Технологическая карта
Урок по географии в 6 классе на тему: «Строение земного шара»
Разработала учитель географии МКОУ «Оськинской ООШ»
Кобелева Светлана Николаевна
Цель: формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способах изучения
земных недр.
Задачи | Образовательные: ознакомить детей с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро; установить сходства и различия в материковой и океанической земной коре; дать понятия: литосфера; дать представление об изучении земной коры. | Развивающие: формировать умения применять полученные знания при решении практических задач, выделять главное, анализировать, делать выводы. Развивать творческие и коммуникативные способности. | Воспитательные: Воспитывать у учащихся умение работать в малых группах (парах), умения выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их. Формирование у учащихся самостоятельного, ответственного мышления. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников. |
Тип урока | Изучения нового материала. |
Технология построения урока | Личностно-ориентированное. |
Планируемые результаты | Личностные УУД: Познание значения оболочек Земли для жизнедеятельности человека, умение самостоятельно искать предметы окружающего мира для сравнения с оболочкой Земли. | Регулятивные УУД: Проявлять инициативу в учебном сотрудничестве с учителем, проявлять инициативность и самостоятельность, оценивать, корректировать знания. | Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение и позицию. |
УМК | Учебник «География. 6 класс», Е.М. Домогацких, Э.Л. Ввденский, А.А Плешаков, Москва, «Русское слово», 2014. |
Ресурсы (оснащение) | Учебник, атлас, Мультимидийный проектор. |
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые образовательные результаты
предметные
метапредметные
Личностные
Организационный момент.
Приветствие детей. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе. Вовлечение учащихся в урок, во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.
Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, на восприятие темы.
Определяют свою готовность к уроку
Формирование норм и правил поведения в социуме. Формирование мотивации
Актуализация знаний
Ребята, а вы любите путешествовать? Так вот сегодня мы отправимся с вами в очень далёкое заочное, необычное путешествие. Дети, когда мы с вами отправляемся в поездку, путешествие, что вы берёте с собой? (Багаж)
Так и нам сегодня понадобится необычный багаж? (Это багаж наших знаний).
Итак, что у меня в руках? А что такое глобус?
В пятом классе мы с вами изучали оболочки Земли, какую оболочку мы можем с вами видеть на глобусе?
Дайте определение этой оболочки.
Какова её мощность?
А какие радиусы имеет земной шар?
Литосфера занимает лишь часть земного шара, а что же приходится на оставшуюся внутреннюю часть?
Молодцы! У вас достаточный багаж знаний и мы можем смело отправиться в путь!
Диалог с учителем, с целью поиска и выделения необходимой информации.
Обучающиеся отвечают на вопросы, которые представлены на слайде:
(глобус)
(Модель земного шара)
(Литосферу)
(Внешняя. Твёрдая, часть земного шара, это твёрдая оболочка нашей земли)
(от 50 до 200 км)
(экваторный-6378км)
(полярный-6356км)
Применяют полученные знания
Коммуникативные УУД (используют письменную речь при ответах, применяют умение слушать и слышать)
Регулятивные УУД (организовывают свою деятельность с поставленной целью)
Познавательные УУД (извлекают необходимую информацию)
Понимание значимости полученных знаний.
Определение темы
урока, постановка цели
Ведет диалог.
Возникало ли у вас желание узнать и увидеть, что у Земли внутри?
Сегодня мы с вами это узнаем и разберемся, какое строение имеет наша Земля внутри. Итак, какая же тема урока у нас сегодня?
Давайте с вами вместе составим маршрутный лист нашего с вами путешествия.
Итак тема нашего урока «Строение земного шара»
И мы отправляемся в наше заочное путешествие.
А как вы считаете какова цель нашего путешествия?
Давайте вместе с вами составим маршрутный лист.
Формулируют самостоятельно тему и цель урока
В диалоге принимают участие большинство детей. Учащиеся могут высказывать собственное мнение.
Записывают в тетрадь тему урока
Работают с текстом учебника с.78-81.
Составляют маршрутный лист:
Внутреннее строение Земли;
Внешний слой земного шара;
Изучение недр Земли;
Литосфера.
Применение полученных знаний. Формулирование темы и цели урока
Личностные УУД (проявление интереса к поставленной задаче)
Регулятивные УУД (планируют деятельность)
Коммуникативные УУД (формулируют, предлагают тему и цель урока). Осознание цели урока
Формирование мотивационной основы учебной деятельности.
Формирование уважительного отношения к иному мнению
Изучение нового материала
Вся наша жизнь проходит на поверхности нашей планеты.
На твёрдой оболочке Земли, как мы с вами узнали из курса 5 класса. Но, что же находится внутри, мы с вами задаёмся вопросом, как это можно узнать? Каким способом?
Человечество уже давно поняло, что находится под Землёй. Давайте вместе с учёными геофизиками, которые будут нашими путеводителями, отправимся в наш путь.
– Мы совершим с вами увлекательное путешествие на корабле, но корабль наш непростой, а современнейший, способный проникать сквозь недры нашей Земли. Постепенно углубляясь, мы будем знакомиться с её внутренним строением. Свои данные вы будете показывать на изображении.
Нашими помощниками будут
Модели, которые встечаются в нашей повседневной жизни.
С чем можно сравнить планету Земля, ее внутреннее содержание?
Предлагает посмотреть примеры на слайде.
Сейчас мы с вами поработаем с текстом в учебнике на с. 78 и заполним изображение «Внутреннее строение Земли»
Предлагает проверить результаты заполнения. Озвучить.
На изучении самого верхнего слоя земли – земная кора, мы остановимся более подробно.
Откройте рис.64 на стр.80 и заполните пропуски в схеме «Земная кора»
Предлагает проверить результаты заполнения схемы.
Высказывают своё мнение.
Предлагают варианты сравнения.
Сравнивают. Соотносят.
Ведут работу с текстом и заполняют рисунок. «Внутреннее строение Земли»
Проверяют, сравнивают полученный результат.
Ведут работу с рис. 64 и заполняют схему «Земная кора»
Проверяют и озвучивают полученный результат.
Понимание смысла и цели текста. Понимание того, что Земля имеет послойное строение и большие размеры.
Определяют, в чем сходство.
Находят в тексте информацию по внутреннему строению Земли: ядро, мантия, земная кора.
Формулируют описание внутреннего строения Земли
Выделяют 2 типа земной коры: материковая и океаническая. Выписывают слои горных пород.
Коммуникативные УУД (умение использовать устную речь, умение слушать и слышать)
Регулятивные УУД (организовывать свою деятельность с поставленной целью)
Познавательные УУД (извлечение необходимой информации, )
Познавательные УУД
Анализируют текст.
Выделяют необходимую информацию. Преобразовывают информацию из одного вида в другой.
Регулятивные УУД (организовывать свою деятельность с поставленной целью)
Коммуникативные УУД (применяют письменную и устную речь)
Проявление интереса к чтению и осмыслению текста
Формирование ответственного отношения к учению
Физминутка
Ребята, сейчас мы немного разомнемся.
По кабинету развешаны слова и когда я задам вопрос вы должны найти ответ. Поворачиваете голову, поворачиваетесь корпусом, можете встать.
Слушают вопрос и находят нужный ответ
Умение находить правильные ответы на поставленные вопросы по теме урока
Изучение нового материала
Изучение внутреннего строения Земли производится различными методами.
-Геологические методы - основанные на изучении обнажений горных пород.
Посмотрите на слайд, как можно изучить внутреннее строение Земли?
С помощью этого метода можно изучать только приповерхностные слои земной коры.
В целом же глубинное внутреннее строение Земли изучается главным образом геофизическими методами.
Просмотр видеофрагмента
«Изучение недр Земли»
- Ребята, а что такое литосфера?
Найдите в тексте на стр. 81 определение слову «Литосфера» и выпишите в тетрадь.
Рассуждают, какими способами можно изучать внутреннее строение Земли.
Дают определение слову «Литосфера». Выписывают определение в тетрадь.
Понимание того, как изучают недра Земли, приводят примеры, усвоение полученной информации.
Умение находить определение к слову в учебнике
Коммуникативные УУД (умение использовать устную речь при ответах, умение слушать и слышать)
Регулятивные УУД (организовывать свою деятельность с поставленной целью)
Познавательные УУД (извлечение необходимой информации, )
Осознание целостности природы
Формирование ответственного отношения к учению
Закрепление
Предлагает работу с таблицей на соответствие.
Предлагает работу с текстом, где необходимо заполнить пропуски
Проверяет заполнение пропусков.
Предлагает работу в группах – составить кластер.
Ключевое слово «Строение земного шара».
Работают с таблицей на соответствие.
Оценивают работу.
Работают с текстом, заполняют пропуски.
Проверяют теrст. Оценивают.
Разбиваются на группы, составляют кластер по пройденной теме.
Умение выполнять учебные действия в соответствии с заданием
Умение выполнять учебные действие в соответствии с заданием, закрепление пройденного материала
Коммуникативные УУД (умение использовать устную и письменную речь при ответах, умение слушать и слышать)
Регулятивные УУД (организовывать свою деятельность с поставленной целью)
Познавательные УУД (извлечение необходимой информации, )
Формирование уважительного отношения к иному мнению. Проявление интереса к теме
Домашнее задание
Стр78-81, составить к нему интеллект-карту
Записывают задание в дневник
Познавательные УУД: настрой на структурирование знаний, поиск информации
Формирование ответственного отношения к учению
Рефлексия
Организует самооценку и рефлексию.
Слушают и оценивают свою деятельность на уроке ( выставляют оценку в оценочный лист)
Регулятивные УУД умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с задачами урока
Эмоционально-ценностное отношение к уроку