СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку химии в 8 классе «Амфотерные оксиды» по ФГОС с применением конструктора ситуационных задач Л.С.Илюшина

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока. Систематизировать знания учащихся о гидроксидах металлов. Начать формировать понятие «амфотерность». Научить доказывать амфотерный характер оксидов и гидроксидов.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку химии в 8 классе «Амфотерные оксиды» по ФГОС с применением конструктора ситуационных задач Л.С.Илюшина»


МКОУ «СОШ №3 г. Киренска»


Технологическая карта к уроку химии в 8 классе «Амфотерные оксиды» по ФГОС

с применением конструктора ситуационных задач Л.С.Илюшина


Ф. И. О. педагога: Галина Лариса Владимировна

Предмет: химия

Класс: 8

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока. Систематизировать знания учащихся о гидроксидах металлов. Начать формировать понятие «амфотерность». Научить доказывать амфотерный характер оксидов и гидроксидов.

Задачи урока.

Образовательные: сформировать у учащихся понятие амфотерного оксида, гидроксида; закрепить умения составлять формулы веществ и уравнения химических реакций; изучить химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов.

Воспитательные: показать единство материального мира.

Развивающие: приобретение навыков самостоятельной работы. Развить умение устанавливать причинно-следственные связи; умение прогнозировать свойства веществ, исходя из их строения; способствовать развитию грамотного химического языка; развивать умение анализировать, исследовать, формировать аналитическое мышление.

Планируемые результаты обучения.

Предметные. Способствовать изучению обучающимися свойств амфотерных оксидов. Уметь экспериментально доказывать амфотерный характер оксидов и гидроксидов.

Метапредметные. Развивать умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, формулировать выводы.

Личностные. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


Ресурсы: Учебник: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия 8 класс», периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, инструктивная карта, мультимедийный проектор, презентация.

Формы урока: Ф- фронтальная, СМ – самостоятельная, ПР- практическая.

Технология: Проблемное обучение, игровые технологии, технология развития критического мышления, ИКТ технологии, конструктор ситуационных задач Л.С.Илюшина.

Методы: словесно-наглядный, проблемно-поисковый, беседа.


Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

I. Организационный момент


Проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой.

Слушают учителя, настраиваются на работу на уроке.

Слайд 1.

II. Мотивация

Доносит информацию.

Воспринимают информацию.

Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному миру неорганической химии. Надеюсь, наш урок пройдет в атмосфере творческого поиска. Работать будем с применением инструктивной карты, материала §43 (с.146-147), демонстрационного и лабораторного опытов. Эпиграфом урока будут слова Бернарда Шоу «Деятельность – единственный путь к познанию». Для дальнейшей работы я предлагаю вам выполнить стартовые задания.

III. Актуализация знаний

Проводит фронтальный опрос.

Выполняют письменно задания в тетради. Затем читают ответы

Кислород

Кислотными, амфотерными

Na2O, SO3

Кислотами, кислотными

Гидроксогруппы –ОН



Щелочами, NaOH, KOH

Cu(OH)2

Кислотами, кислотными

Щёлочи

Кислотами

Слайд 2. Стартовые задания.

Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является…

Оксиды бывают основными, …. и ……

Формула оксида натрия … и оксида серы (IV)…

Основные оксиды реагируют с …. и …. оксидами

Основания (гидроксиды) – это сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов и …

Растворимые в воде основания называются ….Приведите примеры.

Примерами нерастворимых оснований являются…

Щелочи реагируют с … и …. оксидами.

Нерастворимые основания получают при взаимодействии соответствующей растворимой соли и …

Нерастворимые основания разлагаются при нагревании и взаимодействуют с …

IV.Постановка цели урока, мотивация учебной деятельности

Доносит информацию



















Создаёт проблемную ситуацию

Выполняют задание письменно.

SO3- кислотный

CaO- основный

ZnO

Al2O3







«Ни к основным, ни к кислотным»

Записывают дату и тему урока



«Амфотерных»



Воспринимают информацию

Слайд 3. На слайде представлены формулы веществ основных классов неорганических соединений.

HCl, SO3, ZnO, NaCl, Al2O3, H2SO4, CaO, NaOH.

Выпишите формулы оксидов, подчеркните металл в оксиде. Как классифицировать эти оксиды?

К каким оксидам вы отнесли ZnO, Al2O3- основным или кислотным?

Запишите дату и тему урока в тетрадях «Амфотерные оксиды и гидроксиды».

- Каковы цели нашего урока?

Изучить свойства …. соединений

Создание проблемной ситуации

Слайд 4. Какие из указанных пар веществ могут вступать во взаимодействие:

а) Zn(OH)2 + HCl

б) Zn(OH)2 + NaOH?

V. Изучение нового материала

Теоретическая часть



































































Выполнение практической работы










Объясняет новую тему







































































Задаёт ситуационную задачу








Записывают определение



Воспринимают информацию



Записывают информацию













Записывают химические свойства амфотерных оксидов и уравнения реакций

























Записывают химические свойства гидроксида цинка и уравнения реакций











Составляют уравнение реакции







Выполняют задания устно





















Защита от коррозии



4Al2O3+3O2=2Al2O3

Оксидная плёнка алюминия имеет свойство восстанавливаться после повреждения.

Да, действием сильных кислот, щелочей



в соответствии с Правилами проведения предполётного досмотра запрещено провозить на борту воздушного судна в багаже и личных вещах едкие и коррозирующие вещества.

Слайд 5. Амфотерность - способность соединений проявлять либо кислотные либо основные свойства, в зависимости от того с чем они реагируют.

Амфотерных соединений довольно много. Вы уже знаете амфотерные оксиды.

Амфотерные оксиды образованы металлами, находящимися в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева либо в главных подгруппах вблизи диагонали бор–астат, например Аl2О3, либо в побочных подгруппах (при этом степень окисления элемента в оксиде чаще всего промежуточная+3 или+4), например Сr2О3. Все амфотерные оксиды – твердые вещества.

Рассмотрим химические свойства амфотерных оксидов на примере оксида цинка.

Амфотерные оксиды реагируют с сильными кислотами, образуя соли этих кислот. Такие реакции являются проявлением основных свойств амфотерных оксидов, например:

ZnO + H2SO4 → ZnSO4 + H2O

Они также реагируют с сильными щелочами, проявляя этим свои кислотные свойства, например:

ZnO + 2NaOH → Na2ZnO2 + H2O

Амфотерные оксиды могут реагировать со щелочами двояко: в растворе и в расплаве.

При реакции со щёлочью в расплаве образуется обычная средняя соль (как показано на примере выше).

При реакции с щёлочью в растворе образуется комплексная соль.

ZnO + 2NaOH + H2O → Na2[Zn(OH)4] (В данном случае образуется тетрагидроксоцинкат натрия)

Амфотерные оксиды обычно при нормальных условиях не растворяются в воде и не реагируют с ней.

Амфотерные гидроксиды.

Слайд 6. Соответствующий оксиду цинка гидроксид цинка также способен реагировать и с кислотами, и со щелочами. С сильной кислотой гидроксид цинка реагирует как основание:

Zn(OН)2 + H2SO4 → ZnSO4 +2 H2O

С сильным основанием, например с гидроксидом натрия, гидроксид цинка реагирует как кислота:

Zn(OН)2 + 2NaOH= Na2[Zn(OH)4]

тетрагидроксоцинкат

натрия ( комплексная соль)

При сплавлении гидроксида цинка со щелочью образуется безводный цинкат натрия и выделяется вода в виде пара:

Составьте уравнение реакции.

Zn(OН)2 + 2NaOH → Na2ZnO2 + 2H2O

Как же распознать, что соединение является амфотерным? Опытным путем проверить является ли вещество амфотерным.

Взаимодействие гидроксида цинка с гидроксидом натрия.

Слайд 7. Решение ситуационной задачи и применением конструктора Л.С.Илюшина

При окислении алюминия образуется амфотерный оксид алюминия Al2O3, который покрывает поверхность металла прозрачной прочной и плотной пленкой, защищающей металл от коррозии в воздушной среде, морской воде и в ряде окислительных сред слабой агрессивности. Оксидная плёнка алюминия имеет свойство восстанавливаться после повреждения. Коррозийная стойкость, наряду с небольшой плотностью и высокой прочностью, способствует использованию алюминия в самолётостроении.

Однако, при взаимодействии с кислотами и щелочами оксидная плёнка разрушается.

Al2O3 + 6HNO3 → 2Al(NO3)2 + 3H2O

  1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ. Прочитайте текст самостоятельно.

  2. Слайд 8. ПОНИМАНИЕ. Объясните значение амфотерного оксида для коррозийной стойкости металла.

  3. Слайд 9. ПРИМЕНЕНИЕ. Напишите уравнение реакции образования защитной плёнки на поверхности алюминия.

  4. Слайд 10. АНАЛИЗ. Проанализируйте, что произойдёт с алюминием при появлении царапин.

  5. Слайд 11. СИНТЕЗ. На основании знаний о химических свойствах амфотерных оксидов, предположите, можно ли разрушить защитную оксидную плёнку алюминия на корпусе самолёта.

  6. Слайд 12. ОЦЕНКА. Предложите, каким образом можно защитить корпус самолёта от разрушения, если пассажиры пытаются провезти на борту воздушного судна в багаже и личных вещах едкие и коррозирующие вещества.


VI. Закрепление изученного материала.

Объясняет задание

Выполняют задания письменно и проверяют друг у друга

Выполните тестовые задания с. 148. Обменяйтесь тетрадями.

1 (2) 2(3) 3(2,4)

VII. Домашнее задание.

Задаёт задание, спрашивает понятно ли задание

Смотрят понятно ли выполнение задания

Выучить материал §43, выполнить № 5 с. 148 письменно.


VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.



Подведем итоги нашей работы.

1) Какие вещества называют амфотерными?

2) В чем особенность химических свойств амфотерных оксидов и гидроксидов?

А теперь оцените свою деятельность на уроке. Суммируйте свои баллы. Если вы набрали мало баллов, поработайте на собой, будьте более активны

1. На уроке я работал(а): активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я: доволен/ не доволен

3.Мое настроение: стало лучше/ стало хуже

4. Материал урока мне был: понятен/ не понятен

5. Домашнее задание мне кажется: легким/ трудным




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!