СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока русского языка на тему "Сложносокращенные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка на тему "Сложносокращенные слова"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока русского языка на тему "Сложносокращенные слова"»

Технологическая карта урока

Учитель: Прядезникова Марианна Иннокентьевна

Предмет: русский язык

Класс: 6

Автор УМК : М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженска, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.

Тема урока: Сложносокращенные слова.

Дата проведения урока: 26.11.2020 г.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Цели урока:

- познакомить учащихся со сложносокращенными именами существительными;

- научить определять род сложносокращенных имен существительных;

- формировать навыки опознавания, правильного написания и употребления в речи.

Материалы и оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы.

Предварительная подготовка: учащимся необходимо повторить теоретический материал, а также выполнить несколько упражнений на обработку данной темы, подготовить небольшие сообщения.

Формируемые УУД:

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации,

владение монологической и диалогической формой речи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

умение полно и чётко выражать свои мысли, умение слушать, принятие решения и его реализация.


Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование

постановка и формулирование проблемы, применение методов информационного поиска;

поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи; подведение итогов,


Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний, постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока; коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия); контроль (сличение знаний с эталоном); саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.






Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Прозвенел сейчас урок,

Начинается урок.

Друг на друга посмотрите.

И смелее улыбнитесь.

Повернитесь, распрямитесь

И гостям все улыбнитесь!

-Сегодня, ребятки, у нас - гости, а гостям мы всегда рады. Ведь издревле в народе говорили: «Гость в дом - в доме радость».

Приветствуют учителя.

Стук в дверь, появляются костюмированные герои из передачи «Шишкина лесная школа»: Василиса - учительница лесной Шишкиной школы»(Полина), ее ученики: Зубок Волчонок (Айсен), Шуня –Мышонок (Варя).


  1. Проверка знаний учащихся (инсценировка)

Учитель. Мы гостям всегда рады, проходите ,пожалуйста!

Учитель: Ребята, мы не возражаем?


Василиса Здравствуйте, по- моему, мы чуть –чуть опоздали, хотя очень торопились.

Зубок (Волчонок) А я вам, что говорю, я так тороплюсь, так тороплюсь, мне надо столько дел сегодня переделать, рассиживаться мне некогда, у меня столько дел намечено…

Тут внимательная Шуня разглядела листочек бумаги, приколотый к рукаву Зубка. Там было написано нечто загадочное: «муха бойка».

Шуня- Слушай, Зубок, а что это у тебя на рукаве написано и почему у тебя такой вид.

Но волчонок пояснил, что задание достать с чердака мухобойку дал ему ещѐ утром Енотыч, а чтобы не забыть за время уроков, решили прикрепить записку.

- А вид у меня такой, потому что я попал в настоящее или настоящий ДТП . Вы то хоть знаете, что это такое? Что это такое?

Василиса- Слушай, Зубок, ты не торопись, мы ничего не поняли, куда ты попал, что с тобой произошло. Не расскажешь ли ты понятливее, а то ты всех нас здесь напугал.

Зубок (Волчонок)- А я вам, что говорю, я так тороплюсь, т.е торопился, мне надо было столько дел переделать, бежал я . Короче со мной произошел целый киносериал.

Шуня- Слушай, Зубок, ты, наверно ,точно голову стукнул, ничего толкового рассказать не можешь

Зубок (Волчонок) - Обижаете, я всѐ вам расскажу. Слушайте. Бегу я мимо ДК, рядом ещѐ автомагазин «Запчасти» находится, а ещѐ рядом - детсад «Ручеѐк». Забежал я в сельмаг (как говорит моя бабушка), купил леденцов и решил быстренько перебежать улицу и тут и произошла со мной эта ЧП. Откуда ни возьмись выскочила водовозка. А я у неѐ на пути... Взвизгнули тормоза и вот я…

Шуня- Ой, ужас-то какой!

Зубок- Приехали сотрудники то ли ГАИ, то ли ДПС ( по-разному называли их в толпе), подкатила медпомощь. Сотрудники оформили какую-то ДТП и ,увидев, что со мной ничего страшного не произошло, отпустили меня восвояси. Да забыл сказать , я теперь герой дня, так сказал спецкор, который сфотографировал меня на память.

Василиса- Что-то мы со всем запутались, какая –то ЧП, ГАИ, спецкор, абракадабра какая-то.

Услышав такое, Василиса решила подойти творчески к уроку русского языка: Ребята, я Василиса –учитель из лесной Шишкиной школы , смотрели такую передачу? Вместе со мной мои ученики. Пришло время помочь вам разобраться в этой ситуации.

Василиса - Марианна Иннокентьевна ,разрешите мне сегодня вам немного помочь, уж очень необычная история произошла сегодня с Зубком .Многое мы сегодня услышали, но не всѐ поняли. Вы не возражаете?

Ученики -Нет.( Гости рассаживаются за столы)

Василиса - Ребята, если вы внимательно слушали Зубка, то не подскажете ли мне , о чѐм сегодня шла речь?

Ученики- ( о ЧП каких – то, о новых словах, значение которых нам неизвестно)


  1. Лингвистическая разминка

- Ребята, давайте посмотрим на экран

Прочитайте слова 1 и 2 столбика.

- Ребята, а что вы знаете о сложных словах. (ответы учащихся)

Итак, делаем вывод, что в 1 столбике только сложные слова.

- Ребята, у вас на столе лежат рабочие листы.

Каждому из вас необходимо найти сложные слова, выделить корни и соединительные гласные. И закончить фразу.(устно) (задание 1 в рабочем листе)

Исследователь, дожд..мер, закр..питель, пчел..вод, пар..ход, язык..вед, глаз..мер.

  1. Сложными называются слова…

  2. Они образуются в результате…

  3. При образовании сложных слов чаще используются…

- Ну с этими словами всѐ понятно, а как же узнать, что такая ДК или такой, ДТП, сельмаг медпомощь, спецкор, детсад) и как называются такие слова.

-Эти слова , я думаю, надо попробовать расшифровать, что-то же Зубок имел ввиду, он ведь у нас любитель пошутить. Ребята, а вы знаете, что означают эти слова?

Сравните, чем они отличаются.

Василиса- Ребята, вспомните, что рассказывал нам Зубок. Слова –то на экране те , которые мы услышали от Зубка. Какая –то ДТП, спецкор ,медпомощь , а вот и мухобойка твоя.

(Ученики читают)

Мухобойка

Медпомощь

Снегопад

Спецкор

Рыболов

Детсад

Землекоп

ДТП

Василиса.- Для начала будем разбираться с мухобойкой. — Да чего в мухобойке сложного, взял, подбежал к мухе, стукнул и готово? — удивился Зубок.

Василиса — В самой мухобойке ,конечно, нет ничего сложного. А вот слово «мухобойка» — сложное.

Сложные слова в русском языке образованы из двух слов, реже из 3 слов.

Соединяются они с помощью соединительных гласных «о» или «е»

Василиса- Сложное слово «мухобойка» составлено из двух слов: «муха» и «бой». Сложные слова в русском языке — это большая группа слов, известных каждому. Давайте рассмотрим другие слова из 1 столбика. «Снегопад»-снег падает и т.д.

Василиса. - Ребята, Зубок плохо усвоил материал про сложные слова, может, кто-то из вас тоже плохо усвоил материал прошлого урока . Давайте проверим. А вот вам загадка для примера сложного слова:

Никогда не ест, никогда не пьѐт.

Когда запоѐт — всех созовѐт.

(самовар)

(ученики отвечают)медпомощь – медицинская помощь, спецкор- специальный корреспондент, детсад, ДТП). 2ст. – сложносокращѐнные)



  1. Формулирование темы и целей урока

-Почему люди используют в речи такие наборы букв? Имеет ли смысл поговорить о таких словах подробнее и почему? О чем мы будем говорить на уроке? Тема урока? Предположительная тема урока. Запись темы урока.

- Сформулируйте тему урока. (Сложносокращѐнные слова).

-Запишите тему урока на рабочий лист.

  • Каковы цели нашего урока?


(Узнать, как образуются такие слова, что они обозначают).

  1. Изучение нового материала

Прочитайте слова, ответьте на вопросы

медпомощь, спецкор, завуч, детсад, РФ,ЧП, ДТП вуз, ТЮЗ

– Как вы понимаете: сложносокращенные слова? Почему сложносокращённые слова получили такое название?

- Найдем определение сложносокращенных слов в учебнике.стр.120 п.42.

- А как же образуются сложносокращѐнные слова?

Существует 3 способа сокращения слов (на слайде)

Часть слова + целое слово драмкружок (драматический кружок)

Часть слова + часть слова завхоз (заведующий хозяйством) Аббревиатура ЕГЭ( Единый государственный экзамен)

– Для русского языка характерны сложносокращенные слова или аббревиатуры.

Аббревиатура - условное сокращение на письме, а также слово, составленное путѐм сокращения двух или нескольких слов (это слова, полученные путѐм сложения начальных букв или звуков ЕГЭ, ВУЗ) (слово аббревиатура записываем на доске) Назовите ключевое слово – сокращение

- Проверим себя по эталону

Проблемный вопрос

-Зачем нужны в речи сложносокращѐнные слова?

- Работа с учебником упр.221 (3 задание)

- Прочитайте и ответьте: «Чему научит нас это упражнение»?

Физминутка Зубок - Засиделись мы, ребятки, пора и отвлечься, уж очень много нового мы уже узнали Я называю простые слова- хлопайте в ладоши раз, сложные- хлопайте по коленям и топайте, сложносокращѐнные слова- кричите: ХО-ХО!!!

Сложносокращѐнные слова появились сравнительно недавно и продолжают образовываться до сих пор.

- Встречаются ли в лингвистике сложносокращѐнные слова?

Эти слова одновременно являются и сложными (т.к. состоят из нескольких основ), и сокращѐнными (т.к. эти основы использованы в усечѐнном виде) Найдѐм определение сложносокращѐнных слов в учебнике.

Сложносокращѐнные существительные- это существительные, образованные путѐм сложения сокращѐнных основ.


Работа в рабочих листах. (задание №2) - Установите соответствие между аббревиатурой и словосочетанием

Российская Федерация

МГУ

Общественное российское телевидение

ОРТ

Московский государственный университет

ООН

Организация объединенных наций

МЧС

Научно-исследовательский институт

НИИ

Министерство чрезвычайных ситуаций

ГИБДД

Государственная инспекция безопасности дорожного движения

РФ

Универсальный магазин

ВУЗ

Высшее учебное заведение

Универмаг

Основная функция – экономия места и времени. Гораздо проще написать трѐхбуквенныеслова, чем длинные определения или названия

Шуня - Так вот почему Зубок использовал так много коротких непонятных слов, ведь он так торопился.

Выступление Кати: Вы знаете, что сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До 1917 года в устной речи они почти не использовались, употреблялись на письме: например, «Е.И.В.» - «Его Императорское Величество». В советское время появилось большое количество сложносокращенных слов: Исполком- исполнительный комитет, Профсоюз- профессиональный союз, ЦИК- Центральный Исполнительный Комитет.

Да, это: ССП, СПП, БСП.

  1. Открытие новых знаний

-Можем ли мы определить род сложносокращѐнных слов, например, слово «СОШ» Как это сделать? А теперь определите род у слова «ДТП».

Работа с учебником стр.122 (Умение определять род сложносокращѐнных слов и правильно сочетать их с глаголами прошедшего времени или с прилагательными, составить 1 сложное предложение )

Ответы учащихся

  1. Первичное применение новых знаний

Давайте послушаем выступления учащихся из рубрики «Это интересно»

-Как вы думаете, будут ли с течением времени появляться новые сложносокращѐнные слова?

– Как поступить, если вам встретилась аббревиатура, значение которой вы не знаете?

  1. Рубрика «Это интересно».

(учащиеся представляют плакаты со сложносокращѐнными словами и рассказывают об изображѐнных словах: детсад, медсестра, НЛО, СМИ, ВПР)


(Посмотрим в словарь сокращений русского языка)

  1. Итог урока. Рефлексия

Ну вот, ребята, подошѐл к концу наш урок. Я думаю, нам сегодня удалось разобраться, какие слова являются сложными, а какие сложносокращѐнными.

  1. Вопросы: 1. Какую цель мы ставили в начале урока? 2. Достигли мы еѐ?

Заполните таблицу в рабочих листах (ключевое слово, знал, узнал, хочу знать больше)

Выставление оценок

Василиса- Зубок, ты , как сказала Мышка, не можешь жить без сюрпризов. Покажи ребятам, что там у тебя? Енотыч дал мне кое-какие бумажки и попросил показать их ребятам, а я так торопился,так торопился..( показывает слова) КГБ И ФБР.

Шуня – Зубок, а Енотыч не сказал, что это за службы такие

Зубок- Не сказал. Но думаю я , неспроста всѐ это, надо как-то разобраться мне с этими словами. Думаю, завтра я смогу вам рассказать об этом.

  1. Домашнее задание

Подготовить страницу для иллюстрированного словаря сложносокращенных слов Фото

1. название (аббревиатура)

2. краткое описание





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!