СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока по дисциплине МДК 01.01 Мониторинг загрязнения окружающей среды

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока по дисциплине МДК 01.01 Мониторинг загрязнения окружающей среды»



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

МДК 01.01 Мониторинг загрязнения окружающей среды

Утверждаю

Зам. директора по УПР__________Н.В. Осипенко

« » __________ 2021

Согласовано

Методист______________________ О.Н. Плотникова

« » ____________ 2021



Тема: Мониторинг шумового воздействия городской среды

Цели урока:

Обучающие:

Сформировать преставление о физическом загрязнении окружающей среды и его формах, углубить и расширить знания по проблемам окружающей среды.

Развивающие:

- продолжить формирование умений обобщать, вести грамотный диалог, анализировать события и давать им оценку.

- вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер.

Воспитательные:

- формировать активную жизненную позицию, направленную на гармонизацию отношений между обществом и окружающей средой.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Используемые технологии обучения: элементы технологии проблемного обучения, приемы технологии критического мышления

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, объяснительно-иллюстративная, поисковая, творческая

Осваиваемые компетенции:

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.



«Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо»

п/п

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

(1-2)


Добрый день, уважаемые студенты!

Я рада видеть вас на занятии по дисциплине ЕН.02 Экологические основы природопользования

Староста, представьте группу, присутствующую на уроке.

Приветствие преподавателя.

Староста представляет группу.

Определение темы и постановка целей урока.

Мотивация учебной деятельности обучающихся


Прием

(5-6 мин)

«Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо» - говорит народная пословица. Загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, растительный и животный мир, на здания и материалы, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.

Я предлагаю вам посмотреть видеоролик и определить тему урока. (просмотр)

(Преподаватель показывает видеоролик о загрязнении окружающей среды)


Все ваши предположения верные, тема урока

«Физическое загрязнение».

Откройте тетради и запишите тему урока.


Для определения цели занятия, я предлагаю поработать с карточками. Посмотрите их содержимое и ответьте на вопросы:

  1. В чем выражается отрицательное воздействие на окружающую среду?

  2. Действительно, защищая окружающую среду человек, защищает себя?

Человечество вступило в 21 век, полный тревог не только за свое будущее, но и за само существование на Земле. Все настойчивее звучат голоса общественности, специалистов, политиков, призывающих прекратить загрязнение и уничтожение природы, поскольку жизненные ресурсы Земли близятся к своему пределу. Процессы самовосстановления в природе не в состоянии справиться с постоянно возрастающей нагрузкой, которую оказывает на нее человек. Наступает время, когда мир может задохнуться, если не придет на помощь природе человек. Только человек владеет экологическим талантом – содержать окружающий мир в чистоте… «Одно из двух: или люди сделают так, что планета станет менее загрязненной, или его загрязнение сделает так, что на Земле станет меньше людей».

Цель урока – Сформировать преставление о физическом загрязнении и его формах, углубить и расширить знания по проблемам окружающей среды.











Обучающиеся формулируют тему урока






Обучающиеся записывают тему урока в тетрадь




Обучающиеся формулируют цель урока



























Актуализация знаний

(15 мин)

Физическое загрязнение связано с изменением физических, температурно – энергетических, волновых и радиационных параметров внешней среды.

Вопрос обучающимся: Как вы думаете, что может являться физическим загрязнением биосферы? Каковы его источники?


Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Земли. Давайте послушаем сообщения и запишем в таблицу основные данные по источникам загрязнения, последствиям загрязнения, путям решения проблем.

Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Земли. Давайте послушаем сообщения и запишем в таблицу основные данные по источникам загрязнения, последствиям загрязнения, путям решения проблем.

(Обучающиеся слушают доклады и заполняют таблицу)



Проблема загрязнения

Источники загрязнения

Последствия загрязнения

Пути решения проблемы

Загрязнение атмосферы

ТЭС, металлургия, химическая, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная отрасли промышленности, автомобильный транс-порт, радиоактивное загрязнение.

Аэрозольное загрязнение – туман и смог. Газы серы и азота – кис

отные дожди. Соединения углерода – парниковый эффект. Повышение радиоактивного фона планеты.

1. Сокращение самых вредных выбросов, т.е. повышение требований к топливу, запрет на использование сернистых угля и нефти.

2. Внедрение но

Загрязнение литосферыых технологий: использование солнечной, ветровой, водной энергии.


Твердые отходы, грязные отрасли промышленности- энергетика, металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная; горные выработки. Токсичные и радиоактивные отходы.

Свалки, нарушение земель, повышение уровня Радиации, токсичные отходы накапливаются в организме человека и обладают канцерогенным действием.

1. Уменьшение материалоемкости производства.

2. Переработка от-ходов.

3. Рекультивация земель.

Загрязнение гидросферы

Промышленность (черная и цветная металлургия, энергетика, нефтепереработка и нефтехимия, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная), транспорт, коммунальное хозяйство.

Превышение пре-дельно-допусти-мой концентрации загрязнений. Физическое, химическое и биологическое загрязнение. Опасность для живых организмов, затруднение работы транспорта, рыболовства и ухудшение качества ландшафта.

1. Методы очистки: механический, биологический, физико-химический.

2. Использование новых методов: оборотные системы водоснабжения, малоотходные и безотходные технологии.



Вывод: Мы рассмотрели основные источники загрязнения, последствия и пути решения проблем атмосферы, литосферы и гидросферы. Я надеюсь, что каждый из вас извлек урок из всего сказанного, осознал значимость проблем охраны окружающей среды как для земли и общества в целом, так и для себя лично.

Ребята, сейчас мы с вами рассмотрим какие виды физического загрязнения существуют.

И так, физическое загрязнение делится на:

  • тепловое;

  • шумовое;

  • инфразвуковое;

  • видеозагрязнение;

  • загрязнение обоняния;

  • электромагнитное;

  • радиоактивное.

Охарактеризуем каждый вид физического загрязнения.

Тепловое загрязнение определяется влиянием тепловых полей на воздушную и водную среду. Отрицательное воздействие тепла на воздушную среду обнаруживается путем повышения тепловых градиентов температуры над городскими, сельскими агломерациями по сравнению с естественными природными экосистемами, что влечет за собой изменение энергетических процессов в атмосфере и гидросфере в сельской и особенно городской местности.

Шумовое загрязнение. Шум воздействует на человека и на производстве и дома. Уровни шума, точнее уровни звукового воздействия, измеряются в децибелах. Шум вредит не только слуху. Ряд исследователей доказывают, что шум способен повысить кровяное давление, причинить ущерб сердечно – сосудистой системе, вызвать образование язвы и даже, усилить предрасположенность к инфекционным заболеваниям.

Для защиты населения от шумового воздействия необходимо выполнить комплекс мер: законодательных, технико – технологических, архитектурно – планировочных, градостроительных.

Инфразвуковое загрязнение. Причиной возникновения инфразвука в природных условиях служат волнение на море, штормовые ветра, сейсмические волны, громовые раскаты при грозе. Источниками инфразвука антропогенного происхождения являются взрывы, орудийные выстрелы, работающие механизмы, трансформаторы, автомобильные эстакады. Отмечено, что инфразвук вызывает резкое ухудшение состояния больных.

Видеозагрязнение. Жители городов испытывают давление от однообразной утомляющей глаза визуальной окружающей их среды, которая ярко проявляет себя в сотнях монотонно повторяющихся одинаковых окон, балконов, деталей орнамента. Ученые показали, что многократно повторяющиеся одинаковые геометрические рисунки и конфигурации отрицательно влияют на самочувствие людей.

Загрязнение обоняния. Окружающая нас среда богата запахами. Но в городах – это в основном технические запахи: запахи различных масел, бензина, выхлопных газов автомобилей, запах гари, резины.

Электромагнитное загрязнение. Источниками служат высоковольтное линии электропередачи, электроподстанции, антенны радио и телепередающих станции, а также микроволновые печи, компьютеры и телефоны.

Радиоактивное загрязнение. Воздействие радиации сказывалось на всем протяжении длительной истории формирования жизни на Земле. Радиация опасна и в низких дозах, так как может повреждать молекулы ДНК.







Ответы обучающихся














Ответы обучающихся




Обучающиеся выполняют задание












































Обучающиеся записывают информацию в тетрадь со слайда















Первичное усвоение новых знаний

(10 мин)




Предлагаю вам, познакомиться с приборами экологического контроля Шумомер и эковизор Соэкс F4.

Данный шумомер разработан для измерения уровня громкости звука (шума) в целях безопасности здоровья при проектировании и на производстве, а также контроля качества звука в различных условиях.


Соэкс Эковизор F4 — это настоящая домашняя лаборатория, сразу 4 функции в одном приборе! Когда на помощь приходят современные технологии, оберегать здоровье своё и близких становится просто и интересно. Эковизор F4 совмещает в себе все самые передовые технологии компании СОЭКС.

В Эковизор уже встроен дозиметр. Он поможет проверить радиационный фон продуктов питания, воды и любых предметов. После включения Эковизор Соэкс непрерывно измеряет радиацию и контролирует накопленную дозу. Если вы часто летает самолетом, подвергаетесь облучению в больнице или как-то контактируете с радиоактивными предметами, то встроенный в Эковизор дозиметр станет незаменимой функцией. Если накопленная за месяц доза радиации превысит норму, Эковизор F4 предупредит Вас об опасности для здоровья.


Мы окружены электроприборами и постоянно находимся в зоне воздействия электромагнитного излучения. Концентрация электроприборов создает зоны с повышенным ЭМ излучением абсолютно в любом доме или квартире. В Эковизор Соэкс встроены датчики электрических и магнитных полей. С помощью Эковизора Вы легко определите зоны с повышенным излучением. Порой перемещение детской кровати или дивана на 50-60 см. в сторону помогает избежать многих проблем со здоровьем в будущем.



Обучающиеся знакомятся с приборами, измеряя уровень шума, электромагнитного загрязнения и радиационного фона в аудитории.


Закрепление изученного материала

5-7 мин

Таким образом, мы ребята подробно рассмотрели некоторые виды физического загрязнения.

Подумайте и назовите основные источники антропогенного шума.

Приведите примеры радиационного загрязнения участков земли.






















Молодцы ребята, все ваши ответы верные.



Ответы обучающихся


Ответ:

  1. (В 1986 году взорвался ядерный реактор на атомной электростанции, расположенной в городе Чернобыле на Украине. Тысячи людей погибли при ликвидации аварии и в результате радиоактивного заражения. Радиоактивные осадки привели к заражению земной поверхности, некоторые земли по-прежнему чересчур радиоактивны, чтобы можно было безопасно пользоваться ими.

  2. В 1987 году в бразильском городе Гояния была случайно обнаружена поврежденная украденная емкость с радиоактивными материалами. Радиоактивному заражению подвергся обширный район, и многих людей пришлось госпитализировать. Это уже второй после чернобыльской катастрофы 1986 года крупный случай радиоактивного заражения в мирное время)



Информация о домашнем задании

2 мин

В качестве домашнего задания вам нужно ответить на поставленные вопросы:

  1. В чем выражается отрицательное воздействие на окружающую среду теплового загрязнения?

  2. При какой силе звука уровень шума считается для человека недопустимым?

  3. В чем особенность воздействия радиации на организм человека?

  4. Каковы нормы шума в цехе при работах токарного станка?

Записывают домашнее задание

Рефлексия, подведение итогов занятия

3 мин

Прием «Благодарность»

Ребята благодарят друг друга за хорошую проделанную работу.




Обучающиеся отвечают на задание рефлексии







ИТОГ: Человек в силу своей активной производственной деятельности инициирует процесс уничтожения компонентов биосферы. Своеобразной индикацией этого является изменение состава и качества флоры, фауны и самого человека в результате его активной производственной деятельности.

Умение соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности требует четкого представления об экологической информации.

Ребята, мы сегодня с вами изучили очень интересную и нужную тему для вас и вашей специальности. Всем спасибо за урок.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!