Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент | - Здравствуйте ребята, меня зовут Светиславна Сергеевна. И сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я. - Проверьте, все ли у вас есть: дневник, пенал, учебник по окружающему миру и рабочая тетрадь. | Приветствие. Настрой на урок. Проверка готовности к уроку |
Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания — Что мы называем водоемами? — Какие водоемы вы знаете? — Почему люди должны охранять водоемы? — Какие опасности угрожают водоемам? — Как борются с загрязнением водоемов? 2. Тест 1. Хранилища воды называются: а) низменности б) водоемы в) плато 2. Водоемы — это: а) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды б) место обитания животных и растений в) место для купания 3. С водоемами связана жизнь следующих животных: а) утки, лебеди, цапли б) трясогузки, совы, кукушки в) орлы, аисты, кедровки 4. Что не следует делать? а) строить очистные сооружения б) мыть в реке мотоцикл в) расчищать родники и ручьи 3. Кроссворд | 1 | | | | | | | 2 | | | | | | | | | | В | 3О | Д | О | Ё | 4М | Ы | | | | | | 5 | | | | | 6 | | 7 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | По вертикали: 1. Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой. (Пруд.) 3. Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой. (Озеро.) 4. Часть океана, вдающаяся в сушу и отделенная от него островами и полуостровами. (Море.) 7. Выход подземных вод на поверхность. (Ключ.) По горизонтали: 2. Водный поток, имеющий исток и устье. (Ручей.) 5. Огромное пространство соленой воды на Земле. (Океан.) 6. Постоянный природный водный поток. (Река.) | - Водоемы — это хранилища воды, которая нужна всему живому. - Океан, море, озеро, река, пруд, ручей, канал, водохранилище - Загрязнение сточными водами, ядохимикатами, мусором, химическими удобрениями Ответы детей |
Целеполагание | — На прошлом уроке мы говорили о водных богатствах нашего края. А какие природные богатства вы еще знаете? - Мы отправимся с вами в подземное путешествие. Послушайте сказку и скажите, какие природные богатства спорили в этой сказке и почему. Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным. — Я — соль Земли,— говорит соль, — без меня каши не сваришь. - А без меня сваришь? — спрашивает алюминиевая руда. - Кастрюли-то делают из алюминия. Без кастрюли никак. — А на чем варить будете? — интересуется уголь. — Без топлива в этом деле не обойтись. — Между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат. — Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать. - Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые? - Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре? - Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются? - Какова тема нашего сегодняшнего урока? — Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? — Что мы будем делать для достижения этой цели? — Что вам хотелось бы узнать по этой теме? | Ответы детей Ответы детей. Высказывания учащихся - Полезные ископаемые - Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами - Работать в группах, парах, читать учебник, дополнительную литературу, работать в тетради, с атласом-определителем «От земли до неба», рассматривать коллекцию полезных ископаемых, сравнивать, делать выводы. Ответы детей |
Изучение нового | 1. Работа с картой — Откроем физическую карту России на с. 58—59 учебника. Рассмотрим условные обозначения полезных ископаемых. 2. Выполнение заданий в рабочей тетради — Выполним задание 1 на с. 71. 3. Практическая работа — Как называют людей, изучающих недра Земли и отыскивающих полезные ископаемые? - Сегодня вы сами будете геологами и проведете очень серьезную исследовательскую работу. — Прочитаем задание 3 на с. 72 рабочей тетради.(У каждой группы на парте находится по 2 образца полезных ископаемых. Задача — определить полезное ископаемое, заполнить таблицу, используя атлас-определитель, физическую карту, учебник. На работу дается 10 мин. В итоге каждая группа представит отчет о результатах исследовательской работы. Он должен быть интересным, кратким.) Группа | Полезное ископаемое | Страницы учебника | 1 | Нефть, природный газ | 150-152 | 2 | Торф, уголь | 152-153 | 3 | Железная руда | 154 | 4 | Гранит | 155 | 5 | Песок, глина | 156 | 6 | Известняк | 157 | (Группы работают самостоятельно, оценивают свою работу. Далее проводится обсуждение изученного материала. Рассказы ученики сопровождают показом образцов и слайдов «Добыча полезных ископаемых».) | Ученики работают в парах: читают название полезного ископаемого, находят соответствующий значок на карте Ученики подписывают названия знаков, обводят в кружок обозначения тех полезных ископаемых, которые добывают в родном крае - Геологи |
Физминутка | Видео | |
Продолжение работы по теме | Работа по учебнику С. 158 - Прочитайте текст. Что вы узнали из прочитанного? - Человек получил в дар подземные богатства, использует их. Как вы думаете, может ли человек опустошить все подземные кладовые? - Как надо охранять подземные богатства? - Ребята, как вы думаете, а какие полезные ископаемые добываются у нас в Челябинской области? - А так ли это мы сейчас и узнаем. Я вам предлагаю заполнить контурную карту. Вам необходимо перенести из атласа полезные ископаемые нашей области, и где указаны условные обозначения расшифровать. - Вам необходимо нанести: железные руды, медные руды, золото, бурый уголь, мрамор и известняк. (запись на доске.) | - Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. Существует тесная связь между живой и неживой природой и человеком. - Если относиться к добыче полезных ископаемых не по-хозяйски, то они могут совсем исчезнуть, расходовать их надо экономно Ответы детей Предположения детей. Выполнение контурной карты. |
Закрепление изученного | Кроссворд - Что же мы называем полезными ископаемыми? - В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? Приведите примеры. - Разгадаем кроссворд. Угадайте полезные ископаемые, о которых мы сегодня говорили. Загадки: 1. Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. Он черный, блестящий, Помощник настоящий. (Уголь.) 2. Не зря она варилась В доменной печи. На славу получились Ножницы, ключи... (Руда.) 3. По трубе течет, Пироги печет. (Газ.) По вертикали: 4.Без нее не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимется ракета. Отгадайте же, что это. (Нефть.) 5. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу — Она понадобится сразу. (Глина.) 6.Покрывают им дороги, Улицы в селениях. А еще он есть в цементе. Сам он - удобрение. (Известняк.) | - Все природные богатства, которые добывают люди - В твердом — гранит, в жидком — нефть, в газообразном — природный газ Разгадывают кроссворд. |
Итог урока. Рефлексия. | — Почему использованные месторождения невозможно восстановить? — Какова была цель урока? Удалось ли нам достигнуть поставленной цели? — Какие знания мы открыли? — Где могут пригодиться в жизни новые знания? — Что на уроке у вас хорошо получалось? — Над чем еще надо поработать? — Кому из товарищей вы хотели бы сказать спасибо за помощь? Почему? | Высказывания детей. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 158 учебника |
Домашнее задание | 1. Прочитать текст на с. 149—159 учебника. 2. Выполнить задания 2, 4 на с. 71, 73 рабочей тетради. 3. Изготовить карточки с условными обозначениями полезных ископаемых | Записывают д/з в тетрадь |