СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока по дисциплине оп.01 основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока по дисциплине оп.01 основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены»



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП.01 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, ФИЗИОЛОГИИ ПИТАНИЯ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ



Тема: Вирусы.

Цели урока:

Познавательный аспект: формировать знания о вирусах, их происхождении, истории открытия; изучить строение и классификацию вирусов, их жизненный цикл; значение вирусов в природе и для человека.

Развивающий аспект: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; совершенствовать практические навыки работы с электронными источниками информации.

Воспитательный аспект: формировать ответственное отношение к своему здоровью, как к ценности, через ознакомление с профилактическими мерами борьбы с вирусными заболеваниями.

Тип урока: урок первичной рефлексии.

Вид урока: биоток знаний

Используемые технологии обучения: технология критического мышления.

Методические приемы: «очевидное невероятное», «верю-не верю», элементы проектной деятельности

Осваиваемые УУД:

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для обработки сырья, приготовления полуфабрикатов в соответствии с инструкциями и регламентами.

ПК 2.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентам.

ПК 3.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления холодных блюд, кулинарных изделий, закусок в соответствии с инструкциями и регламентами.

ПК 4.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами.

ПК 5.1. Подготавливать рабочее место кондитера, оборудование, инвентарь, кондитерское сырье, исходные материалы к работе в соответствии с инструкциями и регламентами.

Осваиваемые личностные результаты воспитания:

ЛР 9) Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.





































п/п

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

1


Здравствуйте, уважаемые студенты!

Я рада приветствовать Вас на нашем уроке.

Староста, представьте группу, присутствующую на уроке.

Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем наш урок с «Очевидного - невероятного».

Приветствие преподавателя.

Староста представляет группу.

Вызов (мозговой штурм)


Определение темы и постановка целей урока.



(4 мин.)

Преподаватель:

26 ноября 1922 года, просунув свечу в пролом стены, археологи разглядели не разграбленные сокровища. В золотом склепе лежала мумия Тутанхамона. Это была сенсация. Миру открылись величайшие экспонаты, бесценные сокровища. Но через два месяца все газеты обошла новость: “Лорд Карнарвон, который был спонсором раскопок в Долине царей, скончался». Смерть Лорда забылась бы скоро, если бы не погибло еще 7 человек. За 10 лет из 25 людей, которые были связаны с работой в гробнице, в живых осталось лишь 2 человека. Вот тогда и появилась версия о мести Тутанхамона.

"Каждый, кто посмеет, войти в гробницу, будет немедленно наказан. Его ждут несчастье и смерть»- такова расшифровка надписи на глиняной дощечке, найденной вместе с саркофагом фараона.

Такая вот история.

Преподаватель:

Существует ли «проклятие фараона»?

Преподаватель:

Произведя бактериологические исследования гробницы Тутанхамона, американский доктор Дин обнаружил как вы думаете, что? (вирус гистоплазмозис.)

В 1956 году им был поставлен научно обоснованный диагноз — «пещерная болезнь» и тем самым развеян миф о «проклятии фараона».

Итак, Тема сегодняшнего урока: «ВИРУСЫ» (самая актуальная тема сегодня не только для нас с вами, но и для всего мира)

Цель нашего урока: сформировать представление о вирусах, как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

Ребята, Вы сегодня будете работать в паре, и индивидуально.

У каждого из Вас на столе лежат листы-тренажеры, которые Вы должны будете заполнить во время сегодняшнего урока и затем, положить в свою тетрадь , для того чтобы использовать в дальнейшей работе и при подготовке к экзамену.

Так же, перед вами лежат листы со справочным материалом, которые выручат Вас при выполнении заданий

Запишите в листе-тренажере сегодняшнюю дату и тему урока.

Преподаватель: Ребята, какие ассоциации возникают у вас со словом «Вирус»?

Давайте дадим определение понятию «вирус» (слайд)

В переводе с латинского «вирус» означает «яд».

Наука, изучающая вирусы – вирусология.


















Обучающиеся высказывают свои предположения

























Обучающиеся высказывают свои предположения


Осмысление. Работа по рядам

4 мин

Работа с электронным учебником.

4 мин

Совместная работа с преподавателем

4 мин

Работа в листах-тренажерах

5 мин

Итак, ребята, перед нами – проблемный вопрос, на который мы постараемся ответить в течение урока:

  • Вирусы – это вещества или существа?

ИТАК, откуда же появились вирусы?

На сегодняшний день существует три гипотезы появления вирусов:

Предлагаю вам продолжить работу в листах-тренажерах и написать гипотезы появления вирусов

Первый ряд гипотеза №1

Второй ряд гипотеза №2

Третий ряд гипотеза №3

Преподаватель: проверим, что у нас получилось (слайд)

Ребята, для того, чтобы узнать историю открытия вирусов предлагаю вам поработать с учебником, причем электронным, прошу всех достать телефон, пройти по ссылке, которую я вам отправила, открыть стр.68 и найти информацию о том, кто и как явился первооткрывателем вирусов?

Давайте проверим.

Преподаватель:

Теперь, давайте посмотрим, из чего же состоят вирусы.

  • Перед Вами модель вируса, вот так он выглядит снаружи: на поверхности некоторых оболочечных вирусов располагаются шипы или шипики, суперкапсидные белки.

  • Преподаватель : а теперь, давайте посмотрим, что находится внутри вируса?

Задание

  • В листе – тренажере изображен вирус. Вам необходимо подписать, из чего состоит вирус.

Преподаватель: (одновременно обучающимся демонстрируется 3Д модель вируса)

Преподаватель:

А теперь давайте разберем основные этапы жизнедеятельности вируса

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИРУСА, но для начала, их необходимо расставить в правильном порядке:

один обучающийся работает у доски, другой с макетом вируса)

1. Прикрепление вируса к клетке

2. Проникновение вируса в клетку

3. Редупликация вирусного генома(перепрограммирование клетки)

4. Синтез вирусных белков и само сборка капсида

5. Выход вируса из клетки


Задание

Используя справочный материал, который у вас имеется на парте, необходимо, заполнить таблицу:


«Классификация вирусов»

1. ДНК-содержащие (герпес, оспа, гепатит В)
2. РНК-содержащие (корь, бешенство, ВИЧ, коронавирус)

1. С высокой специфичностью (вирус гриппа свиней)
2. Относительно универсальные (вирусные болезни млекопитающих)

1. Убивающие зараженную клетку (некоторые бактериофаги)
2. Изменяющие генетическую информацию зараженной клетки (онковирусы, ВИЧ)

По хим. составу

По специфичности

По отношению к хозяину


Преподаватель:



Преподаватель:

Осо­бую груп­пу ви­ру­сов со­став­ля­ют бак­те­рио­фа­ги (или про­сто фаги), ко­то­рые за­ра­жа­ют бак­те­ри­аль­ные клет­ки

В листах со справочным прочитайте материал о бактериофагах.

В лист –тренажер запишите определение бактериофага.












Обучающиеся работают в листах-тренажерах






Обучающиеся работают с электронным учебником, используя мобильный телефон











Обучающиеся дают ответы на заданный вопрос












Обучающиеся записывают информацию в лист-тренажер













Обучающиеся выполняют задание
















Обучающиеся выполняют задание























Обучающиеся читают материал из дополнительного источника, работают в листах-тренажерах




Первичная рефлексия

мин

(5 мин.)



Технология критического мышления.


Задание

Так просто не устроен ни один живой организм. В чем отличие вирусов от неживой материи и живых организмов?

Заполните схему:

ВИРУСЫ

Черты сходства с живыми организмами

Черты отличия от живых

организмов

1

1

2

2


3


4


5




Обучающиеся выполняют задания.


Первичная проверка понимания изучаемого материала

(3 мин)

ЛР 9


Преподаватель:

Ребята, давайте перечислим пути передачи вирусных инфекций:

1. Капельная

2. Контагиозная

3. Переносчик


Запишите в листы-тренажеры пути распространения вирусных инфекций

Обучающиеся выполняют задание и дают аргументированный ответ

Закрепление изученного материала:

Прием «Верю не верю»;

(4 мин)

Работа по вариантам

5 мин

Ответ на проблемные вопросы, поставленные в начале урока

2 мин

Задание

Проведем небольшое соревнование. К доске приглашаются 2 желающих. Я буду вам зачитывать утверждения. А вы если оно верно, то поднимаете табличку верю и наоборот

1 Вирусы мельче бактериальных клеток в 10–100 раз.(верю)

2. вирусные частицы можно увидеть только с помощью электронного микроскопа (верю)

3.Вирусы не способны размножаться вне клеток хозяина (верю)

4 Вирус можно вылечить антибиотиком? (не верю)

5.Нуклеиновые кислоты в составе вируса - это хранилище наследственной информации (верю)

6.Белковая оболочка – выполняет функции - защитную. Ферментативную(верю)

Давайте разберем способы борьбы с вирусными инфекциями (устно)

(работа по вариантам: 1 вариант-вакцинация, 2 вариант-химиотерапия, 3 вариант-интерферон)

Существует три основных способа борьбы с вирусными заболеваниями: каждый из них действует по-своему:

Первый способ - вакцинация. Суть его сводится к простой формуле «Бей врага его же оружием». Вирус здесь выступает против вируса. Вакцины включают систему иммунитета, но создается активный иммунитет к данному вирусу.

Второй способ - химиотерапия. Это воздействие химических препаратов на вирусы.

. • Третий способ - интерферон. Это защитный белок, вырабатываемый клетками в ответ на заражение их вирусами. Он действует по принципу стоп-сигнала и подавляет размножение вирусов уже проникших в клетку.

Давайте вспомним проблемный , поставленный в начале урока. Сможете ли вы сейчас на него ответить?

  1. Вирусы – это существа или вещества? (существа, т.к. могут размножаться, обладают наследственностью, изменчивостью)

Закончить наш урок мне также хочется с «очевидного-невероятного», оказывается, что вирусы являются самыми многочисленными биологическими объектами на Земле, и по этому показателю они превосходят все живые организмы, вместе взятые!


Обучающиеся выполняют задание






























Обучающиеся дают ответы на заданный вопрос

Информация о домашнем задании

(1 мин.)

Заполнить схему: «Роль вирусов в органическом мире» (позитивная, негативная)

Обучающиеся записывают домашнее задание

Рефлексия, подведение итогов занятия

(3 мин.)

Метод «Ресторан»

Представьте, что сегодняшнее занятие вы провели в ресторане и теперь, я как директор ресторана прошу вас выразить своё отношение к занятию, продолжив фразы:

  • Я съел бы еще этого...

  • Больше всего мне понравилось...

  • Я почти переварил...

  • Я переел...

  • Пожалуйста, добавьте...

Обучающиеся выполняют задание рефлексии






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!