Задачи: Образовательные: -закрепить значение понятия слог, как части слова. -обучить делению слов на слоги с опорой на количество гласных. -обогащать словарный запас. -развивать функции словоизменения, словообразования. -развивать орфографическую зоркость. Коррекционные: -развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти. -развитие познавательной активности, воображения, образного мышления. -формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные учебной деятельности. Воспитательные: -воспитывать интерес к родному языку. |
Предметные УУД: -сформировать понятие о слоге, как о части слова. -обучить делению слов на слоги с опорой на количество гласных. -расширить лексический словарь относительными, притяжательными прилагательными. -продолжить развитие функции словоизменения, словообразования. -продолжить развитие орфографической зоркости. | Метапредметные УУД: Регулятивные: самостоятельно ставить учебные цели и задачи урока, умение планировать и выполнять действия в соответствии с поставленной познавательной задачей, умение принимать и сохранять учебную задачу, анализировать и сравнивать и обобщать языковые явления, осваивать способы деления слов на слоги, контролировать и оценивать свою деятельность. Познавательные: осмысление слоговой структуры слова, умение анализировать речевую информацию и делать выводы, умение отвечать на поставленные вопросы. Коммуникативные: формирование умение слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций, точно и грамотно выражать свои мысли, развивать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. | Личностные УУД: Проявлять интерес к новым знаниям, положительное отношение к обучению, проявлять ответственность при выполнении задания, оценить свою деятельность, адекватно воспринимать оценку учителя. |
I. Мотивация к деятельности. 1. Организационный момент. | Создание эмоционально положительного фона. Уточняем время года. Развиваем функцию словоизменения и словообразования. От слова зима учащиеся образуют уменьшительно-ласкательную форму и относительное прилагательное. | Обучающиеся приветствуют друг друга. От слова зима ученики образуют уменьшительно-ласкательную форму и прилагательное( Отправляемся в зимний лес, зимушка). |
2.Сообщение лексической темы. | Моделируем игровую ситуацию для сообщения темы. Идем в лес под музыку. Логопед выдает карточки. У обучающихся в карточках части диких животных. Кого мы встретили в лесу? Диких животных увидеть в лесу очень сложно. Они прячутся от людей, пугаются. Развитие функции словообразования. Пополнение словаря притяжательными прилагательными. Л. Я увидела волчий хвост. Кто-нибудь увидел что-то волчье? Также с другими животными (бобр, лиса, медведь..) | Под музыку обучающиеся идут по кругу и выполняют небольшие задания: идут по узкой тропинке, перешагивают через лужи… Останавливаются, рассматривают карточки. Встретили диких животных. У кого-то из ребят волчий хвост (волчий оскал) и т.д. |
II. Организация познавательной деятельности. 1.Введение в логопедическую тему. 2. Формирование понятия о слоге. 3. Выявление зависимости количества слогов от количества гласных. 4.Первичное закрепление. Развитие фонематического и слогового анализа. 5. Развитие слогового анализа и синтеза в нарушенной последовательности. 6.Развитие орфографической зоркости. 7. Физкультминутка. | Но вот однажды он заговорил и стал по привычке все делить на части. Поймает рыбу, скажет РЫ-БА. Поймает птицу, найдет ягоды…. Стал думать, как назвать эти части и придумал. СЛОВО ЛОМАЙ-ОСТАВЛЯЙ ГЛАСНЫЙ. Как части слова называются? А что в слоге обязательно оставляем? У нашего пещерного человека было 2 самых любимых продукта. Давайте отгадаем. На слайде Ы-А, А-Е-И. Логопед загадывает загадки. Все пещерные люди очень любили рисовать. В пещере оставлен рисунок. В этом рисунке зашифровано любимое животное, которое удалось приручить. У ребят картинка с дикими животными, наложенными друг на друга. Упражнение №1 Л. Загадывает загадку и просит выписать только гласные буквы, поставить ударение, определить количество слогов, зашифровать слово х-безударный слог, Х-ударный слог. Получилось животное – медведь. Упражнение №2 Найти слоги, составить слова, записать в тетрадь. Стм-нок-вф-дв-две-зь-ме-цв-жо-нк Чо-вл-вол-лч-нк-рв-нь-нк-нок Щн-нк-нок-рк-щн-ще Кто это? Определяем лишнее слово. У волчонка папа кто? Ставим ударение. Во множественном числе (они волки), хвост чей? Волчий. В слове волчонок какой звук мы слышим после в ? (А) , а пишем О. Проверяем с помощью слов волки, волчий. А мама кто? Записываем слово волчица. Определяем ударение. Выполнение кинезиологических упражнений. | Обучающиеся сами делят слова на части, хлопают. ПТИ-ЦА, Я-ГО-ДЫ. Обучающиеся выписывают первые буквы этих слов. СЛОГ. Слогом. Гласный. Ребята отгадывают. Определяют количество слогов по количеству гласных. (рыба,апельсин) Обучающиеся называю животное, выписывают гласные, ставят ударение, шифрую. Гласные 1 ряда подчеркивают 1 чертой, гласные 2 ряда-2-мя чертами. Записывают: медвежонок, волчонок, щенок. Детеныши диких животных. Это щенок. Записывают-волк, волки, волчий, волчица. Ставят ударение. Пишут слово волчица. Обучающиеся следуют инструкциям |
8. Закрепление темы. Развитие языкового анализа и синтеза. | Упражнение№3 Слова рассыпались, составь из них предложение. Определяем 1,2……5 слово в предложении. Находим пройденные орфограммы. Находим самое длинное слово по количеству слогов, почему? Делаем фонематический анализ слова. ( Рыж_к, у, ж_л,Даш_, лисёнок) | Обучающиеся составляют схему предложения, выписывают гласные, определяют самое длинное слово по количеству слогов (лисенок), ставим ударение, подчеркиваем гласные, определяют твердые, мягкие согласные. |