Технологическая карта логопедического занятия «Зимующие птицы». |
Образовательное учреждение | МКДОУ детский сад «Светлячок» р. п. Юрты |
Учитель-логопед | Чуванькина Наталья Николаевна |
Возрастная группа | Подготовительная логопедическая группа для детей с тяжелыми нарушениями речи (дети с ОНР II, III; ФФН). |
Тема | Составление описательного рассказа |
Лексическая тема занятия | Зимующие птицы |
Тип занятия | Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи |
Вид занятия | Фронтальное |
Используемые технологии | Информационно-коммуникационая технология, мнемотехнология |
Цель занятия | Создать условия для формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи посредством информационно-коммуникативной, мнемотехнологии. |
Задачи | Коррекционно-образовательные | Коррекционно-развивающие | Коррекционно-воспитательные |
1. Способствовать уточнению, расширению и активизации номинативного словаря по теме. 2. Обеспечить условия для развития навыка образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, имен существительные во множественном числе, прилагательных от существительных. 3. Формировать умение составлять описательный рассказ. | 1.Обеспечить условия для развития слухового внимания, памяти. 2. Развитие графических навыков, тонкой моторики рук. | 1.Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам. |
Материалы и оборудование | Проектор, слайдовая презентация «Зимующие птицы», запись пения птиц (съемный носитель), предметные картинки с изображением зимующих птиц, письмо от Сороки, разрезные картинки, мномотаблица, шаблоны зимующих птиц, тетради, карандаши. |
Предварительная работа | Чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихов о птицах, рисование и лепка птиц. |
Планируемые результаты | Дети умеют образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного, имена существительные во множественном числе, прилагательные от существительных, умеют составлять предложения с помощью графических схем, мнемоквадратов, мнемодорожек, умеют составлять рассказ-описание, используя мнемотаблицу, информационно-коммуникативную технологию.. |
Ход занятия |
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
I.Вводный этап Установка детей на предстоящую деятельность. | Приветствие. Повторение пройденного материала. Д/игра «Кто больше назовёт зимующих птиц» | Дети вспоминают и называют зимующих птиц. | Активизация внимания детей на мыслительную и речевую деятельность. Положительный эмоциональный настрой. |
Актуализация знаний. | Письмо от Сороки Загадки о зимующих птицах с последующим подбором картинки с изображением этой птицы (использование графических схем на каждую загадку) | Отгадывают загадки. Дают обобщающее понятие. Объясняют свои ответы. | Самостоятельное обобщение. Формирование способности к принятию собственных решений с опорой на собственные знания. |
II.Основной этап. Открытие детьми нового знания. | Беседа по теме. Слайд 1.Д/игра «Чем питаются клёст, снегирь, синица,воробей?» (использование мнемоквадратов) Д/игра «Кто как поёт?» | Рассказывают о птицах по мнемоквад- ратам , отвечая на вопросы логопеда. (кисть рябины, кусочек сала, горка семечек, шишка) | Совместная деятельность. Формирование навыков взаимодействия со сверстниками. |
Самостоятельное применение нового знания на практике. | Слайд 2.Д/игра «Назови ласково» Слайд 3.Д/игра « Четвертый лишний» | Образуют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Дети называют лишнее слово. | Самостоятельное применение полученных знаний на практике. |
Физ. минутка. | Птицы крыльями махали – все летали и летали, Птицы в воздухе кружились, На дорогу опустились, По дорожке поскакали, Крошки, зернышки клевали. (использование мнемодорожки) | Дети выполняют движения по тексту, используя мнемодорожку. | Положительный эмоциональный настрой, физическая активность. |
Самостоятельное применение нового знания на практике. | Д/игра «Собери картинку». Д/игра «Расскажи о зимующей птице» . (использование мнемотаблицы) Работа в тетрадях. | Собирают разрезные картинки. Дети описывают птицу, которую собрали с помощью мнемотаблицы. Обводят по контуру шаблон «Зимующей птицы». | Самостоятельное применение полученных знаний на практике. Развитие графомоторных навыков. |
III.Заключительный этап. Рефлексия. | Подведение итогов деятельности. Оценка деятельности детей. Подарки от Сороки. | Дети делятся своими впечатлениями. Рассказывают, чем остались доволь- ны на занятии, что понравилось, заинтересовало, что было трудным. | Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность. Формирование навыков оценки собственных результатов. |
Достоверность информации подтверждаю.
Заведующий МКДОУ детского сада «Светлячок» р. п. Юрты: _______________Л. В. Быбина