Развитие и коррекция ВПФ (высших психических функций) через игровую деятельность. Психологическая коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений, познавательных процессов. Повторение и закрепление схемы тела. Пополнение пассивного и активного словаря.
Оборудование: игровой материал (куклы: мальчик и девочка); карточки со словами, обозначающими слова-предметы, слова-признаки, слова-действия; фразовый конструктор.
Этап занятия, цель этапа | Деятельность логопеда | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
I. Мотивация к деятельности Орг.момент. –Будем играть? Посмотри, что я тебе принесла (показ «Волшебного мешочка»). - Потрогай (ребёнок ошупывает мешочек). -Там много? Мало? Кто-то большой? Маленький? Мягкий? Твёрдый? Доставай! | Показ игрового материала, его обыгрывание | Отвечает (по возможности) на вопрос учителя-логопеда; выполняет задания. | Предметные: - различать предметы, соотносить с предлагаемым наглядным, игровым материалом; - узнавать и называть демонстрируемые предметы, их признаки, действия. Метапредметные: - научиться применять полученные знания в самостоятельной деятельности; -использовать знаково-символические средства (карточки); -осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение объектов и явлений; -уметь использовать коммуникативные (речевые) средства для решения поставленных задач. Личностные: -проявлять интерес к новым знаниям, инициативу; - развивать способность к самооценке; -осваивать различные роли |
II. Актуализация необходимых знаний. – Что там? Кто там? Это мальчик (игрушка). - Давай посмотрим, что это у мальчика? (голова, глаза, нос, рот, уши, щёки, волосы, шея, плечи, туловище, руки, ноги). -Давай выясним, какие у мальчика глаза? (голубые). -Его можно назвать голубоглазым. -Какие волосы у мальчика? (тёмные). Его можно назвать темноволосым. -Посмотрим на одежду мальчика. У него есть рубашка. Какая она по цвету? (красная) А какие брюки у мальчика по цвету? (чёрные). -Какая обувь у мальчика? (ботинки). Какого цвета? (чёрные). -Молодец! Ты правильно ответил на вопросы и описал мальчика. -Посмотрим, что (или кто) ещё есть в мешочке. Доставай! -Это девочка! Что есть у девочки? (голова, глаза, нос, рот, уши, щёки, волосы, шея, плечи, туловище, руки, ноги). -Какие у девочки глаза? (тёмные). - Они карие. Можно назвать девочку кареглазой. Какие волосы у девочки? – Светлые. Девочку можно назвать светловолосой. Какая одежда у девочки? (платье) -Какое оно? (розовое – по цвету, лёгкое, летнее - по назначению и времени года). -Какая обувь у девочки? (туфли) -Какого цвета? (красные). -Мальчик и девочка похожи? Чем? (у них есть глаза, нос, рот, уши и др.) – Правильно, мы назвали всё, что есть у каждого человека, и у маленького, и у взрослого. -Чем они отличаются? (длина волос, одежда, обувь, игры, интересы и др.) | Задаёт вопросы; уточняет смысл непонятных слов; проводит анализ схемы тела; осуществляет коррекцию ответов ребёнка; при необходимости осуществляется исправление слов, фразы, предложения если учащийся их искажает или заменяет звуки, звукокомплексы. | Отвечает (по возможности) на вопросы. Внимательно слушает то говорит учитель-логопед, выполняет задания. Учится наблюдать, классифицировать, обобщать полученные знания. |
III. Основная часть. Дифференциация слов по вопросам. 1. - Как назовём мальчика и девочку одним словом? (дети). - Что дети любят делать? (играть, гулять, бегать, прыгать, смеяться и др.). Сейчас будем рассматривать карточки и узнаем, что ещё любят и умеют делать дети, какие они и др. - Давай разделим карточки на группы. В 1-ю положим слова, про которые говорим: Кто это? Что это? Во 2-ю положим слова, которые отвечают на вопросы: Что делать? Что делает? Что делают? В 3-ю положим слова, которые отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какие? (ребёнок совместно со взрослым называет карточку и кладёт в определённую группу слов, по заданию) | Учитель-логопед читает текст, задаёт вопросы; уточняется смысл некоторых слов, проводится словарная работа, объясняется семантика. Задаёт вопросы по сюжетным картинкам, карточкам. Выполняет совместно с учащимся нужные действия: дифференцируются слова- понятия, их признаки, действия. | Учится наблюдать, обобщать полученные знания; воспроизводятся сюжеты с опорой на иллюстрации, игровой материал. Учится понимать организацию речи, отвечать на вопросы по содержанию (по возможности). |
IV. Физкульт.минутка: Нейрогимнастика. - Сейчас немного отдохнём и посмотрим, во что могут играть дети, например, своими руками и пальчиками. (выполняются упражнения на кистевой праксис).- Повторяй за мной. | Показ и совместное выполнение с педагогом (по необходимости) нейроупражнений | Обучающийся ( при необходимости со взрослым) повторяет действия и слова. |
V. Основная часть. Продолжение. 2- Сейчас будем составлять предложения с некоторыми из слов, которые называли, а также добавлять новые. - Это кто? (мальчик). – Эта картинка что обозначает? («сидит») - Можно сказать: «Мальчик сидит»? (да). - Давай возьмём ещё одну карточку. Что это? («трава»). Добавим это слово в наше предложение. Что получилось? (мальчик сидит трава) - Так не говорят. Можно сказать: «Мальчик сидит на траве». Если говорим предложение правильно, нам становится понятно то, о чём говорим. В предложении выражается какая-то мысль. - Мы добавили короткое слово «на» - это предлог. У нас все слова в предложении теперь будут правильно связаны друг с другом. - Ещё одно слово добавим в предложение: карточка «зелёная». - Если скажем «Мальчик сидит зелёная трава» понятно будет? (нет). -А если скажем: «Мальчик сидит на зелёной траве» понятно? (да) - Что получилось? «Мальчик сидит на зелёной траве». - Сколько слов в предложении было вначале? (два) -А сейчас? (пять) - Какое слово первое? Второе? Третье? Четвёртое? Пятое? - Молодец! | Учитель-логопед кладёт перед ребёнком две карточки, на одной из которых изображен мальчик, а на другой изображение слова «сидит»; предложение выставляется во фразовый конструктор задаёт вопросы, уточняет понятия, осуществляет постройку грамматических конструкций, предложений; предложение выставляется во фразовый конструктор проводит коррекцию ответов, действий. | Внимательно слушает то, что говорит и объясняет учитель-логопед, выполняет задания (совместно или самостоятельно, по возможности); отвечает на вопросы; считает количество слов в предложении. Вспоминает и называет каждое слово. |
VI. Физкульт.минутка: «Буратино» -Давай отдохнём! Повторяй за мной: -Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл.. Ключик видно не нашёл.. Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать! | Контролирует динамическую паузу, чтобы учащийся участвовал в ней и смог переключиться, подвигаться, отдохнуть. | Обучающийся повторяет действия и слова за педагогом |
VII. Основная часть. Продолжение. Закрепление алгоритма действий. 4. Сейчас составим предложения про девочку. - Кто это? Что делает? (даётся карточка с изображением девочки, затем добавляется карточка «прыгает»). -Что получилось? «Девочка прыгает». - Посмотри на девочку, какая она? (весёлая, радостная). - Можно сказать: «Весёлая девочка прыгает»? - Если добавим ещё одно слово «дорога», немного изменим слово «дороге», что получится? - «Весёлая девочка прыгает дороге».- Добавим маленькое слово- предлог «по». Что получилось? - «Весёлая девочка прыгает по дороге». - Молодец! - Мы добавили короткое слово «по» - это предлог. - Предлоги нам помогают уточнить то, где кто-то или что-то находится, связать слова в предложении правильно. Сейчас понятно то, что мы увидели и назвали? (да) - Посчитаем слова в предложении. Сколько слов было сначала, в первом предложении ? (два), а сейчас? -Молодец! Ты справился с заданиями! | Педагог задаёт вопросы, помогает составлять предложения; добавляется карточка «дорога» проводится коррекция ответов, действий; | С опорой на вопросы учителя- логопеда (при необходимости с помощью) анализирует свою деятельность по теме занятия; ребёнок пересчитывает карточки и отвечает: «пять» |
VIII. Заключительная часть. Подведение итогов. - Что мы с тобой сегодня делали? – знакомились со словами, составляли предложения с разным количеством слов. - В речи мы часто пользуемся предложениями. Можно говорить короткие предложения, а можно удлинять, добавлять новые, другие слова в предложения и описывать то, что мы видим, для того чтобы было более понятно событие, а также уточнять некоторые действия или использовать описание чего-либо. - Ты молодец, справился! Хорошо поработал! Я дам тебе смайлик «улыбочка». Ты тоже можешь выбрать себе смайлик, такой, который покажет, понравилась ли тебе сегодняшняя работа. - Занятие закончено! | Задаёт вопросы; Проводит коррекцию ответов, действий. Поощряет за выполненную работу. | С опорой на вопросы учителя- логопеда (с помощью) анализирует свою деятельность по теме занятия; Работа оценивается с помощью «смайликов». | |