Технологическая карта педагогического проекта «Эти удивительные цифры»
Тип проекта: поисково-творческий.
Тип проекта по предметной области: математический.
Тип проекта по временным рамкам: долгосрочный.
Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта
Учебно-методическое обеспечение:
Рудницкой В.Н. учебник «Математика»
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий - М.: Просвещение, 2011.
Мельникова Т.А. Математика. Развитие логического мышления. 1-4 классы - Волгоград: Учитель, 2011.
Программное обеспечение:
1.Рабочая программа занятий внеурочной деятельностью «Поиграем, посчитаем» 1-2 классы / авт.-сост. Н.М. Голубева, Н.Н. Трутнева, Л.В. Фирян. - Волгоград: Учитель, 2014.
2.Рабочая программа по математике 1 класс / Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В - М.: 4 –е изд.- М: Вентана- Граф, 2016.
Интернет-ресурсы:
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
Презентации уроков «Начальная школа».- Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
Я иду на урок начальной школы.- Режим доступа: www.festival.1september.ru
Официальный сайт Образовательной школы «Школы 2100».- Режим доступа: http://www.school2100.ru
Цель проекта: овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне.
Проблема проекта: неумение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Задачи проекта:
Приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Формирование в процессе изучения математики специфических качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе.
Овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в школе.
Понятийно-терминологический аппарат
Метод - способ организации процесса познания овладения определенной областью практического или теоретического знания.
Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Метод проектов как педагогическая технология - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Проектное задание - объект проектной деятельности, замысел, имеющий определенную цель конечного результата, выполнение которого требует поиска доказательств, интеграции знаний и умений.
Результаты работы над проектом
Результатами работы над проектом должны выступать универсальные учебные действия, которые представлены познавательными, регулятивными, коммуникативными и личностными результатами.
Личностные УУД:
Развиваем умения:
1) осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
2) быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
3) не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки - обязательная часть решения любой задачи.
4) целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни.
Метапредметными результатами работы над проектом являются:
Познавательные УУД:
Развиваем умения:
1) составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;
2) самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;
3) находить необходимую информацию и представлять её в разных формах;
4) отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1) принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);
2) участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;
3) выполнять работу в соответствии с заданным планом;
4) оценивать свою работу по критериям, выработанным в классе.
Коммуникативные УУД:
Развиваем умения:
1) выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учёт позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают);
2) участвовать в диалоге (отвечать на вопросы учителя; слушать, слышать, понимать речь других; строить понятные для партнёра высказывания, оформлять свою мысль в устной форме);
3) делать выводы в результате совместной работы всего класса;
4) формулировать собственное мнение и позицию.
Технология внедрения инновационного продукта
Этапы работы над проектом/ сроки реализации | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Погружение в проект (1 октября) | Цель: подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: - определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; - создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. | Отбираю возможные темы и предлагает их учащимся. Побуждаю у учащихся интерес к теме проекта. Помогаю сформулировать: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирую учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организую поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогаю в анализе и синтезе, наблюдаю, контролирую. Консультирую учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирую их формулировку. Формирую необходимые специфические умения и навыки. | Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы решение по поводу темы проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. Формулируют цель проекта. |
2.Планирование деятельности (1 неделя октября) | Цель: пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: - определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; - установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; - распределение обязанностей между членами группы. | Направляю процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогаю определить круг источников информации). Предлагаю учащимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирую необходимые специфические умения и навыки. Организую процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов | Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. |
3.Осуществление деятельности по решению проблемы (в соответствии с тематическим планированием октябрь-ноябрь) | Цель: разработка проекта. Задачи: - самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным, групповым задачам проекта. - промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). | Наблюдаю, советую, косвенно руковожу деятельностью, отвечаю на вопросы учащихся. Контролирую соблюдение правил техники безопасности. Слежу за соблюдением временных рамок этапов деятельности. | Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем. Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. |
4.Оформление результатов. (декабрь) | Цель: структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: - анализ и синтез данных; - формулировка выводов. | Наблюдаю, советую, направляю процесс анализа. Помогаю в обеспечении проекта. Мотивирую учащихся, создаю чувство успеха; подчеркиваю социальную и личностную важность достигнутого. | Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. |
5.Презентация результатов (25 декабря - в рамках класса; апрель - общешкольная конференция) | Цель: демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: - подготовка презентационных материалов; - подготовка выступления; - презентация проекта. | Организую презентацию. Продумываю и реализую взаимодействие с родителями. При необходимости консультирую учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. Репетирую с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступаю в качестве эксперта. Принимаю отчет: • обобщаю и резюмирую полученные результаты; • подвожу итоги обучения; • оцениваю умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирую внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат. | Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. При необходимости консультируются с учителем. Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. |
Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления
Неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием.
Разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки.
Отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Метод проектов никак не противоречит способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач.
Такая мотивация - стремление успешно разработать тему проекта - оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться. Самым же главным результатом проекта является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, у ребенка страх перед недостатком знаний - он учится учиться.
Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля обучающихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса.
Сообщение результатов по проекту «Эти удивительные цифры» состоится в рамках класса в конце декабря. Каждый участник защитит свою творческую работу.
В апреле лучшие работы будут представлены на общешкольной научно-исследовательской конференции.
В данной работе представлены результаты (продукт) самых активных участников проекта.