II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. –- Ребята, кто знает: как построить вторую половинку дома? У вас на столах листы, нарисуйте вторую половинку дома. А почему не все смогли справиться с заданием? Сегодня вы узнаете, что такое симметрия и научитесь изображать фигуры, симметричные данным, относительно прямой. Почему половина дома изображена на шахматной доске? – С каким предметом тесно взаимодействует предмет математика? –Что общего в предметах математика и шахматы? Мы сегодня на уроке будем решать задачи и разбирать шахматные позиции. | Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. – Сегодня на уроке мы … На шахматной доске нарисована половина дома. СЛАЙД 1 | Принимать и сохранять учебную задачу. Строить речевое высказывание в уст-ной форме |
III. Открытие нового знания, способа действия. IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным | Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. – Понятие Симметрия для вас новое, я предлагаю вам прочитаем толкование этого слова в словаре Ожегова. Из «Толкового словаря» С.И. Ожегова Симметрия - соразмеренность, одинаковость в расположении частей чего-нибудь по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости. Сегодня на уроке мы будем учиться строить симметричные фигуры относительно прямой. А как называется прямая мы узнаем, выполнив следующее задание. У вас на партах лежит листок. Возьмите его и согните пополам, проколите обе половинки ручкой. Разогните листок. Обозначьте полученные точки буквами А и В. Соедините точки А и В отрезком. Точку пересечения этого отрезка с линией сгиба обозначьте буквой О. Линию сгиба в математике, называют осью симметрией. Давайте измерим расстояние АО и ВО. Что заметили? (Расстояния от точек до оси симметрии равны) Что вы можете сказать о точках А и В?(точка А симметрична точке В). - Какой можете сделать вывод? (Симметричные точки находятся на одинаковом расстоянии от оси симметрии) 3) -Давайте проверим, правы ли мы. (учебник стр.102) - Прочитайте рубрику «Обрати внимание» (вслух) - Вы сами открыли основное свойство симметричных точек. - Это свойство симметричных точек дает нам очень простой способ построения пар симметричных точек с использованием клетчатого фона. Этим же способом можно построить любые фигуры, симметричные данным. - Чтобы построить симметричные точки, фигуры, нужно разработать алгоритм их построения. -Я предлагаю вам поработать в группах и составить алгоритм построения фигур, симметричных данным. -Возьмите карточки и расставьте в нужной последовательности пункты алгоритма. Алгоритм построения точек, симметричных данным: Соединим точки прямой линией. Отсчитаем столько же клеток в другую сторону и отметим точку. Посчитаем, на каком расстоянии от оси находится точка -Что у вас получилось? (3, 2, 1) | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. СЛАЙД 2 Слово «симметрия» в переводе с греческого звучит как “гармония”, означая красоту, соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей какого- либо предмета. | Сравнивать и классифицировать изображенные предметы и геометрические фигуры по заданным критериям. Ось симметрии делит фигуру на две одинаковые части. |
Самостоятельная работа. | На партах лежат листы с заданием. Ваша задача дорисовать симметричные фигуры | Работа в парах | Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера. |
Закрепление материала | Интересные факты: 1. все живые существа на нашей планете построены по законам симметрии. Это и растения, маленькие и большие животные, и конечно, человек. 2.Симметричные цветы более привлекательны для пчел, так как у них больше нектара. 3.Симметричные животные живут дольше, чем не симметричные, что также говорит в пользу того, что симметрия — это показатель здоровья. 4.Управление основными движениями тела человека и его функциями равномерно распределено между двумя полушариями мозга. Левое полушарие контролирует правую сторону мозга, а правое — левую сторону. | Работа в группах |
| Сегодня на уроке вы пополнили свой багаж знаний. Как вы думаете, на каких уроках можно применить полученные знания?( ИЗО, технология, окружающий мир) Людям каких профессий нужны знания о симметрии? (художникам, ученым, архитекторам, модельеру) Посмотрите на слайд. Одним из самых наглядных использований законов симметрии в жизни служат строения архитектуры. Одним из самых красивых примеров симметрии является природа. Ещё один пример использования человеком симметрии – это техника. Машины, поезда, самолеты и пароходы - все это построено по законам симметрии. Трудно даже представить, какая бы царила на Земле неразбериха, если бы симметрия в природе была нарушена! Домашнее задание | СЛАЙД 3,4 СЛАЙД5,6 СЛАЙД 7,8 СЛАЙД10 | |
V. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: Вот и подошел к концу наш урок. Закончите одну из фраз: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… Вы очень хорошо сегодня работали. Молодцы… Урок окончен | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию СЛАЙД9 | Выражать доброжелательность и эмоционально-нравствен-ную отзывчивость. Осуществлять итоговый контроль |