I. Мотивационно-целевой этап Задачи: Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи) | - создает комфортную атмосферу для успешной работы; - создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - строит рассуждения на основе известных понятий; - организовывает самостоятельность формулирования проблемы и постановки цели | Просмотр отрывка видеоклипа «Дважды два – четыре» и определение темы урока | Смотрят отрывок видеоклипа «Дважды два – четыре»; Определяют тему урока; Включаются в деловой ритм урока |
II. Актуализация опорных знаний | - актуализирует мыслительные операции - формирует умения комментировать свои действия; - создает проблемную ситуацию; - повторяет изученные правила, необходимых для реализации целей урока. | - Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Постарайтесь работать дружно, так, чтобы каждый был активен. Сейчас наша основная задача – не скорость, а качество выполнения. В оценочных листах не забываем оценивать себя. - Итак, группы готовы? Возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. Запишите в тетрадях число, классная работа. - У каждой из групп на столе лежит задание на белом листе: распределить слова в таблицу по столбикам в зависимости от части речи. (СЛАЙД 2 ) Слова: говорит, красный, шесть, мы, назад, лисья, ученик , болеет, восьмой, вскачь, школа, ты Сущ. | Прилаг. | Глагол | Местоим. | Наречие | | | | | | - 1 группа называет существительные, прилагательные, 2-глаголы, местоимения, наречия (СЛАЙД 3) -Проверим! Сущ. | Прилаг. | Глагол | Местоим. | Наречие | ученик школа | красный лисья | говорит болеет | мы ты | назад вскачь | - Есть ли такие слова, которые не вошли ни в одну группу известных вам частей речи? - Назовите эти слова. -Совершенно верно! Если эти слова мы не смогли уверенно отнести ни к одной из изученных частей речи, значит, они чем-то существенно отличаются. - Эти слова действительно относятся к части речи, с которой мы пока еще не знакомы, но обязательно сегодня познакомимся! -Попробуем определить название этой части речи. -Положите перед собой задание на голубом листе. (СЛАЙД 4) У каждой группы на листе написано своё слово, которое нужно разобрать по составу. 1 группа разбирает по составу слова ЧИСЛО, УЧИТЕЛЬ 2 группа – БОЛЬНОЙ, БЕЛОЕ Устно: сравнить числа : С помощью игры физминутка 15 и 28; 13,7 и 8,6; и ; 12,3 и 12,29; -8 и 6. Почему мы не можем сравнить последнюю пару чисел? - Как называются эти числа? - Все ли числа мы умеем сравнивать? - Тогда сформулируйте тему урока | Выполняют предложенные учителем задания в группах. Актуализируют имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности. |
Ш. Изучение нового материала Русский язык Задачи: познакомить с новой частью речи; учить находить имена в тексте, в песнях; учить задавать вопрос к именам числительным; познакомить с разрядами имен числительных; научить анализировать стихотворение «По горам…хмурых тучи» Я.П.Полонского; Математика сравнивать рациональные числа в математике; решать примеры с помощью координатной прямой; сделать вывод о расположении чисел на координатной прямой; сформулировать правила для рациональных чисел | Показывает ученикам математику и русский язык с другой стороны, ведь эти науки неразрывны. | Вернёмся к словам, которые мы не внесли ни в одну группу изученных частей речи. (СЛАЙД 7) -На что, прежде всего, обращаем внимание при изучении новой части речи? -На какой вопрос отвечает слово ШЕСТЬ? -Что называет, обозначает это слово? -На какой вопрос отвечает слово ВОСЬМОЙ? -Что называет это слово? -Давайте попробуем сами дать определение имени числительного. -Посмотрим, что же говорит об этой части речи учебник (с.43) - А где мы используем числительные в жизни? -Оказывается, имена числительные есть и в песнях. - Вы слушаете фрагменты песен и находите в них имена числительные. 1. Тридцать три коровы… 2. Жили у бабуси два весёлых гуся. 3. 3 белых коня… 4. Дважды два четыре, дважды да четыре… 5. В первый погожий сентябрьский денёк… 6. Миллион, миллион, миллион алых роз… -Молодцы! А теперь распределим их по разрядам: 1. Числительные, отвечающие на вопрос СКОЛЬКО? 2. Числительные, отвечающие на вопрос КАКОЙ? - Проверим! - Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос СКОЛЬКО? - Предположите, как могут называться такие числительные. Напишите название своего первого столбика. -Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос КАКОЙ? -Предположите, как могут называться такие числительные. 1.Игра «Волшебники». Поиграем! Я называю количественное числительное, а вы превращаете его в порядковое. Попробуйте определить цели и задачи урока (учитель может их записать на доске). Решить последний пример поможет нам координатная прямая. Замечаем, что по мере "продвижения" вправо от точки О положительные числа увеличиваются, а по мере "продвижения" влево к точке О числа уменьшаются до нуля. Сделайте вывод о расположении больших положительных чисел и меньших положительных чисел на координатной прямой. Из двух положительных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено правее, меньше то - которое левее. Во всех случаях правее на координатной прямой расположено большее число, левее - меньшее. Следовательно, для отрицательных чисел на координатной прямой, сохраняется тот же порядок, что и для положительных. Учащимся предлагается сформулировать правило для рациональных чисел и записать его в тетрадь. Из двух рациональных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено правее, меньше то, которое левее. Теперь мы сможем сравнить последнюю пару чисел и объяснить почему. Запишите одно положительное и одно отрицательное число. Сравните. Сделайте вывод. Сравните отрицательное число и нуль. Сделайте вывод. Сравните положительное число и нуль. Сделайте вывод. Сравните два отрицательных числа. Сравните их модули. Правила сравнения чисел: Любое отрицательное число меньше любого положительного. Нуль больше любого отрицательного числа. Нуль меньше любого положительного числа. Из двух отрицательных чисел меньше то, у которого модуль больше. | Отвечают на вопросы, дают определения имени числительного, слушают фрагменты песен и находят в них имена числительные; читают правила о числительном в учебнике, высказывают мнения, расписывают числительные в два столбика, в зависимости от вопроса Определяют цели и задачи урока, решают пример с помощью координатной прямой, делают вывод о расположении чисел на координатной прямой, сравнивают числа. |
IV. Самоконтроль и самооценка Задачи: | обобщает и закрепляет полученные знания, организовывает работы по совершенствованию навыка проверять результаты своей деятельности. | Русский язык ТЕСТ 1. Числительное – это а)часть речи б) часть слова в)член предложения г) цифра 2. Числительное отвечает на вопросы: а) Кто? Что? б) Что делать? что сделать? в) Сколько? какой (который)? г)Какой? какая? какое? какие? 3. Числительное называют: а) действие предмета б) признак предмета в) предмет г) количество предметов и порядок при счете 4. Числительные бывают: а) качественные/относительные / притяжательные б) одушевлённые / неодушевлённые в) количественные / порядковые 5. Определите разряд числительных: А) девять, сто, шестнадцать - ___________ числительные Б) пятый, десятый, сотый - ______________ числительные - Проверьте свою работу и поставьте себе отметку. Математика. Выполните тест на листочках 1) Из двух рациональных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено - а) правее; б) левее. 2) Из двух рациональных чисел меньше то, которое на координатной прямой расположено - а) правее; б) левее. 3) Какое из данных чисел 0, -10, 12, -6 на координатной прямой расположено левее? а) 0; б) -10; в )12; г) -6. 4) Какое из данных чисел 0, -8, -14, 5 имеет наименьший модуль? а) 0; б) -8; в )-14; г) 5. 5) Запишите числа -5, 0, 11, - 2 в порядке возрастания. а) 0, 12, -5, 11; б) 11, 0, -2, -5; в ) -5, -2, 0, 11. | Выполняют самостоятельно задания и анализирует свою деятельность или деятельность товарищей на уроке. |
V. Рефлексия учебной деятельности (итог занятия) Задачи: | осмысливает процесс и результат деятельности, проверяет достижения собственной цели, оценивает эмоциональное состояния и активность на уроке каждого учащегося. Выставляет оценки за работу на уроке. | Я чувствовал себя на этом уроке: на … «5», «4», «3», «2», «1», «0» Я считаю, что полученные знания пригодятся мне… Мне…(понравилось, не понравилось, было трудно). -А теперь давайте еще раз обратимся к нашей теме. Полностью ли вы с ней согласны? Да, несомненно, числа правят миром, но они ничто без слов, с помощью которых мы их записываем и говорим. Математика и русский язык идут рука об руку, и мы желаем вам никогда не разъединять их! Спасибо за урок!!! | Составляют хокку; Каждый оценивает свою деятельность по достижению поставленной цели и результат деятельности. Выставляют оценки в дневник. |