СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока русского языка в 7 классе по теме " Наречие как часть речи".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок  -  первый в системе уроков по теме " Наречие". Урок " открытие" нового знания. Учащиеся узнают о наречии как самостоятельной неизменяемой части речи.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока русского языка в 7 классе по теме " Наречие как часть речи".»

Технологическая карта урока

Учитель: Светлана Фёдоровна Лебедева

Предмет: Русский язык

УМК : М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов. Москва ,"Дрофа " 2016 год

Класс : 7а класс

Тема урока: Наречие как часть речи.

Цели для ученика

1. Актуализируют и углубят знания о наречии как части речи;

2. Определят часть вопросов наречия, общее грамматическое

значение (признак действия, признак признака, признак предмета)

3. Определят морфологические признаки наречия (неизменяемость, разряды по значению, степени сравнения)

4. Определят его синтаксическую роль в предложении (обстоятельство, определение).


Цели для учителя:

Образовательные:

- формирование устойчивого представления о наречии и его соотнесенности с другими частями речи;

- развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма,

- развитие устной и письменной речи учащихся;

-развитие умения выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

- обогащение словарного запаса учащихся;

- совершенствование орфографических и пунктуационных умений.

Развивающие:

- развитие навыков устной и письменной речи;

- развитие " умений учиться": использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;

- развитие творческих, речевых способностей учащихся.

Воспитательные :

- воспитание интереса и уважения к родному языку;

- воспитание ценностного отношения к слову;

- воспитание уважительного отношения к одноклассникам.

Тип урока

Урок " открытие" нового знания


Формы контроля

-Устный опрос, позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся.

- Письменный контроль, позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике.

Домашнее задание

§ 12, упражнение 204 (задание дифференцированное)

Базовый уровень - задание 1

Повышенный уровень - 1, 2, 3.






Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Слово учителя.









































2.Определение темы и целей урока.






























3.Актуализация знаний.

















4. Изучение нового материала.




















































































5. Физминутка.











6. Закрепление изученного.


























































7. Подведение итогов.



















8. Рефлексия.























9. Домашнее задание.

- Здравствуйте, ребята!

Садитесь. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом.

  • Замедленно, почти что на весу,
    Плывут снежинки тихо, беззаботно.
    Ловлю – они повсюду – на носу,
    На лбу, ресницы трогают щекотно!
    Мороз кусает! Что его укус –
    Знакомые проделки и повадки!
    Смеюсь! Снежинки пробую на вкус –
    Пломбирны, восхитительны и сладки!
    Восторженность! Волшебная пора –
    Метель очаровала белизною!
    Счастливый, я стою среди двора,
    И кружатся снежинки надо мною!

Осип Беленький.

- Скажите, пожалуйста, каким чувством наполнено это стихотворение?

- Ребята, а вы не заметили в этом стихотворении какое - то необычное слово?

- Пломбирны.

- Есть ли такое слово в русском языке?

- Нет.

- Значит, его придумал сам автор. А как вы думаете, почему снежинки именно «пломбирны»?

- По цвету напоминают мороженое, пломбир.

- Я надеюсь, что благодаря этому стихотворению, очень позитивному, наполненному целой бурей положительных чувств и эмоций, мне удалось поднять вам настроение.

(Слайд 1)– Давайте рассмотрим первое предложение первой строфы. Скажите, благодаря каким словам мы ощущаем, как снежинки падают? (Замедленно, на весу, тихо, беззаботно.)

–Определите, к какой части речи принадлежат эти слова? Как вы определили? (Ребята высказываются)


–Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (слайд 2)

–Перед вами лежат листочки, на которых сформулированы цели нашего урока. Выберите то, что вам близко на данный момент.



1. Я узнаю, что такое наречие.


2. Я научусь определять основные грамматические признаки наречия.


3. Я научусь находить наречия в тексте.


4. Я узнаю, какую роль выполняют наречия в нашей речи.


- Итак, о какой части речи мы будем сегодня говорить? (О наречии)

- Молодцы! А кто из вас сможет сформулировать тему нашего урока, учитывая, что он первый в череде уроков по этой теме?

- Правильно, сегодня мы рассмотрим тему «Наречие как часть речи».

- Какие цели вы поставите перед собой? (Научиться определять грамматические признаки наречия, синтаксическую роль наречия в предложении, пополнить активный словарный запас наречиями).

–А что мы уже знаем об этой части речи?(Составление кластера)

- Вспомните и запишите всё, что вы уже знаете о наречии.

Работа ведётся в группах, каждая группа работает на листе А4. Оформите ваши записи в кластер «Три кита». Помогут вам наводящие вопросы (слайд 3) и карточка с заданием.

  • На какие вопросы отвечает наречие?

  • От каких слов в предложении зависит наречие?

  • Изменяется ли по лицам, числам, падежам?

  • Есть ли у наречия окончание?

  • Каким членом предложения являются?

- Сегодня мы только начинаем изучение наречия. В течение урока мы будем вносить добавления в наш кластер, как только появится новая информация о наречии.

1. Работа с учебником.

- Откройте учебник на станице 80, найдите правило и прочитайте его. Читая, делайте себе пометы на полях (слайд 4)


v

уже знал

+

новое

-

думал иначе

?

не понял, есть вопрос

- Что вы узнали из первого абзаца? Из второго? Из третьего? Четвертого?

2. Слово учителя.

- Как вы думаете, почему наречие так назвали?

3. Рассказ наречия о себе.

- Послушайте рассказ наречия о себе и соотнесите эту информацию с кластером, внесите, если необходимо дополнения (слайд 5)

- Что вы узнали из рассказа наречия об этой части речи?

- А как вы считаете, может ли наречие зависеть от слов других частей речи? Давайте это проверим.

4. Работа в группах.

Каждая группа получает дифференцированное задание на карточках (1-2 повыш., 3 – баз.).

1. Найдите наречие в данном предложении. От какого слова оно зависит? На какой вопрос отвечает? Что обозначает?( слайд 6)

Очень внимательному человеку откроется чудесная красота спящего зимнего леса.

Внимательному (насколько?) очень

Главное слово в словосочетании – имя прилагательное, значит, наречие может обозначать ещё и признак признака.

2. Найдите в предложении наречия, слова от которых они зависят, сформулируйте к ним вопросы, определите общее грамматическое значение наречий. (слайд 7)

Особенно волшебно и сказочно выглядит зимний лес.

Волшебно и сказочно (насколько?) особенно.

Значит, наречие может примыкать и к другим наречиям и обозначать признак признака.

3. Проанализируйте следующие словосочетания и сделайте вывод.

(слайд 8)

Чтение (какое?) вслух

Взгляд (какой?) исподлобья

Яйца (какие?) всмятку

От слов каких частей речи зависят данные наречия? Что обозначают?

Чтение, взгляд, яйца – это имена существительные, значит, наречие может обозначать ещё и признак предмета.

1 ученик работает индивидуально:

Лингвистический эксперимент:( слайд 9)

Убрать наречия из текста. Проанализировать получившиеся предложения. Подготовить ответ на вопрос: «Что изменилось в содержании?»

Поздно ночью пошёл дождь. Он деловито стучал в окна, весело шумел в густой листве деревьев, звонко журчал в водосточных трубах. Иногда он затихал, и тогда слышно было, как крупные дождевые капли солидно и лихо падают в бочку, стоявшую под окном. Потом, как бы набравшись сил, дождь снова начинал лить густыми потоками.

- Можно ли точно представить картину дождя без наречий? Не кажется ли вам текст скучным без них?

-«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

М. Горький.

А ещё очень любил употреблять наречия Пушкин. Он говорил, что они «живописуют» нашу речь.

- Вы, наверное, устали сидеть за партами, поэтому я предлагаю провести физкультминутку.

Быстро встаньте, поднимите руки вверхплавно опустите их вниз, повернитесь вправо, повернитесь влевонизко присядьте, тихо сядьте за парту.

-Сколько раз в тексте физкультминутки встретилось наречие?(8 раз)


Работа в парах. (Учащиеся выбирают задания сами)

Средний уровень сложности. Даны предложения, в которых нужно найти наречия и доказать, что это так. Можно воспользоваться материалом учебника. План ответа:

а) часть речи;

б) на какой вопрос отвечает?

в) Что обозначает?

г) Морфологические признаки.

д)Каким членом предложения является.

Я пошёл вправо, через кусты. Ночь приближалась и росла, как грозовая туча. Небольшая ночная птица пугливо нырнула в сторону.

Сложный уровень. К данным фразеологизмам подобрать синонимы-наречия. Например, На всю Ивановскую – громко. (Можно воспользоваться фразеологическим словарём)

Положа руку на сердце


У черта на куличках


Рукой подать


Как в аптеке


Сломя голову


Битый час


Бок о бок


В ежовых рукавицах (держать)


Душа в душу


В один миг


Простой уровень. Подберите к данным наречиям антонимы. Составьте словосочетания.

Быстро


Вежливо


Аккуратно


Часто


Трудно


Холодно


Поздно


По-новому


Вдали


Низко


Проверка выполненного задания.


Учащиеся делают самоанализ учебной деятельности, соотносят свои результаты с результатами других. Формулируют выводы урока.

- Давайте вспомним, что называется наречием?

(Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? Куда? Когда? Где? Почему? Для чего? В какой степени?)

-Чем наречия отличаются от всех других частей речи?

(Наречие - неизменяемая часть речи. Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются, не спрягаются, не имеют окончаний)

-А какую синтаксическую роль выполняют наречия в предложении? (обстоятельство, определение)

- Сегодня на уроке мы говорили, что одна из особенностей наречия – образность. Наречия помогают выразить чувства точнее, выразительнее. Подберите наречия к пожеланиям, которые пусть будут адресованы всем нам:

- Не болеть …

- Выглядеть…

- Улыбаться …

- Готовиться к урокам …

-Учить правила …

- С помощью наречий оцените свою работу на уроке.

1. На уроке мне было______________.

2. Задания мы выполняли____________.

3. Сегодня я ___________поработал.

4. Я постараюсь в дальнейшем ___________употреблять наречия в речи.


§ 12, упражнение 204 ( 1 задание - базовый уровень, + 2.3 - повышенный).)


Ребята приветствуют учителя.

Слушают.

Организуют пространство.


Проверяют готовность к уроку.


Настраиваются на работу.











Ребята отвечают.

- Чувством радости, счастья, восторженности!
















Ребята отвечают.




Каждый ученик формулирует для себя цели урока.












Слайд 2.

Работают в тетради, записывают число, тему урока.












Слайд 3. Заполняют кластер «Три кита» в группах на листе А4.

 

Проверяют кластер коллективно:

 

Слайд 4. От глагола «бежать» задают вопросы к наречиям. Делают выводы






Работа с параграфом.

Приём " Инсерт".

Делают пометы на полях.

 







Высказывают предположения.

 

Слайд 5. Слушают. Соотносят с информацией в кластерах. Дополняют кластеры.

 







Отвечают.

Выполняют дифференцированные задания в группах.








Коллективно обсуждают. (6-8

слайды)




Делают выводы. Дополняют информацию в кластеры.











Ученик работает индивидуально.


Представляет результаты лингвистического эксперимента: наречия более точно и выразительно рисуют картину дождя (называют действия)

Слайд 10.













Выполняют физминутку.









Работа в парах.


Выполняют взаимопроверку.















Индивидуальная работа





































Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.






Ребята отвечают,оценивают свою работу.



















Учащиеся отвечают:

Никогда

Отлично

Приветливо

Ежедневно

Всегда

 



Ребята отвечают,оценивают свою работу









Записывают задание в дневник.

Подают дневники для выставления отметок учителю.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Регулятивные: организация своей учебной деятельности, саморегуляция.


Личностные: осознание смысла учения и понимания личной ответственности за будущий результат, мотивация учения.































УУД личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, самоопределение.

Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний.










Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

умение выделять необходимую учебную информацию из источника,

умение сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе услышанного логическую цепь рассуждений(П);

моделирование (П);

подведение под понятие (П);

установление причинно-следственных связей (П);

самоконтроль(Р);

умение слушать и слышать(К)



Познавательные: читают или слушают учителя, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, строят высказывания на научную тему.

























Контроль (Р);

коррекция (Р);

оценка (Р);

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);





















Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

















Умение сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе услышанного логическую цепь рассуждений(П);

Воспитание любви к родному языку, воспитание любви к родине(Л).Умение слушать и воспринимать дополнительную информацию (П);

коррекция (Р);

формирование здорового образа жизни (Л).

Контроль (Р);

коррекция (Р);

оценка (Р);

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

учет разных мнений,

координирование в сотрудничестве разных позиций (К).



Личностные: формирование позитивной самооценки;

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Умение работать в паре (К);

Контроль и оценка результатов деятельности (Р);

коррекция (Р);

оценка (Р);

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);




































Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.


Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

























Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)



















Дифференцированные задания (П., Л)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!