Умения прогнозировать содержание рассказа, увеличивать темп чтения вслух.
Понимать понятия «автор - рассказчик». Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Этапы урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
1.Организационный момент. Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. | Здравствуйте, ложитесь. Проверьте свои рабочие места. Каким будет сегодняшний урок? - Урок будет необычным - Узнаем много нового - Поработаем творчески - Урок доставит радость общения - Будет интересно на уроке | Настрой учащихся на восприятие учебного материала Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. | Приветствуют учителя, отвечают на вопрос. | Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. |
2. Речевая разминка. Цель: развитие фонематического восприятия, речевого аппарата, скорости чтения вслух и про себя, повышение интереса к процессу чтения. | Знакомый Сегодня вышел я из дома. Пушистый снег лежит кругом. Гляжу – навстречу мой знакомый Бежит по снегу босиком. И вот мы радости не прячем, Мы – неразлучные друзья. Визжим, и прыгаем, и скачем – И он, и я, и он, и я! Валентин Берестов - Прочитайте это стихотворение по слогам, жужжащим чтением, шёпотом, с ускорением, выразительно. - Догадались ли вы, о ком идёт речь? - О чём хотел рассказать нам автор? - С каким произведением будем работать сегодня? - Сегодня мы продолжим работу над текстом А. И. Куприна «Барбос и Жулька». | Объясняет задание. Задает вопросы. Слушает ответы учащихся. | Читают стихотворение по заданию учителя. Отвечают на вопросы. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные: смысловое чтение. |
3.Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. Цель: проверка домашнего задания, создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Индивидуальное задание. Биография А. И. Куприна (1870- 1938) Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 г. В городе Наровчат Пензенской губернии. Отец его умер, когда мальчику был год. Семья осталась без денег и в 1874г. мать переехала в Москву. Из-за тяжёлого материального положения была вынуждена отдать сына в сиротский училище. В 1880г. Куприн поступил в военную гимназию, а затем в 1888г. - в военное училище. Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолете и едва не погиб, когда самолет неожиданно начал падать. Случалось ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных. Написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах. – Что узнали о семье Куприна? – Что узнали про характер писателя? – О ком или о чём были его произведения? | Слушает выступление учащегося. Задает вопросы. Слушает ответы учащихся. | Слушают выступление одноклассника. Отвечают на вопросы. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
4.Самоопределение к деятельности, постановка учебных задач. Цель: создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи. | – Скажите, какие чувства вы пережили, читая это произведение? (радость, переживание, разочарование) Почему? – Что вас поразило, удивило? – Назовите главных героев произведения? Проблемный вопрос – А какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе? – Что он хотел донести до нас? – Трудно? Тогда давайте поработаем более подробно с текстом. И выясним это. | Организует постановку цели урока. | Отвечают на вопросы (жалость, печаль). -Маленькая Жулька бросилась на бешеную собаку, а всегда смелый Барбос сидел и жалобно повизгивал. -Жулька бросилась на защиту жителей своего двора и своего друга. Пытаются ответить на вопрос | Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
5.Учебно-познаватель-ная деятельность. Цель: организация учебного исследования для выделения понятия. Цель: релаксация, укрепление организма учащихся. | 1.Работа с учебником с. 85-91 - Сейчас вы будете работать в группах: 1 группа - Какие слова выбрал Куприн для описания внешности Барбоса? - Какой характер был у Барбоса? 2 группа - Какие слова выбрал Куприн для описания внешности Жульки? - Какой характер был у Жульки? 3 группа Дружба собак -У каждой группы есть лист, на котором вы можете записать главные (ключевые) слова, сделать нужные записи. - Не забывайте о правилах поведения во время работы. 2. Физкультминутка. 3. Выступление групп. 4. Продолжение работы по теме урока. – Почему рассказ из жизни собак трогает нас? – Как вы думаете, почему Жулька умерла? – Как окружающие относились к собакам? – Кто лучше всех понимал их? (Дети) – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 90. Найдите эпизод, раскрывающий её, прочитайте выразительно. | Объясняет задание для самостоятельной работы в группах. Наблюдает за работой учащихся, помогает, если они нуждаются в помощи. Вывешивает листы с описанием и характером собак на доску, после ответов учащихся. Задает вопросы. Слушает ответы учащихся. | Работают с текстом учебника. Работают в группах. Выполняют упр. под музыку. Учащиеся, опираясь на свои записи, рассказывают о полученных знаниях, дополняют ответы. Отвечают на вопросы. Зачитывают ответ на вопрос. Рассматривают иллюстрацию, зачитывают отрывок из текста. | Коммуникативные: учатся работать в группе, слушать и понимать речь других. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: укрепление здоровья младших школьников. Регулятивные: уметь оценивать качество выполненной работы, высказывать своё предположение. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные: смысловое, выборочное чтение. |
6.Закрепление. Применение новых знаний. Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в парах; выявить проблемы и провести коррекцию. | Самостоятельная работа в парах. – Посмотрите на карточки, я составила план, проверьте, правильно ли я это сделала? Найдите ошибки. План. 1. Описание Жульки. 2. Описание Барбоса. 2. Дружба собак. 3. Бешеная собака. 4. Болезнь Жульки. 5. Поступок Жульки. 6. Прощание собак. (поменять 1 и 2, 4 и 5) | Организует выполнение самостоятельной работы в парах; самопроверку. Слушает ответы учащихся. | Выполняют задание самостоятельно на листочках в парах. Выполняют самопроверку. Находят ошибки, высказывают свои мысли. | Познавательные: использовать приобретенные знания в практической деятельности, строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Личностные: способность к самооценке. |
7.Подведение итога урока. Цель: соотносить полученный результат с поставленной целью. | – Так какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе? – Что он хотел донести до нас? Да, Барбос смелее, наглее, драчливее, значит, он должен быть героем рассказа, он должен совершить что-то необычное. А что же произошло на самом деле? Кто из собак совершает незаурядный поступок? | Задает вопросы. | Делают выводы. Куприн в этом рассказе хотел показать читателям, что и животные могут испытывать "человеческие" чувства - дружить, сочувствовать, быть верными и самоотверженными. | Познавательные: использовать приобретенные знания в практической деятельности, строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя. |
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | В начале урока каждый из вас предположил: Каким будет сегодняшний урок? - Урок будет необычным - Узнаем много нового - Поработаем творчески - Урок доставит радость общения - Порадуем своими успехами - Будет интересно на уроке Оправдались ли ваши ожидания? Спасибо за урок! | Организует самооценку учебной деятельности. | Самооценка на основе критериев успешности. | Регулятивные: адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
9. Домашнее задание | Подготовить творческий пересказ от имени Барбоса. | Объясняет д/з. | Записывают д/з в дневник. | |
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………........