Организационный момент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. Прозвенел сейчас урок, Начинается урок. Друг на друга посмотрите. И смелее улыбнитесь. Повернитесь, распрямитесь И гостям все улыбнитесь! -Сегодня, ребятки, у нас - гости, а гостям мы всегда рады. Ведь издревле в народе говорили: «Гость в дом - в доме радость». | Приветствуют учителя. Стук в дверь, появляются костюмированные герои из передачи «Шишкина лесная школа»: Василиса - учительница лесной Шишкиной школы»(Полина), ее ученики: Зубок Волчонок (Айсен), Шуня –Мышонок (Варя). |
Проверка знаний учащихся (инсценировка) | Учитель. Мы гостям всегда рады, проходите ,пожалуйста! Учитель: Ребята, мы не возражаем? | Василиса Здравствуйте, по- моему, мы чуть –чуть опоздали, хотя очень торопились. Зубок (Волчонок) А я вам, что говорю, я так тороплюсь, так тороплюсь, мне надо столько дел сегодня переделать, рассиживаться мне некогда, у меня столько дел намечено… Тут внимательная Шуня разглядела листочек бумаги, приколотый к рукаву Зубка. Там было написано нечто загадочное: «муха бойка». Шуня- Слушай, Зубок, а что это у тебя на рукаве написано и почему у тебя такой вид. Но волчонок пояснил, что задание достать с чердака мухобойку дал ему ещѐ утром Енотыч, а чтобы не забыть за время уроков, решили прикрепить записку. - А вид у меня такой, потому что я попал в настоящее или настоящий ДТП . Вы то хоть знаете, что это такое? Что это такое? Василиса- Слушай, Зубок, ты не торопись, мы ничего не поняли, куда ты попал, что с тобой произошло. Не расскажешь ли ты понятливее, а то ты всех нас здесь напугал. Зубок (Волчонок)- А я вам, что говорю, я так тороплюсь, т.е торопился, мне надо было столько дел переделать, бежал я . Короче со мной произошел целый киносериал. Шуня- Слушай, Зубок, ты, наверно ,точно голову стукнул, ничего толкового рассказать не можешь Зубок (Волчонок) - Обижаете, я всѐ вам расскажу. Слушайте. Бегу я мимо ДК, рядом ещѐ автомагазин «Запчасти» находится, а ещѐ рядом - детсад «Ручеѐк». Забежал я в сельмаг (как говорит моя бабушка), купил леденцов и решил быстренько перебежать улицу и тут и произошла со мной эта ЧП. Откуда ни возьмись выскочила водовозка. А я у неѐ на пути... Взвизгнули тормоза и вот я… Шуня- Ой, ужас-то какой! Зубок- Приехали сотрудники то ли ГАИ, то ли ДПС ( по-разному называли их в толпе), подкатила медпомощь. Сотрудники оформили какую-то ДТП и ,увидев, что со мной ничего страшного не произошло, отпустили меня восвояси. Да забыл сказать , я теперь герой дня, так сказал спецкор, который сфотографировал меня на память. Василиса- Что-то мы со всем запутались, какая –то ЧП, ГАИ, спецкор, абракадабра какая-то. Услышав такое, Василиса решила подойти творчески к уроку русского языка: Ребята, я Василиса –учитель из лесной Шишкиной школы , смотрели такую передачу? Вместе со мной мои ученики. Пришло время помочь вам разобраться в этой ситуации. Василиса - Марианна Иннокентьевна ,разрешите мне сегодня вам немного помочь, уж очень необычная история произошла сегодня с Зубком .Многое мы сегодня услышали, но не всѐ поняли. Вы не возражаете? Ученики -Нет.( Гости рассаживаются за столы) Василиса - Ребята, если вы внимательно слушали Зубка, то не подскажете ли мне , о чѐм сегодня шла речь? Ученики- ( о ЧП каких – то, о новых словах, значение которых нам неизвестно) |
Лингвистическая разминка | - Ребята, давайте посмотрим на экран Прочитайте слова 1 и 2 столбика. - Ребята, а что вы знаете о сложных словах. (ответы учащихся) Итак, делаем вывод, что в 1 столбике только сложные слова. - Ребята, у вас на столе лежат рабочие листы. Каждому из вас необходимо найти сложные слова, выделить корни и соединительные гласные. И закончить фразу.(устно) (задание 1 в рабочем листе) Исследователь, дожд..мер, закр..питель, пчел..вод, пар..ход, язык..вед, глаз..мер. Сложными называются слова… Они образуются в результате… При образовании сложных слов чаще используются… - Ну с этими словами всѐ понятно, а как же узнать, что такая ДК или такой, ДТП, сельмаг медпомощь, спецкор, детсад) и как называются такие слова. -Эти слова , я думаю, надо попробовать расшифровать, что-то же Зубок имел ввиду, он ведь у нас любитель пошутить. Ребята, а вы знаете, что означают эти слова? Сравните, чем они отличаются. | Василиса- Ребята, вспомните, что рассказывал нам Зубок. Слова –то на экране те , которые мы услышали от Зубка. Какая –то ДТП, спецкор ,медпомощь , а вот и мухобойка твоя. (Ученики читают) Мухобойка | Медпомощь | Снегопад | Спецкор | Рыболов | Детсад | Землекоп | ДТП | Василиса.- Для начала будем разбираться с мухобойкой. — Да чего в мухобойке сложного, взял, подбежал к мухе, стукнул и готово? — удивился Зубок. Василиса — В самой мухобойке ,конечно, нет ничего сложного. А вот слово «мухобойка» — сложное. Сложные слова в русском языке образованы из двух слов, реже из 3 слов. Соединяются они с помощью соединительных гласных «о» или «е» Василиса- Сложное слово «мухобойка» составлено из двух слов: «муха» и «бой». Сложные слова в русском языке — это большая группа слов, известных каждому. Давайте рассмотрим другие слова из 1 столбика. «Снегопад»-снег падает и т.д. Василиса. - Ребята, Зубок плохо усвоил материал про сложные слова, может, кто-то из вас тоже плохо усвоил материал прошлого урока . Давайте проверим. А вот вам загадка для примера сложного слова: Никогда не ест, никогда не пьѐт. Когда запоѐт — всех созовѐт. (самовар) (ученики отвечают)медпомощь – медицинская помощь, спецкор- специальный корреспондент, детсад, ДТП). 2ст. – сложносокращѐнные) |
Изучение нового материала | Прочитайте слова, ответьте на вопросы медпомощь, спецкор, завуч, детсад, РФ,ЧП, ДТП вуз, ТЮЗ – Как вы понимаете: сложносокращенные слова? Почему сложносокращённые слова получили такое название? - Найдем определение сложносокращенных слов в учебнике.стр.120 п.42. - А как же образуются сложносокращѐнные слова? Существует 3 способа сокращения слов (на слайде) Часть слова + целое слово драмкружок (драматический кружок) Часть слова + часть слова завхоз (заведующий хозяйством) Аббревиатура ЕГЭ( Единый государственный экзамен) – Для русского языка характерны сложносокращенные слова или аббревиатуры. Аббревиатура - условное сокращение на письме, а также слово, составленное путѐм сокращения двух или нескольких слов (это слова, полученные путѐм сложения начальных букв или звуков ЕГЭ, ВУЗ) (слово аббревиатура записываем на доске) Назовите ключевое слово – сокращение - Проверим себя по эталону Проблемный вопрос -Зачем нужны в речи сложносокращѐнные слова? - Работа с учебником упр.221 (3 задание) - Прочитайте и ответьте: «Чему научит нас это упражнение»? Физминутка Зубок - Засиделись мы, ребятки, пора и отвлечься, уж очень много нового мы уже узнали Я называю простые слова- хлопайте в ладоши раз, сложные- хлопайте по коленям и топайте, сложносокращѐнные слова- кричите: ХО-ХО!!! Сложносокращѐнные слова появились сравнительно недавно и продолжают образовываться до сих пор. - Встречаются ли в лингвистике сложносокращѐнные слова? | Эти слова одновременно являются и сложными (т.к. состоят из нескольких основ), и сокращѐнными (т.к. эти основы использованы в усечѐнном виде) Найдѐм определение сложносокращѐнных слов в учебнике. Сложносокращѐнные существительные- это существительные, образованные путѐм сложения сокращѐнных основ. Работа в рабочих листах. (задание №2) - Установите соответствие между аббревиатурой и словосочетанием Российская Федерация | МГУ | Общественное российское телевидение | ОРТ | Московский государственный университет | ООН | Организация объединенных наций | МЧС | Научно-исследовательский институт | НИИ | Министерство чрезвычайных ситуаций | ГИБДД | Государственная инспекция безопасности дорожного движения | РФ | Универсальный магазин | ВУЗ | Высшее учебное заведение | Универмаг | Основная функция – экономия места и времени. Гораздо проще написать трѐхбуквенныеслова, чем длинные определения или названия Шуня - Так вот почему Зубок использовал так много коротких непонятных слов, ведь он так торопился. Выступление Кати: Вы знаете, что сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До 1917 года в устной речи они почти не использовались, употреблялись на письме: например, «Е.И.В.» - «Его Императорское Величество». В советское время появилось большое количество сложносокращенных слов: Исполком- исполнительный комитет, Профсоюз- профессиональный союз, ЦИК- Центральный Исполнительный Комитет. Да, это: ССП, СПП, БСП. |
Первичное применение новых знаний | Давайте послушаем выступления учащихся из рубрики «Это интересно» -Как вы думаете, будут ли с течением времени появляться новые сложносокращѐнные слова? – Как поступить, если вам встретилась аббревиатура, значение которой вы не знаете? | Рубрика «Это интересно». (учащиеся представляют плакаты со сложносокращѐнными словами и рассказывают об изображѐнных словах: детсад, медсестра, НЛО, СМИ, ВПР) (Посмотрим в словарь сокращений русского языка) |
Итог урока. Рефлексия | Ну вот, ребята, подошѐл к концу наш урок. Я думаю, нам сегодня удалось разобраться, какие слова являются сложными, а какие сложносокращѐнными. Вопросы: 1. Какую цель мы ставили в начале урока? 2. Достигли мы еѐ? Заполните таблицу в рабочих листах (ключевое слово, знал, узнал, хочу знать больше) Выставление оценок | Василиса- Зубок, ты , как сказала Мышка, не можешь жить без сюрпризов. Покажи ребятам, что там у тебя? Енотыч дал мне кое-какие бумажки и попросил показать их ребятам, а я так торопился,так торопился..( показывает слова) КГБ И ФБР. Шуня – Зубок, а Енотыч не сказал, что это за службы такие Зубок- Не сказал. Но думаю я , неспроста всѐ это, надо как-то разобраться мне с этими словами. Думаю, завтра я смогу вам рассказать об этом. |