СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта метапредметного урока по астрономии, географии, геоинформатики

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока может использоваться  на уроках по астрономии, географии, геоинформатики. Урок относится к урокам открытия новых знаний. При постановке целей и задач урока учитывается особенность учебного материала и уровень подготовленности обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта метапредметного урока по астрономии, географии, геоинформатики»


Технологическая карта метапредметного урока по астрономии, географии, геоинформатики

Козина Н.В.,

учитель астрономии МОАУ «Гимназия №2» г. Оренбурга


Класс:

10-11

УМК:

Астрономия. 10–11 кл. Базовый уровень : учеб. для общеобразоват. орг. / В. М. Чаругин. – Москва : Просвещение, 2019. – 144 с.: ил. – (Сферы 1–11). – ISBN 978-5-09-053903-6.

Тема урока:

Практическое применение астрономии в современном мире

Тип урока:

Метапредметный интерактивный

Цель урока:

Изучить использование космических снимков в современной науки. Освоить процесс создания собственных карт с использованием сервисов Google и Яндекс

Задачи урока:

Воспитательные:

Развивающие:

Обучающие:

Формировать навыки и умения целесообразного использования мобильных и компьютерных программ; воспитывать самостоятельность и самоконтроль; контролировать соблюдения правил техники безопасности

Развивать умение применять изученные понятия, методы для решения практических задач. Расширение познавательного интереса.

Развить кругозор, усилить интерес к новым методам и технологиям познания.

Познакомить с возможностями и назначением геоинформационных систем. Научить работать с информацией, представленной в различных формах

Планируемые результаты урока:

Личностные:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; способность к самооценке на основе критерии успешности учебной деятельности; способность к саморазвитию.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

формировать у обучающихся умение планировать учебные действия и ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем; высказывать предположения на основе учебного материала; осуществлять контроль по результату и способу действия.

Познавательные УУД:

развивать умение самостоятельно формулировать познавательную цель; работать в соответствии алгоритма; умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД: эффективная работа в паре и группе, ведение диалога; нахождение решения, которое удовлетворяет общим интересам.

Предметные:

Овладеть навыками геоинформационного анализа; формировать умение исследовать.

Углубить и систематизировать технологически-информационные знания.

Методическое обоснование урока

Урок относится к урокам открытия новых знаний. При постановке целей и задач урока учитывается особенность учебного материала и уровень подготовленности обучающихся.

Цель урока - увеличение доступности информации о спутниковом мониторинге и возможностях использования космических снимков в науке практической деятельности.


Оборудование:

Проектор, интерактивная доска, ноутбуки, электронные карты, космические снимки, система ГИС

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Чаругин В. М. Астрономия. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В. М. Чаругин.—М.: Просвещение, 2018.

  2. Астрономия. Методическое пособие: 10–11классы. Базовый уровень: учеб. пособие для учителей общеобразоват. организаций / под ред. В. М. Чаругина.—М.: Просвещение, 2019.



Организационная структура урока.


п/п

Этап урока


Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Организационный этап.

Добрый день! Очень рада видеть вас на сегодняшнем не совсем традиционном уроке астрономии.

Приветствуют педагога. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.

2.

Мотивация учебной деятельности.

Урок хочу начать с цитаты Николая Семеновича Лескова «Астрономия — наука загадок»

Предлагаю вам отгадать некоторые её загадки.

Как нам уже известно, Астрономия – наука комплексная, т.е. изучает Вселенную в сотрудничестве с другими науками. Включает в себя множество различных разделов – астрофизику, космохимию, звездную астрономию, космологию и др.

Отвечают на вопросы.

3.

Актуализация знаний.

Целеполагание.

В современной астрономии есть ещё один раздел - космические исследования.

Значимым методом исследования окружающего мира являются - Космические исследования. Современные исследования космоса связаны с применением таких наук как география, геоинформатикя, геодезия. Существует и используется космическая геодезия и космическая география и даже геодезическая астрономия.

Современные технологии, основанные на геоинформатике, крайне важны для решения практических задач в различных сферах жизнедеятельности.

Посчитайте какое количество приложений имеется на вашем мобильном телефоне, которые используют карту? (min 5 – карты, приложения, социальные сети и мессенджеры.)

Из выше сказанного, как вы думаете какая тема нашего урока.

Практическое применение астрономии в современном мире

На интерактивном уроке «Астрономия и Геоинформатика» совершим с вами путешествие от рождения картографии к современным геоинформационным системам(ГИС).

Отвечают на вопросы педагога

Определяют цель урока. Тему урока.

4.

Постановка проблемы. Включение в систему знаний.

Геоинформатика – термин, без которого современный мир немыслим.

Наука геоинформатика, интегрирует науки о Земле, включая космическую геодезию.

В 1879 г. на севере Испании в пещере Альтамира, археологом Саутуолой, (А вернее сказать, его пятилетней дочкой. Именно она обратила внимание отца на фигуры, нарисованные на потолке пещеры. Для того чтобы увидеть их, нужно было смотреть вверх, а на испанском языке "альто" значит "высокий", а "мира" - "смотри".) была впервые открыта древняя «картинная галерея» Рассмотрите этот наскальный рисунок. Педагог показывает обучающимся одно из изображений пещеры:

Что изображено на этом рисунке?


После обсуждения показываем изображение:

Найдите на рисунке похожий элемент (расположен над головой зубра).

Считается, что - это звёздное скопление Плеяды, являющее одним из самых ярким на ночном небе.

Другой пример - пояс Ориона (Orion’s Belt), (на зубре слева)



Задача обучающихся – понять, что на рисунке, помимо изображений животных, находится карта звёздного неба - одна из самых старинных, которая известна человечеству.









































Выполняют задание.



5.


Карты применяются повсюду.

Вспомните, где применяются карты, в каких науках применяется понятия «карта».

Педагог показывает примеры карт.

Карты применяются в когнитивных науках (Когнитивная наука-это междисциплинарная область, в которую входят специалисты из различных областей, в том числе психология, неврология, лингвистика, философия разума, компьютерная наука, антропология и биология) в литературе, истории, астрономии, информатике.

В информатике - термин «карта» широко распространен: системы с геоданными, самый известный пример в России - Яндекс и Google карты, и изображения карт, как ссылки на полезные ресурсы, и др.

Термин «карты» применим к ассоциативному массиву и функциям ввиду англоязычного математического термина «mapping», что в переводе на русский язык означает «отображение»: функция высшего порядка отображает одну последовательность в другую, а каждый элемент ассоциативного массива задаёт соответствие его индекса и значения. С развитием цифрового мира большой интерес представляют карты- домены, примером служит анаморфированные карты, которые показывают относительное количество доменов, зарегистрированных в доменных национальных зонах.

В географии - Карта - это обобщенное, уменьшенное, условно-знаковое изображение Земли, небесной сферы или планет, построенное по математическому закону (т.е. в масштабе и проекции).

Нынешнее использование слова вышло за границы традиционного понимания. «Периодическая таблица визуализации данных» (www.visual-literacy.org/periodic_table/periodic_table.html) содержит другие применения данного термина.

Вспоминают, где применяются карты.

6.

Интерактивная игра

Мы с вами рассмотрели самые разнообразные карты.

предлагаю сыграть в интерактивную игру

«Отгадайка» пройдите по ссылке 1) https://onedio.ru/news/test-ugadajte-mesto-po-fotografii-iz-kosmosa-22001

Отгадать какое-либо место не всегда так просто, глядя даже на обычную фотографию! Попробуйте отгадать место по фотографии из космоса!

В результате получим список объектов, которые будут необходимы для создания карты.

Рассматривают различные карты. Проходят по ссылке - Разгадывают места по космическим снимкам






7.

Практическая работа. Использование Конструктора карт

Предлагаем создать игровую карту, содержащую объекты.

Работают за компьютерами по алгоритму самостоятельно или в парах.

8.

Информация о домашнем задании, комментарии и разъяснения по его выполнению.

Создайте карту, указав на ней достопримечательности нашей Оренбургской области.

Получают комментария и разъяснения по выполнению домашнего задания.

9.

Рефлексия. (Подведение итогов)

Закончить наш урок хочется словами: «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить».

Прошу высказать свои мнения о проведенном уроке.

Что понравилось, что не понравилось, что было полезным для вас?

Спасибо вам за вашу работу. Надеюсь, что урок был вам полезен.



Высказывают свои мнения и пожелания.

Список используемой литературы:

  1. Пяткин информационные технологии в дистанционных исследованиях Земли из космоса. Международ. науч.-техн. конф., посвященная 65-летию СГГА - НИИГАиК. 23-27 ноября 1998 г. Тезисы докладов, Новосибирск, 1998, стр. 18-20.

  2. Астрономия. Учебное пособие / М.М. Дагаев и др. - М.: Просвещение, 2018. - 384 c.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!