СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Наши подземные богатства" (Челябинская область)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Наши подземные богатства" (Челябинская область)»

Технологическая карта урока по окружающему миру

Класс: 4б

Тема: Наши подземные богатства

Цель: формирование представления о подземных богатствах; знакомство с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.

Задачи:

образовательные:

  • сформировать представления учащихся о подземных богатствах,

  • познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, охраной подземных богатств;

развивающие:

  • развивать познавательную активность, умение работать с картой, коллекционным материалом,

  • развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически;

воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою родину.

Формировать УУД

Познавательные УУД: Учиться: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД: Формирование умения: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь работать в группе.

Личностные УУД: Учиться: выказывать своё мнение; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: Формирование умения: планировать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование: учебник по «Окружающему миру» Плешаков стр. 149-159, стр. 58-59, 2 кроссворда, тесты, рабочая тетрадь, контурная карта, атлас полезных ископаемых Челябинской области

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

- Здравствуйте ребята, меня зовут Светиславна Сергеевна. И сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я.

- Проверьте, все ли у вас есть: дневник, пенал, учебник по окружающему

миру и рабочая тетрадь.

Приветствие. Настрой на урок. Проверка готовности к уроку

Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

— Что мы называем водоемами?



— Какие водоемы вы знаете?



— Почему люди должны охранять водоемы?

— Какие опасности угрожают водоемам?




— Как борются с загрязнением водоемов?

2. Тест

1. Хранилища воды называются:

а) низменности б) водоемы в) плато

2. Водоемы — это:

а) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды

б) место обитания животных и растений в) место для купания

3. С водоемами связана жизнь следующих животных:

а) утки, лебеди, цапли б) трясогузки, совы, кукушки в) орлы, аисты, кедровки

4. Что не следует делать?

а) строить очистные сооружения б) мыть в реке мотоцикл в) расчищать родники и ручьи

3. Кроссворд


1







2










В

3О

Д

О

Ё

4М

Ы






5





6


7






















По вертикали: 1. Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой. (Пруд.) 3. Природное углубление на по­верхности суши, заполненное водой. (Озеро.) 4. Часть океана, вдающаяся в сушу и отделенная от него островами и полуостро­вами. (Море.) 7. Выход подземных вод на поверхность. (Ключ.)

По горизонтали: 2. Водный поток, имеющий исток и устье. (Ручей.) 5. Огромное пространство соленой воды на Земле. (Оке­ан.) 6. Постоянный природный водный поток. (Река.)


- Водоемы — это хранилища воды, которая нужна всему живому.

- Океан, море, озеро, река, пруд, ручей, канал, водохранилище


- Загрязнение сточ­ными водами, ядохимикатами, мусором, химическими удоб­рениями

Ответы детей

Целеполагание

— На прошлом уроке мы говорили о водных богатствах на­шего края. А какие природные богатства вы еще знаете?

- Мы отправимся с вами в подземное путешествие. Послу­шайте сказку и скажите, какие природные богатства спо­рили в этой сказке и почему.


Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй отличи полез­ное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.

— Я — соль Земли,— говорит соль, — без меня каши не сваришь.

- А без меня сваришь? — спрашивает алюминиевая руда. - Кастрю­ли-то делают из алюминия. Без кастрюли никак.

— А на чем варить будете? — интересуется уголь. — Без топлива в этом деле не обойтись.

— Между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит же­лезная руда, которая дает железо для лопат. — Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.


- Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые?

- Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре?

- Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?

- Какова тема нашего сегодняшнего урока?

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?



— Что мы будем делать для достижения этой цели?









— Что вам хотелось бы узнать по этой теме?

Ответы детей
















Ответы детей.

Вы­сказывания учащихся


- Полезные иско­паемые

- Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами

- Работать в группах, парах, читать учебник, дополнительную литературу, работать в тетради, с атласом-определителем «От зем­ли до неба», рассматривать коллекцию полезных ископаемых, сравнивать, делать выводы.

Ответы детей

Изучение нового

1. Работа с картой

— Откроем физическую карту России на с. 58—59 учебника. Рассмотрим условные обозначения полезных ископаемых.




2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполним задание 1 на с. 71.






3. Практическая работа

— Как называют людей, изучающих недра Земли и отыски­вающих полезные ископаемые?

- Сегодня вы сами будете геологами и проведете очень серьез­ную исследовательскую работу.

— Прочитаем задание 3 на с. 72 рабочей тетради.(У каждой группы на парте находится по 2 образца полезных ископаемых. Задача — определить полезное ископаемое, запол­нить таблицу, используя атлас-определитель, физическую карту, учебник. На работу дается 10 мин. В итоге каждая группа пред­ставит отчет о результатах исследовательской работы. Он должен быть интересным, кратким.)

Группа

Полезное ископаемое

Страницы учебника

1

Нефть, природный газ

150-152

2

Торф, уголь

152-153

3

Железная руда

154

4

Гранит

155

5

Песок, глина

156

6

Известняк

157

(Группы работают самостоятельно, оценивают свою работу. Далее проводится обсуждение изученного материала. Рассказы ученики сопровождают показом образцов и слайдов «Добыча по­лезных ископаемых».)


Ученики работают в парах: читают название полезного иско­паемого, находят соответствующий значок на карте


Ученики подписывают названия знаков, обводят в кружок обозначения тех полезных ископаемых, которые добывают в род­ном крае


- Геологи

Физминутка

Видео


Продолжение работы по теме

Работа по учебнику С. 158

- Прочитайте текст. Что вы узнали из прочитанного?










- Человек получил в дар подземные богатства, использует их. Как вы думаете, может ли человек опустошить все подземные кладовые?





- Как надо охранять подземные богатства?

- Ребята, как вы думаете, а какие полезные ископаемые добываются у нас в Челябинской области?

- А так ли это мы сейчас и узнаем. Я вам предлагаю заполнить контурную карту. Вам необходимо перенести из атласа полезные ископаемые нашей области, и где указаны условные обозначения расшифровать.

- Вам необходимо нанести: железные руды, медные руды, золото, бурый уголь, мрамор и известняк. (запись на доске.)


- Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. Существует тесная связь между живой и неживой природой и человеком.

- Если относиться к добыче полезных ископаемых не по-хозяйски, то они могут совсем исчезнуть, расходовать их надо экономно

Ответы детей

Предположения детей.


Выполнение контурной карты.

Закрепление изученного

Кроссворд

- Что же мы называем полезными ископаемыми?


- В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? Приведите примеры.



- Разгадаем кроссворд. Угадайте полезные ископаемые, о которых мы сегодня говорили.


Загадки:


1. Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь.)


2. Не зря она варилась

В доменной печи.

На славу получились

Ножницы, ключи... (Руда.)

3. По трубе течет,

Пироги печет. (Газ.)


По вертикали:

4.Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимется ракета.

Отгадайте же, что это. (Нефть.)


5. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу. (Глина.)


6.Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он - удобрение. (Известняк.)



- Все природные богатства, которые добывают люди

- В твердом — гранит, в жидком — нефть, в газообразном — природный газ

Разгадывают кроссворд.


Итог урока. Рефлексия.

— Почему использованные месторождения невозможно восстановить?

— Какова была цель урока? Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

— Какие знания мы открыли?




— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кому из товарищей вы хотели бы сказать спасибо за помощь? Почему?



Высказывания детей. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 158 учебника

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 149—159 учебника.

2. Выполнить задания 2, 4 на с. 71, 73 рабочей тетради.

3. Изготовить карточки с условными обозначениями полезных ископаемых

Записывают д/з в тетрадь




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!