| Организационный этап 1 | Здравствуйте, уважаемые студенты! Я рада приветствовать Вас на нашем уроке. Староста, представьте группу, присутствующую на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем наш урок с «Очевидного - невероятного». | Приветствие преподавателя. Староста представляет группу. |
| Вызов (мозговой штурм) Определение темы и постановка целей урока. (4 мин.) | Преподаватель: 26 ноября 1922 года, просунув свечу в пролом стены, археологи разглядели не разграбленные сокровища. В золотом склепе лежала мумия Тутанхамона. Это была сенсация. Миру открылись величайшие экспонаты, бесценные сокровища. Но через два месяца все газеты обошла новость: “Лорд Карнарвон, который был спонсором раскопок в Долине царей, скончался». Смерть Лорда забылась бы скоро, если бы не погибло еще 7 человек. За 10 лет из 25 людей, которые были связаны с работой в гробнице, в живых осталось лишь 2 человека. Вот тогда и появилась версия о мести Тутанхамона. "Каждый, кто посмеет, войти в гробницу, будет немедленно наказан. Его ждут несчастье и смерть»- такова расшифровка надписи на глиняной дощечке, найденной вместе с саркофагом фараона. Такая вот история. Преподаватель: Существует ли «проклятие фараона»? Преподаватель: Произведя бактериологические исследования гробницы Тутанхамона, американский доктор Дин обнаружил как вы думаете, что? (вирус гистоплазмозис.) В 1956 году им был поставлен научно обоснованный диагноз — «пещерная болезнь» и тем самым развеян миф о «проклятии фараона». Итак, Тема сегодняшнего урока: «ВИРУСЫ» (самая актуальная тема сегодня не только для нас с вами, но и для всего мира) Цель нашего урока: сформировать представление о вирусах, как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении. Ребята, Вы сегодня будете работать в паре, и индивидуально. У каждого из Вас на столе лежат листы-тренажеры, которые Вы должны будете заполнить во время сегодняшнего урока и затем, положить в свою тетрадь , для того чтобы использовать в дальнейшей работе и при подготовке к экзамену. Так же, перед вами лежат листы со справочным материалом, которые выручат Вас при выполнении заданий Запишите в листе-тренажере сегодняшнюю дату и тему урока. Преподаватель: Ребята, какие ассоциации возникают у вас со словом «Вирус»? Давайте дадим определение понятию «вирус» (слайд) В переводе с латинского «вирус» означает «яд». Наука, изучающая вирусы – вирусология. | Обучающиеся высказывают свои предположения Обучающиеся высказывают свои предположения |
| Осмысление. Работа по рядам 4 мин Работа с электронным учебником. 4 мин Совместная работа с преподавателем 4 мин Работа в листах-тренажерах 5 мин | Итак, ребята, перед нами – проблемный вопрос, на который мы постараемся ответить в течение урока: ИТАК, откуда же появились вирусы? На сегодняшний день существует три гипотезы появления вирусов: Предлагаю вам продолжить работу в листах-тренажерах и написать гипотезы появления вирусов Первый ряд гипотеза №1 Второй ряд гипотеза №2 Третий ряд гипотеза №3 Преподаватель: проверим, что у нас получилось (слайд) Ребята, для того, чтобы узнать историю открытия вирусов предлагаю вам поработать с учебником, причем электронным, прошу всех достать телефон, пройти по ссылке, которую я вам отправила, открыть стр.68 и найти информацию о том, кто и как явился первооткрывателем вирусов? Давайте проверим. Преподаватель: Теперь, давайте посмотрим, из чего же состоят вирусы. Перед Вами модель вируса, вот так он выглядит снаружи: на поверхности некоторых оболочечных вирусов располагаются шипы или шипики, суперкапсидные белки. Преподаватель : а теперь, давайте посмотрим, что находится внутри вируса? Задание В листе – тренажере изображен вирус. Вам необходимо подписать, из чего состоит вирус. Преподаватель: (одновременно обучающимся демонстрируется 3Д модель вируса) Преподаватель: А теперь давайте разберем основные этапы жизнедеятельности вируса ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИРУСА, но для начала, их необходимо расставить в правильном порядке: один обучающийся работает у доски, другой с макетом вируса) 1. Прикрепление вируса к клетке 2. Проникновение вируса в клетку 3. Редупликация вирусного генома(перепрограммирование клетки) 4. Синтез вирусных белков и само сборка капсида 5. Выход вируса из клетки Задание Используя справочный материал, который у вас имеется на парте, необходимо, заполнить таблицу: «Классификация вирусов» 1. ДНК-содержащие (герпес, оспа, гепатит В) 2. РНК-содержащие (корь, бешенство, ВИЧ, коронавирус) | 1. С высокой специфичностью (вирус гриппа свиней) 2. Относительно универсальные (вирусные болезни млекопитающих) | 1. Убивающие зараженную клетку (некоторые бактериофаги) 2. Изменяющие генетическую информацию зараженной клетки (онковирусы, ВИЧ) | По хим. составу | По специфичности | По отношению к хозяину | Преподаватель: Преподаватель: Особую группу вирусов составляют бактериофаги (или просто фаги), которые заражают бактериальные клетки В листах со справочным прочитайте материал о бактериофагах. В лист –тренажер запишите определение бактериофага. | Обучающиеся работают в листах-тренажерах Обучающиеся работают с электронным учебником, используя мобильный телефон Обучающиеся дают ответы на заданный вопрос Обучающиеся записывают информацию в лист-тренажер Обучающиеся выполняют задание Обучающиеся выполняют задание Обучающиеся читают материал из дополнительного источника, работают в листах-тренажерах |
| Закрепление изученного материала: Прием «Верю не верю»; (4 мин) Работа по вариантам 5 мин Ответ на проблемные вопросы, поставленные в начале урока 2 мин | Задание Проведем небольшое соревнование. К доске приглашаются 2 желающих. Я буду вам зачитывать утверждения. А вы если оно верно, то поднимаете табличку верю и наоборот 1 Вирусы мельче бактериальных клеток в 10–100 раз.(верю) 2. вирусные частицы можно увидеть только с помощью электронного микроскопа (верю) 3.Вирусы не способны размножаться вне клеток хозяина (верю) 4 Вирус можно вылечить антибиотиком? (не верю) 5.Нуклеиновые кислоты в составе вируса - это хранилище наследственной информации (верю) 6.Белковая оболочка – выполняет функции - защитную. Ферментативную(верю) Давайте разберем способы борьбы с вирусными инфекциями (устно) (работа по вариантам: 1 вариант-вакцинация, 2 вариант-химиотерапия, 3 вариант-интерферон) Существует три основных способа борьбы с вирусными заболеваниями: каждый из них действует по-своему: • Первый способ - вакцинация. Суть его сводится к простой формуле «Бей врага его же оружием». Вирус здесь выступает против вируса. Вакцины включают систему иммунитета, но создается активный иммунитет к данному вирусу. • Второй способ - химиотерапия. Это воздействие химических препаратов на вирусы. . • Третий способ - интерферон. Это защитный белок, вырабатываемый клетками в ответ на заражение их вирусами. Он действует по принципу стоп-сигнала и подавляет размножение вирусов уже проникших в клетку. Давайте вспомним проблемный , поставленный в начале урока. Сможете ли вы сейчас на него ответить? Вирусы – это существа или вещества? (существа, т.к. могут размножаться, обладают наследственностью, изменчивостью) Закончить наш урок мне также хочется с «очевидного-невероятного», оказывается, что вирусы являются самыми многочисленными биологическими объектами на Земле, и по этому показателю они превосходят все живые организмы, вместе взятые! | Обучающиеся выполняют задание Обучающиеся дают ответы на заданный вопрос |
| Рефлексия, подведение итогов занятия (3 мин.) | Метод «Ресторан» Представьте, что сегодняшнее занятие вы провели в ресторане и теперь, я как директор ресторана прошу вас выразить своё отношение к занятию, продолжив фразы: | Обучающиеся выполняют задание рефлексии |