СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта конкурсного музейного урока

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музейный урок позволяет прикоснуться не только к истокам беспримерного подвига народа, но и оценить значимость подвига выпускников родной школы, воевавших на фронтах, ковавших победу в тылу и совсем маленьких сверстников, мужественно переживших лихолетье.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта конкурсного музейного урока»





Муниципальное общеобразовательное учреждение города Абакана

«Средняя общеобразовательная школа№2»





Республиканский конкурс

«Роль школьных музеев в патриотическом воспитании школьников»






Номинация: музейный урок


«Судьбы детей школы №2

в годы Великой Отечественной войны»










Автор: учитель Технологии

высшей квалификационной категории, руководитель музея истории школы

Черных Надежда Митрофановна




2016г.


г. Абакан

Введение


Актуальность краеведческой деятельности объясняется требованием времени. Это одна из форм совместной работы учащихся, педагогов, родителей, общественности, позволяющая осуществлять требования ФГОС с приоритетом ценностной составляющей образовательного процесса. Что открывает большие возможности для формирования нравственных идеалов и чувства патриотизма, воспитания уважения к героическому прошлому своего народа, приобщения к истокам своей «малой Родины», России.


В МБОУ СОШ №2 г. Абакана с 1984г. существует школьный музей, который является активным звеном в системе приобщения к истории первой школы Хакасии. Школьный музей – гордость школы. Размещён он в большом, просторном кабинете №25 на втором этаже школы. В результате грантовой поддержки компании РУСАЛ в 2013 году нам удалось перевести работу школьного музея в новую стадию функционирования с помощью активного вовлечения детского и педагогического коллективов в созидательную (поисковую и исследовательскую) деятельность, на основе современных требований к содержанию, оформлению и оборудованию (реализация значимых проектов, цифровой формат музейных фондов, использование оргтехники). Школа получила достойное помещение, оснащенное музейным оборудованием и современной техникой, оцифрованный и пополненный музейный фонд. Помещение оборудовано экспозиционными витринами, тумбами, стендами; имеются современные технические средства, необходимые для проведения экскурсий, музейных уроков, внеклассных занятий, библиотечных часов. В процессе поисково-исследовательской деятельности фонды музея пополняются.

В музее собран материал об истории школы №2, о развитии образования в Абакане, об историческом прошлом нашего города.

На базе школьного музея работает творческое объединение «Верю. Храню. Люблю» (музейное дело). Оканчивая школу, воспитанники кружка передают свой опыт экскурсоводов и музейных «работников» другим ученикам. Т.о, школьники становятся причастны к делу сохранения исторической памяти. Происходит развитие творческого потенциала личности, то есть самореализация ученика.

Экскурсии в школьный музей – одна из главных форм музейной педагогики. Музей посещают ветераны Великой Отечественной войны, ветераны педагогического труда, выпускники и ученики школы, общественность города, СМИ.

Традиционные экскурсии в значительной мере стали интерактивными. Дети вовлекаются в соответствующий вид деятельности. Например, посидеть за школьной партой, написать текст чернилами и перьевыми ручками, посчитать на счетах, полистать старые учебники, побарабанить, погорнить, посмотреть диафильм, послушать грампластинку.

В настоящее время имеет место говорить, что школьный музей становится центром гражданско-патриотического воспитания, который даёт возможность вовлекать в полезную деятельность и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, воспитывать навыки музейной культуры, развивать умения поисковой деятельности, воспитывать лучшие гражданские качества личности.

Аннотация методической разработки.

Основополагающей темой для воспитания патриотизма, нравственных ценностей прошлых поколений учеников родной школы на музейном уроке являются события, связанные с Великой Отечественной войной. Уходят живые свидетели истории, но остаются документы. Они позволяют познакомиться с прошлым по первоисточникам, поразмышлять над событиями Великой Отечественной войны, составить о ней собственное мнение.

Музейный урок позволяет прикоснуться не только к истокам беспримерного подвига народа, но и оценить значимость подвига выпускников родной школы, воевавших на фронтах, ковавших победу в тылу и совсем маленьких сверстников, мужественно переживших лихолетье.

Методическая разработка музейного урока предназначена для учащихся средней школы. На мероприятие отводится 45 минут. Используются материалы музея истории школы, добытые в процессе поисково-исследовательской работы: оригинал фронтового письма, сочинение ученицы, фотографии, исследовательская работа Бучилиной Ангелины 7кл. «Дети школы №2 в годы В.О.В.», три интервью с учениками школы №2- детьми войны, архивные данные (газета «Советская Хакасия 1942-43гг»)

Группа, проводящая мероприятие, состоит из старшеклассников, увлеченных музейной работой. Все они активно участвовали в подготовительном этапе: изучали уникальные музейные источники, подбирали музыкальное сопровождение, разучивали стихотворения. Им приходилось выступать перед слушателями Георгиевских и Катановских чтений, принимать участие в городском конкурсе интервью «Когда-нибудь и с кем-нибудь мы будем вспоминать…», проводить экскурсии по музейным экспозициям. Всегда их рассказ вызывал эмоциональный отклик у присутствующих, ведь речь шла не об отвлеченных исторических событиях, а событиях, связанных с историей родной школы и судьбами наших учеников.

Учащиеся мотивированы к таким видам учебной работы, как изучение исторических документов, их анализ, оценка прошлого и настоящего.


Методы и приёмы музейной педагогики, использованные на уроке:

системно - деятельностный подход; «погружение» в историческую среду; ролевое проживание событий; поиск ассоциаций, позволяющих выявить реальные связи предметов и событий (упражнение «Ожившая фотография»); моделирование ситуаций, событий, явлений; музейно-образовательная игра “Таинственный предмет».



Технологическая карта урока

Учитель : Черных Надежда Митрофановна

Предмет Музейный урок (Внеурочное занятие)

Класс_6 А

Тема урока «Судьбы детей школы №2 в годы Великой Отечественной войны»

Тип урока Урок усвоения новых знаний ( УУНЗ)


Цель: воспитание нравственной позиции гражданина по отношению к своему родному краю, героическому пошлому своего народа.


Задачи:

Образовательная: расширить знания учащихся об истории школы в годы В.О.В.

Развивающая: учить учащихся работать с дополнительными источниками информации

Воспитательная:

- создать объективную основу для воспитания патриотизма

- формировать понимание исторической связи поколений, сопричастности к человеческим судьбам через историю родной школы, своей «малой» Родины

Оборудование: ноутбук, проектор и экран для демонстрации презентации, аудиозаписи, материалы и инструменты для групповой работы, музейные экспонаты, одежда для театрализации.



Деятельность учителя

Деятельность учащихся


УУД


Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные


1.Этап урока. Организации учебного занятия


Проблематизация, побуждение.

В одном из стихотворений военный поэт Константин Симонов сказал:

Словно смотришь в бинокль перевернутый
Все, что сзади осталось, уменьшилось…

Действительно, сегодня в мире так много информации, что порой память не может удержать все знания о событиях и людях. Но события, связанные с Великой Отечественной войной мы не имеем права забывать.

- С чем на ваш взгляд будет связана тема урока, если мы проводим его именно в музее школы? (ответы)


Погружение в тему урока

Ребенок умеет слушать и слышать;


Развитие коммуника-

тивной компетент-

ности в совместно-продуктивной деятель-

ности.

Принимать и сохранять учебную задачу. Определять цель учебной деятель-

ности с помощью учителя и самосто-

ятельно.

Проявляет учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.


2 этап урока. Подготовка учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности


Ведущая Бучилина Ангелина: рассказывает о своей исследовательской работе «Дети школы №2 в годы В.О.В». Выбирая тему исследования, я осознавала, что человеческие жизни не вечны, и скоро наступит время, когда не окажется живых свидетелей военного времени. Но я пока ещё имею возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая воспоминания живых свидетелей того времени.

Каждый ребёнок, переживший войну – герой. Война испортила их детство и, соответственно, судьбу; наложила отпечаток на последующую жизнь. Мы, потомки и наследники Великой Победы, должны знать о подвигах своих сошкольников и сохранять память о них для последующих поколений.

Этим продиктовано моё желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни детей – абаканцев в годы Великой Отечественной войны, пополнить материалы школьного музея, разработать экскурсию и музейный урок. В этом заключается практическое значение моей работы.



Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Учитывать установлен-

ные правила в планировании


Трансляция духовно-нравственного опыта через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев.

Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что еще неизвестно;


Ученик умеет делать нравственный выбор; способен к волевому усилию;


3 этап урока. Изучение новых знаний и способов деятельности

















В конце нашего урока я хотела бы зачитать слова писателя, участника ВОВ, Виктора Астафьева. Ставлю перед вами задачу. Прослушав текст, скажите какие условия проживания ты создал бы для ветеранов ВОВ и детей войны, будучи президентом страны?


Бучилина Ангелина: Сеть общеобразовательных школ в городе Абакан в военный период представляли школы № 1,2,3,4,5,6,7,10,11,30, в которых работали 123 учителя.

(Слайд: «Школа») Школа №2 находилась по адресу: улица Набережная, дом 28. Директором школы в 1942-48гг была Никитина Анастасия Алексеевна. В июне 1941 года выпуск учеников десятого класса не состоялся.

По данным национального архива Хакасии в первые дни войны подали заявление и ученики школы №2: Тебеньков Иван, Лукьянович Григорий, Тугарин Александр, Сторожев Александр, Жернакова Елизавета, Жернакова Мария, Жернаков Василий, Пономарева Фаина, Иванов Григорий, Иванов Тимофей, Трояков Гавриил, Хилько Фёдор, Мыльникова Лидия, Друшляк Геннадий, Власов Николай.

Звучит песня «Ах, война…»

Театрализованный момент. -Знакомство с выпускниками школы,ушедшими на фронт.

Упражнение «Ожившая фотография» - работа с реликвией.

Музейно-образовательная игра «О чём говорят вещи»

Сценка «Я сбегу на фронт».

Групповая работа с материалами газеты «Советская Хакасия» за 1942-1945гг.

Игра «Таинственный предмет». Просмотр видеоролика «Дети войны» с участием автор песни Ильи Резника.



Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме;

Ребенок умеет выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;

Ребенок умеет устанавливать причинно-следественные связи;

У ребенка сформированы умения анализа и синтеза;

Ребенок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию

 

Ребенок может интегрироваться в группу свестников

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.


Использовать речь для регуляции своего действия.


Ребенок может осуществлять продуктивное взаимодействия с детьми и взрослыми;

 


Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Строить сообщения в устной и письменной форме по согласованному плану.

Ученик умеет составлять план действий;

Ученик способен к волевому усилию;

У ученика сформирован внутренний план действий;

Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий

 

Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;

Ученик умеет делать нравственный выбор;

Ученик способен к волевому усилию;

У ребенка сформирована учебная мотивация;

Ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку

 


4 этап урока. Подведение итогов занятия


Вопросы для закрепления:

1.Назовите годы ВОВ?

2.Назовите фамилии учеников и пионервожатых школы, принимавших участие в военных действиях.

3.Назовите имена детей войны, о которых сегодня шла речь.

4.Какими документальными свидетельствами мы располагали в ходе музейного урока?

5.Что нового из истории своей школы ты узнал сегодня?

 Звучит седьмая симфония Шостаковича. На фоне музыки стихотворение.


Дети войны, и веет холодом.

Дети войны, и пахнет голодом.

Дети войны, и дыбом волосы.

На чёлках детских — седые волосы.

Земля омыта слезами детскими.

Детьми советскими и несоветскими.

Какая разница, где был под немцами?

В Дахау, Лидице или в Освенциме?

Их кровь алеет на плацах маками.

Трава поникла, где дети плакали.

Дети войны, боль и отчаяние.

И сколько надо им минут молчания?


Неугасима память поколения

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.



Ученик контролирует и оценивает процесс своей деятельности и его результаты

Ученик выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеет монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка

Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;


Самостоятельно формулирует собственную точку зрения на предлагаемый материал или ситуацию.

Самостоятельно определяет уровень усвоения учебного материала и качество усвоения.

5 этап урока. Домашнее задание


Д\З На основе полученных на уроке знаний, полученных впечатлений, пережитых чувств написать короткий рассказ «Если бы я оказался выпускником школы 1941года…». Из ваших сочинений актив музея составит сборник, который станет современным экспонатом школьного музея.






6 этап урока. Рефлексия.


(Рефлексивные карты.)

1.Узнал много нового.

2.Многое знал, дополнил свои знания.

3.Не узнал ничего нового.

4.Появилось желание узнать больше о войне.

5.Думаю, что стал лучше представлять, что такое война


Слушание песни «Дети войны».

Минута молчания в память о погибших.

Перспектива развития исследования.

-Что общего и различного у детей войны и у вас, современных ребят?

- Чему бы вы хотели научиться у детей войны? Какие черты характера перенять?


Оценивает правиль-

ность выполнения своих действий и действий одноклас-

сников по заданному алгоритму.

Использует речь для регуляции своего действия.

Формулирует собственное мнение и позицию. Адекватно использует

речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой речи.

Оценивает свою деятельность и деятельность других.

У ученика развита рефлексия;


Демонстрирует чувства сопричастности и гордости за свою Родину, школу,

народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!