СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта НОД по познавательно-исследовательской деятельности "Лимон. Свойства лимона".

Нажмите, чтобы узнать подробности

     С принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривается формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Цель познавательно-исследовательской деятельности в детском саду – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Данная технологическая карта НОД по познавательно-исследовательской деятельности "Лимон. Свойства лимона" поможет педагогу развить у ребнка требуемые компетенции.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта НОД по познавательно-исследовательской деятельности "Лимон. Свойства лимона".»

Группа/Дата/Воспитатель

Подготовительная группа. Мясникова Марина Юрьевна

Тема ОС

«Лимон. Свойства лимона».

Цель

Создать условия для расширения представлений детей о лимоне и его свойствах в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи

Образовательная задача

(ЗУН)

Расширять знания детей о лимоне, через знакомство с новыми свойствами (пятновыводитель, невидимые чернила, свойства цедры). Продолжать учить работать по схеме. Обогатить словарный запас такими словами как «цедра», «иммунитет».

Развивающая задача

Формировать опыт познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитательная задача (ценностные установки)

Развивать навыки сотрудничества и взаимопомощи при проведении опытов.

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Виды детской деятельности

Познавательно-исследовательская

Образовательные продукты

Новые знания о лимоне.

Оборудование

Лимоны - 6-7 штук, контейнер прозрачный с водой, ватные диски, йод, пипетка, ватные палочки, вода, бумага, настольная лампа, надувные шарики, пластмассовая бутылка, скотч, сода, лимонная кислота, уксус, тарелка, чай, кружки, лоток с землей, лейка, фартук и колпак на каждого ребенка, 3 колокольчика.


Структурная часть

Содержание ОД

Способы организации детей

Предполагаемые результаты

Вводная

Приглашение детей к совместной деятельности через мотивацию (личная заинтересованность).


Воспитатель начинает надувать шарик, дети подбегают к ней.

В-ль: «Нужно надуть несколько шариков, но я не успеваю вовремя все сделать? Как быть?»

Дети помогают надувать шарики.

Беседа «Какими способами можно надуть шарик?»

В-ль: «Я знаю один способ, с помощью которого можно надуть шарик. И в этом мне поможет ЛИМОН.

Хотите я вам покажу?»

Воспитатель показывает опыт с надуванием шарика.

Пошаговая инструкция:

Шаг 1. В бутылке воды растворить чайную ложку соды.

Шаг 2. В другой мисочке смешать 3 столовые ложки уксуса с соком лимона и через воронку добавить смесь в бутылку.

Шаг 3. Быстро надеть шарик на горлышко бутылки и плотно закрепить его скотчем.

Сода и смешанный с уксусом лимонный сок должны вступить в реакцию и выделить углекислый газ, который и надувает шарик.

В-ль: «Вот так ЛИМОН! Помог надуть шарик!»

В-ль: «Вы когда-нибудь сами срывали лимоны с дерева? Хотите попробовать?»

В-ль объясняет правила игры «Лесенка»

Д/и: «Лесенка» («Подбери словечко»)

На мольберте маркером нарисовано большое дерево (можно нарисовать дерево и на листе бумаги или на доске). На дереве - плоды, но они высоко от земли. Рядом с деревом стоит лестница. Лестница нарисована как две вертикальные параллельные линии. Но на ней не нарисованы ступеньки! Правила игры: нужно подбирать слова, отвечающие на вопрос «лимон какой?» и подниматься вверх по лесенке за лимонами. Одно слово - одна ступенька. Сколько слов подобрали – столько ступенек появилось на лесенке! Задача: добраться до верхушки дерева и сорвать лимоны. Ребенок, придумавший слово, маркером рисует ступеньку.


В-ль: «Вы почти добрались до цели! Но не хватает нескольких ступенек, чтобы достать лимоны. Потому что это еще не все свойства лимона, о которых вы знаете.

Кто хочет вместе со мной получить новые знания о лимоне?» (тип мотивации «Личная заинтересованность»)


Если кто-то из детей не желает вместе со всеми заниматься, воспитатель предлагает рисование или раскрашивание в Центре изобразительной деятельности. (По теме занятия).

Фронтально (в-ль обращается ко всем детям)



Со всеми детьми.










.

Привлечение внимания детей, мотивация их к совместной партнёрской деятельности. Актуализация имеющихся знаний.













































Основная

Создание условий для вариативной детской деятельности.

Деятельность детей.





























































































Создание ситуации выбора:

дети самостоятельно выбирают столы с оборудованием, за которыми они будут проводить опыты.












Самопроверка, взаимопроверка, распределение обязанностей внутри группы.


Сегодня я вам предлагаю продолжить знакомство с интересным фруктом и узнать его секреты.

В-ль: «Как вы думаете, ребята, как и где мы можем узнать секреты этого фрукта? В каком центре нашей группы мы можем об этом узнать?» Воспитатель подводит разговор к тому, что кроме книг, телевизора, интернета, можно узнать это в исследовательской лаборатории группы.

Приглашение в лабораторию.

В-ль: «В лаборатории мы будем работать по схеме»

Предлагается схема: см. приложение.

Дети рассматривают схему и расшифровывают ее.



1. Д/и: «Сложи картинку».

На полу раскладываются картинки, разрезанные на четыре части. Дети выбирают 1 часть и по признаку «замка» - пазла составляют картинку, тем самым объединяясь в группу по 4 человека.

Задание 1 группе.

Что у вас получилось?

Какое это дерево?

Посмотрите на картину и назовите части дерева по порядку от самого низа до верха.


Задание 2 группе.

Посмотрите на картину и назовите части плода (кожура, мякоть, семечки).

Чем плод покрыт снаружи?

Что внутри плода?

Что можно сделать с семечком?

Из семени вырастает дерево и сочные лимоны.


Задание 3 группе.

Посмотрите на картину и скажите, где используется лимон и лимонная кислота (торт, конфеты и др.).

(Дополнительная информация: рассказ воспитателя.

  • Приправа из лимонной цедры.

  • Лимонный перец (для приготовления различных блюд, особенно к рыбе и мясу).

  • Цукаты.

  • Лимонный сахар (лимон натереть на терке, положить в пластиковый контейнер и засыпать сахарным песком).

  • «Освежитель» для фруктов. Нарезанные бананы и яблоки быстро чернеют, чтобы избежать этого и надолго сохранить «праздничный» вид этих фруктов, сбрызните их лимонным соком.

  • Лимонно-оливковое масло.

  • Лимонный крем. Отлично подойдет для пропитки бисквитов, а также к

мороженому и другим десертам.

  • Лимонная кислота придает приятный вкус и аромат в напитках.


В быту лимон можно использовать как:

  • Чистящее средство.

  • Отпугиватель насекомых.

  • Отбеливатель.

  • Освежитель для холодильника.

  • Уничтожитель накипи.

  • Чистка микроволновки.

  • «Дрова». Сухая цедра лимона отлично горит.

  • Саше. Это ароматизированная подушечка, предназначенная для дезодорации белья и отпугивания моли.


Красота и здоровье также поддерживаются использованием лимона:

  • Лимонный скраб.

  • Чистка и отбеливание кожи и ногтей.

  • Средство от тошноты. Если вы почувствовали себя плохо и подступает тошнота, подержите во рту дольку лимона – недомогание отступит.




2. Экспериментальная деятельность.

В-ль; «Прежде чем вы займетесь проведением экспериментов, нужно выбрать конверт. Кто выберет конверт, вы должны решить сами…

Цифра на конверте соответствует номеру стола, за которым вы будете проводить эксперименты.

В конверте находится задание и схема проведения опыта. Выполнив опыт, вы должны сформулировать вывод и назвать свойство лимона, о котором вы узнали в результате проведения эксперимента. Результаты опыта можно фиксировать графически. Если понадобится моя помощь, не забудьте позвонить в колокольчик».




Задание 1 группе.

Опыт «Тонет – не тонет».

  • Очищаем лимон и помещаем его в емкость с водой. Фрукт утонул.

  • Затем в емкость помещаем лимон, очищенный наполовину. Фрукт плавает на средней глубине.

  • Помещаем в емкость неочищенный лимон. Фрукт плавает на поверхности воды.


Воспитатель задает вопросы.

Чем лимоны отличаются друг от друга?

Как вы думаете, очищенный лимон тяжелее или легче неочищенного?

Что будет, если в воду положить очищенный лимон?

Что будет, если в воду положить лимон, очищенный наполовину?

Что будет, если в воду положить неочищенный лимон?

В чем же секрет?

С каким спасательным средством мы можем сравнить кожуру лимона? (спасательный жилет, круг) Да, внутри спасательных средств есть воздух, который не дает им утонуть.

Какой интересный секрет лимона мы узнали?

В кожуре (цедре) лимона есть множество пузырьков с воздухом. Именно пузырьки с воздухом держат лимон на плаву.

В-ль поясняет значение нового слова – ЦЕДРА.



Задание 2 группе.

Опыт «Лимон – пятновыводитель»

  • На ткань капнуть пипеткой каплю йода.

  • На пятно выжать несколько капель лимонного сока. Пятно исчезнет.

  • Тоже повторить с зеленкой или фломастером.


Воспитатель задает вопросы.

Как вы проводили опыт?

Кто из вас может рассказать?

Что произошло после того, как вы капнули на пятно лимонный сок?

Какой интересный секрет лимона мы узнали?


Лимон может выбеливать цвета, значит, он может помочь вывести некоторые пятна.


Задание 3 группе.

Опыт «Невидимые чернила»

  • Выдавить сок из лимона в глубокую тарелку.

  • Добавить небольшое количество воды.

  • Перемешать.

  • Ватной палочкой нарисовать рисунок.

  • Подождать, пока высохнет.

  • Подержать рисунок над лампой.

Рисунок проявится.

Воспитатель задает вопросы.

Как вы проводили опыт?

Кто из вас может рассказать?

Что произошло после того, как вы подержали лист бумаги над лампой?

Какой интересный секрет лимона мы узнали?


Лимонным соком можно писать невидимые письма. И проявлять при нагревании.


Воспитатель обращает внимание детей на наличие в воздухе аромата лимона.

В-ль: «Ученые недавно выяснили, что лимонный аромат улучшает настроение. Поэтому я приглашаю вас на танец». Можно танцевать парами или по одному, как вы желаете.


Музыкальная физминутка:

«Лимонадный дождик».

Муз. К. Костина сл. К. Костина, А. Воробьева

Дети танцуют под песню.


В-ль: «Итак, юные ученые, мы с вами завершили работу в лаборатории. Теперь, узнав о новых свойствах лимона, вы наверняка сможете добраться до макушки лимонного дерева и сорвать его сочные плоды».

Дети подходят к мольберту, называя новые свойства лимона, дорисовывают еще несколько ступенек, и «срывают» лимоны.

В-ль: «Не хотите ли вы продолжить наше занятие за чашкой чая? Как вы думаете, с чем мы будем пить чай?»


Опыт «Чаепитие»

Проводится вместе с воспитателем.

  • Детям предлагается чай.

  • Предлагается добавить в чай лимон и сахар. Обращая внимание на изменение цвета чая.

  • В-ль наливает себе в чай молоко и, делая озадаченный вид, говорит о том, что она тоже хочет чай с лимоном.

  • В-ль «А что произойдет, если я добавлю в чай с молоком дольку лимона?»

  • В-ль добавляет лимон себе в чай.

Воспитатель задает вопросы.

Что произошло с чаем, когда добавили в него лимон?

В-ль: «Молоко «свернулось», так говорят, когда молоко скисает. Дело в том, что при смешивании молока с лимоном или с лимонной кислотой молоко скисает, образуя белые хлопья - творожная масса. Здесь лимон выступает в роли закваски, которую используют для получения особого сыра в восточных странах».


В-ль: «Лимон нужно класть в теплый чай, для того, чтобы сохранить все полезные вещества и витамины, потому что при высокой температуре (если чай горячий) все полезные вещества разрушаются.

В лимоне содержится много витамина С. Этот витамин нужен для укрепления иммунитета. Что такое иммунитет? Иммунитет - это устойчивость нашего организма к болезням».


Лимон- это незаменимый продукт на кухне. Лимон повышает иммунитет, т.к. богат витамином С.


В-ль: «Даже вне лаборатории мы можем наблюдать и экспериментировать с лимоном!»


Фронтально (в-ль обращается ко всем детям)
























Дети работают в группах по четыре человека.





































































Дети выбирают удобным для них способом ребенка, который возьмет конверт.


Отправляются к столам, которые соответствуют цифре на конверте.





Работа по подгруппам.




Воспитатель наблюдает за выполнением опытов, помогает по просьбе детей.































Воспитатель наблюдает за выполнением опытов, помогает по просьбе детей.















Воспитатель наблюдает за выполнением опытов, помогает по просьбе детей.





















Со всеми детьми.



























Со всеми детьми.














































Деление детей на группы по четыре человека.

Активизация мыслительных процессов (поиск пары по признаку «замка» пазла).











Актуализация имеющихся знаний и извлечение информации из изображений.


Получение новых знаний об использовании лимона в разных сферах нашей жизни.



































































Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через решение задачи опыта «Тонет – не тонет» и постановки вывода об одном из свойств лимона.


























Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через решение задачи опыта «Лимон – пятновыводитель» и постановки вывода об одном из свойств лимона.









Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через решение задачи опыта «Невидимые чернила» и постановки вывода об одном из свойств лимона.



Формирование основ здоровье сберегающего поведения.

















Снятие усталости и напряжения, повышения активного внимания и работоспособности. Эмоциональный подъем.















Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через решение задачи опыта «Чаепитие» и постановки вывода о свойствах лимона.







Заключительная

Подведение итогов, обсуждение полученных результатов (материальных и нематериальных) и перспектив их использования, рефлексия

Расскажите, что вы узнали сегодня нового?

Какие свойства лимона вы можете назвать?

Как вы думаете, где и как можно использовать эти свойства лимона?
С какими новыми словами вы познакомились?

(цедра, иммунитет).

На экране с лимончиками дорисуйте мордашки:

«» - если вы узнали что-то новое и интересное,

«» - если вы не узнали ничего нового, вам было скучно.


Перспектива на будущее:


В-ль: «Мне очень понравилось, какие вы сегодня дружные и внимательные друг к другу. В знак вашей дружбы я предлагаю посадить семечки лимона в контейнер с землей. Семечки прорастут и дадут дружные всходы, которые превратятся в лимонные деревья. И у нас будет свой «Лимонный сад».

А как еще можно назвать наш сад?»

(«Сад дружбы»)


Если на занятии присутствовал ребенок, который не хотел заниматься вместе со всеми, то воспитатель обращает внимание детей на результат его труда в ИЗО уголке. И беседует с ним по теме рисунка.



Со всеми детьми.


















Со всеми детьми.




Дети сеют семечки лимона по схеме посадки растений.


Развитие рефлексивных навыков.

Создание благоприятного эмоционального фона.






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!