III.Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний. Постановка целей учебной деятельности; выбор способа и средств их реализации. | Рассказ Словесные Ответы на вопросы Предупредительный/ Ориентировка/ Самоинструктаж Составление плана Формулирование темы и целей урока (фронтально) Здоровьесберегающая технология Физкультминутка | - Для того, чтобы узнать, как называется земля, я прочитаю рассказ, а ты внимательно слушай. Люди привыкли называть землей самый верхний слой суши. Правильно этот слой называется почва. - внимательно слушал, что люди называют землей? - Как называется правильно самый верхний слой? - Правильно. Почва – самый верхний слой суши. - О чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Тема нашего урока «Почва. Состав почвы» -Представь, что мы работаем в учебной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке ты не просто ученик, а научные сотрудник. -А научные сотрудники работают по плану. Я предлагаю составить план работы на уроке. - С чего начнем? - Что еще бы хотел узнать о почве? - Хорошо, составили план, Витя прочитай. На доске план урока. 1.Что такое почва? 2. Состав почвы 3. Значение почвы Вывод (обратная связь). - Как называется тема урока? - Какая будет цель урока? - Зачем человеку нужны знания о почве? « Зёрнышко» В землю зёрнышко попало, Прорастать на солнце стало. Дождик землю поливал, И росточек подрастал. К свету и теплу тянулся И красавцем обернулся! | Слушает учителя Отвечает на вопросы Самый верхний слой суши Почва О почве Слушает Узнаем, что такое почва Из чего она состоит, какими свойствами она обладает Почва, состав почвы Узнать что такое почва, ее состав, значение почвы Знания о почве пригодятся в жизни Приседают Руки над головой Руки вверх-вниз, вверх-вниз… Наклоны вправо- влево… Тянутся вверх. Два поворота вокруг себя. | П: Самостоятельные попытки поиска ответов на проблемные вопросы; выдвижение гипотез и их обоснование. Л: Проявление интереса и активности в восприятии и обработке информации. К: Диалог с учителем Р: Контроль и оценка своих знаний и умений. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. | Формирование умения ставить цель, задачи урока Умение выстраивать план урока Организуется подготовка и мотивация; Фиксация индивидуального затруднения |
IV.Первичное усвоение новых знаний Осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи | Работа по составленному плану Мультимедийная презентация Слайд 4 Работа по толковому словарю Словарная работа Работа по учебнику Ответы на вопросы Прием «Закончи предложение» Слайд 5 Слайд 6 Просмотр видеоролика Устные ответы на вопросы Мультимедийная презентация 7 слайд Сопоставление своего действия с заданным образцом Работа с текстом Ответы на вопросы Рассказ учителя Наглядный метод Слайд 8 Работа по иллюстрации Игровой момент с элементами приема «Продолжи предложение» Просмотр видеоролик Проверка, возвращение к вопросам, составление плана Слайд 9 | - Витя, назови первый пункт плана? - Ты говорил, что почва – самый верхний слой земли. - Посмотри на слайд, на котором изображена почва. -Где мы можем еще найти информацию о почве? - Все верно. Я на урок вам принесла толковый словарь. Предлагаю найти информацию в словаре. Находим слово почва и читаем. - Что такое почва по толковому словарю? - Как ты понимаешь слово плодородный? - где мы можем узнать, что такое плодородный? - Открой учебник на странице 49, прочитай текст Растениям для роста нужны свет и тепло, которые дает солнце, нужны вода и воздух. Нужна им земля. Почва – верхний слой земли. Почва сложно устроена. В состав почвы входят, песок, глина, камни, перегной. Перегной – это перегнившие части растений. Это плодородный слой почвы. Плодородным он называется потому, что содержит вещества, необходимые растениям для роста. Если в почве много перегноя, то растения хорошо растут, дают плоды. - Какую почву называют плодородной? - Как называются перегнившие части растений? - Посмотри на слайд, Витя прочитай - можем сделать вывод, что почва это … - Узнали, что значит плодотворная, что такое перегной. Витя повтори. - С первым пунктом нашего плана справились. Переходим ко второму пункту. Витя, как звучит пункт? - Если вы внимательно слушали текст, там было сказано, как устроена почва. - Что входит в состав почвы? Еще раз вернемся к тексту и найдем это предложение - Посмотри на слайд, из чего состоит почва? - Сейчас я вам включу видеоролик, а вы внимательно посмотрите. - очень внимательно смотрел. В видео четко было указано, что такое почва и из чего она состоит. - Что такое почва? - Какая должна почва, чтобы растения росли хорошо и давали плоды? - Как называется плодородный слой почвы? - Что такое перегной? - Что входит в состав почвы? - Посмотри на слайд и покажите, где находится перегной, песок, камни, глина - Открывай учебник на странице 50 и проверим себя, правильно ли показали составные части почвы. - Мы узнали, что такое почва, из чего она состоит. Что осталось узнать по нашему плану? - Как ты считаешь, что растет благодаря почве? - открываем учебник на странице 48. Читай текст. Благодаря почве растут леса, травы. Почва дает опору для корней растений, в ней находятся вещества, необходимые растениям для роста. Человек обрабатывает землю (почву) и выращивает овощи, фрукты, хлеб. - Как почва помогает растениям? - Какие вещества находятся в почве? - Все перечисленные вещества дают рост растениям. - Для чего человек обрабатывает землю? - Чтобы почва была плодотворной и в ней хорошо росли растения, овощи, фрукты, нужен уход. Человеку нужно много трудится, для того, чтобы получить хороший урожай. Почву нужно перекапывать, а большие поля вспахивать трактором. Необходимо рыхлить землю, поливать ее, а если в почве мало перегноя, то вносить удобрения. - Как человек обрабатывает землю? - что приходит на помощь вспахивать большие поля? - Правильно. Нам помогает техника. - Посмотри на слайд и скажи, на каких рисунках люди перекапывают землю? - Какие инструменты нужны для работы в огороде, в поле? - Найди и покажи лейку. Для чего люди используют лейку? - Как люди поливают поля? - Вспомним, почему нужно перекапывать землю, почву, рыхлить ее и поливать? - Предлагаю поиграть. Сейчас мы отправимся с вами на огород и будем обрабатывать землю. - Для чего нам нужна лопата? - Представьте, что у нас в руках лопата и мы копаем землю. - Что мы делаем дальше? - Какой инструмент нам нужен для рыхления? - У нас в руках грабли и мы рыхлим землю - После того как мы разрыхлили почву, мы … - А для этого мы используем … - Поливаем почву. - Хорошо, наша почва готова. Идем дальше. - Посмотрим видеоролик. - Витя, каково значение почвы? - все вопросы по плану мы обсудили. - Вспомним, что такое почва? - Из чего состоит почва? - Каково значение почвы? - Смотри на слайд, что нужно делать, чтобы почва была плодородной? | Что такое почва? Смотрит в учебнике, в энциклопедии, в интернете тёмный рыхлый плодородный слой земли темный, рыхлый, плодородный слой земли предполагают в учебнике, в энциклопедии читает Плодородная почва содержит перегнившие части растений Перегной Перегной – это перегнившие части растений. Если много перегноя, то растения растут хорошо. Плодотворный слой земли, темного цвета, рыхлая Состав почвы Почва сложно устроена. В состав почвы входят, песок, глина, камни, перегной. из песка, глины, камни, перегноя Учащиеся совместно с учителем смотрят видеоролик о почве. Верхний плодородный слой земли, верхний слой коры нашей планеты Плодородной Перегной Перегнившие части растений перегной, песок, глина, камни показывает сопоставляет свои действия с образцом Значение почвы Цветы, растения, деревья Читает Почва дает опору для корней растений перегной, песок, глина, камни чтобы выращивать овощи, фрукты, хлеб Слушают перекапывает, рыхлит, поливает, вносит удобрение, если мало перегноя трактор Показывает В огороде нужны лопата, грабли, на поле специальная техника Поливать огороды С помощью техники чтобы была она плодотворной Копать землю Имитируют движения работы с лопатой Рыхлим почву Грабли Имитирую движения работы с граблями Поливаем ее Лейку Имитируют движения лейкой Почва нужна для растений, для выращивания овощей, фруктов, почва- место обитания некоторых животных | П: – уточнение знаний о почве; формирование умения извлекать информацию из учебных пособий, мультимедийной презентации. контроль и оценка своих знаний и умений; осуществление по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополнение и расширение знания. Л: осознание своих возможностей. К: – вступать в контакт с учителем, участвовать в беседе, использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к заданию. Р: учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. | Формирование умения работать по плану, ориентироваться по учебнику, толковому словарю, умение сопоставлять свои действия с заданным образцом, работать с наглядным материалом, составлять ответы на вопросы |
V. Первичная проверка понимания. Усвоение учащимися нового способа действия | Ответы на вопросы Работа в рабочей тетради Сопоставление выполненного задания с образцом Слайд 7 (ответы с рабочей тетради) Предупредительный/ Ориентировка/ Самоинструктаж Наглядный метод работа по картинке Слайд 8 | - Ты теперь знаешь, что такое почва, из чего она состоит. Вспомним, что такое почва? - Из чего она состоит? - предлагаю поработать в рабочей тетради. Открой страницу 24. Найди первый синий кружочек. Витя, прочитай задание. - Что нужно делать в первом задании? - Нужно дополнить предложение. Читай - Справились с заданием. Все правильно - Прочитай следующее задание. - Что будешь делать сначала? - Найди на рисунке, где изображена почва. - Правильно показываешь, что нужно делать? - Как ты считаешь, почему коричневым карандашом? - Раскрашивай аккуратно, не выходя за линии. - Как звучит задание дальше? Покажи корни дерева - Покажи корни травы - Сравни их, что ты замечаешь? - Какая часть растения находится в почве? - Для чего почва нужна растениям? - Как люди используют почву? - Посмотри на слайд, прочитай, Витя, задание. - Бери указку, показывай и называй составные части почвы - Назови плодородный слой почвы - Проверяем, все правильно | Верхний слой земли Перегноя, песка, камней, глины Читает задание Закончить предложение Мы живем на планете … (Земля). Верхний слой суши называется… (почва). Определи на рисунке, где находится почва. Раскрась ее коричневым карандашом. Покажи на рисунке корни дерева и травы. Сравни их сначала нужно найти, где находится почва показывает Раскрасить коричневым карандашом почва коричневого цвета Выполняет Покажи на рисунке корни дерева и травы, сравни их Показывает Показывает Корни дерева больше, чем корни травы Корень растения ответы детей ответы детей Назови, что входит в состав почвы Перегной, песок, камни, глина Перегной на слайде появляются ответы | П: Формируем умение извлекать информацию из иллюстрации. Контроль и оценка своих знаний и умений. Л: Осознание своих возможностей. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания. Р: отслеживать цель учебной деятельности. контроль способа действия и его результата по эталону. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. | Формирование умения самостоятельно применять полученные знания |
VI.Первичное закрепление. Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели учебного действия | Пальчиковая гимнастика Предположения Практическая деятельность Проведение опытов Наблюдение Анализ по проведенным опытам | «Червячки» Раз, два, три ,четыре, пять, Червячки пошли гулять. Раз, два, три, четыре, пять Червячки пошли гулять. Вдруг ворона подбегает Головой она кивает, Каркает:"Вот и обед!" Глядь - разводим руками а червячков уж нет! - отдохнули, теперь вспомните, где мы с тобой находимся? - И мы являемся … - Чем занимаются научные сотрудники? - Сейчас мы займемся очень интересным делом. Мы будем проводить опыты, как настоящие научные сотрудники. И проверим наши знания на практике. 1 опыт (на наличие в почве песка и глины) - Возьмем стакан с водой и добавим туда кусочек почвы. Размешаем ложечкой. Подождем немного и посмотри на дно. - Что ты наблюдаешь? - В виде чего осадок? - Какой вывод можно сделать? 2 опыт (на наличие перегноя) - Возьми бумагу. Насыпь на неё немного почвы. Рассмотри почву. - Что наблюдаешь? - В почве перегнивают оставшиеся листья и корешки. - как называются гниющие остатки растений и животных, которые остаются в почве? - Какой вывод можно сделать? 3 опыт (проводит учитель) - Возьмем несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что ты видишь? - Что это такое? - Совершенно верно, это соли, кусочки камней - питательные вещества, необходимые растениям. - Какой вывод можем сделать? - Мы, как настоящие научные сотрудники провели опыты. Что выявили? | Выполняют пальчиковую гимнастику Ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь, движение ползущей гусеницы Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони) Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди. В лаборатории Научными сотрудниками изучают научный материал, делают опыты, исследования Совместно с учителем проводят опыты В стакан с водой мы добавили почву и размешали ложечкой. Я заметил, что вода стала мутной. На дно выпал осадок Это мелкие песчинки и глина в воде есть песок и глина взял бумагу, насыпал на неё почву. В почве я увидел остатки листьев и корешки Перегной В почве есть перегной Наблюдает На стекле образовался белый налет Это соль В почве есть соли, камни В почве содержатся глина, песок, соли и камушки, перегной | П: Извлекать информацию, представленную в опытах, умение использовать полученную информацию в творческом задании. Л:Способствовать образованию эстетических чувств, творческого мышления, наблюдательности и фантазии. К: Планировать и выполнять самостоятельную деятельность, аргументация своего мнения Р: выполнение учебного действия | Формирование умения осознавать и применять знания, полученные при решении учебной задачи |
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия) Проверка достижений собственной цели, самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. | Итоговый /проверка, возвращение к вопросам, составление плана, сравнение и сопоставление Прием «Закончи предложение» слайд 10 | - О чем мы сегодня говорили на уроке? - Какая была цель урока? - Что узнали о почве? - Из чего состоит почва? - Что такое перегной? - Как этот слой называется - Что растет благодаря почве? - кем были сегодня с вами? - Что мы проводили, как настоящие научные сотрудники? - что определили? Для оценивания своих достижений предлагаю закончить предложения: Сегодня на уроке я … Мне удалось… Я могу похвалить… Мне понравилось… Трудным показалось.….. (Если возникли трудности, обсудить) - Молодцы, мне очень понравилось, как вы работали на уроке) | О почве Узнать, что такое почва, состав почвы, значение почвы Почва – верхний плодородный слой почвы Почва состоит из перегноя, песка, камней, соли и глины Перегнившие части растений Плодородный слой почвы Леса, растения, фрукты, овощи Научными сотрудниками Опыты Что в состав почвы входят песок, глина, перегной, соли и камни | П: Анализируют и обобщают, делают выводы Л: Проводят самооценку своей деятельности на основе критерия успешности. К: Отвечают на вопросы учителя. Формулирование и аргументация своего мнения. Р: Учатся оценивать успешность своего задания, признавать свои ошибки. | Формирование умения проверять достижения собственной цели, оценивать эмоциональное состояние и активность на уроке |