СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе РАС, вар. 8.3

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое занятие. Тема: Дифференциация слов, обозначающих предметы, признаки предметов, действия предметов. Автоматизация изученных звуков в словах. 

Развитие и коррекция ВПФ (высших психических функций) через игровую деятельность. Психологическая коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений, познавательных процессов. Повторение и закрепление схемы тела. Пополнение пассивного и активного словаря.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе РАС, вар. 8.3»

Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе РАС, вар. 8.3

Выполнила: Городеева Елена Ивановна, учитель- логопед

Учебный предмет: логопедическое занятие.

Тема: Дифференциация слов, обозначающих предметы, признаки предметов, действия предметов. Автоматизация изученных звуков в словах.

Тип занятия: сюжетно - дидактическая игра.

Цели и задачи занятия: коррекция дефектов устной речи учащихся; повышение речевой активности в процессе общения со взрослым и сверстниками, способствующих успешной адаптации в игровой и учебной деятельности; дальнейшей социализации ребенка и необходимых для усвоения элементарных навыков чтения и письма. Учить строить распространённые предложения. Повторение предлогов. Обобщение понятий.

Развитие и коррекция ВПФ (высших психических функций) через игровую деятельность. Психологическая коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений, познавательных процессов. Повторение и закрепление схемы тела. Пополнение пассивного и активного словаря.

Деятельностная цель: Создать условия для повторения пройденного материала и ознакомления с новым; развитие и поддержание игровой деятельности; совместная игра; тренинг по отработке понятий: слова, обозначающие предметы, признаки и действия предметов; дифференциация понятий.

Содержательная цель: Логопедическая поддержка и сопровождение детей с РАС путём активного вовлечения в образовательный процесс развития связной речи.

Формы работы: индивидуальная.

Оборудование: игровой материал (куклы: мальчик и девочка); карточки со словами, обозначающими слова-предметы, слова-признаки, слова-действия; фразовый конструктор.


Этап занятия,

цель этапа


Деятельность логопеда

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I. Мотивация к деятельности

Орг.момент.

–Будем играть? Посмотри, что я тебе принесла (показ «Волшебного мешочка»).

- Потрогай (ребёнок ошупывает мешочек). -Там много? Мало? Кто-то большой? Маленький? Мягкий? Твёрдый? Доставай!

Показ игрового материала, его обыгрывание


Отвечает (по возможности) на вопрос учителя-логопеда; выполняет задания.





Предметные:


- различать предметы, соотносить с предлагаемым наглядным, игровым материалом;

- узнавать и называть демонстрируемые предметы, их признаки, действия.










Метапредметные:


- научиться применять полученные знания в самостоятельной деятельности;

-использовать знаково-символические средства (карточки);

-осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение объектов и явлений;

-уметь использовать коммуникативные (речевые) средства для решения поставленных задач.




















Личностные:

-проявлять интерес к новым знаниям, инициативу;

- развивать способность к самооценке;

-осваивать различные роли



II. Актуализация необходимых знаний.

– Что там? Кто там? Это мальчик (игрушка).

- Давай посмотрим, что это у мальчика? (голова, глаза, нос, рот, уши, щёки, волосы, шея, плечи, туловище, руки, ноги).

-Давай выясним, какие у мальчика глаза? (голубые). -Его можно назвать голубоглазым. -Какие волосы у мальчика? (тёмные). Его можно назвать темноволосым.

-Посмотрим на одежду мальчика. У него есть рубашка. Какая она по цвету? (красная) А какие брюки у мальчика по цвету? (чёрные). -Какая обувь у мальчика? (ботинки). Какого цвета? (чёрные).

-Молодец! Ты правильно ответил на вопросы и описал мальчика.

-Посмотрим, что (или кто) ещё есть в мешочке. Доставай!

-Это девочка! Что есть у девочки? (голова, глаза, нос, рот, уши, щёки, волосы, шея, плечи, туловище, руки, ноги).

-Какие у девочки глаза? (тёмные). - Они карие. Можно назвать девочку кареглазой. Какие волосы у девочки? – Светлые. Девочку можно назвать светловолосой.

Какая одежда у девочки? (платье) -Какое оно? (розовое – по цвету, лёгкое, летнее - по назначению и времени года). -Какая обувь у девочки? (туфли) -Какого цвета? (красные).

-Мальчик и девочка похожи? Чем? (у них есть глаза, нос, рот, уши и др.) – Правильно, мы назвали всё, что есть у каждого человека, и у маленького, и у взрослого.

-Чем они отличаются? (длина волос, одежда, обувь, игры, интересы и др.)

Задаёт вопросы; уточняет смысл непонятных слов;


проводит анализ схемы тела;

осуществляет коррекцию ответов ребёнка;


при необходимости осуществляется исправление слов, фразы, предложения если учащийся их искажает или заменяет звуки, звукокомплексы.



Отвечает (по возможности) на вопросы.


Внимательно слушает то говорит учитель-логопед, выполняет задания.


Учится наблюдать, классифицировать, обобщать полученные знания.

III. Основная часть. Дифференциация слов по вопросам.


1. - Как назовём мальчика и девочку одним словом? (дети).

- Что дети любят делать? (играть, гулять, бегать, прыгать, смеяться и др.).

Сейчас будем рассматривать карточки и узнаем, что ещё любят и умеют делать дети, какие они и др.

- Давай разделим карточки на группы.

В 1-ю положим слова, про которые говорим: Кто это? Что это?

Во 2-ю положим слова, которые отвечают на вопросы: Что делать? Что делает? Что делают?

В 3-ю положим слова, которые отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какие?

(ребёнок совместно со взрослым называет карточку и кладёт в определённую группу слов, по заданию)



Учитель-логопед читает текст,

задаёт вопросы;

уточняется смысл некоторых слов, проводится словарная работа, объясняется семантика.

Задаёт вопросы по сюжетным картинкам, карточкам.

Выполняет совместно с учащимся нужные действия: дифференцируются слова- понятия, их признаки, действия.


Учится наблюдать, обобщать полученные знания;


воспроизводятся сюжеты с опорой на иллюстрации, игровой материал.



Учится понимать организацию речи, отвечать на вопросы по содержанию (по возможности).



IV. Физкульт.минутка: Нейрогимнастика.

- Сейчас немного отдохнём и посмотрим, во что могут играть дети, например, своими руками и пальчиками. (выполняются упражнения на кистевой праксис).- Повторяй за мной.


Показ и совместное выполнение с педагогом (по необходимости) нейроупражнений

Обучающийся ( при необходимости со взрослым) повторяет действия и слова.

V. Основная часть. Продолжение.

2- Сейчас будем составлять предложения с некоторыми из слов, которые называли, а также добавлять новые.

- Это кто? (мальчик). – Эта картинка что обозначает? («сидит»)

- Можно сказать: «Мальчик сидит»? (да).

- Давай возьмём ещё одну карточку. Что это? («трава»). Добавим это слово в наше предложение. Что получилось? (мальчик сидит трава)

- Так не говорят. Можно сказать: «Мальчик сидит на траве». Если говорим предложение правильно, нам становится понятно то, о чём говорим. В предложении выражается какая-то мысль.

- Мы добавили короткое слово «на» - это предлог. У нас все слова в предложении теперь будут правильно связаны друг с другом.

- Ещё одно слово добавим в предложение: карточка «зелёная». - Если скажем «Мальчик сидит зелёная трава» понятно будет? (нет). -А если скажем: «Мальчик сидит на зелёной траве» понятно? (да)

- Что получилось? «Мальчик сидит на зелёной траве».

- Сколько слов в предложении было вначале? (два) -А сейчас? (пять)

- Какое слово первое? Второе? Третье? Четвёртое? Пятое?

- Молодец!


Учитель-логопед кладёт перед ребёнком две карточки, на одной из которых изображен мальчик, а на другой изображение слова «сидит»;

предложение выставляется во фразовый конструктор

1

2





1

2

3




задаёт вопросы, уточняет понятия,

1

2

3

4



осуществляет постройку грамматических конструкций,

предложений;



предложение выставляется во фразовый конструктор

1

2

3

4

5


проводит коррекцию ответов, действий.





Внимательно слушает то, что говорит и объясняет учитель-логопед,


выполняет задания


(совместно или самостоятельно, по возможности);



отвечает на вопросы;










считает количество слов в предложении. Вспоминает и называет каждое слово.


VI. Физкульт.минутка:

«Буратино»

-Давай отдохнём! Повторяй за мной:

-Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл..

Ключик видно не нашёл..

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать!

Контролирует динамическую паузу, чтобы учащийся участвовал в ней и смог переключиться, подвигаться, отдохнуть.


Обучающийся повторяет действия и слова за педагогом

VII. Основная часть. Продолжение. Закрепление алгоритма действий.

4. Сейчас составим предложения про девочку.

- Кто это? Что делает? (даётся карточка с изображением девочки, затем добавляется карточка «прыгает»). -Что получилось? «Девочка прыгает».

- Посмотри на девочку, какая она? (весёлая, радостная). - Можно сказать: «Весёлая девочка прыгает»?

- Если добавим ещё одно слово «дорога», немного изменим слово «дороге», что получится? - «Весёлая девочка прыгает дороге».- Добавим маленькое слово- предлог «по». Что получилось?

- «Весёлая девочка прыгает по дороге».

- Молодец!

- Мы добавили короткое слово «по» - это предлог. - Предлоги нам помогают уточнить то, где кто-то или что-то находится, связать слова в предложении правильно. Сейчас понятно то, что мы увидели и назвали? (да)

- Посчитаем слова в предложении. Сколько слов было сначала, в первом предложении ? (два), а сейчас? -Молодец! Ты справился с заданиями!


Педагог задаёт вопросы,

помогает составлять предложения;

1

2





добавляется карточка «дорога»


1

2

3




1

2

3

4






проводится коррекция ответов,

действий;




1

2

3

4

5



С опорой на вопросы учителя- логопеда

(при необходимости с помощью)


анализирует свою деятельность по теме занятия;














ребёнок пересчитывает карточки и отвечает: «пять»

VIII. Заключительная часть. Подведение итогов.


- Что мы с тобой сегодня делали? – знакомились со словами, составляли предложения с разным количеством слов.

- В речи мы часто пользуемся предложениями. Можно говорить короткие предложения, а можно удлинять, добавлять новые, другие слова в предложения и описывать то, что мы видим, для того чтобы было более понятно событие, а также уточнять некоторые действия или использовать описание чего-либо.

- Ты молодец, справился! Хорошо поработал! Я дам тебе смайлик «улыбочка». Ты тоже можешь выбрать себе смайлик, такой, который покажет, понравилась ли тебе сегодняшняя работа.

- Занятие закончено!




Задаёт вопросы;


Проводит коррекцию ответов, действий.


Поощряет за выполненную работу.

С опорой на вопросы учителя- логопеда (с помощью) анализирует свою деятельность по теме занятия;


Работа оценивается с помощью «смайликов».











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!