Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Новое Дёмкино
Малосердобинский район
Пензенская область
Урок русского языка в 4 классе.
Ф.И.О. учителя: Журавлёва Светлана Викторовна;
место работы: МБОУ СОШ с. Новое Дёмкино Малосердобинского района Пензенской области;
должность: учитель начальных классов.
Класс: 4 класс.
Предмет: русский язык;
УМК «Гармония» (авторы учебника: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко)
Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных».
Место и роль урока в изучаемой теме: урок обобщения.
Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён
существительных и прилагательных».
Цель:
совершенствование и закрепление умения правильного написания безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных.
Учебные задачи :
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- развитие умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- формирование умения взаимодействовать в парах на основе сочетательного диалога.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- совершенствование и закрепление умения изменять существительные и прилагательные по падежным вопросам; тренировка в безошибочном написании безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных;
– закрепление умения грамматического оформления предложения.
Применение правила проверки орфограммы по самостоятельно составленному алгоритму, работа со словарями.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: учебник 1 часть «Русский язык» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Смоленск, «Ассоциация 21 век», 2014; тетрадь-задачник к учебнику , компьютер, проектор, интерактивная доска для демонстрации презентации к уроку.
План урока:
Организационный момент.
Орфографическая разминка. Актуализация знаний.
Формулировка темы и задач урока.
Обобщение и повторение о системе окончаний имён.
Знакомство с картиной Г. П. Кондратенко «Зима. У околицы».
Работа с толковым словарём Ожегова.
Систематизация и закрепление полученных знаний:
а) работа по карточкам: орфографическая минутка, определение падежей, разрешение проблемной ситуации.
8. Физминутка.
9. Определение падежных окончаний имён существительных и прилагательных; роль прилагательных в речи:
а) словесное рисование,
б) работа в парах: определение роли прилагательных в речи,
в) определение падежей имён,
10. Работа над развитием речи.
11. Домашнее задание.
12. Итог. Рефлексия.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка готовности.
Наличие общей установки на урок.
Оформление тетради.
А) Уч-ль:
- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуем их.
- Придумано кем-то и просто, и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро».
И каждый становится добрым, отзывчивым
И «доброе утро» длится до вечера.
- Я всем присутствующим желаю, чтобы доброе настроение длилось до вечера.
Б) - Прочтите высказывание древнегреческого учёного Сократа (запись на доске)
«В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».
Сократ.
- Символом солнца является круг. Мы поселим его в нашем классе, пусть оно согревает нас в этот зимний день. (прикрепить на доску)
2. Орфографическая разминка. Актуализация знаний.
А) - Какое время года сейчас в природе? (зима)
-назовите главный признак зимы. (выпал снег)
- Назовите родственные слова к слову «снег». (запись на доске и в тетрадях: снег, снежок, снеговик, снежный, снежинка, снеговой.
Б)- Разделите слова на две группы: девочки выписывают имена существительные, а мальчики – имена прилагательные (снег, снежок, снежинка, снеговик; снежный, снеговой ) Запись на доске.
- Как называется первая группа слов?
- По какому признаку вы их объединили в группу «имя существительное»?
-Дайте название второй группе слов?
- По какому признаку вы их объединили в группу «имя прилагательное»?
В) - Поставьте в словах ударения.
Г) – Выделите окончания записанных слов.
- Какие бывают окончания в зависимости от ударения? (ударные и безударные)
- Какие окончания вызывают большую трудность при написании слов? (безударные)
- Что можно определить по окончанию? (признаки: число, род, склонение, падеж).
- Укажите признаки каждого слова (по цепочке.)
3. Формулировка темы и задач урока.
- Используя сделанные выводы, сформулируйте тему нашего урока.
Слайд 1.
(Правописание безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных). Открыть Запись на доске.
- Какие задачи для решения этой темы поставим? (называют задачи)
- Посмотрите, все ли задачи мы назвали?
Слайд 2.
Задачи:
правильно определять падежи имён существительных и прилагательных;
работать над безошибочным написанием окончаний имён существительных и прилагательных;
развивать орфографическую зоркость;
работать над развитием речи;
выходить из затруднительных ситуаций;
работать в парах и группе;
формировать адекватную самооценку;
учиться контролировать себя.
- Что значит адекватно оценивать себя?
Обобщение и повторение о системе окончаний имён.
Слайд 3.
- Откройте учебник, упражнение 286. Что вы видите? (столбики с названиями падежей и их окончания)
- Какой столбик лишний? (5) Слайд 4.
- Почему? (окончания прилагательных, два окончания)
- Почему два окончания? (для прилагательных с твёрдой и мягкой основой)
- Надпишите над этим столбиком часть речи. (имя прилагательное)
- Какие признаки ещё можно указать у слов с данными окончаниями? (число и род – ед.ч., м.р. и с.р.)
- Запишем слова-помощники для проверки. ( с комментированием)
- Исключите ещё один столбик. Какой? (4)
- Почему? ( окончания существительных мн. ч.) Слайд 5.
- Подберите слова-помощники для проверки. (запись с комментированием)
- Подумайте и напишите каким частям речи соответствуют окончания остальных столбиков? Укажите их признаки.( 1 и 2 столбики – окончания имён существительных 3 склонения, 3 столбик - окончания имён существительных 1 склонения) Слайд 6.
- Вспомните и запишите рядом с окончаниями слово-помощник для каждого столбика в нужной форме. Работа в парах.
- Какие слова помощники записала 1 пара для 1 столбика? Правы ли они? 2 пара? Согласны?
- Поднимите руки те, кто не ошибся.
- Кто ошибся или не успел.
- Кому было легко.
- Кому трудно.
- Что делать? (запомнить)
- Какую из поставленных задач решали? ( повторили падежные окончания имён существительных и прилагательных)
- Зачем, с какой целью мы вспомнили падежные окончания имён? (применять знания при написании падежных окончаний имён, употреблять имена при разговоре в нужной форме)
5.Знакомство с картиной Г. П. Кондратенко «Зима. У околицы». Слайд 7
- Посмотрите на картину известного русского художника Гавриила Петровича Кондратенко «Зима. У околицы». Что изображено на картине?
- Все ли слова в названии картины вам известны?
- Как понимаете значение слова «околица»? Мы тоже живём в деревне, слышали ли вы это слово?
- Где можно узнать точное значение этого слова? (в толковом словаре Ожегова)
6. Работа с толковым словарём Ожегова.
- И так, околица – это……….(чтение статьи из словаря Ожегова).
- Есть ли околица в нашем селе?
- Какую деревню изобразил художник на картине: современную или прошлых лет? Докажите.
- Употребляем ли мы это слово в наше время?
- Эта картина была написана в1883 году, более 130 лет назад. Сейчас это слово в нашем языке не употребляется, оно устарело.
7. Систематизация и закрепление полученных знаний.
А) - Приготовьте карточку №1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные орфограммы. Слайд 8.
Зам.тает з.ма бел.й путь,
Хочет в мягк.х сн.гах пот.нуть.
Вет.р резв.й уснул на пути.
Не проехать в л.су, не пройти.
С. Есенин.
- Обменяйтесь карточками, укажите на ошибку соседа, исправьте ошибки зелёной ручкой.
- Верните свои карточки.
- Проверим себя по доске. (самопроверка, Слайд 9)
- Увидели ошибку –исправьте.
- Поднимите руки те, у кого не было ошибок.
- Назовите слова, где допущены ошибки. (называют слово)
- Назовите орфограмму. Докажите правильное написание.(учитель на доске подчеркивает названные орфограммы)
Б) – Найдите в отрывке имена существительные, определите их падеж. (с комментированием)
- Давайте вспомним алгоритм написания безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных. ( 1.У существительного определи род и склонение, вспомни слово-подсказку, поставь его в нужную форму, по ударному окончанию в слове-помощнике напиши правильное окончание;
2. Найди имя существительное, которое командует именем прилагательным, задай вопрос к прилагательному, по ударному окончанию в вопросе напиши букву в окончании имени прилагательного).
- Ваши мнения?
- Зима - Им. п.
- Почему? (это подлежащее)
- Заметает (что?) путь –В.п.
- Почему? (второстепенный член)
- Путь (какой?) белый. В.п.
- Все ли согласны ?
- Потонуть (в чём?) в снегах. П. п. В снегах (каких?) мягких. П. п.
- Ветер –Им. п. Ветер (какой?) резвый. Им. п.
- Есть другие мнения? Слайд 10
В) разрешение проблемной ситуации.
- Сравните словосочетания «белый путь» и «резвый ветер» ( ед. ч., м. р.). Сравните окончания прилагательных. (они одинаковые: -ый)
- Почему признаки одинаковые, окончания прилагательных одинаковые, а падежи разные ? Как разобраться в ситуации и объяснить эту проблему? (прилагательное «резвый» зависит от существительного «ветер», которое в предложении является подлежащим и стоит в Им. п., прилагательное «белый» зависит от существительного «путь», которое в предложении является второстепенным членом и стоит в В. п.)
(запись на доске: Им. п (кто? что?)- подлежащее
Р. п. (кого? чего?)- второстепенный член предложения
- Какие задачи решали? (развивали орфографическую зоркость, определяли падежи, учились правильно писать падежные окончания )
8. Физминутка.
Закружились, завертелись
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стайкой
Лёгкие пушинки.
Заискрились, засверкали,
Белые подружки,
Застелили одеялом
Речку, сад, опушки.
9. Определение падежных окончаний имён существительных и прилагательных; роль прилагательных в речи.
А) - Прочитайте текст. Слайд11.
В воздухе закружились снежинки.
Скоро они укрыли землю одеялом.
С ветвей берёз хлопьями падал снег.
-О чем говорится в тексте? ( о зиме)
- Представьте, что вы получили задание нарисовать картинку к этому тексту. Какую картинку нарисуем? Какими красками будем пользоваться, чтобы изобразить зиму?(словесное рисование)
- Как изменить текст, чтобы он стал таким же ярким и выразительным? Какая часть речи нам поможет? (прилагательные)
- Б) Работа в парах. Определение роли прилагательных в речи.
- Выберите из скобок имя прилагательное, которое больше подходит по смыслу, запишите получившийся текст и объясните почему вы так решили.
Слайд 12.
В (зимний, морозный) воздухе танцевали (мохнатый, весёлый) снежинки.
Скоро они укрыли(чёрный, мёрзлый) землю (пушистый, тёплый)одеялом.
С (крепкий, гибкий) ветвей берёз (пушистый, мохнатый) хлопьями падал (белый, лёгкий) снег.
- Прочитайте ваши зарисовки. Объясните выбранные прилагательные.
- Какой вариант вам больше понравился? Почему?
- Какую роль играют прилагательные в речи? (Речь становится выразительной, яркой. Рисунок можно нарисовать красками, а текст – с помощью имён прилагательных)
В _-Определите падеж, выделите окончания. (работа в паре)
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга. Исправьте ошибки, объясните их соседу.
-Верните свои тетради.
- Проверим себя по доске. (самопроверка, Слайд 13)
В (зимнемп.п, морозном) воздухе закружились (мохнатые, им.п.весёлые) снежинки.
Скоро они укрыли(чёрную, в.п.мёрзлую) землю (пушистым, т.п.тёплым) одеялом.
С (крепких, р.п.гибких) ветвей берёз (пушистыми,т.п. мохнатыми) хлопьями падал(белый,им.п. лёгкий) снег.
- Увидели ошибку –исправьте.
- Поднимите руки те, у кого не было ошибок.
- Назовите слова, где допущены ошибки. (называют слово)
- Докажите правильное написание.
- Какую задачу решали? ( работали над развитием речи, определяли падежи, учились правильно писать падежные окончания )
10. Работа с деформированным предложением.
А. - Из данных слов составьте предложение так, чтобы прилагательные стояли во множественном числе. (Работа в группе)
Сладкий , рябины, снегири, ягоды, радуют,красногрудый. Слайд 14. (обсуждение вариантов предложения)
- Запишем в тетрадь предложение:
Сладкие ягоды рябины радуют красногрудых снегирей. Слайд 15.
- Оцените запись шкалой как работу по чистописанию.
- Сейчас зима. Снегири лакомятся ягодами рябины. Как можно помощь другим птицам перезимовать и выжить в морозные зимние дни?
- Подчеркнём главные члены предложения. ( с комментированием: ягоды радуют) Слайд 16.
- Разберём предложение по частям речи.(С комментированием по цепочке) Слайд 17.
- Выделите окончания и определите падежи имён существительных и зависимых от них имён прилагательных. (ягоды – подлежащее. Им.п., мн. ч.. ягоды (какие?) сладкие- Им. п., мн. ч. потому что зависит от подлежащего в Им. п. ;)
- Есть другие мнения?
-Работаем дальше. (ягоды (чего?) рябины –р.п., 1 скл.)
( радуют (кого?)снегирей – Р. п., мн. ч., 2 скл.; снегирей (каких?) красногрудых – Р. п. мн. ч.)
- Есть другие варианты? Кто думает по - другому? (В. п.)
- Итак, снегирей –Р. п. Почему мы указали ещё и В. п.? Разве может существительное иметь сразу два падежа?
- Давайте разбираться в чём дело? ( Р. п. и В. п. похожи: имеют одинаковые вопросы, которые можно поставить к одушевлённым существительным (кого?) Запись на доске: Им. п (кто? что?)- подлежащее
Р. п. (кого? чего?)- второстепенный член предложения
В. п. (кого? что?) - сестру
- Какой секрет надо помнить при определении Р. или В п. существительных 2 скл.? (Правильно определить падеж Р. или В. существительных 2 скл., м. р. можно подставив вместо данного существительного существительное первого склонения ед. ч.: радуют (кого?) рыжую лису. Здесь мы не можем ошибиться: лису - В. п. Значит «снегирей» тоже В. п. )
- Найдите зависимое прилагательное от существительного снегирей, задайте вопрос, определите падеж (снегирей каких? красногрудых – В. п.) Слайд 18
- Помните о секретах, словах – помощниках, не ошибайтесь при определении падежей.
11. Домашнее задание.
- Упр. 288 выполняют Вика, Сабрина, Алёша. Прочтите задание, скажите, над чём вы будете работать?
- Максим и Маша продолжат зимнюю зарисовку. Вам надо составить 2-3 предложения о зиме, выделить окончания и определить падежи имён существительных и прилагательных.
12. Итог. Рефлексия.
- Вспомним задачи, которые мы ставили в начале урока. (Вернуть слайд 2)
- Все ли поставленные задачи мы решили.
- Закончите предложения: Слайд 19.
Я узнал(а)…………..
Я научился(лась)……….
Я вспомнил(а)………………..
Я удивился(лась)…………………
- На столе у каждого из вас лежат две полоски: красная и жёлтая. Слайд 20.
На красной полоске написана пословица «Добрый разум не наживают разом» : у вас есть проблемы, вам надо поработать над ошибками, а на жёлтой «Дело мастера боится» : вы уверены в своих знаниях, вы не ошибались.
- Оцените свою работу на уроке. Возьмите в руки ту полоску, которая характеризует вашу работу. Прикрепите свои лучики к нашему солнышку. Мы решили задачи урока и солнышко засияло, вы сами засияли солнечными лучиками.
- Прочитаем высказывание Сократа, с которого мы начали урок: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».
- Не закрывайте солнышко, которое живёт внутри каждого из вас тучками. Повернитесь к нашим гостям, подарите всем улыбки. И вы почувствуете, что самый морозный день будет для вас тёплым.
- Спасибо за работу.
Руководитель РМО учителей начальных классов:………….(С.А. Ланщикова)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Новое Дёмкино
Малосердобинский район
Пензенская область
Технологическая карта открытого урока.
Урок русского языка в 4 классе.
Ф.И.О. учителя: Журавлёва Светлана Викторовна;
место работы: МБОУ СОШ с. Новое Дёмкино Малосердобинского района Пензенской области;
должность: учитель начальных классов.
Класс: 4 класс.
Предмет: русский язык;
УМК «Гармония» (авторы учебника: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко)
Дата проведения: 18 декабря 2014года.
Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных».
Место и роль урока в изучаемой теме: урок обобщения.
Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных».
Цель:
формирование умения правильного написания безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных.
Учебные задачи :
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- развитие умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- формирование умения взаимодействовать в парах на основе сочетательного диалога.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формирование умения изменять существительные и прилагательные по падежным вопросам; тренировка в безошибочном написании безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных;
– формирование умения грамматического оформления предложения.
Применение правила проверки орфограммы по самостоятельно составленному алгоритму, работа со словарями.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: учебник 1 часть «Русский язык» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Смоленск, «Ассоциация 21 век», 2014; тетрадь-задачник к учебнику, компьютер, проектор, интерактивная доска для демонстрации презентации к уроку.
План урока:
Организационный момент.
Орфографическая разминка. Актуализация знаний.
Формулировка темы и задач урока.
Обобщение и повторение о системе окончаний имён.
Знакомство с картиной Г. П. Кондратенко «Зима. У околицы».
Работа с толковым словарём Ожегова.
Систематизация и закрепление полученных знаний:
а) работа по карточкам: орфографическая минутка, определение падежей, разрешение проблемной ситуации.
8. Физминутка.
9. Определение падежных окончаний имён существительных и прилагательных; роль прилагательных в речи:
а) словесное рисование,
б) работа в парах: определение роли прилагательных в речи,
в) определение падежей имён,
10. Работа над развитием речи.
11. Домашнее задание.
12. Итог. Рефлексия.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществл. действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия |
Организационный момент Проверка готовности. Оформление тетради. А) Уч-ль: - Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуем их. - Придумано кем-то и просто, и мудро При встрече здороваться «Доброе утро». И каждый становится добрым, отзывчивым И «доброе утро» длится до вечера. -Я всем присутствующим желаю, чтобы доброе настроение длилось до вечера. Б) - Прочтите высказывание древнегреческого учёного Сократа (запись на доске) «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Сократ. - Символом солнца является круг. Мы поселим его в нашем классе, пусть оно согревает нас в этот зимний день. (прикрепить на доску) |
Проверка готовности Наличие общей установки на урок. Оформление тетради. | | | | Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. | Самоконтроль готовности | Умение контролировать свои действия. |
2. Орфографическая разминка. Актуализация знаний. А) - Какое время года сейчас в природе? (зима) - Назовите родственные слова к слову «снег». (запись на доске и в тетрадях: снег, снежок, снеговик, снежный, снежинка, снеговой. Б)- Разделите слова на две группы: девочки выписывают имена существительные, а мальчики – имена прилагательные (снег, снежок, снежинка, снеговик; снежный, снеговой ) Запись на доске. В) - Поставьте в словах ударения. Г) – Выделите окончания записанных слов. - Какие бывают окончания в зависимости от ударения? (ударные и безударные) - Какие окончания вызывают большую трудность при написании слов? (безударные) - Что можно определить по окончанию? (признаки: число, род, склонение, падеж). |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществл. действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия |
Организует беседу по вопросам, с целью актуализации знаний по теме. | Отвечают на вопросы учителя. | Осуществлять актуализацию полученных знаний. Осознанно строить речевое высказывание в устной форме. | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Следят за правильностью ответов учащихся. | Умение слушать учителя и одноклассников, дополнять, уточнять ответы; Умение контролировать свои действия. |
Формулировка темы и задач урока. -Используя сделанные выводы, сформулируйте тему нашего урока. Слайд 1. (Правописание безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных). - Какие задачи для решения этой темы поставим? (называют задачи) - Посмотрите, все ли задачи мы назвали? Слайд 2. Задачи: правильно определять падежи имён существительных и прилагательных; работать над безошибочным написанием окончаний имён существительных и прилагательных; развивать орфографическую зоркость; работать над развитием речи; выходить из затруднительных ситуаций; работать в парах и группе; формировать адекватную самооценку; учиться контролировать себя. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществл. действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия |
Организует беседу по вопросам, с целью формулирования учебной цели и задач урока. | Отвечают на вопросы учителя. | Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезу, самостоятельное формулирование темы и познавательной цели. | Взаимодействовать с учителем, учениками | Слушают, принимают единую точку зрения в ходе выявления цели и задач. | Выделять и осознавать то, что известно и вносить необходимые дополнения. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачи. |
Обобщение и повторение о системе окончаний имён. Слайд 3. - Откройте учебник, упражнение 286. - Какой столбик лишний? (5) Слайд 4. - Запишем слова-помощники для проверки. ( с комментированием) - Исключите ещё один столбик. Какой? (4) - Почему? ( окончания существительных мн. ч.) Слайд 5. - Подберите слова-помощники для проверки. (запись с комментированием) - Подумайте и напишите каким частям речи соответствуют окончания остальных столбиков? - Вспомните и запишите рядом с окончаниями слово-помощник для каждого столбика в нужной форме. Работа в парах. - Какую из поставленных задач решали? ( повторили падежные окончания имён существительных и прилагательных) - Зачем, с какой целью мы вспомнили падежные окончания имён? (применять знания при написании падежных окончаний имён, употреблять имена при разговоре в нужной форме) |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществл. действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия |
Организует самостоятельную работу по тетради-задачнику. | Выделяют основополагающий признак. Работа в парах с оказанием дифференцированной помощи учителем. | Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезу. | Взаимодействовать с учителем, учениками | Слушают, принимают единую точку зрения в ходе выявления цели и задач. | Выделять и осознавать то, что известно и вносить необходимые дополнения. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. |
Знакомство с картиной Г. П. Кондратенко «Зима. У околицы». Слайд 7 -Посмотрите на картину известного русского художника Гавриила Петровича Кондратенко «Зима. У околицы». Что изображено на картине? - Все ли слова в названии картины вам известны? - Как понимаете значение слова «околица»? Мы тоже живём в деревне, слышали ли вы это слово? - Где можно узнать точное значение этого слова? (в толковом словаре Ожегова) |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществл. действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия |
Организует беседу по вопросам. | Отвечают на вопросы учителя. | Осознанно строить речевое высказывание в устной форме. | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. | Слушать собеседника. Понятно и грамотно строить высказывания своих мыслей | Формулируют ответ на вопрос. | Умение слушать учителя и одноклассников, дополнять, уточнять ответы. |
6. Работа с толковым словарём Ожегова. - И так, околица – это……….(чтение статьи из словаря Ожегова). - Есть ли околица в нашем селе? - Какую деревню изобразил художник на картине: современную или прошлых лет? Докажите. - Употребляем ли мы это слово в наше время? - Эта картина была написана в1883 году, более 130 лет назад. Сейчас это слово в нашем языке не употребляется, оно устарело. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществл. действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия |
Организует работу по толковому словарю Ожегова с целью знакомства со значением слова. | Работа в парах с оказанием дифференцированной помощи учителем, поиск информации. | Выделять существенную информацию. | Работа в парах по толковому словарю. | Умение ориен тироваться в толковом словаре в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Выделять нужное из потока информации. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
7. Систематизация и закрепление полученных знаний. А) - Приготовьте карточку №1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные орфограммы. Слайд 8. Зам.тает з.ма бел.й путь, Хочет в мягк.х сн.гах пот.нуть. Вет.р резв.й уснул на пути. Не проехать в л.су, не пройти. С. Есенин. - Обменяйтесь карточками, укажите на ошибку соседа, исправьте ошибки зелёной ручкой. - Назовите слова, где допущены ошибки. (называют слово) - Назовите орфограмму. Докажите правильное написание.(учитель на доске подчеркивает названные орфограммы) Б) – Найдите в отрывке имена существительные, определите их падеж. (с комментированием) - Давайте вспомним алгоритм написания безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных и определим падежи существительных и прилагательных. Слайд 10 В) Разрешение проблемной ситуации. - Сравните словосочетания «белый путь» и «резвый ветер» ( ед. ч., м. р.). Сравните окончания прилагательных. (они одинаковые: -ый) - Почему признаки одинаковые, окончания прилагательных одинаковые, а падежи разные ? Как разобраться в ситуации и объяснить эту проблему? Вывод: (запись на доске: Им. п (кто? что?)- подлежащее Р. п. (кого? чего?)- второстепенный член предложения - Какие задачи решали? |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществл. действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия |
Организует орфографическую, поисковую работу. | Выделяют основополагающий признак. Работа по алгоритму. | Осуществлять актуализацию полученных знаний. Осознанно строить речевое высказывание в устной форме. | Взаимодействовать с учителем, учениками Работа в парах. | Слушают, принимают единую точку зрения в ходе решения выхода из проблемной ситуации. . | Выделять и осознавать то, что известно и вносить необходимые дополнения. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей Проводить контроль и оценку результатов. |
8. Физминутка. Закружились, завертелись Белые снежинки. Вверх взлетели белой стайкой Лёгкие пушинки. Заискрились, засверкали, Белые подружки, Застелили одеялом Речку, сад, опушки. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществл. действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия |
Наличие общей установки на физминутку. | | | Взаимодействовать с учителем, учениками | Выражать положительное отношение к процессу, проявлять внимание | Самоконтроль. | Умение контролировать свои действия. |
9. Определение падежных окончаний имён существительных и прилагательных; роль прилагательных в речи. А) - Прочитайте текст. Слайд11. В воздухе закружились снежинки. Скоро они укрыли землю одеялом. С ветвей берёз хлопьями падал снег. - Словесное рисование. - Как изменить текст, чтобы он стал таким же ярким и выразительным? Какая часть речи нам поможет? (прилагательные) - Б) Работа в парах. Определение роли прилагательных в речи. - Выберите из скобок имя прилагательное, которое больше подходит по смыслу, запишите получившийся текст и объясните почему вы так решили. Слайд 12. В (зимний, морозный) воздухе танцевали (мохнатый, весёлый) снежинки. Скоро они укрыли(чёрный, мёрзлый) землю (пушистый, тёплый)одеялом. С (крепкий, гибкий) ветвей берёз (пушистый, мохнатый) хлопьями падал (белый, лёгкий) снег. - Прочитайте ваши зарисовки. Объясните выбранные прилагательные. - Какой вариант вам больше понравился? Почему? - Какую роль играют прилагательные в речи? В _-Определите падеж, выделите окончания. (работа в паре) - Проверим себя по доске. (самопроверка, Слайд 13) - Какую задачу решали? ( работали над развитием речи, определяли падежи, учились правильно писать падежные окончания ) |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществл. действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия |
Организует самостоятельную работу, работу в парах, словесное рисование. | Определяют роль имён прилагательных в речи. Работа по алгоритму. | Осуществлять актуализацию полученных знаний. Осознанно строить речевое высказывание в устной форме. | Взаимодействовать с учителем, учениками Работа в парах. | Слушают, принимают единую точку зрения в ходе решения выхода из проблемной ситуации. . | Контролируют правильность и полноту ответов. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют ответы. | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. |
10. Работа с деформированным предложением. А. - Из данных слов составьте предложение так, чтобы прилагательные стояли во множественном числе. (Работа в группе) Сладкий , рябины, снегири, ягоды, радуют,красногрудый. Слайд 14. (обсуждение вариантов предложения) - Запишем в тетрадь предложение: Сладкие ягоды рябины радуют красногрудых снегирей. Слайд 15. -Оцените запись шкалой как работу по чистописанию. б) - Подчеркнём главные члены предложения. ( с комментированием: ягоды радуют) Слайд 16. в)- Разберём предложение по частям речи.(С комментированием по цепочке) Слайд 17. г)- Выделите окончания и определите падежи имён существительных и зависимых от них имён прилагательных. - Итак, снегирей –Р. п. Почему мы указали ещё и В. п.? Разве может существительное иметь сразу два падежа? - Разрешение проблемной ситуации. Вывод: Запись на доске: Им. п (кто? что?)- подлежащее Р. п. (кого? чего?)- второстепенный член предложения В. п. (кого? что?) - сестру - Найдите зависимое прилагательное от существительного снегирей, задайте вопрос, определите падеж (снегирей каких? красногрудых – В. п.) Слайд 18 |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществл. действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия |
Проводит воспитательную беседу о помощи зимующим птицам, организует работу над предложением (члены предложения, части речи),нацеливает на работу по чистописанию. | Выделяют основополагающий признак. | Осуществлять актуализацию знаний | Взаимодействовать с учителем, учениками | Слушают, принимают единую точку зрения в ходе выявления цели и задач. | Контролируют правильность и полноту ответов. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют ответы. | Уметь слушать соответствии с целевой установкой Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. |
11. Домашнее задание. - Упр. 288 выполняют Вика, Сабрина, Алёша. Прочтите задание, скажите, над чём вы будете работать? - Максим и Маша продолжат зимнюю зарисовку. Вам надо составить 2-3 предложения о зиме, выделить окончания и определить падежи имён существительных и прилагательных. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществл. действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия |
Объяснение задания | Записывают задание. Задают уточняющие вопросы. | Фиксировать информацию в письменном виде. | Взаимодействие с учителем. | | Уметь внимательно слушать, задавать вопросы. | Уметь осуществлять самоконтроль |
12. Итог. Рефлексия. - Вспомним задачи, которые мы ставили в начале урока. (Вернуть слайд 2) - Все ли поставленные задачи мы решили. - Закончите предложения: Слайд 19. Я узнал(а)………….. Я научился(лась)………. Я вспомнил(а)……………….. Я удивился(лась)………………… - На столе у каждого из вас лежат две полоски: красная и жёлтая. Слайд 20. На красной полоске написана пословица «Добрый разум не наживают разом» : у вас есть проблемы, вам надо поработать над ошибками, а на жёлтой «Дело мастера боится» : вы уверены в своих знаниях, вы не ошибались. - Оцените свою работу на уроке. Возьмите в руки ту полоску, которая характеризует вашу работу. Прикрепите свои лучики к нашему солнышку. Мы решили задачи урока и солнышко засияло, вы сами засияли солнечными лучиками. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществл. действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия |
Подводит итог урока. Рефлексия. | Отвечают на вопросы ,оценивают ответы с опорой на полученные знания. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Весь класс во фронтальном режиме. Высказывают мнения. | Слушают, принимают единую точку зрения в ходе выявления цели и задач. | Определяют степень своей успешности;графическое обозначение успешности работы на уроке. | Осуществлять пошаговый и итоговый контроль - уметь оценивать правильность выполнения действий Учиться давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. |
Руководитель РМО учителей начальных классов:………….(С.А. Ланщикова)