СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку физики "Атмосферное давление" УМК: Перышкин А.В. Физика-7- М, Дрофа,

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Образовательные: создать условия для формирования учащихся представления об атмосферном давлении, раскрыть его природу, ознакомить школьников с явлениями, вызванными действием атмосферы, и выяснить влияние земной атмосферы на живые организмы.

 из курса географии вспомнить общие понятия атмосферы и атмосферного давления; рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие; обосновать существование веса воздуха.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку физики "Атмосферное давление" УМК: Перышкин А.В. Физика-7- М, Дрофа,»

Литовченко Любовь Михайловна

МБОУ СОШ п. Быстринск Ульчского муниципального района Хабаровского края


Технологическая карта урока физики


Название предмета ФИЗИКА____Класс 7 Урок №40/9

Дата 06.02.2016г

Тема Атмосферное давление. Вес воздуха.

УМК: Перышкин А.В. Физика-7- М, Дрофа, 2010год

Учитель Л.М. Литовченко (МБОУ СОШ п. Быстринск)

Форма работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, демонстрации и практические задания, решение задач.

Цели урока:

  • Образовательные: создать условия для формирования у учащихся представления об атмосферном давлении, раскрыть его природу, ознакомить школьников с явлениями, вызванными действием атмосферы, и выяснить влияние земной атмосферы на живые организмы.

из курса географии вспомнить общие понятия атмосферы и атмосферного давления; рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие; обосновать существование веса воздуха.

  • Развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать и систематизировать педагогическую информацию, давать полный развернутый ответ; способствовать овладению методики научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов.)

  • Воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; показать взаимосвязь атмосферного давления со здоровьем и жизнедеятельностью человека; формировать работать в парах, включаться в диалог друг с другом.


Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: биология, история, математика.

Наглядность: презентация урока в программе Microsoft Power Point,видеоматериалы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная в парах.

Формирование УУД:

  1. предметные:

  • распознавать явления, объясняемые на основе знаний об атмосферном давлении.

  • экспериментально доказывать существование атмосферного давления, рассчитывать удельный вес воздуха, усовершенствовать умение самостоятельно добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • овладеть опытом исследовательской деятельности

  • использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент)

  1. личностные:

  • стимулировать способность иметь собственные мнения;

  • понимание значения сотрудничества с учителем, с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

  • самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

  1. Метапредметные:

  • регулятивные:

  • постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

  • формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

  • осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

  • владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

  • познавательные:

  • Исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки на практике;

  • Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.

  • информационно – коммуникативные:

  • Отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;

  • Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.

Применяемые технологии: технология проблемного обучения, ИКТ .

Планируемые результаты:

  • Предметные: сформировать понятие атмосферного давления.

Уметь: экспериментально доказывать его наличие, обосновывать существование веса воздуха.

  • Личностные: удовлетворенность от работы на уроке, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Метапредметные: биология, история, математика.

  • Основные понятия: атмосфера, давление, вес, атмосферное давление.


Оборудовани: компьютер, проектор, экран. Приборы для демонстрации опытов, доказывающих существование атмосферного давления, линейка, стакан с водой, лист бумаги, пипетки, медицинские шприцы, стаканы с водой.


Структура урока:

  1. Организационный этап. 1мин.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3мин.

  3. Актуализация знаний. 3 мин.

  4. Первичная проверка понимания.11 мин.

  5. Первичное закрепление материала. 10 мин.

  6. Основное закрепление знаний учащихся по новой теме 13 мин.

  7. Сообщение домашнего задания и инструктаж. 2 мин.

  8. Рефлексия (подведение итогов занятия). 2 мин.













Этап урока

Время

в мин.

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУД (формы организации учебной деятельности)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФУУД (формирование универсальных учебных действии)

1.Организационный этап.












1 мин.

Слайд ( 1)

Слово учителя

-Надеюсь, что сегодня вы пришли на урок с хорошим настроением и готовы к плодотворной работе

На интерактивной доске открыта презентация, на столах приборы.


Словесный

Слово учителя.

Фронтальная

Приветствует учащихся.

Проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познать новое.

2.Актуализация опорных знаний

Цель:

повторение изученного материала, необходимого для открытия новых знаний.




3 мин

Беседа(игра «Передай мяч»)

1.Какую величину

Называют давлением? 2.Единицы измерения давления.

3.Какую силу называют весом тела? Единица измерения веса.

4.Как читается закон Паскаля?

5. Какими свойствами обладает газ?

6. От каких величин зависит давление жидкости на дно и стенки сосуда? (Формула)



Словесный

Проверка изученного материала в форме деловой игры

Фронтальная


Учитель акцентирует внимание на основных вопросах ранее изученного материала.

Участвуют в учебном диалоге, строят монологическое высказывание.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, построение логической цепи рассуждений

Умение сравнивать, анализировать.

Регулятивные УУД - оценка своих знаний,


3. Мотивация учебной деятельности

Цели: организация учебной деятельности, стимуляция интереса к теме урока.




3 мин.

Слово учителя

(Опыт)

Мы уже знаем, что вода давит на дно стакана. Накроем этот стакан листом бумаги и поддерживая рукой перевернем вверх дном. Давит ли вода на лист бумаги? Почему же он не падает, находясь под действием силы давления воды? (Так как листок находится в равновесии, на него должна действовать еще одна сила, направленная снизу вверх. Этой силой является давление воздуха или, как говорят? …)


Слайд (2,3)



Словесный

Демонстрация опыта

Фронтальная.

1.Демонстрирует опыт, просит его объяснить.

2.Создает условия для возникновения желания включения в деятельность

(хочу!)

3.Устанавливает тематические рамки учебной деятельности

(могу!)

Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока?


Наблюдают опыт.

Слушают учителя.

Формулируют самостоятельно тему урока, обосновывают актуальность знаний об

атмосферном давлении.

Отвечают на вопрос учителя

«Атмосферное давление»

Записывают тему урока в тетрадь. Работают со словарем физических терминов,

атмосфера(от греч . атмос –пар, воздух сфера –шар)


Познавательные: усваивают новую информацию

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблемы, интересуются чужим мнением и высказывают свое собственное.

Личностные: осознают неполноту знаний, проявляют интерес к новому содержанию.

Регулятивные:

Целеполагание;

(постановка учебной задачи на основе

соотнесения того, что известно и усвоено, и того, что еще неизвестно)

4.Открытие новых знаний.

Организовать поиск решения проблемы; обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения



11мин.

Слайд (4,5)

А теперь из курса географии давайте вспомним

1.Что такое атмосфера?

2. Каков состав воздуха?

3. Какие физические характеристики атмосферы вам известны из курса географии?

4. Какие из этих величин изменяются с высотой?

5. Где находится основная масса воздуха?

6. В каком слое воздух наибо­лее сжатый и плотный? Почему?


Демонстрирует

Ресурс 1.

Слайд-шоу «Атмосфера Земли»

(просит объяснить увиденное, сделать выводы).

Почему молекулы атмосферы не падают на Землю и почему они не могут покинуть Землю?

Организует работу с учебником ( стр. §40) Выясним каким образом можно определить массу воздуха?

Зная массу легко вычислить его вес Р

Ребята ,вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело Нет, странно. А ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе «КАМАЗА» груженного кирпичом. То есть около 10 тонн. Почему же мы не ощущаем этого веса? Деиствительно, мы не смогли бы выдержать такую тяжесть, если бы ей не противостояло такое же давление внутри нашего тела.

Слайд ( 6)

Письменный опрос

Индивидуальная

Презентация Слайд ( 6)


Проверь себя

(презентация)

1.Атмосфера – воздушная оболочка Земли

2. Кислород, азот и смесь газов в наименьшем количестве

3. Давление, температура, примерная толщина слоя

4. Давление, температура, плотность

5. У поверхности Земли

6. У поверхности Земли, потому что на него давят остальные слои

Правильный ответ «1» , неправильный ответ «0»

Демонстрирует

Ресурс 1.

Слайд-шоу «Атмосфера Земли»

просит объяснить увиденное, сделать выводы.

Работают с листом самооценки, отвечая на вопросы, осуществляют самопроверку









. Отвечают на вопросы учителя.








Работают с текстом учебника.

Определяют вес воздуха, делают записи в тетрадях.

Вывод: воздух имеет вес.


Отвечают на вопросы, по необходимости задают вопросы учителю, ,делают записи

в тетради.

Регулятивные: ставят перед собой учебную задачу

Познавательные:

анализируют, работают самостоятельно,

Регулятивные:

проводят самооценку, коррекцию.


5.Первичная проверка понимания.

Цель:

обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения





10 мин.

Слайд (7,8)

Изучение атмосферного давления имеет большую поучительную историю

(сообщения учащихся)

Экспериментальная работа.


Словесный

Беседа

Индивидуальная

Организует лабораторное исследование. Направляет работу учащихся, помогает им, консультирует.

По результатам своих наблюдений заполните таблицу, сделайте выводы.


Учащиеся выступают с сообщениями

1. «Устройство насоса».

2«.Магдебургские полушария»

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, учащимися

Отвечают на вопросы.

Выполняют, наблюдают, фиксируют результаты опытов. Анализируют, делают выводы.


Познавательные:

Применяют

полученные знания в решении задач развивают интерес к предмету.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу соответствующую этапу обучения.

Коммуникативные:

осуществляют учебные взаимодействия с учителем с одноклассниками, высказывают свое мнение.


6. Первичное закрепление

Цель:

Проверить степень усвоения учащимися изучаемого материала и выявить пробелы




13 мин.

ФИЗКУЛЬТ –МИНУТКА


Слайд (9,10)

Применение атмосферного давления

(прочитайте текст и ответьте на вопросы:

1.Воздух - лекарь

(Объяснить принцип действия медицинской банки)

2. Автоматическая поилка для птиц (Почему вода не выливается из

бутылки?)

КАК же проявляется атмосферное давление в живой природе?(Сообщения учащихся)

Слайд (11-14)

Подведем итоги урока. Для этого восстановите предложения, заполнив пропуски.

Слайд (15)

1. Вокруг Земли существует ______, которая удерживается благодаря ______ .

2. Воздух имеет ___ и давит на земную поверхность и на все, находящиеся на ней тела.

3. С увеличением высоты плотность атмосферы ___________ и давление _________.


Словесный

Беседа по содержанию слайдов

Индивидуальная

Выводит на интерактивную доску презентацию, просит объяснить увиденное.

Предлагает восстановить предложения, заполнив пропуски, объяснить (текст на слайде 15) разгадать кроссворд.


Работают с текстом, объясняют увиденное в презентации.



Учащиеся выступают с сообщениями: 1.«Древесные лягушки и мухи…»

2. «Рыбы – прилипалы»

3. «Слон использует…»

4. «Лось»


Восстанавливают предложения, заполнив пропуски, объясняют.

разгадывают кроссворд. Оценивают результат своей учебной деятельности, корректируют знания,


Работают с листом самооценки,


        1. «Древесные л


Познавательные: Развивают творческое мышление

Проявляют учебно – познавательный интерес к новому материалу.

Коммуникативные:

общаются с учителем и с учащимися. Отстаивают свою точку зрения в диалоге.

Умеют представить информацию в письменной и устной форме

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу соответствующую этапу обучения.



8.Сообщение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.



2

мин

Презентация

Слайд (16)


Словесный

Сообщение учителя


Фронтальная


Мотивирует учащихся на выполнение домашнего задания.

1. уровень – § 40; задание №10 на стр.98 (1, 3, 4);

2. уровень – составить синквейн (атмосфера)

3.уровень - написать рассказ «Влияние человека на атмосферу».


Осознают значимость изученного материала.

Осуществляют выбор вариативной части домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневники.

Уточняют.


Регулятивные: принимают учебную задачу.


9.Рефлексия учебной деятельности на уроке




2

Мин.

Предлагает учащимся оценить результативность урока.

Организует рефлексию:

-Как вы полагаете, решили ли мы поставленные вначале урока задачи?

Слайд ( 17)

Прием «Выбор»


Индивидуальный

Обсуждает с учащимися критерии самооценки их работы,

итоги урока в целом.

(презентация, слайд № 17)

Учитель выставляет отметки за урок с учетом результатов самоанализа, отмеченных в карточках для рефлексии

Участвуют в обсуждении критериев самооценки.

Производят самооценку работы.

Участвуют в подведении итогов урока в целом.


Регулятивные: оценивают собственную деятельность, работу учителя и класса на уроке.

Адекватно воспринимают оценку учителя;

Личностные: самооценка на основе критериев успешности; Познавательные: актуализируют уже имеющиеся знания.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!