Преподаватель: Материал темы сегодняшнего занятия базируется на знаниях, полученных Вами ранее при изучении биологии. Некоторые моменты мы сейчас с Вами вспомним. Вопросы: Преподаватель: Каким словом можно заменить слово «адаптация»? Преподаватель: Как вы понимаете фразу «накопление и координация адаптаций»? Преподаватель: Что же такое «приспособленность»? Преподаватель: Соответствие строения выполняемым функциям всегда обращало на себя внимание человека и побуждало исследователей использовать принципы организации живых существ при создании многих машин и приборов. Всем этим занимается наука бионика. Именно в этом мы постараемся сегодня разобраться. Ребята, вы все разделены в команды. В каждой команде будет свой эксперт, который отвечает за всех участников команды и оценивает работу всех членов команды. Для этого эксперт каждой группы получает оценочный лист, в который будет вносить оценки за работу каждого из вас. Сейчас каждая группа получит задание, которое должна будет выполнить в течение определенного времени, используя различные источники информации, а затем представить его другим командам. Команда 1 Изучить историю открытия бионики Команда 2 Изучить символ бионики, что он обозначает Команда 3 Составить схему «Связь бионики с другими науками» Давайте проверим, как наши группы справились с заданием. Вывод: Хорошо. Вы все справились с этим заданием, и мы узнали, об истории создания этой науки, о направлениях бионики, о том с какими науками тесно связана бионика. Постановка проблемного вопроса Преподаватель: Какие особенности строения растений и животных используются человеком в строительстве, промышленности, медицине . Чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к основным направлениям работ в бионике. Основные направления в бионике: –Биологическое изучает процессы, происходящие в биологических системах Теоретическое – моделирование процессов, протекающих в живых организмах и их сообществах. Во многом пересекается с кибернетикой Техническое – внедрение принципов функционирования живых систем в инженерную практику Давайте рассмотрим примеры : Команда 1 (на примере лягушки) Лягушка видит только движущиеся предметы, причем только те, которые по форме, размерам, характеру движения ассоциируются у нее с пищей (насекомыми) или врагом (тенью от быстро надвигающегося предмета). Глаз лягушки – это превосходная биологическая информационная система, перерабатывающая всю поступающую информацию и выбирающая из нее только ту, которая представляет для лягушки интерес. На основе принципов работы глаза лягушки уже создано несколько типов электронных устройств, которые широко применяются на аэродромах для обнаружения летящих самолетов и контроля их движения. Команда 2 (на примере летучей мыши) Летучие мыши способны издавать звуки с частотой колебаний выше 20 тыс. Гц, т.е. ультразвуки, недоступные слуху человека. Издавая в полете ультразвуковые сигналы (импульсы) и воспринимая эхо – отражение сигналов от окружающих предметов, летучие мыши как бы ощупывают в темноте пространство. С помощью эхолокации летучие мыши обнаруживают в темноте натянутую проволочку диаметром 0,12–0,05 мм. Команда 3 (строение стеблей злаков) Яркий пример архитектурно-строительной бионики — полная аналогия строения стеблей злаков и современных высотных сооружений. Стебли злаковых растений способны выдерживать большие нагрузки и при этом не ломаться под тяжестью соцветия. Если ветер пригибает их к земле, они быстро восстанавливают вертикальное положение. В чем же секрет? Оказывается, их строение сходно с конструкцией современных высотных фабричных труб — одним из последних достижений инженерной мысли. Обе конструкции внутри полые. Склеренхимные тяжи стебля растения играют роль продольной арматуры. Междоузлия стеблей — кольца жесткости. Вдоль стенок стебля находятся овальные вертикальные пустоты. Стенки трубы имеют такое же конструктивное решение. Роль спиральной арматуры, размещенной у внешней стороны трубы в стебле злаковых растений, выполняет тонкая кожица. Преподаватель: Можно ли утверждать, что человек использовал все возможности живых организмов и реализовал их? Это всего лишь небольшой ряд примеров того, как человек применяет биологические модели. Вывод: мы увидели, примеры конструкционных решений, взятых у природы, как основу для создания различных приборов и аппаратов. |