СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку изо по теме "Золотая хохлома"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка технологической карты по ИЗО по теме "Золотая хохлома" 5 класс по программе Неменского.....

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку изо по теме "Золотая хохлома"»

Технологическая карта урока изобразительного искусства

Дружкова Ольга Васильевна, учитель изобразительного искусства

МОУ «Средняя школа № 28» г. Ярославль

Класс: 5

Тема: «Золотая Хохлома»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через изображение росписи изделия по мотивам хохломской росписи.

Планируемые результаты:

личностные

метапредметные

предметные

  • -создать условия для раскрытия интеллектуальных возможностей детей;

-работать над самооценкой и адекватным пониманием причин

успеха/неуспеха в учебной деятельности.


  • -воспитывать наблюдательность, способность видеть прекрасное в искусстве народных промыслов и жизни;


  • -формировать умения выявлять в произведениях традиционных промыслов единство материала, формы и декора, элементов декоративности, конструктивности и орнаментальности как принципа изобразительной композиции;

-развивать умения и навыки художественной росписи;

-совершенствовать умения и навыки декоративной росписи в изучении

народных художественных промыслов;

Образовательные ресурсы: Учебник « Изобразительное искусство» Авторы: Н.А. Горяева О.В. Островская

компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Золотая хохлома», стихотворение О. Простовой «Хохлома», альбом, простой карандаш, гуашь, непроливайка, кисти, модели для раскрашивания.


Методическая литература:


Автор

Название

Издательство

Год издания

1.

Н. А. Горяева

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс».

Просвещение

2022

2.


.

Просвещение

2022


Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Мотивация (самоопределение к дальнейшей деятельности) (1 мин)

- Приветствие обучающихся

- Проверка готовности к занятию.

Приветствие учителя

2.Введение в тему урока (2 мин)

Учитель читает эпиграф:

Не могу налюбоваться, взглядом долгим оторваться

От причудливых узоров и фантазии просторов.

Ты душою глубока и торжественно легка.

В твоих кудрях золотых солнечный играет блик,

Травник весело кружится, гордая сидит Жар-птица,

Песни счастья нам поет, красны ягоды клюет.

Что за дивная посуда? Роспись льется - просто чудо.

Здесь цветы, луга, поля - все чем славится земля,

И березовый листок, и пшеницы колосок.

(1слайд) -Ребята, обратите внимание на зрительный ряд.(посуду стоящую на столе)

Можете ли вы определить, к какому народному промыслу они относятся?(сл.2)

Учащиеся  слушают,

отвечают на вопросы -Хохлома



3. Актуализация знаний (2мин)

Учитель задает вопросы

-Какие народные промыслы вы знаете?

Учащиеся: -Дымково, Филимоново, Каргопольская игрушка…

4. Введение нового материала (10 мин)

Учитель демонстрирует слайд 3. Откуда же появилось это удивительное искусство?

Разное сказывают старики. Говорят, будто давным - давно поселился за Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как–то к его порогу жар – птица и он её угостил. И вдруг птица – жар прикоснулась своим крылом к чашке - и чашка стала золотой. Это конечно сказка.

Слайд № 4 Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Хохлома (откуда и появилось название росписи), Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

-Ребята, хотите попасть на фабрику хохломской росписи?

-Закройте глаза и представьте, как мы идем на пристань, садимся на катер, который идет по Волге. Мы в пути. Посмотришь в окно, увидишь красоту родной природы, русские деревни Новопокровское, Семеново. Именно там мы и заглянем на фабрику.

Слайд №5 В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник»

- В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают?

Оказывается это совсем непросто.

Слайд №6

Для изготовления изделий с хохломской росписью сначала делают грубые бруски-заготовки из дерева.

Слайд 7

Затем на токарном станке заготовке придают нужную форму. Полученные изделия — резные ковши и ложки, поставцы и чашки — основа для росписи, называются «бельё».

Слайд 8

Изделие надо подготовить под роспись.

Вначале его обмазывают льняным маслом, а затем специальным составом – грунтом, деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы".

Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

Обмазанная грунтом кружка похожа на глиняную. Грунтованное изделие сушат в печи, затем шлифуют.

Слайд 9

После этого кружку несколько раз обмазывают олифой, чтобы пропитался грунт и на поверхности его появилась липкая пленка. К этой пленке легко пристает полуда - измельченный в порошок.. В старину полудой служило олово, а сейчас – алюминий, снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

Втирание полуды называется лужением. Луженая кружка похожа на серебряную. И только сейчас к ней может прикоснуться кисть мастера.

Слайд 10

За работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

Слайд 11

Когда художник закончит свою работу, за дело возьмутся другие мастера. Изделие вручную покроют несколькими слоями лака (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «закаливания». Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание

«Золотая Хохлома».

Слайд 12

Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым.

Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Золотая хохлома!

Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

Существует два вида хохломской росписи: фоновое и верховое письмо.

Слайд 13

При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на фон изделия, на золотистую поверхность, ставшей такой от потемневшего в печи лака, нанесённого на серебристый фон посуды. Криуль — основная линия композиции, на неё «насаживают» такие элементы как капельки, усики, завитки красным и чёрным цветом.

Здесь можно выделить три типа орнамента: роспись «травка», роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник».

Слайд 14

Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Фон в таком виде росписи окрашивается в красный или чёрный цвет. Других красок в этом виде письма не используют.

Все изделия расписываются вручную. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

Из поколения в поколение передавались навыки токарного дела, изготовления посудных форм, искусство объёмной резьбы. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, живописную культуру, мастерство «тонкой кисти» и секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

Слайд №15

- Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы. Какой орнамент используют художники?

Слайды №16 - Какие основные цвета в росписи? - Почему именно эти цвета?

- Какие чувства символизируют эти цвета? Слайд №17

-Ребята, какие элементы росписи вы видите?

- Верно - это символы счастливой жизни, как бы райский сад. Слайд №18-20

Динамическая пауза.

По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).

И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
И красненьким и жёлтеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).

Возьму у солнца чашку я,

Водички я напьюсь.

И хохломскому мастеру

За это поклонюсь.

Учащиеся смотрят внимательно презентацию











Учащиеся слушают и смотрят презентацию

И отвечают на вопросы учителя.




























































































































Учащиеся: Травяной, растительный, видны листья, ветви и т.д.

Учащиеся: Красный, черный, зеленый, желтый, золотистый.

Учащиеся:- Цвета природы.

- Красный - радость, золотой - тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый - цвет жизни, природы; черный – торжественность.

- Травка, ягодки, цветы, птицы.


(красным и черным цветом на золотистом фоне)


(золотистый рисунок на цветном фоне).











4. Практическая работа (25 мин)

Учитель просит детей обратить внимание на задание.

Учитель создаёт условия для самостоятельной работы обучающихся по теме: «Золотая Хохлома»

Выбирают шаблон, обводят в альбом и делают фон посуды.

Учащиеся выполняют упражнения за учителем

Учащиеся должны выполнить свою композицию росписи выбранного изделия

5. Рефлексия содержания и деятельности. Самооценивание.(5 мин)

Учитель создает условия  для обратной связи (рефлексия):

-Сегодня мы узнали:

· теперь я могу…

· я научился…

· у меня получилось …

· мне захотелось…

Учитель предлагает оценить свою работу

Учащиеся обращают внимание

Учащиеся называют

Ученики сами себя оценивают.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!