учащимся | Обсуждают предложенные темы для дискуссии, выбирают наиболее значимую тему, с точки зрения большинства. Вместе с учителем делают окончательный выбор: какая тема будет обсуждаться на дебатах. Изучают список вопросов по теме, самостоятельно готовятся к дебатам (изучают и подбирают дополнительные материалы) | Литература: учебно-методическая художественная научно-популярная справочная Видеофильмы Изображения Ролики и др. |
II | Введение в дискуссию | Фронтальное обсуждение Разделение на группы | Озвучивают обсуждаемую проблему. Предлагает участникам две точки зрения на проблему («коллективизация базировалась на античеловеческих принципах» и коллективизация способствовала молодой Советской власти провести индустриализацию и твёрдо встать на ноги) | Выбирают свою позицию в дебатах (какую точку зрения будут отстаивать). Объединяются в микрогруппы (МГ). | Видеофильмы Изображения Таблицы |
III | Организационный этап | Мотивация учебной деятельности | Психологический настрой на урок 1 учитель: - Здравствуйте! Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра. Повернитесь друг к другу… посмотрите друг другу в глаза… улыбнитесь друг другу… пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на присутствующих гостей… посмотрите им в глаза и … улыбнитесь! А теперь посмотрите на нас. Мы тоже желаем вам добра! Садитесь! 2 учитель: - Цицерон говорил: «Недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею. И девизом нашего урока будут такие слова: Думать – коллективно! Решать – оперативно! Отвечать доказательно! Бороться старательно! И успех нас ждёт обязательно! | Приветствуют учителей | Презентация |
IV | Введение в тему урока. Целеполагание | Беседа | Напоминают учащимся тему и цель, знакомят с регламентом проведения дебатов, представляет судей: 1 учитель: - Начать урок хотим со следующего видеоролика. Видеоролик 2 учитель: - Итак, в 30-е годы прошлого столетия в Советском Союзе началась коллективизация крестьянских хозяйств. 1 учитель: - Однако, до сегодняшнего времени нет однозначного мнения по поводу данного исторического события. Оно меняется, как время года: то «тепло», то «холодно» … 2 учитель: - С одной стороны, коллективизация базировалась на античеловеческих признаках. И в художественных произведениях о коллективизации, проводившейся жёстко в целом, можно найти множество достаточно точных достоверных подробностей. 1 учитель: - Но, с другой стороны, это позволило молодой Советской власти провести индустриализацию и твёрдо встать на ноги! 2 учитель: - И поэтому у нас сегодня не просто урок, а урок-дебаты. В игре принимает участие 2 команды: первая команда утверждения – «Историки» и вторая команда отрицания – «Литераторы». Ваша задача, ребята, - сопоставить объективность исторической обстановки в стране, опираясь на исторические факты и повесть А.П. Платонова «Котлован». 1 учитель: - Надо помнить, что дебаты – это спор ради победы. И этот спор оценивается. Здесь будет проигравший и победивший. Поэтому следующая задача команд в течение дебатов попытаться убедить судей в своей правоте. 2 учитель: - Представляю судей: 1. Директор школы Дуркина Елена Васильевна 2. Зам. по УВР Ильина Наталья Владимировна 3. Учитель русского языка и литературы Бакулина Татьяна Сергеевна 1 учитель: - Уважаемые судьи, вы на основе приведённых аргументов и качества их представления вынесите своё решение. Следить за соблюдением регламента дебатов и правилами игры будет дебатский тайм-кипер Пантелеева Наталья Викторовна. 2 учитель: - Победа дебатов всецело зависит от мастерства команды: именно индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры. Команды имеют право на 3-минутный тайм-аут для консультации друг с другом перед своим выступлением (тайм-аут можно использовать либо частями, либо полностью сразу). | Принимают и сохраняют учебную цель | Презентация Видеофильм Изображения |
V | Основная часть. | Дебаты | По очереди предоставляет группам слово | Выступающие аргументировано и спокойно отстаивают свою точку зрения, стараются убедить оппонентов и судей в своей правоте, используя подготовленную информацию. | Материалы, подготовленные участниками дебатов |
VI | Рефлексия | Индивидуальная рефлексия | Организует совместный анализ результатов дискуссии. | Оценивают эффективность дискуссии в решении обсуждаемой проблемы. | |
VII | Оценивание | | Судьи выбирают лучшую команду и лучшего спикера | | Протокол |
VII | Заключительное слово | | - Ребята, вы сегодня были на высоте! И неважно, кто победил. Мы считаем, что победу одержал каждый из вас, ведь сегодня вы научились отстаивать своё мнение не с помощью силы, а пытаясь убедить человека с помощью аргументов, фактов, которые являются незаменимым достоинством в жизни! | | |