Класс: | 10-11 |
УМК: | Астрономия. 10–11 кл. Базовый уровень : учеб. для общеобразоват. орг. / В. М. Чаругин. – Москва : Просвещение, 2019. – 144 с.: ил. – (Сферы 1–11). – ISBN 978-5-09-053903-6. |
Тема урока: | Практическое применение астрономии в современном мире |
Тип урока: | Метапредметный интерактивный |
Цель урока: | Изучить использование космических снимков в современной науки. Освоить процесс создания собственных карт с использованием сервисов Google и Яндекс |
Задачи урока: | Воспитательные: | Развивающие: | Обучающие: |
Формировать навыки и умения целесообразного использования мобильных и компьютерных программ; воспитывать самостоятельность и самоконтроль; контролировать соблюдения правил техники безопасности | Развивать умение применять изученные понятия, методы для решения практических задач. Расширение познавательного интереса. Развить кругозор, усилить интерес к новым методам и технологиям познания. | Познакомить с возможностями и назначением геоинформационных систем. Научить работать с информацией, представленной в различных формах |
Планируемые результаты урока: | Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; способность к самооценке на основе критерии успешности учебной деятельности; способность к саморазвитию. | Метапредметные: Регулятивные УУД: формировать у обучающихся умение планировать учебные действия и ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем; высказывать предположения на основе учебного материала; осуществлять контроль по результату и способу действия. Познавательные УУД: развивать умение самостоятельно формулировать познавательную цель; работать в соответствии алгоритма; умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: эффективная работа в паре и группе, ведение диалога; нахождение решения, которое удовлетворяет общим интересам. | Предметные: Овладеть навыками геоинформационного анализа; формировать умение исследовать. Углубить и систематизировать технологически-информационные знания. |
Методическое обоснование урока | Урок относится к урокам открытия новых знаний. При постановке целей и задач урока учитывается особенность учебного материала и уровень подготовленности обучающихся. Цель урока - увеличение доступности информации о спутниковом мониторинге и возможностях использования космических снимков в науке практической деятельности. |
Оборудование: | Проектор, интерактивная доска, ноутбуки, электронные карты, космические снимки, система ГИС |
Учебно-методическое обеспечение: | Чаругин В. М. Астрономия. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В. М. Чаругин.—М.: Просвещение, 2018. Астрономия. Методическое пособие: 10–11классы. Базовый уровень: учеб. пособие для учителей общеобразоват. организаций / под ред. В. М. Чаругина.—М.: Просвещение, 2019. |
№ п/п | Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1. | Организационный этап. | Добрый день! Очень рада видеть вас на сегодняшнем не совсем традиционном уроке астрономии. | Приветствуют педагога. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей. |
2. | Мотивация учебной деятельности. | Урок хочу начать с цитаты Николая Семеновича Лескова «Астрономия — наука загадок» Предлагаю вам отгадать некоторые её загадки. Как нам уже известно, Астрономия – наука комплексная, т.е. изучает Вселенную в сотрудничестве с другими науками. Включает в себя множество различных разделов – астрофизику, космохимию, звездную астрономию, космологию и др. | Отвечают на вопросы. |
3. | Актуализация знаний. Целеполагание. | В современной астрономии есть ещё один раздел - космические исследования. Значимым методом исследования окружающего мира являются - Космические исследования. Современные исследования космоса связаны с применением таких наук как география, геоинформатикя, геодезия. Существует и используется космическая геодезия и космическая география и даже геодезическая астрономия. Современные технологии, основанные на геоинформатике, крайне важны для решения практических задач в различных сферах жизнедеятельности. Посчитайте какое количество приложений имеется на вашем мобильном телефоне, которые используют карту? (min 5 – карты, приложения, социальные сети и мессенджеры.) Из выше сказанного, как вы думаете какая тема нашего урока. Практическое применение астрономии в современном мире На интерактивном уроке «Астрономия и Геоинформатика» совершим с вами путешествие от рождения картографии к современным геоинформационным системам(ГИС). | Отвечают на вопросы педагога Определяют цель урока. Тему урока. |
4. | Постановка проблемы. Включение в систему знаний. | Геоинформатика – термин, без которого современный мир немыслим. Наука геоинформатика, интегрирует науки о Земле, включая космическую геодезию. В 1879 г. на севере Испании в пещере Альтамира, археологом Саутуолой, (А вернее сказать, его пятилетней дочкой. Именно она обратила внимание отца на фигуры, нарисованные на потолке пещеры. Для того чтобы увидеть их, нужно было смотреть вверх, а на испанском языке "альто" значит "высокий", а "мира" - "смотри".) была впервые открыта древняя «картинная галерея» Рассмотрите этот наскальный рисунок. Педагог показывает обучающимся одно из изображений пещеры: Что изображено на этом рисунке? После обсуждения показываем изображение: Найдите на рисунке похожий элемент (расположен над головой зубра). Считается, что - это звёздное скопление Плеяды, являющее одним из самых ярким на ночном небе. Другой пример - пояс Ориона (Orion’s Belt), (на зубре слева) | Задача обучающихся – понять, что на рисунке, помимо изображений животных, находится карта звёздного неба - одна из самых старинных, которая известна человечеству. Выполняют задание. |
5. | | Карты применяются повсюду. Вспомните, где применяются карты, в каких науках применяется понятия «карта». Педагог показывает примеры карт. Карты применяются в когнитивных науках (Когнитивная наука-это междисциплинарная область, в которую входят специалисты из различных областей, в том числе психология, неврология, лингвистика, философия разума, компьютерная наука, антропология и биология) в литературе, истории, астрономии, информатике. В информатике - термин «карта» широко распространен: системы с геоданными, самый известный пример в России - Яндекс и Google карты, и изображения карт, как ссылки на полезные ресурсы, и др. Термин «карты» применим к ассоциативному массиву и функциям ввиду англоязычного математического термина «mapping», что в переводе на русский язык означает «отображение»: функция высшего порядка отображает одну последовательность в другую, а каждый элемент ассоциативного массива задаёт соответствие его индекса и значения. С развитием цифрового мира большой интерес представляют карты- домены, примером служит анаморфированные карты, которые показывают относительное количество доменов, зарегистрированных в доменных национальных зонах. В географии - Карта - это обобщенное, уменьшенное, условно-знаковое изображение Земли, небесной сферы или планет, построенное по математическому закону (т.е. в масштабе и проекции). Нынешнее использование слова вышло за границы традиционного понимания. «Периодическая таблица визуализации данных» (www.visual-literacy.org/periodic_table/periodic_table.html) содержит другие применения данного термина. | Вспоминают, где применяются карты. |
6. | Интерактивная игра | Мы с вами рассмотрели самые разнообразные карты. предлагаю сыграть в интерактивную игру «Отгадайка» пройдите по ссылке 1) https://onedio.ru/news/test-ugadajte-mesto-po-fotografii-iz-kosmosa-22001 Отгадать какое-либо место не всегда так просто, глядя даже на обычную фотографию! Попробуйте отгадать место по фотографии из космоса! В результате получим список объектов, которые будут необходимы для создания карты. | Рассматривают различные карты. Проходят по ссылке - Разгадывают места по космическим снимкам |
7. | Практическая работа. Использование Конструктора карт | Предлагаем создать игровую карту, содержащую объекты. | Работают за компьютерами по алгоритму самостоятельно или в парах. |
8. | Информация о домашнем задании, комментарии и разъяснения по его выполнению. | Создайте карту, указав на ней достопримечательности нашей Оренбургской области. | Получают комментария и разъяснения по выполнению домашнего задания. |
9. | Рефлексия. (Подведение итогов) | Закончить наш урок хочется словами: «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить». Прошу высказать свои мнения о проведенном уроке. Что понравилось, что не понравилось, что было полезным для вас? Спасибо вам за вашу работу. Надеюсь, что урок был вам полезен. | Высказывают свои мнения и пожелания. |