СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру в 3 классе на тему: " Мир природы в народном творчестве".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окружающий мир

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока по окружающему миру в 3 классе на тему: " Мир природы в народном творчестве".»

Конспект урока по окружающему миру.

Тема: «Мир природы в народном творчестве».

3класс

Выполнила: Шевченко Светлана Викторовна


ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ УРОКА


Педагогические цели:

1.Организовать усвоение понятия «экология».

2.Создать условия для восприятия образа природы «мир как дом» в разных видах народного творчества.

3.Организовать работу в парах и группах.

4.Дать учащимся возможность оценить свою деятельность на уроке.

Ожидаемый результат:

1.Ученики владеют понятием «экология».

2.Ученики воспринимают образ природы «мир как дом» в разных видах народного творчества.

3.Ученики умеют работать в парах и группах, выражать свою точку зрения, слушать одноклассников.

4.Ученики владеют умениями оценки своей деятельности.

Методы обучения: метод проблемного изложения; частично-поисковый, творческий.

Средства обучения: учебник «Окружающий мир», авторы: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, ИКТ с использованием интерактивного оборудования, клубок ниток, деревянные ложки, карточки для групповой работы.

Организационные формы обучения: работа в парах, групповая, фронтальная.

Педагогические технологии: технология диалогового взаимодействия, ИКТ.




Задачи урока: 1) познакомить детей со способами отражения древней мысли человечества о единстве мира в разных видах народного творчества; 2) научить их узнавать образ единого дома-мира, в котором всё со всем связано, в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества (в народных песенках и сказках, построенных по типу цепочки, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта и традиционной одежды); 3)пробудить внимание детей к глубине символического значения изображений окружающего мира, представленных в произведениях народного творчества своего края.









ПЛАН УРОКА


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся




Вводно-мотивационный

Приветствие

На конкурсе, проходившем во Дворце детского юношеского творчества, были представлены работы наших ребят. Среди них были работы Ани, Вани и их одноклассников.

Аня и Ваня обратили внимание на узоры, повторяющиеся во многих работах. Дети подметили схожие узоры в салфетке, вышитой Таней, в аппликации, выполненной Вадимом. Такие же узоры и образы животных дети видели в Этнографическом музее.

У ребят возникли вопросы, почему часто повторяются эти узоры, образы, что они обозначают? Аня утверждала, что узоры — это обереги, которые в древности защищали людей от бед. Ваня доказывал, что люди в древности были очень наблюдательными, отражали в своём творчестве красоту природы.

Ребята, как вы думаете, кто прав — Аня или Ваня? Какова же тема нашего урока? (Ответы детей)

Тема нашего урока звучит так: «Мир природы в народном творчестве»- на слайде.

Какие цели мы поставим перед собой?

Изучить способы отражения единого мира-дома в народном творчестве.

Приветствие

Определение учащимися темы урока


Определение главного вопроса урока.

















Технологический

Организация фронтальной работы

Что такое экология? Экология — это наука, которая изучает связи живых существ между собой и их отношения с окружающей средой, а также влияние разных факторов на живые существа.

Расскажите, что изучает наука экология. (Экология — наука, которая изучает связи между неживой и живой природой, растениями и животными, природой и человеком.)

Перечислите дни экологического календаря.

(11 января — Всероссийский день заповедников и национальных парков.

22 марта — Всемирный день воды.

1 апреля — Международный день птиц.

22 апреля — День Земли.

5 июня — Всемирный день окружающей среды.

4 октября — Международный день защиты животных.)

Прочитайте, как ученые объясняют происхождение слова «экология». Презентация

Объясните значение греческих слов «экос» и «логос». («Экос», «ойкос» означает «дом, жилище», «домашнее хозяйство»; «логос» — «знание», «наука».)

Объясните значение слова «экология». (Экология — это знание, наука о нашем природном доме.)

Построение цепочки

В мире природы все взаимосвязано. Давайте, продемонстрируем это наглядно. Я скажу первое слово и передам клубок следующему звену. Нужно назвать свой объект и передать клубок дальше.

Солнце – цветок – пчела - мед....

А теперь подергаем одно из звеньев, что происходит? Выпадение одного объекта из звена нарушает связь. Вывод?

В экологической цепочке существует тесная связь, выпадение одного объекта нарушает целостность всей цепочки.

Работа с учебником стр.47

Ребята, вы сейчас прочитали

рассказ о представлениях

наших предков о едином

доме-мире.

Скажите, можно ли понять из прочитанного, почему число

«три» считается священным в творчестве многих народов

мира? В качестве подсказки или подтверждения сказанного использую вопрос: «Из каких

ярусов состоит мир согласно

одному из древних преданий?»

Рассмотрите фотографии на

с. 46—47 учебника и найдите отражение образов природы

(резьба по дереву, чугунное

литье, рисованные и тканые

узоры, которые можно считать частями единого мира-

дома).

Найдите отражение образов

природы в своих народных

костюмах. (Цветы на тесьме,

вьюн зеленого цвета- цвет растительности, вышивка).



Участие в беседе.

Анализ высказываний одноклассников, выбор и формулирование своей точки зрения.



Организация работы в парах заданием.

Выполнение задания в рабочей тетради, с. 34, № 1.

Закончите предложения:

• Экос (ойкос) — это … (дом) .

• Логос — это …(знание) .

• Ойкумена — это …(заселенная человеком часть мира) .


Организация работы над народной песенкой «Куда, Фома, едешь?».

Ребята, вашему вниманию представляется русская народная детская песенка «Куда, Фома, едешь?».

Инсценировка.

Прочитайте ещё раз и постарайтесь отгадать, в виде чего построена эта песня.

Учёные сравнили такие песенки с цепочками. Почему так? Фразы в песенке взаимосвязаны. А если убрать одну фразу из песенки, то пропадёт песенка, станет бессмысленной.

Чтение песенки учителем без одной фразы.

Ребята, чем песенка похожа на нашу жизнь? Какие явления мира природы и людей в ней неразрывно связаны? Как эта связь отражает особенности природной и хозяйственной жизни? Всё в мире связано. Одного не бывает без другого: утра без ночи, лета без весны, цветка без солнца. Приведите свои примеры. (Пшеница – курица - яйцо- пироги; трава – коза – шерсть – пряжа – носки; сено- лошадь – груз – рынок; сено – корова – молоко- кот – мышь; лен – ткачество - шитье)

Участие в беседе.

Анализ высказываний одноклассников о взаимосвязях в природе.

Организация работы в группах по заданию: «Составь песенку-цепочку».

Выполнение задания из рабочей тетради, с. 34, №2на карточках Представление результата работы классу.


Рефлексивно-оценочный

Организация рефлексивной деятельности учащихся. Подведение итогов.

Ребята, оцените свою работу на уроке. (На уроке я узнал, что в мире все взаимосвязано, а человек занимает важное звено в цепочке природных связей). Слайд

На уроке я узнал…

Мне понравилось…

Я испытывал (не испытывал) затруднения...

Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…


Самооценка учащихся.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!