Технологическая карта
К уроку по биологии
Тема: «Изучение устройства увеличительных приборов
и правила работы с ними».
Учитель биологии
Филиала МБОУ лицей №4 г.Данкова
в с.Политово Семенова Н.А.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ТЕМА УРОКА: «Изучение устройства увеличительных приборов и правила работы с ними».
ТИП УРОКА: урок-практикум.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: практическая работа.
УЧАСТНИКИ: учащиеся 5 класса.
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с устройством увеличительных приборов и правилами работы с ними.
ЗАДАЧИ: образовательная: сформировать у учащихся умения и навыки практического характера; способствовать пониманию взаимосвязи между наукой и практическим применением. Развивающая: развивать умения и навыки самостоятельной работы; анализировать, сравнивать, выделять главное, применять полученные знания на практике. Воспитательная: способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитанию мотивов учения, интересов и любознательности, прививать положительный интерес к природе и её изучению; способствовать формированию межличностных отношений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УУД.
Познавательные: учащиеся получат возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи; отбирать нужную информацию, работать с информацией.
Коммуникативные: получат возможность научиться планировать сотрудничество со сверстниками и учителем; аргументировать свою точку зрения и сравнивать разные.
Регулятивные: получат возможность научиться ставить цель и выполнять задания в соответствии с поставленной целью; планировать алгоритм действий при выполнении практической работы; ставить учебную задачу на основе соответствия того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно. Личностные: формирование навыков обучения, познавательных интересов и мотивов, коммуникативных компетенций в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем в процессе данной деятельности.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: микроскоп, лупа, окуляр, объектив, зеркало, микропрепарат.
РЕСУРСЫ: микроскопы, лупы, микропрепараты.
Этапы урока | Содержание материала, деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
Мотивация к учебной деятельности. | Активация к познанию. Отвечают на вопросы: 1- Какие приборы используете вы дома? Для каких целей? 2-Какие приборы используются в школе? С какой целью? 3- Приборы используемые дома, можно использовать в школе? Вывод: соответствующие приборы используются для соответствующих целей. | Отвечают на вопросы. Делают вывод. | Волевая саморегуляция, планирование сотрудничества. Сотрудничество с учителем и со сверстниками. |
Актуализация знаний, фиксация затруднений. | На столах представлены микропрепараты. Рассмотрите их, что вы видите. Объекты на микропрепаратах хорошо различимы? Можем мы их описать? Почему их описание невозможно? (плохо видно). Обратимся к страницам учебника. Как по-вашему, какие приборы можно использовать для более детального рассмотрения микропрепарата. Как называются такие приборы? (увеличительные – это лупа и микроскоп). Рассмотрите микропрепарат под лупой. Достаточно увеличения лупы? Что ещё лучше использовать? Где на практике можно использовать лупу? | Рассматривают микропрепараты. Отвечают на вопросы. Работа с учебником. Отвечают на вопросы. | Осуществляют анализ объекта, контроль и оценка процесса. Анализ, синтез. Осуществляют анализ рисунков, строят высказывания. Устанавливают причинно-следственные связи; прогнозирование. |
Выявление места и причины затруднения. | Перед изучением микропрепарата под микроскопом , что нужно изучить? (изучить сам микроскоп, его строение, и как работать с ним) | Отвечают на вопрос. | Устанавливают причинно-следственные связи; постановка проблемы и ее формулирование. |
Построение проекта и выхода из затруднения. | Как обозначим тему урока: «Изучение устройства увеличительных приборов и правила работы с ними». Какие обозначим цели? 1) Изучить устройство микроскопа; 2) Научиться работать с микроскопом. Изучим устройство микроскопа, обратившись к учебнику. Найдите на рисунке и сопоставьте на микроскопе его основные части-детали. Выпишите основные детали в тетрадь. | Строят высказывание. Формулируют цели. Работают с учебником. Выписывают в тетрадь. | Целеполагание. Работа с информацией. Анализ информации. |
Первичное закрепление. | Из каких деталей состоит микроскоп? Для каких целей служит окуляр, тубус, зеркало, предметный столик, зажимы, объектив, штатив? Как правильно работать с микроскопом? Перед тем как работать с любым прибором, мы должны ознакомиться с чем? (с инструкцией) . Мы попробуем сами составить такую инструкцию и записать её в тетрадь. | Исследуют объекты. Отвечают на вопросы. | Устанавливают причинно-следственные связи. |
Реализация построенного проекта. | С чего нужно начинать работу с любым прибором? (с установки). Сформулируем первое правило и запишем его: 1- установить микроскоп штативом к себе. Сформулируем второе правило: - посмотрите в окуляр, что увидели? Что нужно сделать, чтобы хорошо было видно? Что мы делаем, когда входим в темную комнату? Как «включить» свет в микроскопе? Нужно найти свет, используя зеркало. Запишем правило: 2- посмотрев в окуляр, зеркалом найти светлое поле. Далее приступаем к изучению микропрепарата. Что делаем с ним? Запишем: 3-установить микропрепарат на столике и зафиксировать зажимами. Чтобы микропрепарат был различим, сформулируем четвертое правило. Запишем: 4- смотреть в окуляр, одновременно медленно вращая винтами до хорошей видимости микропрепарата. После окончания работы 5- привести микроскоп в исходное положение. Прочитаем записи в тетрадях. Появился алгоритм действий или правила работы с микроскопом. | Отвечают на вопрос. Записывают в тетрадь. Отвечают на вопросы. Выполняют работу с микроскопом. Читают записи. | Построение логической цепи рассуждений, анализ, самостоятельное решение проблем поискового характера. Умение выражать свои мысли. |
Самостоятельная работа с самопроверкой. | Задание 1. Дан текст с пропусками. Внести пропущенные термины в текст. Поменяйтесь тетрадями с товарищем, проверьте работу и оцените её. Задание 2. Установить последовательность действий при работе с микроскопом. Проверьте свою работу с ранее записанным алгоритмом. См.приложение 1. См.приложение 2. | Работают с текстом. Работают с алгоритмом действий. Работают самостоятельно. | Оценивание качества и уровня усвоения, коррекция. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. |
Рефлексия учебной деятельности. | Назовите тему урока. Назовите цели урока. По-вашему мнению цели урока достигнуты? Спрогнозируйте, как в будущем мы будем применять микроскоп? | Отвечают на вопросы. | Умение выражать свои мысли. Оценка результатов своей деятельности. |
Приложение 1.
Даны предложения. Внеси в пропуски соответствующие термины.
Увеличительные приборы для изучения мелких объектов это ………. И ………….
На …………. помещают исследуемый микропрепарат.
Чтобы увидеть белое поле нужно использовать ……………….
Часть микроскопа, которая увеличивает объект в несколько десятков раз - ……………………
Рассматривая микропрепарат под микроскопом, мы смотрим в ………………….
Термины: окуляр, лупа, объектив, микроскоп, столик, зеркало.
Приложение 2.
Установите последовательность действий при работе с микроскопом.
Установить микропрепарат на столике и зафиксировать его зажимами.
Установить микроскоп штативом к себе.
Посмотрев в окуляр, регулируя зеркалом, найти светлое поле.
По окончанию работы привести микроскоп в исходное положение.
Смотреть в окуляр и одновременно медленно вращать винтами до хорошей видимости микропрепарата.