Общая часть |
Форма – групповая развивающая работа | Класс: 2 |
Тема: Осеннее волшебство |
Цель: развитие эмоционально-волевой и личностной сферы, учащихся, формирование коммуникативных компетенций |
Обучающие: формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкости мыслительных процессов, свойств произвольного внимания); углубление и расширение знаний учащихся, исходя из интересов и специфики их способностей. Развивающие: снижение психоэмоционального напряжения; коррекция настроения, тревожности и негативных черт характера; формирование навыков саморегуляции и самоконтроля; развитие системы самосознания и самооценки, рефлексивных способностей, формирование адекватного отношения к себе и другим; формирование позитивного отношения к своему «Я», адекватной самооценки и повышение уверенности в себе; формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности Воспитательные: формирование положительной мотивации к учению; формирование умения работать в группе. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- знать общеинтеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов). | - Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), выполнять задания в соответствии с инструкцией. (Регулятивные УУД). -Уметь, слушать инструкцию, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД). -Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих занятиях, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении задачи. (Познавательные УУД). | -мотивация учения. -формирование коммуникативной компетенции. |
Словарь: эмоции, гнев, радость, злость, обида, грусть, сомнение. |
Ресурсы: Бахурина Е.С. Коррекция эмоциональных комплексов у детей 5-10 лет через рисование. \\Психолог в детском саду. - 2004 г Романов А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач . — М.: «Плэйт», 2003. - 32 с: ил. Хухлаева О.В.Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте.- М.:Совершенство, 1998 |
Оборудование: листы бумаги, ручки, карандаши, шаблоны (волшебные браслеты), поделка-спинер, карточки с изображением эмоций, осенние листья, аудио проигрыватель. |
Подготовительный этап: диагностика эмоционального состояния, оформление доски, подготовка и раздача стимульного, раздаточного материала. |
Этап (+время) | ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА |
Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
1 этап. Организационный момент. | Педагог-психолог проводит ритуал приветствия. Приветствует учащихся. Осуществляет эмоциональную поддержку учащихся. Предлагает детям выбрать понравившейся осенний листок и прикрепить его на лоску. | Учащиеся эмоционально настраиваются на работу, осуществляется самоконтроль готовности к работе. Учащиеся выбирают листочки, прикрепляют их на экран настроения, садятся на место. |
2 этап. Мотивация | Педагог-психолог устанавливает зрительный и слуховой контакт с учащимися, проводит диагностику эмоционального состояния учащихся на момент начала занятия. | Учащиеся вступают во взаимодействие с педагогом-психологом. Выполняют предложенное задание. Осуществляется диагностика эмоционального состояния детей в начале занятия. |
3 этап. Актуализация | 1.Упражнение «Интеллектуальная разминка» Педагог-психолог активизирует познавательную деятельность учащихся. Проводит интеллектуальную разминку. (Психолог кидает ребенку мяч и называет слово, ребенок говорит слово наоборот). Далее психолог знакомит учащихся с понятием «Эмоции» о том, какие они бывают и при помощи чего их различают (Это душевное волнение. Это яркие и бурные переживания, положительные и отрицательные, мимика и жесты). | Учащиеся принимают участи в интеллектуальной разминке, слушают педагога-психолога, вспоминают нужную информацию, отвечают на вопросы, рассуждают. |
4 этап. Целеполагание | Педагог-психолог знакомит учащихся с целью занятия. | Учащиеся слушают педагога-психолога. Если возникают вопросы, задают их психологу. Психолог кидает ребенку мяч и называет слово, ребенок говорит слово наоборот. |
5 этап. Открытие нового знания | Педагог-психолог знакомит учащихся с понятием эмоции и основными способами их выражения (при помощи жестов, интонации человека и различных выразительных движений). Проводится пальчиковая гимнастика «Рябиновые бусы» с целью активации моторики рук, выработка ловкости, умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Педагог-психолог проводит пальчиковую гимнастику. Благодарит детей за хорошую и слаженную работу. Педагог-психолог выполняет упражнение вместе с учащимися. Учащиеся внимательно следуют инструкции. | Учащиеся внимательно слушают педагога-психолога, повторяя движения. |
3.Упражнение «Радуга эмоции» Цель: развитие умения различать основные эмоции: радость, гнев, печаль, спокойствие, сомнение. Педагог-психолог предлагает детям выполнить упражнение, предлагая представить себя волшебниками, которые умеют видеть эмоции и различать их цвет. Благодарит за работу. Мотивирует на выполнение следующего задания. Учащиеся выполняют предложенное упражнение. | Учащиеся приступают к выполнению упражнения. При помощи карандашей создают свою радугу. Затем учащиеся (по желанию) делятся своими эмоциями. |
4. Упражнение «Осень-зима» Цель: развить произвольное внимание, навыки самоконтроля. Психолог предлагает учащимся поиграть в игру, предварительно зачитывая стихотворение об осени, создавая волшебную атмосферу! По его команде «Осень!» - стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела и кружится, будто осенние листочки, падающие с деревьев. Давайте попробуем! Как здорово, получается. По команде: «Зима!» – дети застывают в позе, в которой их застала команда. Психолог несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой. Психолог спрашивает какая роль больше пришлась по душе «Осени или зимы?». Благодарит учащихся за выполнение задание. | Учащиеся выполняют предложенное упражнение, согласно инструкции. Имитируют осенние листочки под музыку при слове «Осень» и застывают в позе по команде «Зима!». При необходимости команды чередуются, чтобы каждый учащийся побыл в разной роли. |
5.Упражнение «Угадай эмоции» Цель: закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике, жестах, интонации голоса. Педагог-психолог произносит фразу и просит детей угадать отгадывать какой эмоции она может принадлежать. Благодарит учащихся за отличную работу! | Учащиеся выполняют упражнение, согласно инструкции. Внимательно слушают эмоции и угадывают их. |
6.Упражнение «Мир эмоции» Цель: развитие навыков межличностного общения, умения определять эмоциональное состояние Психолог раскладывает на столе карточки и предлагает произнести простые, повседневные слова с разной эмоциональной окраской. Слова «Здорово», «Осень», «Дождь», «Листопад» «Ничего себе», «Ерунда». Если у учащихся возникают сложности при выполнении задания помогает им вспомнить эмоцию. | Учащиеся выполняют задание, предложенное психологом, по очереди. Произносят простые слова с разной эмоциональной окраской. |
| 7. Упражнение «Угадай мелодию» Звучат мелодии из песен об осени. Надо угадать песню. Педагог-психолог включает аудиозапись. Слушает ответы учащихся, помогает детям при необходимости правильно передать настроение мелодии. | Звучит мелодия. После её окончания учащиеся должны угадать название песни и поделиться своими эмоциями после её прослушивания. |
6 этап. Включение нового знания в систему знаний. | 8. Упражнение «Спинер радости» Цель: снижение психоэмоционального напряжения, коррекция настроения, тревожности и негативных черт характера. Психолог делится с учащимися секретами настроения. Психолог демонстрирует свое изобретение «спинер радости» и показывает, как он работает. Рассказывает, как его можно сделать (материалы, краткая инструкция). Далее, психолог предлагает учащимся составить свой секрет хорошего настроения, работая в группе. Каждой группе педагог-психолог выдает по несколько отдельных слов и просит составить из них предложение- секрет хорошего настроения. Обсуждение в группах. Составление памятки "Секреты хорошего настроения". Педагог-психолог помогает тем, у кого возникают сложности и подводит итог работы над упражнением. | Учащиеся знакомятся с изобретением педагога-психолога «спинер радости». Задают возникшие вопросы. При желании каждый учащийся может посмотреть, как работает устройство. Учащиеся получают карточки со совами, из которых нужно составить предложение. Учащиеся работают в группах. Учащееся читают полученные составленные предложения. |
7 этап. Рефлексия и оценивание | 9. Упражнение «Эмоциональный браслет» Цель: снять психоэмоциональное напряжение, сплотить детский коллектив. Педагог-психолог рассказывает, что напоследок приготовила для все участников занятия сюрприз. Раздает шаблоны эмоциональных браслетов и рассказывает инструкцию к заданию. Психолог просит учащихся надеть браслет на руку. Подводит итог занятия. Задает вопросы, интересуясь о том, что понравилось на занятии, а что вызвало затруднения. Поощряет инициативу учащихся. Мобилизирует учащихся к рефлексии. Что вам больше всего понравилось на занятии? Какие игры запомнились больше? Как вы думаете, где в жизни мы смогли бы использовать данные способности? Какое у вас настроение после занятия? Изменилось ли оно? Сообщает о том, что занятие подошло к концу. Благодарит всех за участие и желает прекрасного настроения! | Учащиеся работают над созданием эмоционального браслета. Раскрашивают браслет и надевают его на руки. Учащиеся помогают друг друга надеть браслеты. Далее идет более детальное обсуждение занятия. Дети отвечают на вопросы педагога-психолога, рассуждают. |
Ритуал прощания | Педагог-психолог просит учащихся встать в круг и желает учащимся хорошего настроения, положительных эмоций. Просит улыбнуться друг другу, и сказать: «До свидания!». | Учащиеся выполняют инструкцию педагога-психолога. |