СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта интегрированного урока математики и шахмат "Симметрия на клетчатой бумаги. Решение задач:как бы вы сыграли?"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок математики и шахмат.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта интегрированного урока математики и шахмат "Симметрия на клетчатой бумаги. Решение задач:как бы вы сыграли?"»

Тема урока: Симметрия на клетчатой бумаге. Решение задач: как бы вы сыграли?

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий, закрепление пройденного материала

Педагогические задачи: показать, что симметричные точки находятся на одном и том же расстоянии от оси симметрии; создать условия для знакомства с приемами построения точки, отрезка, многоугольника, окружности, симметричных данным, с использованием клетчатого фона; способствовать формированию умений копировать рисунок в тетрадь; содействовать формированию умений записывать выражения без скобок, выражения со скобками; содействовать развитию навыков находить значения выражения удобным способом, используя законы сложения и умножения; совершенствовать умение строить точки и фигуры, симметричные данным; выражать длину
в миллиметрах.

Совершенствовать первоначальную расстановку на шахматной доске, решение позиций: как бы вы сыграли.

Развивать умение предвидеть результаты своей деятельности.

Воспитывать чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение; вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.


Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся: с симметричными фигурами;

научатся: применять приемы построения точки, отрезка, многоугольника, окружности, симметричных данным, с использованием клетчатого фона,

закрепят: правильность расстановки фигур в начальной позиции, решение шахматных задач и разбор определенных позиций.


Метапредметные:

Познавательные: понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

-умеют определять и формулировать цель деятельности; умеют высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций; умеют осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы; формулируют собственное мнение и позицию

-умеют ориентироваться на позицию собеседника в общении и при совместном решении задач и разбора шахматных позиций; умеют планировать учебное сотрудничество, разрешать конфликтные ситуации; умеют с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.


Личностные: определяют цели, функции участников, способы взаимодействия

- формируют умение применять приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач



Информационно-технические ресурсы: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, учебник «Математика», 3 класс, ч.1 (авт. Рудницкая В.Н. и др.), демонстрационная шахматная доска, индивидуальные шахматные доски, учебник «шахматы в школе второй год обучения Е.А. Прудникова, Е.И. Волкова.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, закрепление пройденного материала

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, парная, групповая.


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности обучающегося

I. Актуализация опорных знаний.


Математика пришла,

Занимай свои места!

Математика сложна,

Но скажу с почтением:

Математика нужна

Всем без исключения.

Да, математика - наука сложная. Но мы с вами уже преодолели много трудностей на пути познания этой науки. И сегодня перед нами еще одно испытание. А готовы ли мы к ним? Давайте проверим.



II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

–- Ребята, кто знает: как построить вторую половинку дома? У вас на столах листы, нарисуйте вторую половинку дома. А почему не все смогли справиться с заданием? Сегодня вы узнаете, что такое симметрия и научитесь изображать фигуры, симметричные данным, относительно прямой. Почему половина дома изображена на шахматной доске?

С каким предметом тесно взаимодействует предмет математика? –Что общего в предметах математика и шахматы?

Мы сегодня на уроке будем решать задачи и разбирать шахматные позиции.


Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.



– Сегодня на уроке мы …

На шахматной доске нарисована половина дома.



СЛАЙД 1

Принимать
и сохранять учебную задачу. Строить речевое высказывание в уст-ной форме

III. Открытие нового знания, способа действия.






IV. Включение нового
в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

– Понятие Симметрия для вас новое, я предлагаю вам прочитаем толкование этого слова в словаре Ожегова.

Из «Толкового словаря» С.И. Ожегова

Симметрия - соразмеренность, одинаковость в расположении частей чего-нибудь по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости.

Сегодня на уроке мы будем учиться строить симметричные фигуры относительно прямой. А как называется прямая мы узнаем, выполнив следующее задание.

У вас на партах лежит листок. Возьмите его и согните пополам, проколите обе половинки ручкой. Разогните листок. Обозначьте полученные точки буквами А и В. Соедините точки А и В отрезком. Точку пересечения этого отрезка с линией сгиба обозначьте буквой О.

Линию сгиба в математике, называют осью симметрией.

Давайте измерим расстояние АО и ВО. Что заметили?

(Расстояния от точек до оси симметрии равны)

Что вы можете сказать о точках А и В?(точка А симметрична точке В).

- Какой можете сделать вывод?

(Симметричные точки находятся на одинаковом расстоянии от оси симметрии)

3) -Давайте проверим, правы ли мы. (учебник стр.102)

- Прочитайте рубрику «Обрати внимание» (вслух)

- Вы сами открыли основное свойство симметричных точек.

- Это свойство симметричных точек дает нам очень простой способ построения пар симметричных точек с использованием клетчатого фона. Этим же способом можно построить любые фигуры, симметричные данным.

- Чтобы построить симметричные точки, фигуры, нужно разработать алгоритм их построения.

-Я предлагаю вам поработать в группах и составить алгоритм построения фигур, симметричных данным.

-Возьмите карточки и расставьте в нужной последовательности пункты алгоритма.

Алгоритм построения точек, симметричных данным:


Соединим точки прямой линией.

Отсчитаем столько же клеток в другую сторону и отметим точку.

Посчитаем, на каком расстоянии от оси находится точка










-Что у вас получилось? (3, 2, 1)

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.


СЛАЙД 2

Слово «симметрия» в переводе с греческого звучит как “гармония”, означая красоту, соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей какого- либо предмета.





Сравнивать и классифицировать изображенные предметы
и геометрические фигуры по заданным критериям. Ось симметрии делит фигуру на две одинаковые части.

Самостоятельная работа.


На партах лежат листы с заданием. Ваша задача дорисовать симметричные фигуры

Работа в парах


Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую

для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера.

Шахматы

Термин симметрия используется и в шахматах.(привожу примеры)онлайн-доска

На шахматной доске при начальной позиции фигуры расставлены симметрично.(привожу примеры)

А для закрепления нового материала, проведем Игру: Волшебный мешочек», расставив все фигуры симметрично. (напоминаю правила) Проверка по онлайн- доске)

Работа с онлайн - доской

Шахматы

А еще на шахматной доске есть свои координаты. Определите координаты белого короля, черного коня, белого слона, черной пешки.

(ОНЛАЙН –ДОСКА)

шахматы

Решение простейших шахматных задач. Мат в один ход.

(ОНЛАЙН –ДОСКА)

Физминутка

- Давайте разомнемся. Встаньте. Посмотрите друг на друга.  А наши тела симметричны? Правой рукой проведите воображаемую ось симметрии на своем теле. Положите левую руку на левое плечо, сделайте, чтобы ваше тело стало симметричным, а теперь правую руку на правую коленку. Что вы сделаете, чтобы симметрия не нарушилась. Повернитесь к соседу по парте: помашите ему левой рукой, а теперь правой, а теперь, чтобы было симметрично.



Закрепление материала

Интересные факты:

1. все живые существа на нашей планете построены по законам симметрии. Это и растения, маленькие и большие животные, и конечно, человек.

2.Симметричные цветы более привлекательны для пчел, так как у них больше нектара.

3.Симметричные животные живут дольше, чем не симметричные, что также говорит в пользу того, что симметрия — это показатель здоровья.

4.Управление основными движениями тела человека и его функциями равномерно распределено между двумя полушариями мозга. Левое полушарие контролирует правую сторону мозга, а правое — левую сторону.


Работа в группах


Сегодня на уроке вы пополнили свой багаж знаний.

Как вы думаете, на каких уроках можно применить полученные знания?( ИЗО, технология, окружающий мир)

Людям каких профессий нужны знания о симметрии?

(художникам, ученым, архитекторам, модельеру)

Посмотрите на слайд.

Одним из самых наглядных использований законов симметрии в жизни служат строения архитектуры.


Одним из самых красивых примеров симметрии является природа.


Ещё один пример использования человеком симметрии – это техника. Машины, поезда, самолеты и пароходы - все это построено по законам симметрии.


Трудно даже представить, какая бы царила на Земле неразбериха, если бы симметрия в природе была нарушена!

Домашнее задание







СЛАЙД 3,4




СЛАЙД5,6



СЛАЙД 7,8






СЛАЙД10


V. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам:

Вот и подошел к концу наш урок. Закончите одну из фраз:

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я понял, что…

  • Теперь я могу…

  • Я научился…

Вы очень хорошо сегодня работали. Молодцы… Урок окончен

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию



СЛАЙД9

Выражать доброжелательность
и эмоционально-нравствен-ную отзывчивость. Осуществлять итоговый контроль



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!