СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Новое Дёмкино

Малосердобинский район

Пензенская область



Урок русского языка в 4 классе.





  1. Ф.И.О. учителя: Журавлёва Светлана Викторовна;

место работы: МБОУ СОШ с. Новое Дёмкино Малосердобинского района Пензенской области;

должность: учитель начальных классов.

  1. Класс: 4 класс.

  2. Предмет: русский язык;

УМК «Гармония» (авторы учебника: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко)


  1. Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных».

  2. Место и роль урока в изучаемой теме: урок обобщения.





Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён

существительных и прилагательных».

Цель:

совершенствование и закрепление умения правильного написания безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных.

Учебные задачи :

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:


- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.


2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):


- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

- развитие умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;


Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.


Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в парах на основе сочетательного диалога.


3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- совершенствование и закрепление умения изменять существительные и прилагательные по падежным вопросам; тренировка в безошибочном написании безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных;

– закрепление умения грамматического оформления предложения.

Применение правила проверки орфограммы по самостоятельно составленному алгоритму, работа со словарями.


Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: учебник 1 часть «Русский язык» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Смоленск, «Ассоциация 21 век», 2014; тетрадь-задачник к учебнику , компьютер, проектор, интерактивная доска для демонстрации презентации к уроку.


План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Орфографическая разминка. Актуализация знаний.

  3. Формулировка темы и задач урока.

  4. Обобщение и повторение о системе окончаний имён.

  5. Знакомство с картиной Г. П. Кондратенко «Зима. У околицы».

  6. Работа с толковым словарём Ожегова.

  7. Систематизация и закрепление полученных знаний:

а) работа по карточкам: орфографическая минутка, определение падежей, разрешение проблемной ситуации.

8. Физминутка.

9. Определение падежных окончаний имён существительных и прилагательных; роль прилагательных в речи:

а) словесное рисование,

б) работа в парах: определение роли прилагательных в речи,

в) определение падежей имён,

10. Работа над развитием речи.

11. Домашнее задание.

12. Итог. Рефлексия.




Ход урока.


  1. Организационный момент.

Проверка готовности.

Наличие общей установки на урок.

Оформление тетради.

А) Уч-ль:

- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуем их.


- Придумано кем-то и просто, и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро».

И каждый становится добрым, отзывчивым

И «доброе утро» длится до вечера.


- Я всем присутствующим желаю, чтобы доброе настроение длилось до вечера.


Б) - Прочтите высказывание древнегреческого учёного Сократа (запись на доске)

«В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».

Сократ.

- Символом солнца является круг. Мы поселим его в нашем классе, пусть оно согревает нас в этот зимний день. (прикрепить на доску)


2. Орфографическая разминка. Актуализация знаний.

А) - Какое время года сейчас в природе? (зима)

-назовите главный признак зимы. (выпал снег)

- Назовите родственные слова к слову «снег». (запись на доске и в тетрадях: снег, снежок, снеговик, снежный, снежинка, снеговой.

Б)- Разделите слова на две группы: девочки выписывают имена существительные, а мальчики – имена прилагательные (снег, снежок, снежинка, снеговик; снежный, снеговой ) Запись на доске.

- Как называется первая группа слов?

- По какому признаку вы их объединили в группу «имя существительное»?

-Дайте название второй группе слов?

- По какому признаку вы их объединили в группу «имя прилагательное»?

В) - Поставьте в словах ударения.

Г) – Выделите окончания записанных слов.

- Какие бывают окончания в зависимости от ударения? (ударные и безударные)

- Какие окончания вызывают большую трудность при написании слов? (безударные)

- Что можно определить по окончанию? (признаки: число, род, склонение, падеж).

- Укажите признаки каждого слова (по цепочке.)

3. Формулировка темы и задач урока.

- Используя сделанные выводы, сформулируйте тему нашего урока.

Слайд 1.

(Правописание безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных). Открыть Запись на доске.

- Какие задачи для решения этой темы поставим? (называют задачи)

- Посмотрите, все ли задачи мы назвали?

Слайд 2.

Задачи:

  • правильно определять падежи имён существительных и прилагательных;

  • работать над безошибочным написанием окончаний имён существительных и прилагательных;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • работать над развитием речи;

  • выходить из затруднительных ситуаций;

  • работать в парах и группе;

  • формировать адекватную самооценку;

  • учиться контролировать себя.

- Что значит адекватно оценивать себя?


  1. Обобщение и повторение о системе окончаний имён.

Слайд 3.

- Откройте учебник, упражнение 286. Что вы видите? (столбики с названиями падежей и их окончания)

- Какой столбик лишний? (5) Слайд 4.

- Почему? (окончания прилагательных, два окончания)

- Почему два окончания? (для прилагательных с твёрдой и мягкой основой)

- Надпишите над этим столбиком часть речи. (имя прилагательное)

- Какие признаки ещё можно указать у слов с данными окончаниями? (число и род – ед.ч., м.р. и с.р.)

- Запишем слова-помощники для проверки. ( с комментированием)

- Исключите ещё один столбик. Какой? (4)

- Почему? ( окончания существительных мн. ч.) Слайд 5.

- Подберите слова-помощники для проверки. (запись с комментированием)

- Подумайте и напишите каким частям речи соответствуют окончания остальных столбиков? Укажите их признаки.( 1 и 2 столбики – окончания имён существительных 3 склонения, 3 столбик - окончания имён существительных 1 склонения) Слайд 6.

- Вспомните и запишите рядом с окончаниями слово-помощник для каждого столбика в нужной форме. Работа в парах.

- Какие слова помощники записала 1 пара для 1 столбика? Правы ли они? 2 пара? Согласны?

- Поднимите руки те, кто не ошибся.

- Кто ошибся или не успел.

- Кому было легко.

- Кому трудно.

- Что делать? (запомнить)

- Какую из поставленных задач решали? ( повторили падежные окончания имён существительных и прилагательных)

- Зачем, с какой целью мы вспомнили падежные окончания имён? (применять знания при написании падежных окончаний имён, употреблять имена при разговоре в нужной форме)


5.Знакомство с картиной Г. П. Кондратенко «Зима. У околицы». Слайд 7

- Посмотрите на картину известного русского художника Гавриила Петровича Кондратенко «Зима. У околицы». Что изображено на картине?

- Все ли слова в названии картины вам известны?

- Как понимаете значение слова «околица»? Мы тоже живём в деревне, слышали ли вы это слово?

- Где можно узнать точное значение этого слова? (в толковом словаре Ожегова)

6. Работа с толковым словарём Ожегова.

- И так, околица – это……….(чтение статьи из словаря Ожегова).

- Есть ли околица в нашем селе?

- Какую деревню изобразил художник на картине: современную или прошлых лет? Докажите.

- Употребляем ли мы это слово в наше время?

- Эта картина была написана в1883 году, более 130 лет назад. Сейчас это слово в нашем языке не употребляется, оно устарело.


7. Систематизация и закрепление полученных знаний.

А) - Приготовьте карточку №1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные орфограммы. Слайд 8.

Зам.тает з.ма бел.й путь,

Хочет в мягк.х сн.гах пот.нуть.

Вет.р резв.й уснул на пути.

Не проехать в л.су, не пройти.

С. Есенин.

- Обменяйтесь карточками, укажите на ошибку соседа, исправьте ошибки зелёной ручкой.

- Верните свои карточки.

- Проверим себя по доске. (самопроверка, Слайд 9)

- Увидели ошибку –исправьте.

- Поднимите руки те, у кого не было ошибок.

- Назовите слова, где допущены ошибки. (называют слово)

- Назовите орфограмму. Докажите правильное написание.(учитель на доске подчеркивает названные орфограммы)

Б) Найдите в отрывке имена существительные, определите их падеж. (с комментированием)

- Давайте вспомним алгоритм написания безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных. ( 1.У существительного определи род и склонение, вспомни слово-подсказку, поставь его в нужную форму, по ударному окончанию в слове-помощнике напиши правильное окончание;

2. Найди имя существительное, которое командует именем прилагательным, задай вопрос к прилагательному, по ударному окончанию в вопросе напиши букву в окончании имени прилагательного).

- Ваши мнения?

- Зима - Им. п.

- Почему? (это подлежащее)

- Заметает (что?) путь –В.п.

- Почему? (второстепенный член)

- Путь (какой?) белый. В.п.

- Все ли согласны ?

- Потонуть (в чём?) в снегах. П. п. В снегах (каких?) мягких. П. п.

- Ветер –Им. п. Ветер (какой?) резвый. Им. п.

- Есть другие мнения? Слайд 10

В) разрешение проблемной ситуации.

- Сравните словосочетания «белый путь» и «резвый ветер» ( ед. ч., м. р.). Сравните окончания прилагательных. (они одинаковые: -ый)

- Почему признаки одинаковые, окончания прилагательных одинаковые, а падежи разные ? Как разобраться в ситуации и объяснить эту проблему? (прилагательное «резвый» зависит от существительного «ветер», которое в предложении является подлежащим и стоит в Им. п., прилагательное «белый» зависит от существительного «путь», которое в предложении является второстепенным членом и стоит в В. п.)

(запись на доске: Им. п (кто? что?)- подлежащее

Р. п. (кого? чего?)- второстепенный член предложения

- Какие задачи решали? (развивали орфографическую зоркость, определяли падежи, учились правильно писать падежные окончания )

8. Физминутка.

Закружились, завертелись

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стайкой

Лёгкие пушинки.

Заискрились, засверкали,

Белые подружки,

Застелили одеялом

Речку, сад, опушки.


9. Определение падежных окончаний имён существительных и прилагательных; роль прилагательных в речи.

А) - Прочитайте текст. Слайд11.

В воздухе закружились снежинки.

Скоро они укрыли землю одеялом.

С ветвей берёз хлопьями падал снег.

-О чем говорится в тексте? ( о зиме)

- Представьте, что вы получили задание нарисовать картинку к этому тексту. Какую картинку нарисуем? Какими красками будем пользоваться, чтобы изобразить зиму?(словесное рисование)

- Как изменить текст, чтобы он стал таким же ярким и выразительным? Какая часть речи нам поможет? (прилагательные)

- Б) Работа в парах. Определение роли прилагательных в речи.

- Выберите из скобок имя прилагательное, которое больше подходит по смыслу, запишите получившийся текст и объясните почему вы так решили.

Слайд 12.

В (зимний, морозный) воздухе танцевали (мохнатый, весёлый) снежинки.

Скоро они укрыли(чёрный, мёрзлый) землю (пушистый, тёплый)одеялом.

С (крепкий, гибкий) ветвей берёз (пушистый, мохнатый) хлопьями падал (белый, лёгкий) снег.

- Прочитайте ваши зарисовки. Объясните выбранные прилагательные.

- Какой вариант вам больше понравился? Почему?

- Какую роль играют прилагательные в речи? (Речь становится выразительной, яркой. Рисунок можно нарисовать красками, а текст – с помощью имён прилагательных)

В _-Определите падеж, выделите окончания. (работа в паре)

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга. Исправьте ошибки, объясните их соседу.

-Верните свои тетради.

- Проверим себя по доске. (самопроверка, Слайд 13)

В (зимнемп.п, морозном) воздухе закружились (мохнатые, им.п.весёлые) снежинки.

Скоро они укрыли(чёрную, в.п.мёрзлую) землю (пушистым, т.п.тёплым) одеялом.

С (крепких, р.п.гибких) ветвей берёз (пушистыми,т.п. мохнатыми) хлопьями падал(белый,им.п. лёгкий) снег.

- Увидели ошибку –исправьте.

- Поднимите руки те, у кого не было ошибок.

- Назовите слова, где допущены ошибки. (называют слово)

- Докажите правильное написание.

- Какую задачу решали? ( работали над развитием речи, определяли падежи, учились правильно писать падежные окончания )


10. Работа с деформированным предложением.

А. - Из данных слов составьте предложение так, чтобы прилагательные стояли во множественном числе. (Работа в группе)

Сладкий , рябины, снегири, ягоды, радуют,красногрудый. Слайд 14. (обсуждение вариантов предложения)

- Запишем в тетрадь предложение:

Сладкие ягоды рябины радуют красногрудых снегирей. Слайд 15.


- Оцените запись шкалой как работу по чистописанию.

- Сейчас зима. Снегири лакомятся ягодами рябины. Как можно помощь другим птицам перезимовать и выжить в морозные зимние дни?

- Подчеркнём главные члены предложения. ( с комментированием: ягоды радуют) Слайд 16.

- Разберём предложение по частям речи.(С комментированием по цепочке) Слайд 17.

- Выделите окончания и определите падежи имён существительных и зависимых от них имён прилагательных. (ягоды – подлежащее. Им.п., мн. ч.. ягоды (какие?) сладкие- Им. п., мн. ч. потому что зависит от подлежащего в Им. п. ;)

- Есть другие мнения?

-Работаем дальше. (ягоды (чего?) рябины –р.п., 1 скл.)

( радуют (кого?)снегирей – Р. п., мн. ч., 2 скл.; снегирей (каких?) красногрудых – Р. п. мн. ч.)

- Есть другие варианты? Кто думает по - другому? (В. п.)

- Итак, снегирей –Р. п. Почему мы указали ещё и В. п.? Разве может существительное иметь сразу два падежа?

- Давайте разбираться в чём дело? ( Р. п. и В. п. похожи: имеют одинаковые вопросы, которые можно поставить к одушевлённым существительным (кого?) Запись на доске: Им. п (кто? что?)- подлежащее

Р. п. (кого? чего?)- второстепенный член предложения

В. п. (кого? что?) - сестру

- Какой секрет надо помнить при определении Р. или В п. существительных 2 скл.? (Правильно определить падеж Р. или В. существительных 2 скл., м. р. можно подставив вместо данного существительного существительное первого склонения ед. ч.: радуют (кого?) рыжую лису. Здесь мы не можем ошибиться: лису - В. п. Значит «снегирей» тоже В. п. )

- Найдите зависимое прилагательное от существительного снегирей, задайте вопрос, определите падеж (снегирей каких? красногрудых – В. п.) Слайд 18

- Помните о секретах, словах – помощниках, не ошибайтесь при определении падежей.

11. Домашнее задание.

- Упр. 288 выполняют Вика, Сабрина, Алёша. Прочтите задание, скажите, над чём вы будете работать?

- Максим и Маша продолжат зимнюю зарисовку. Вам надо составить 2-3 предложения о зиме, выделить окончания и определить падежи имён существительных и прилагательных.


12. Итог. Рефлексия.

- Вспомним задачи, которые мы ставили в начале урока. (Вернуть слайд 2)

- Все ли поставленные задачи мы решили.

- Закончите предложения: Слайд 19.

Я узнал(а)…………..

Я научился(лась)……….

Я вспомнил(а)………………..

Я удивился(лась)…………………

- На столе у каждого из вас лежат две полоски: красная и жёлтая. Слайд 20.

На красной полоске написана пословица «Добрый разум не наживают разом» : у вас есть проблемы, вам надо поработать над ошибками, а на жёлтой «Дело мастера боится» : вы уверены в своих знаниях, вы не ошибались.

- Оцените свою работу на уроке. Возьмите в руки ту полоску, которая характеризует вашу работу. Прикрепите свои лучики к нашему солнышку. Мы решили задачи урока и солнышко засияло, вы сами засияли солнечными лучиками.

- Прочитаем высказывание Сократа, с которого мы начали урок: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».

- Не закрывайте солнышко, которое живёт внутри каждого из вас тучками. Повернитесь к нашим гостям, подарите всем улыбки. И вы почувствуете, что самый морозный день будет для вас тёплым.

- Спасибо за работу.


Руководитель РМО учителей начальных классов:………….(С.А. Ланщикова)










Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Новое Дёмкино

Малосердобинский район

Пензенская область


Технологическая карта открытого урока.

Урок русского языка в 4 классе.





  1. Ф.И.О. учителя: Журавлёва Светлана Викторовна;

место работы: МБОУ СОШ с. Новое Дёмкино Малосердобинского района Пензенской области;

должность: учитель начальных классов.

  1. Класс: 4 класс.

  2. Предмет: русский язык;

УМК «Гармония» (авторы учебника: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко)

  1. Дата проведения: 18 декабря 2014года.

  2. Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных».

  3. Место и роль урока в изучаемой теме: урок обобщения.






Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных».

Цель:

формирование умения правильного написания безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных.

Учебные задачи :

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:


- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.


2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):


- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

- развитие умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;


Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.


Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в парах на основе сочетательного диалога.


3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:


- формирование умения изменять существительные и прилагательные по падежным вопросам; тренировка в безошибочном написании безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных;

– формирование умения грамматического оформления предложения.

Применение правила проверки орфограммы по самостоятельно составленному алгоритму, работа со словарями.


Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: учебник 1 часть «Русский язык» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Смоленск, «Ассоциация 21 век», 2014; тетрадь-задачник к учебнику, компьютер, проектор, интерактивная доска для демонстрации презентации к уроку.


План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Орфографическая разминка. Актуализация знаний.

  3. Формулировка темы и задач урока.

  4. Обобщение и повторение о системе окончаний имён.

  5. Знакомство с картиной Г. П. Кондратенко «Зима. У околицы».

  6. Работа с толковым словарём Ожегова.

  7. Систематизация и закрепление полученных знаний:

а) работа по карточкам: орфографическая минутка, определение падежей, разрешение проблемной ситуации.

8. Физминутка.

9. Определение падежных окончаний имён существительных и прилагательных; роль прилагательных в речи:

а) словесное рисование,

б) работа в парах: определение роли прилагательных в речи,

в) определение падежей имён,

10. Работа над развитием речи.

11. Домашнее задание.

12. Итог. Рефлексия.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществл. действия

Осуществл.

действия

Формируем. способы действия

Осуществл.

действия

Формируем. способы действия

Осуществл. действия

Формируем. способы действия

  1. Организационный момент

Проверка готовности.

Оформление тетради.

А) Уч-ль:

- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуем их.

- Придумано кем-то и просто, и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро».

И каждый становится добрым, отзывчивым

И «доброе утро» длится до вечера.

-Я всем присутствующим желаю, чтобы доброе настроение длилось до вечера.

Б) - Прочтите высказывание древнегреческого учёного Сократа (запись на доске)

«В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».

Сократ.

- Символом солнца является круг. Мы поселим его в нашем классе, пусть оно согревает нас в этот зимний день. (прикрепить на доску)



Проверка готовности

Наличие общей установки на урок.

Оформление тетради.






Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Самоконтроль готовности

Умение контролировать свои действия.

2. Орфографическая разминка. Актуализация знаний.

А) - Какое время года сейчас в природе? (зима)

- Назовите родственные слова к слову «снег». (запись на доске и в тетрадях: снег, снежок, снеговик, снежный, снежинка, снеговой.

Б)- Разделите слова на две группы: девочки выписывают имена существительные, а мальчики – имена прилагательные (снег, снежок, снежинка, снеговик; снежный, снеговой ) Запись на доске.

В) - Поставьте в словах ударения.

Г) – Выделите окончания записанных слов.

- Какие бывают окончания в зависимости от ударения? (ударные и безударные)

- Какие окончания вызывают большую трудность при написании слов? (безударные)

- Что можно определить по окончанию? (признаки: число, род, склонение, падеж).


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществл. действия

Осуществл.

действия

Формируем. способы действия

Осуществл.

действия

Формируем. способы действия

Осуществл. действия

Формируем. способы действия

Организует беседу по вопросам, с целью актуализации знаний по теме.

Отвечают на вопросы учителя.

Осуществлять

актуализацию

полученных

знаний. Осознанно

строить речевое

высказывание в

устной форме.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Следят за

правильностью

ответов

учащихся.


Умение слушать учителя и одноклассников, дополнять, уточнять ответы;

Умение контролировать свои действия.


  1. Формулировка темы и задач урока.

-Используя сделанные выводы, сформулируйте тему нашего урока.

Слайд 1.

(Правописание безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных).

- Какие задачи для решения этой темы поставим? (называют задачи)

- Посмотрите, все ли задачи мы назвали?

Слайд 2.

Задачи:

  • правильно определять падежи имён существительных и прилагательных;

  • работать над безошибочным написанием окончаний имён существительных и прилагательных;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • работать над развитием речи;

  • выходить из затруднительных ситуаций;

  • работать в парах и группе;

  • формировать адекватную самооценку;

  • учиться контролировать себя.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществл. действия

Осуществл.

действия

Формируем. способы действия

Осуществл.

действия

Формируем. способы действия

Осуществл. действия

Формируем. способы действия

Организует беседу по вопросам, с целью формулирования учебной цели и задач урока.

Отвечают на

вопросы учителя.

Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезу, самостоятельное формулирование темы и познавательной цели.

Взаимодействовать с учителем, учениками

Слушают,

принимают единую

точку зрения в ходе

выявления цели и

задач.


Выделять и

осознавать то,

что известно и

вносить

необходимые

дополнения.



Принимают и

сохраняют

учебную цель

и задачи.

  1. Обобщение и повторение о системе окончаний имён.

Слайд 3.

- Откройте учебник, упражнение 286. - Какой столбик лишний? (5) Слайд 4.

- Запишем слова-помощники для проверки. ( с комментированием)

- Исключите ещё один столбик. Какой? (4)

- Почему? ( окончания существительных мн. ч.) Слайд 5.

- Подберите слова-помощники для проверки. (запись с комментированием)

- Подумайте и напишите каким частям речи соответствуют окончания остальных столбиков?

- Вспомните и запишите рядом с окончаниями слово-помощник для каждого столбика в нужной форме. Работа в парах.

- Какую из поставленных задач решали? ( повторили падежные окончания имён существительных и прилагательных)

- Зачем, с какой целью мы вспомнили падежные окончания имён? (применять знания при написании падежных окончаний имён, употреблять имена при разговоре в нужной форме)



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществл. действия

Осуществл.

действия

Формируем. способы действия

Осуществл.

действия

Формируем. способы действия

Осуществл. действия

Формируем. способы действия

Организует самостоятельную работу по тетради-задачнику.


Выделяют основополагающий признак.

Работа в парах с оказанием дифференцированной помощи учителем.

Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезу.

Взаимодействовать с учителем, учениками

Слушают,

принимают единую

точку зрения в ходе

выявления цели и

задач.


Выделять и

осознавать то,

что известно и

вносить

необходимые

дополнения.


Планировать свое

действие в соответствии с поставленной задачей.


  1. Знакомство с картиной Г. П. Кондратенко «Зима. У околицы». Слайд 7

-Посмотрите на картину известного русского художника Гавриила Петровича Кондратенко «Зима. У околицы». Что изображено на картине?

- Все ли слова в названии картины вам известны?

- Как понимаете значение слова «околица»? Мы тоже живём в деревне, слышали ли вы это слово?

- Где можно узнать точное значение этого слова? (в толковом словаре Ожегова)


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществл. действия

Осуществл.

действия

Формируем. способы действия

Осуществл.

действия

Формируем. способы действия

Осуществл. действия

Формируем. способы действия

Организует беседу по вопросам.

Отвечают на

вопросы учителя.

Осознанно

строить речевое

высказывание в

устной форме.

Взаимодействуют с учителем во

время опроса,

осуществляемого во фронтальном

режиме.

Слушать

собеседника.

Понятно и

грамотно

строить

высказывания

своих мыслей

Формулируют ответ на вопрос.

Умение слушать учителя и одноклассников, дополнять, уточнять ответы.


6. Работа с толковым словарём Ожегова.

- И так, околица – это……….(чтение статьи из словаря Ожегова).

- Есть ли околица в нашем селе?

- Какую деревню изобразил художник на картине: современную или прошлых лет? Докажите.

- Употребляем ли мы это слово в наше время?

- Эта картина была написана в1883 году, более 130 лет назад. Сейчас это слово в нашем языке не употребляется, оно устарело.



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществл. действия

Осуществл.

действия

Формируем. способы действия

Осуществл.

действия

Формируем. способы действия

Осуществл. действия

Формируем. способы действия

Организует работу по толковому словарю Ожегова с целью знакомства со значением слова.

Работа в парах с оказанием дифференцированной помощи учителем, поиск информации.

Выделять существенную информацию.

Работа в парах по толковому словарю.

Умение ориен тироваться в толковом словаре в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Выделять нужное из потока информации.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу.

7. Систематизация и закрепление полученных знаний.

А) - Приготовьте карточку №1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные орфограммы. Слайд 8.

Зам.тает з.ма бел.й путь,

Хочет в мягк.х сн.гах пот.нуть.

Вет.р резв.й уснул на пути.

Не проехать в л.су, не пройти.

С. Есенин.

- Обменяйтесь карточками, укажите на ошибку соседа, исправьте ошибки зелёной ручкой.

- Назовите слова, где допущены ошибки. (называют слово)

- Назовите орфограмму. Докажите правильное написание.(учитель на доске подчеркивает названные орфограммы)

Б) Найдите в отрывке имена существительные, определите их падеж. (с комментированием)

- Давайте вспомним алгоритм написания безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных и определим падежи существительных и прилагательных.

Слайд 10

В) Разрешение проблемной ситуации.

- Сравните словосочетания «белый путь» и «резвый ветер» ( ед. ч., м. р.). Сравните окончания прилагательных. (они одинаковые: -ый)

- Почему признаки одинаковые, окончания прилагательных одинаковые, а падежи разные ? Как разобраться в ситуации и объяснить эту проблему?

Вывод: (запись на доске: Им. п (кто? что?)- подлежащее

Р. п. (кого? чего?)- второстепенный член предложения

- Какие задачи решали?


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществл. действия

Осуществл.

действия

Формируем. способы действия

Осуществл.

действия

Формируем. способы действия

Осуществл. действия

Формируем. способы действия

Организует орфографическую, поисковую работу.

Выделяют основополагающий признак.

Работа по алгоритму.

Осуществлять

актуализацию

полученных

знаний. Осознанно

строить речевое

высказывание в

устной форме.

Взаимодействовать с учителем, учениками Работа в парах.

Слушают,

принимают единую

точку зрения в ходе

решения выхода из проблемной ситуации.

.


Выделять и

осознавать то, что известно и

вносить

необходимые

дополнения.



Планировать свое

действие в соответствии с поставленной задачей Проводить контроль и оценку результатов.


8. Физминутка.

Закружились, завертелись

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стайкой

Лёгкие пушинки.

Заискрились, засверкали,

Белые подружки,

Застелили одеялом

Речку, сад, опушки.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществл. действия

Осуществл.

действия

Формируем. способы действия

Осуществл.

действия

Формируем. способы действия

Осуществл. действия

Формируем. способы действия

Наличие общей установки на физминутку.




Взаимодействовать с учителем, учениками

Выражать положительное отношение к процессу, проявлять внимание

Самоконтроль.




Умение контролировать свои действия.

9. Определение падежных окончаний имён существительных и прилагательных; роль прилагательных в речи.

А) - Прочитайте текст. Слайд11.

В воздухе закружились снежинки.

Скоро они укрыли землю одеялом.

С ветвей берёз хлопьями падал снег.

- Словесное рисование.

- Как изменить текст, чтобы он стал таким же ярким и выразительным? Какая часть речи нам поможет? (прилагательные)

- Б) Работа в парах. Определение роли прилагательных в речи.

- Выберите из скобок имя прилагательное, которое больше подходит по смыслу, запишите получившийся текст и объясните почему вы так решили.

Слайд 12.

В (зимний, морозный) воздухе танцевали (мохнатый, весёлый) снежинки.

Скоро они укрыли(чёрный, мёрзлый) землю (пушистый, тёплый)одеялом.

С (крепкий, гибкий) ветвей берёз (пушистый, мохнатый) хлопьями падал (белый, лёгкий) снег.

- Прочитайте ваши зарисовки. Объясните выбранные прилагательные.

- Какой вариант вам больше понравился? Почему?

- Какую роль играют прилагательные в речи?

В _-Определите падеж, выделите окончания. (работа в паре)

- Проверим себя по доске. (самопроверка, Слайд 13)

- Какую задачу решали? ( работали над развитием речи, определяли падежи, учились правильно писать падежные окончания )


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществл. действия

Осуществл.

действия

Формируем. способы действия

Осуществл.

действия

Формируем. способы действия

Осуществл. действия

Формируем. способы действия

Организует самостоятельную работу, работу в парах, словесное рисование.

Определяют роль имён прилагательных в речи. Работа по алгоритму.

Осуществлять

актуализацию

полученных

знаний. Осознанно

строить речевое

высказывание в

устной форме.

Взаимодействовать с учителем, учениками Работа в парах.

Слушают,

принимают единую

точку зрения в ходе

решения выхода из проблемной ситуации.

.


Контролируют

правильность и

полноту ответов.

По мере

необходимости

исправляют,

дополняют,

уточняют ответы.


Уметь слушать в

соответствии с

целевой

установкой

Дополнять,

уточнять

высказанные

мнения по

существу

поставленного

задания.




10. Работа с деформированным предложением.

А. - Из данных слов составьте предложение так, чтобы прилагательные стояли во множественном числе. (Работа в группе)

Сладкий , рябины, снегири, ягоды, радуют,красногрудый. Слайд 14. (обсуждение вариантов предложения)

- Запишем в тетрадь предложение:

Сладкие ягоды рябины радуют красногрудых снегирей. Слайд 15.

-Оцените запись шкалой как работу по чистописанию.

б) - Подчеркнём главные члены предложения. ( с комментированием: ягоды радуют) Слайд 16.

в)- Разберём предложение по частям речи.(С комментированием по цепочке) Слайд 17.

г)- Выделите окончания и определите падежи имён существительных и зависимых от них имён прилагательных.

- Итак, снегирей –Р. п. Почему мы указали ещё и В. п.? Разве может существительное иметь сразу два падежа?

- Разрешение проблемной ситуации.

Вывод: Запись на доске: Им. п (кто? что?)- подлежащее

Р. п. (кого? чего?)- второстепенный член предложения

В. п. (кого? что?) - сестру

- Найдите зависимое прилагательное от существительного снегирей, задайте вопрос, определите падеж (снегирей каких? красногрудых – В. п.) Слайд 18


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществл. действия

Осуществл.

действия

Формируем. способы действия

Осуществл.

действия

Формируем. способы действия

Осуществл. действия

Формируем. способы действия

Проводит воспитательную беседу о помощи зимующим птицам, организует работу над предложением (члены предложения, части речи),нацеливает на работу по чистописанию.

Выделяют основополагающий признак.


Осуществлять актуализацию знаний

Взаимодействовать с учителем, учениками

Слушают,

принимают единую

точку зрения в ходе

выявления цели и

задач.


Контролируют

правильность и

полноту ответов.

По мере

необходимости

исправляют,

дополняют,

уточняют ответы.


Уметь слушать

соответствии с

целевой

установкой

Дополнять,

уточнять

высказанные

мнения по

существу

поставленного

задания.





11. Домашнее задание.

- Упр. 288 выполняют Вика, Сабрина, Алёша. Прочтите задание, скажите, над чём вы будете работать?

- Максим и Маша продолжат зимнюю зарисовку. Вам надо составить 2-3 предложения о зиме, выделить окончания и определить падежи имён существительных и прилагательных.



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществл. действия

Осуществл.

действия

Формируем. способы действия

Осуществл.

действия

Формируем. способы действия

Осуществл. действия

Формируем. способы действия

Объяснение задания


Записывают задание. Задают уточняющие вопросы.

Фиксировать информацию в письменном виде.

Взаимодействие с учителем.


Уметь внимательно слушать, задавать вопросы.

Уметь осуществлять самоконтроль


12. Итог. Рефлексия.

- Вспомним задачи, которые мы ставили в начале урока. (Вернуть слайд 2)

- Все ли поставленные задачи мы решили.

- Закончите предложения: Слайд 19.

Я узнал(а)…………..

Я научился(лась)……….

Я вспомнил(а)………………..

Я удивился(лась)…………………

- На столе у каждого из вас лежат две полоски: красная и жёлтая. Слайд 20.

На красной полоске написана пословица «Добрый разум не наживают разом» : у вас есть проблемы, вам надо поработать над ошибками, а на жёлтой «Дело мастера боится» : вы уверены в своих знаниях, вы не ошибались.

- Оцените свою работу на уроке. Возьмите в руки ту полоску, которая характеризует вашу работу. Прикрепите свои лучики к нашему солнышку. Мы решили задачи урока и солнышко засияло, вы сами засияли солнечными лучиками.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществл. действия

Осуществл.

действия

Формируем. способы действия

Осуществл.

действия

Формируем. способы действия

Осуществл. действия

Формируем. способы действия

Подводит итог урока.

Рефлексия.

Отвечают на вопросы ,оценивают ответы с опорой на полученные знания.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Весь класс во

фронтальном

режиме. Высказывают

мнения.

Слушают,

принимают единую

точку зрения в ходе

выявления цели и

задач.


Определяют

степень своей

успешности;графическое обозначение успешности работы на уроке.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль

- уметь оценивать правильность выполнения действий Учиться

давать

эмоциональную

оценку своей

деятельности

на уроке.





Руководитель РМО учителей начальных классов:………….(С.А. Ланщикова)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!