СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока экономики в 10 классе на тему: «Конкурентная фирма, максимизация её прибыли"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта открытого урока экономики в 10 классе на тему: «Конкурентная фирма, максимизация её прибыли".

Цель урока: изучение понятия конкуренции, конкурентоспособности фирмы, ее видов,   типов рыночных структур.

Задачи:

Образовательная:

 - способствовать формированию у обучающихся представления  о конкуренции, конкурентоспособности фирмы;

- научить учащихся определять тип рыночной структуры;

- научить отличать монополию от конкуренции;

-  повысить интерес учащихся к экономическим знаниям.

Развивающая:

- развивать у учащихся логическое мышление, навыки сравнения, обобщения, интуицию, формирование выводов по результатам анализа, умение аргументировать высказывания, логично излагать мысль.

Воспитательные:

- способствовать развитию умения слушать других членов группы;

- способствовать развитию умения работать в группе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока экономики в 10 классе на тему: «Конкурентная фирма, максимизация её прибыли"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ПЕРВОМАЙСКАЯ МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ – ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯСЛИ-САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА

ИМЕНИ НИКОЛАЯ МИЛЮТИНА»




















Разработка урока экономики 10 класс на тему:

«Конкурентная фирма максимизация её прибыли»















Подготовила учитель экономики:

Куприна Е.В.















2022 г.

Технологическая карта урока Экономики 10 класс на тему:

«Конкурентная фирма максимизация её прибыли»

Дата проведения:____________

Предмет и Класс: Экономика, 10 класс

Учитель: Куприна Е.В.

Цель урока: изучение понятия конкуренции, конкурентоспособности фирмы, ее видов, типов рыночных структур.

Задачи:

Образовательная:

- способствовать формированию у обучающихся представления о конкуренции, конкурентоспособности фирмы;

- научить учащихся определять тип рыночной структуры;

- научить отличать монополию от конкуренции;

- повысить интерес учащихся к экономическим знаниям.

Развивающая:

- развивать у учащихся логическое мышление, навыки сравнения, обобщения, интуицию, формирование выводов по результатам анализа, умение аргументировать высказывания, логично излагать мысль.

Воспитательные:

- способствовать развитию умения слушать других членов группы;

- способствовать развитию умения работать в группе.


Средства обучения: Персональный компьютер, проектор, экран. В качестве сопровождения к учебному материалу используется презентация в формате Microsoft PowerPoint с учебными схемами, конверт с заданиями, опорные конспекты для каждого ученика.

Формируемые компетенции:

Личностные: 

- формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, навыков сотрудничества с одноклассниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные:

- формирование умения определять цель своей работы.

- формирование умения осуществлять личностную рефлексию.

Познавательные:

- формирование умения работать со схемами, таблицами

Коммуникативные :

- формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;

- формирование умения слушать и понимать других.

Предметные:

- знать экономические понятия: рынок и рыночные структуры, конкуренция и монополия,  регулирование рынка.

- уметь определять характерные черты современных рыночных отношений на основе работы с предложенными источниками;

- анализировать и  классифицировать информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица), переводить ее из одной знаковой системы в другую;

- сопоставлять различные мнения по определенным экономическим  вопросам.

Тип урока: изучение нового материала



Ход занятия:




Этапы технологии

Цели этапов и учебных заданий

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Формирующие компетенции

1.Подготовительный этап

(Слайд №1)




создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс

Преподаватель подготавливает рабочее место, необходимый теоретический материал, планирует ход занятия, настраивает технику и оборудование.



2. Начало занятия

формирование умения слушать и понимать других

– Здравствуйте. Присаживайтесь.

(Преподаватель проводит проверку посещаемости по журналу)

- Здравствуйте

(учащиеся приветствуют преподавателя стоя и занимают свои места)


3. Целеполагание

(Слайд №1)






Слайд №2











Слайд №3



Слайд №4






формирование умения слушать и понимать других

– Нам предстоит изучение интересной, важной, и довольно сложной темы, которая называется

«Конкурентная фирма, максимизация её прибыли».

И наш урок я хотела бы начать с такой цитаты: «Там, где нет конкуренции, там нет предмета для экономического анализа».

Джон Стюарт Милль


Что означает, на ваш взгляд, слово «конкуренция»?

- Правильно.

Молодцы.

Теперь давайте вместе выявим цель нашего урока…: - изучение нового понятия, такого как конкурентоспособность фирмы; …(преподаватель ждет продолжения от учащихся)

- определения понятий «монополия», «олигополия», «совершенная конкуренция»;

- Молодцы!

Учащиеся внимательно слушают, отвечают на вопрос:












состязание, соревнование, соперничество, борьба

Конкуренция представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг.


Регулятивные

Коммуникатив-ные

4. Формулирование задачи


(Слайд №5)

формирование умения слушать и понимать других

Исходя из цели, я расскажу Вам какие задачи нас преследуют: Вы познакомитесь с таким понятием как конкурентоспособность фирмы, типами рыночных структур, узнаете, чем отличается монополия от конкуренции, научитесь определять тип рынка. 

учащиеся внимательно слушают

Регулятивные

Коммуникатив-ные

5. Краткое объяснение материала

(Слайд № 6)

формирование умения слушать и понимать других

Итак, давайте с вами познакомимся с таким определением как «Конкурентоспособность фирмы». Посмотрите пожалуйста на экран. Конкурентоспособность фирмы – преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли как внутри страны, так и за её пределами.

учащиеся внимательно слушают и записывают в тетрадь определение

Личностные

Коммуникатив-ные


5. Деление на группы

(Слайд №7)

формирование умения слушать и понимать других

- Сегодняшнее занятие пройдет в нестандартной для Вас форме, для этого вам необходимо разделиться на группы. Для того чтобы деление на группы было справедливым, я предлагаю провести лотерею. В этой коробке лежат свернутые листочки с цифрами (1,2, 3). Вы вытаскиваете по одному листочку и занимаете соответствующий стол с номером цифры.

(Преподаватель проходит по рядам с коробкой и протягивает ее каждому ученику.)

Учащиеся вытаскивают листик с цифрой и занимают места за своими столами.

Личностные

Коммуникатив-ные


6. Объяснение правил групповой работы

(Слайд № 8)

формирование умения слушать и понимать других

– Теперь, когда Вы поделились на группы и заняли места за своими столами, объясню правила работы в группе:

1.Участники каждой группы взаимозависимы и равны;

2.Каждый несет ответственность за успехи группы и личные достижения;

3.Мнение каждого участника группы по рассматриваемому вопросу важно;

4.Взаимодействие в группе строится на принципах взаимоуважения и активного слушания (когда один говорит остальные слушают);

5.Критика идей должна быть конструктивной и обоснованной.

Студенты внимательно слушают

Личностные 

Коммуникатив-ные


7. Выбор руководителя стола

формирование умения слушать и понимать других

- Теперь, когда Вы познакомились с правилами работы в группах, каждый стол выбирает руководителя стола.

Учащиеся выбирают руководителя стола.

Коммуникатив-ные


8.Получение задания

формирование умения слушать и понимать других

-Прошу Илья помочь раздать для каждого стола конверты с теоретическим материалом и заданием

Ребята забирают материалы

Коммуникатив-ные


9.Пояснение к заданию

формирование умений определять успешность своей работы в группе, умение работать с таблицами

- Каждая группа отвечает за определенный тип рынка. Вы должны изучить теоретический материал по своему типу рынка, используя раздаточный материал и заполнить таблицу, согласно своему типу рыночной структуры.

Все вопросы, возникающие в ходе выполнения работы, вы также можете задавать по мере их возникновения.

Учащиеся вскрывают конверт и изучают его содержимое.

(теоретический материал представлен в приложение 1)


Учащиеся задают интересующие их вопросы (если таковые возникли)

Коммуникатив-

ные

Познавательные

10. Обсуждение задания в группе

Формирование умений определять успешность своей работы в группе, умения слушать и понимать других;

–Сейчас вы можете начать изучение полученного материала


(Роль преподавателя сводится к консультированию групп по отдельным вопросам, координации деятельности по времени и контролю дисциплины)

Учащиеся внимательно изучают полученный материал

Предметные

Коммуникатив-ные

Регулятивные


11. Представление изученного материала другим группам

Формирование умений определять успешность своей работы в диалоге с преподавателем,

формирование умения на основе анализа объектов делать выводы,

умения слушать и понимать других;

– Итак, уважаемые учащиеся, Вы изучили материал и сейчас его представите другим группам.



Руководители столов выступают, рассказывают другим группам о каждом из типов рыночных структур, при этом заполняя соответствующие графы в таблицы, которая представлена на доске (приложение 2)

Предметные

Коммуникатив-ные

Регулятивные


12.Закрепление изученного материала

Формирование умений определять успешность своей работы в диалоге с преподавателем,

умения на основе анализа объектов делать выводы.

- В качестве проверки того, как вы усвоили материал, предлагаю «прослушать» высказывания некоторых предпринимателей и определить к какому типу конкуренции относится их фирма.

Предприниматель №1: Мои дела идут отлично. Я выпускаю уникальный товар, у которого нет близких заменителей. На этот товар я сам назначаю цену, и цена эта достаточно высокая.

Преподаватель реагирует на ответ учащегося:

- Правильно! Молодец!

Предприниматель №2: У меня может быть как стандартный, так и дифференцированный товар. Я и мои конкуренты придерживаемся политики жесткой цены, ведь нас так мало в отрасли.

Преподаватель реагирует на ответ студента:

- Правильно!Молодец!


Предприниматель №3: Преимущество моего бизнеса состоит в том, что сколько бы товара я ни предложил к продаже на рынке, я весь его продам без всякой рекламы. Конечно, мне приходится мириться с тем, что я никак не могу повлиять на рыночную цену товара, но уж если эта цена становится слишком низкой, я могу легко покинуть эту отрасль перейти в другую.


Преподаватель реагирует на ответ учащегося:

- Правильно!Молодец!

Учащиеся отвечают на вопросы:

Ответ №1: Предприниматель является монополистом, т.к. только для монополиста характерен выпуск уникального товара. Максимальную прибыль получит монополист, уравнивая свои предельные издержки с предельным доходом, т.е. товара будет выпущено меньше, а цена на него будет выше, чем она была бы при конкурентной структуре рынка.

Ответ №2: Предприниматель осуществляет свою деятельность в олигополии. Для этой рыночной структуры характерна кривая спроса на продукт, имеющая излом в точке жёсткой цены.

Ответ №3: Предприниматель работает на рынке совершенной конкуренции. Его доля на рынке настолько мала, что он никак не может повлиять на рыночную цену. Предприниматель выпускает стандартный товар, поэтому он не нуждается в рекламе.


Предметные

Коммуникатив-ные

Регулятивные


Физкультминутка













Слайд № 9


Я предлагаю вам немного расслабиться. Сядьте ближе к краю стула, обопритесь на спинку стула, руки свободно положите на колени, ноги слегка расставьте. Слова которые вы видите на экране произносите медленно, тихим голосом, с длительными паузами.


Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряжение…

И становится понятно –

Расслабление приятно!




13.Подведение итогов по работе в группе

Формирование умений определять успешность своей работы в диалоге с преподавателем, умения осуществлять

личностную рефлексию.

- Сегодня мы использовали нестандартный вариант организации занятия. В ходе занятия мы познакомились с новыми понятиями, такими как ..(преподаватель ждет продолжения фразы от учащихся)

Учащиеся отвечают все вместе:

конкуренция, конкурентная фирма, совершенная конкуренция, монополия, олигополия.


Предметные

Коммуникатив-ные

Регулятивные


14.Информация о домашнем задании

(Слайд 10)

Формирование умения осуществлять

личностную рефлексию.


- Ребята, давайте запишем домашнее задание. Его надо выполнить письменно в тетрадях. Необходимо написать эссе, на примере какого-либо предприятия обосновать тип рынка, на котором оно работает, опираясь на признаки рыночных структур.

Учащиеся записывают домашнее задание

Коммуникатив-ные Регулятивные


15. Рефлексия

(Слайд 11)

Формирование умения осуществлять

личностную рефлексию.


- Я предлагаю Вам заполнить анкету с целью оценки качества нашего сегодняшнего мероприятия и ответить на вопросы:

–Что вам понравилось?

–Что по вашему мнению можно изменить в этом занятии, чтобы сделать его лучше.

Учащиеся заполняют анкету и отвечают на вопросы (приложение 3), сдают анкеты преподавателю на стол

Коммуникатив-ные

Регулятивные


16. Завершающий

(Слайд 12)


- До свидания, ребята!

- До свидания!





Теоретический материал для группы 1


Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Различают совершенную и несовершенную конкуренцию

Совершенная конкуренция — это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной (совершенно заменяемой) продукции.

Несовершенная конкуренция в отличии от совершенной ограничена влиянием монополий и государства.

Различают следующие модели несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Ваше задание: изучить теоретический материал по совершенной конкуренции и заполнить таблицу.

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими чертами:

Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать. Все товары отрасли являются совершенными заменителями, а перекрестная эластичность спроса по цене для любой пары фирм стремится к бесконечности:

Это означает, что любое сколь угодно малое повышение цены одним производителем сверх рыночного уровня ведет к сокращению спроса на его продукцию до нуля. Таким образом, разница в ценах может быть единственной причиной предпочтения той или иной фирмы. Неценовая конкуренция отсутствует.

Количество экономических субъектов на рынке неограниченно велико, а их удельный вес столь мал, что решения отдельной фирмы (отдельного потребителя) об изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную цену продукта. При этом, естественно, предполагается отсутствие сговора между продавцами или покупателями для получения монопольной власти на рынке. Рыночная цена является результатом совместных действий всех покупателей и продавцов.

Свобода входа и выхода на рынке. Отсутствуют какие-либо ограничения и барьеры — нет патентов или лицензий, ограничивающих деятельность в данной отрасли, не требуются значительные первоначальные капиталовложения, положительный эффект масштаба производства крайне незначителен и не препятствует входу в отрасль новых фирм, отсутствует государственное вмешательство в механизм спроса и предложения (субсидии, налоговые льготы, квотирование, социальные программы и т.п.). Свобода входа и выхода предполагает абсолютную мобильность всех ресурсов, свободу их перемещения территориально и из одного вида деятельности в другой.


Лист заполнения таблицы «Рыночные структуры»

 

Количество фирм

Вид продукции

Рыночные барьеры

Доступность

информации

Контроль над ценами

Совершеннаяконкуренция







Теоретический материал для группы 2


Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Различают совершенную и несовершенную конкуренцию

Совершенная конкуренция — это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной (совершенно заменяемой) продукции.

Несовершенная конкуренция в отличии от совершенной ограничена влиянием монополий и государства.

Различают следующие модели несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Ваше задание: изучить теоретический материал по олигополии и заполнить таблицу.

Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др.

Очень высокие барьеры для вступления в отрасль

Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию

Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке

Поскольку на рынке присутствует небольшое количество фирм, продавцам необходимо разрабатывать стратегии развития для своей фирмы, чтобы их не вытеснили с рынка конкуренты. Поскольку фирм на рынке немного, компании внимательно следят за действиями конкурентов, в том числе за их ценовой политикой, с кем они сотрудничают и т. п.

Ценовая политика компании — олигополиста играет огромную роль в ее жизни. Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику. Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны, в которых фирмы устанавливают на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера.

Некоторые олигополисты действуют согласно принципу «не имей ста рублей, а имей сто друзей». Таким образом, фирмы вступают в сотрудничества с конкурентами, такие как альянсы, слияния, тайные сговоры, картели. Например, олигополист по авиаперевозкам, «Аэрофлот» в 2006 году вступил в альянс «Sky Team» с другими мировыми авиакомпаниями, страны — нефтедобывающие державы объединились в ОПЕК, часто признаваемую как картель. Объединившись, фирмы становятся мощнее на рынке, что позволяет им увеличить выпуск продукции, свободнее изменять цены на свои товары и максимизировать свою прибыль.


Лист заполнения таблицы «Рыночные структуры»

 

Количество фирм

Вид продукции

Рыночные барьеры

Доступность

информации

Контроль над ценами

Олигополия








Теоретический материал для группы 3


Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Различают совершенную и несовершенную конкуренцию

Совершенная конкуренция — это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной (совершенно заменяемой) продукции.

Несовершенная конкуренция в отличии от совершенной ограничена влиянием монополий и государства.

Различают следующие модели несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Ваше задание: изучить теоретический материал по монополии и заполнить таблицу.

Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

Виды монополий

Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг. Централизованное установление цен. Нормированное распределение продуктов.

Монополия – рынок, где имеется только один производитель, который полностью контролирует объем производства и очень сильно влияет на цену.

Монополия - главный враг конкуренции. Негативные последствия монополизма:

- высокие цены на продукцию,

- неуважительное отношение к покупателям,

- недостаточный ассортимент товаров,

- отсутствие прогресса в развитии производства и д.р.

Лист заполнения таблицы «Рыночные структуры»

 

Количество фирм

Вид продукции

Рыночные барьеры

Доступность

информации

Контроль над ценами

Монополия








Приложение 2

Вид таблицы после заполнения ею учащимся


 

Количество фирм

Вид продукции

Рыночные барьеры

Доступность

информации

Контроль над ценами

 Совершенная

конкуренция

 

 очень много

 стандартная

 отсутствуют

 доступна

 отсутствует – прайс-тейкер

Олигополия

 несколько

 дифференци-рованная

 непреодолимые

 

 недоступна

частичный контроль –

прайс-мейкер

 

Монополия

 

много

 

уникальная

 

трудно

преодолимые

 

недоступна

частичный контроль –

прайс-мейкер







































Приложение 3

Анкета для рефлексии:


1.Что Вам понравилось?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что можно улучшить?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как вы оцениваете деятельность преподавателя по шкале от 1 до 5 где 1 очень плохо, а 5 очень хорошо

1–2–3–4–5

4.Оцените продуктивность занятия по такой же шкале:

1–2–3–4–5

Ваши предложения и замечания:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!