СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта лабораторного занятия по дисциплине ЕН.03 Химия на тему: "Исследование свойств углеводов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В технологической карте лабораторного занятия по дисциплине ЕН.03 Химия на тему: "Исследование свойств углеводов" отражен ход проведения лабораторной работы, приведен список небходимых реактивов, посуды и оборудования, даны рекомендации по соблюдению правил техники безопасности при работе с химическими реактивами и посудой. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта лабораторного занятия по дисциплине ЕН.03 Химия на тему: "Исследование свойств углеводов"»

Инструкционная карта для выполнения лабораторной работы №3

Тема: «Исследование свойств углеводов»


Цель работы: Исследовать химических свойства углеводов и доказать их строения при помощи качественных реакций.

Техника безопасности: при выполнении опытов соблюдать правила работы со стеклянной посудой, спиртовками.

Оборудование и реактивы: глюкоза, 0,5% раствор; гидроксид натрия , 2н.раствор; сульфат меди(II), 0,2н. раствор; аммиачный раствор оксида серебра (I); сахароза, 1% раствор; соляная кисло­та, 2н. раствор; крахмальный клейстер, 2% раствор; йод, 0,1н. вод­ный раствор; часовое стекло; стеклянная палочка; пробирки; спиртовки; держатели для пробирок, вода диcт.

ЗАДАНИЕ

1 .На опыте 1 убедиться в том, что глюкоза является многоатомным спиртом. Записать наблюдаемые явления, составить уравнения реакций.

2.На опытах 2 и 3 убедиться в том, что глюкоза содержит в молекуле альдегидную группу. Записать наблюдаемые явления, составить уравнения соответствующих реакций.

3.При выполнении опытов 4,5, и 6 исследовать химические свойства сахарозы. Записать наблюдаемые явления, сделать выводы. Составить уравнения соответствующих реакций.

4.При выполнении опытов 7,8 исследовать химические свойства крахмала. Записать наблюдаемые явления, сделать выводы.

ХОД РАБОТЫ

Опыт №1. Доказательство наличия гидроксильных групп в молекуле глюкозы

В пробирку с 1 мл раствора сульфата меди (II) добавьте 2-3 мл раствора гидроксида натрия. К полученному осадку гидроксида меди(II) прилейте раствор глюкозы и встряхните содержимое пробирки. О чем свидетельствует растворение осадка с образованием раствора ярко- синего цвета? Составьте уравнения соответствующих реакций.

Опыт №2. Окисление глюкозы гидроксидом меди(II) (реакция «медного зеркала»)

Полученный в предыдущем опыте щелочной раствор глюконата меди нагрейте. Какие изменения наблюдаются? Наличие какой функциональной группы в молекуле глюкозы доказывает этот опыт? Составьте уравнение реакции.

Опыт №3.Окисление глюкозы аммиачным раствором оксида серебра(I) (реакция «серебряного зеркала»)

В чистую и сухую пробирку налейте 1 - 2 мл аммиачного раствора оксида серебра (I), добавьте 1 мл раствора глюкозы. Круговыми движениями вокруг пламени спиртовки осторожно нагрейте стенки пробирки, не допуская кипения жидкости. На стенках пробирки появится металлический налет серебра. Какой вывод можно сделать на основании проведенного опыта? Составьте уравнение реакции.

Опыт №4. Доказательство наличия гидроксильных групп в молекуле сахарозы. В пробирку поместить 1 мл раствора сахарозы, 2мл раствора щелочи. Добавьте 1 мл раствора сульфата меди и взболтайте смесь. Как изменилась окраска раствора? О чем это свидетельствует?

Раствор сохраните для следующего опыта.

Опыт №5. Отсутствие восстанавливающей способности у сахарозы

Раствор сахарата меди, полученный в предыдущем опыте, осторожно нагрейте до кипения в пламени спиртовки. Что наблюдаете? Об отсутствии какой функциональной группы в молекуле сахарозы говорит этот опыт?

Опыт №6. Кислотный гидролиз сахарозы

В пробирку поместите 1мл раствора сахарозы, 1 мл раствора соляной кислоты, 3 мл воды и осторожно нагрейте в пламени спиртовки 20-30 секунд. Добавьте 2-3 мл раствора щелочи (до щелочной реакции на лакмус). Затем добавьте 1 мл раствора сульфата меди и нагрейте до кипения. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции гидролиза сахарозы.

Опыт №7. Качественная реакция крахмала с йодом.

В пробирку поместите 1 мл крахмального клейстера и 5 капель раствора йода. Что наблюдаете? Нагрейте смесь. Восстанавливается ли прежняя окраска после охлаждения смеси?

Опыт №8. Ферментативный гидролиз крахмала

В пробирку поместите 5 капель крахмального клейстера, добавьте такой же объем собственной слюны и стеклянной палочкой тщательно перемешайте раствор в течение 2 минут. Каплю раствора по­местите на часовое стекло и добавьте каплю очень разбавленного раствора йодной воды. Если синее окрашивание не появляется, значит, гидролиз крахмала закончен.

В пробирку с гидролизованным крахмалом добавьте 4 капли раствора щелочи, 1 каплю раствора сульфата меди (II), взболтайте содержимое пробирки и нагрейте до кипения. Что наблюдаете? Объясните наблюдения.

После выполнения лабораторной работы обучающийся должен уметь:

1. Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства углеводов.

2. Используя качественные реакции отличать глюкозу и крахмал от других ор­ганических веществ.

После выполнения лабораторной работы обучающийся должен знать:

1 .Состав и строение моносахаридов, дисахаридов и полисахаридов.

2.Качественные реакции на глюкозу и крахмал.

Задание на дом:

1. Оформить лабораторную работу

2.Осуществить превращения: крахмал → этиловый спирт.

3. Подготовиться к письменному опросу по теме.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!