3. | Изучение нового материала. | Итак, тема урока: По страницам истории жизни. Создание проблемной ситуации: Ребята, как вы думаете, как современные учёные узнают, что происходило на нашей планете в далёкие времена, как устанавливают последовательность событий, связанных с возникновением и развитием жизни на Земле? 1.Беседа о необходимости изучения истории жизни на Земле. Методы изучения возраста Земли. Давайте представим, как могла бы выглядеть наша планета 4млрд. лет назад (презентация). Вероятную последовательность событий, связанных с возникновением и развитием жизни на Земле, учёные восстанавливают различными методами. Они исследуют осадочные горные породы, ископаемые останки древних организмов, применяют компьютерное моделирование (презентация: отпечаток древнего растения на камне). При этом учёным приходится иметь дело с огромными временными периодами, т.к. такие временные периоды, как месяц, год и даже век слишком малы. 2. Работа школьников с текстом учебника (с. 116) для ознакомления с единицами времени, на которые подразделяют историю Земли. Ребята, на стр. 116 учебника найдите единицы времени, на которые подразделяют историю Земли. Составить схему на доске: Эра Период Эпоха Век 3. Рассказ о зарождении на Земле первых живых организмов и о способах их питания. А теперь, ребята, внимательно меня послушайте, я расскажу вам о первых живых организмах на нашей планете. И вы запишите в тетради этапы возникновения живых организмов. Первые живые организмы появились на Земле 3.5 млрд. лет назад. Это были скользкие плёнки на прибрежных камнях. Плёнки содержали микроскопические организмы, напоминающие современные бактерии и сине-зелёные водоросли. Запишите в тетрадь: Этапы возникновения живых организмов: 1)Первые живые организмы были одноклеточными и появились на Земле 3.5 млрд. лет назад, они напоминали современные бактерии и сине-зелёные водоросли. На эти тонкие плёнки осаждались из воды песок и известь, тонкий слой образовавшегося камня вновь обрастал плёнкой. Так за многие годы формировались мощные толщи осадочных пород. Давайте посмотрим видео, в котором показаны современные бактерии и сине-зелёные водоросли, чтобы вы имели представление о том, как могли выглядеть первые одноклеточные организмы (показать бактерии и сине- зелёные водоросли). В этот период появились колониальные организмы, которые состояли из сходных по строению клеток. Запишите в тетрадь: 2) Возникли колониальные организмы, состоящие из одинаковых клеток. Позже возникли многоклеточные организмы, образованные клетками, различающимися построению и выполняемым функциям. Запишите: 3) Возникли многоклеточные организмы, состоящие из клеток, различающихся по строению и выполняемым функциям. Обратите внимание на экран, вы видите древнее растение – чарнию (презентация). По мнению ряда учёных, это существо обитало на дне морей и океанов и занимало промежуточное положение между колониальными и многоклеточными организмами. А- отпечаток чарнии на камне; Б-В- реконструкция внешнего вида. Кроме прикреплённых организмов, в воде обитали и плавающие формы (презентация). Учёные предполагают, что именно среди них появились первые настоящие одноклеточные организмы, которые имели ядро. Питались живые организмы по-разному. Одним из них пищей служили растворённые в воде органические вещества и другие организмы. Некоторые сами производили органическое вещество для своего питания, как это делает в наши дни многочисленная группа организмов. Что это за группа организмов? При этом в результате сложных химических реакций образовывались молекулы кислорода, количество которого тысячелетие за тысячелетием постоянно увеличивалось. Физкульт. минутка. Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно, Встали прямо, ноги вместе, Поворот кругом на месте. Хлопнем пару раз в ладошки. И потопаем немножко. А теперь представим, детки, Будто руки наши – ветки. Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели. 5. Закрепление. Внимание, на экран. Перед вами утверждения, с которыми вы можете согласиться или опровергнуть, указывая причину. (каждому ученику 1 утверждение) 6. Самостоятельное изучение учащимися текста учебника (с. 119–120) с целью усвоения знаний о последовательном усложнении строения и жизнедеятельности живых организмов. А сейчас, ребята, откройте учебник на стр. 119, найдите абзац «В течение 3 млрд. лет…» и самостоятельно изучите материал о том, как происходило усложнение строения и жизнедеятельности живых организмов. Время на изучение материала – 5 минут. 7. Закрепление. (раздать листочки с заданием) Закончите предложения: 1. За несколько миллионов лет в водной среде кроме многоклеточных водорослей возникли животные, такие, как медузы, … . 2.Из осевших на дно раковин моллюсков и панцирей рачков под давлением толщи воды сформировалась осадочная порода … . 3.Более 410 миллионов лет назад начали осваивать сушу … . 4.Среди растений позже всех возникли … растения. 5. 150 млн. лет назад на Земле господствовали динозавры, которые спустя 100 лет вымерли и уступили место … . 8. Выполнение практической работы. Рассмотрите коллекцию «Формы сохранности ископаемых растений и животных». Вы можете увидеть отпечатки на камнях вымерших растений, животных (лилия), окаменелое ядро моллюска, окаменелые останки кораллов. Часть образцов являются оригинальными, а часть – муляжами, т.е. гипсовыми копиями. Продемонстрировать образец известняка - ракушечника, образованного раковинами двустворчатых моллюсков. Рассмотрите известняк под микроскопом на стр. 119, рис. 78., где также видны раковины моллюсков, обитавших в водах древних морей. | Записывают тему урока в тетради. Предполагают, каким образом учёные получают сведения о событиях, происходивших в давние времена. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, задают вопросы, отвечают на вопросы учителя. Работают с текстом учебника, находят временные периоды, на которые делится вся история Земли. Записывают схему в тетрадь. Внимательно слушают учителя. Фиксируют в тетради время возникновения первых живых организмов на Земле и этапы возникновения живых организмов. Смотрят видео, задают вопросы. Рассматривают рисунок чарнии на экране, задают вопросы. Рассматривают изображение древних морских животных и растений на экране. Отвечают: «растения». Ребята выполняют физкульт. минутку. 1.Самые крупные промежутки времени в истории Земли – эры. 2.Первые живые организмы появились на Земле около 1 млрд. лет назад. 3.Первые живые организмы были одноклеточными и напоминали современные бактерии и сине-зелёные водоросли. 4.Вслед за одноклеточными организмами, появились колониальные. 5.Тело многоклеточных организмов состоит из одинаковых по строению и функциям клеток. 6.Питались первые живые организмы по –разному: одни – готовыми органическими веществами, другие – сами производили органическое вещество. 7.Кислород образуется в результате жизнедеятельности всех живых организмов. Самостоятельно работают с текстом учебника. Внимательно читают задания и, поднимая руку, отвечают. Рассматривают коллекцию, задают вопросы. Рассматривают известняк – ракушечник, отмечают наличие в нём раковин, заметных невооружённым глазом. Рассматривают рис. 78, где заметны останки раковин моллюсков. |