СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по биологии в 5 классе по теме "По страницам истории жизни".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта разработана  к учебнику по биологии В.А.Самковой.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по биологии в 5 классе по теме "По страницам истории жизни".»

Технологическая карта урока

«По страницам истории жизни»

Предмет: биология

Класс: 5 класс

Базовый учебник: Биология. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.А. Самкова. –М.: АКАДЕМКНИГА/учебник, 2015.-176с.

Тема урока: По страницам истории жизни.

Цели: заинтересовать школьников историей развития жизни на Земле. Познакомить учащихся с принципами определения возраста Земли. Создать у учащихся представление о первых живых существах, развитии и совершенствовании жизни. Поощрять развитие фантазии школьников в направлении создания образов различных видов организмов, живших на Земле в прошлом.

Средства обучения: фотографии известняка под микроскопом; муляжи или модели древних обитателей Земли; иллюстрация «Спираль времени».

Результаты обучения:

Предметные: должны знать принципы определения возраста Земли. Должны уметь объяснять процессы развития и совершенствования жизни.

Метапредметные: развитие мотивов познавательной деятельности; создание, применение и преобразование знаков и символов, моделей и схем для решения учебных и познавательных задач. Соотнесение собственных действий с планируемым результатом, осуществление контроля и коррекции своей деятельности. Формулирование, аргументация и отстаивание собственного мнения. Осознанное использование речевых средств, в соответствии с задачей коммуникации, формулирование, аргументация и отстаивание собственного мнения.

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению биологии. Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, а также интереса к истории развития жизни на Земле. Развитие фантазии школьников в направлении создания образов различных видов организмов, живших на земле в прошлом.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма урока: Комбинированный урок.



п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент.

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (осознание проблемной ситуации).

С сегодняшнего урока мы с вами приступим к изучению новой главы учебника.

Чтобы выяснить, какой будет тема нашего урока, обратите внимание на экран. Как вы думаете, что изображено на рисунке?

Сегодня мы выясним, когда возникли первые живые организмы на Земле и как они, меняясь, развивались.

Каковы цели и задачи нашего урока?


Обратите внимание на экран, где вы можете увидеть таблицу, состоящую из 2 частей, чтобы определить цели нашего урока, вам необходимо в течение полуминуты соотнести предложения в первом столбике со вторым.

1.Заинтересовать школьников историей

1.Различных видов организмов, живших на Земле в прошлом.

2.Познакомить с принципами определения

2.Живых существах, развитии и совершенствовании жизни.

3.Создать представление о первых

3.Развития жизни на Земле.

4.Поощрять развитие фантазии школьников в направлении создания образов

4.Возраста Земли.


В левой части таблицы - начало предложений, а в правой-концовка.









Предполагают, что речь на уроке пойдёт о возникновении и развитии жизни на Земле.





Изучают таблицу и зачитывают результат, который содержит цели урока.

Формулируют цель и задачи урока.






3.

Изучение нового материала.


Итак, тема урока:

По страницам истории жизни.


Создание проблемной ситуации:

Ребята, как вы думаете, как современные учёные узнают, что происходило на нашей планете в далёкие времена, как устанавливают последовательность событий, связанных с возникновением и развитием жизни на Земле?


1.Беседа о необходимости изучения истории жизни на Земле. Методы изучения возраста Земли.


Давайте представим, как могла бы выглядеть наша планета 4млрд. лет назад (презентация).


Вероятную последовательность событий, связанных с возникновением и развитием жизни на Земле, учёные восстанавливают различными методами. Они исследуют осадочные горные породы, ископаемые останки древних организмов, применяют компьютерное моделирование (презентация: отпечаток древнего растения на камне).

При этом учёным приходится иметь дело с огромными временными периодами, т.к. такие временные периоды, как месяц, год и даже век слишком малы.


2. Работа школьников с текстом учебника (с. 116) для ознакомления с единицами времени, на которые подразделяют историю Земли.

Ребята, на стр. 116 учебника найдите единицы времени, на которые подразделяют историю Земли.

Составить схему на доске:

Эра


Период


Эпоха



Век


3. Рассказ о зарождении на Земле первых живых организмов и о способах их питания.

А теперь, ребята, внимательно меня послушайте, я расскажу вам о первых живых организмах на нашей планете. И вы запишите в тетради этапы возникновения живых организмов.


Первые живые организмы появились на Земле 3.5 млрд. лет назад. Это были скользкие плёнки на прибрежных камнях. Плёнки содержали микроскопические организмы, напоминающие современные бактерии и сине-зелёные водоросли.

Запишите в тетрадь:

Этапы возникновения живых организмов:


1)Первые живые организмы были одноклеточными и появились на Земле 3.5 млрд. лет назад, они напоминали современные бактерии и сине-зелёные водоросли.

На эти тонкие плёнки осаждались из воды песок и известь, тонкий слой образовавшегося камня вновь обрастал плёнкой. Так за многие годы формировались мощные толщи осадочных пород.

Давайте посмотрим видео, в котором показаны современные бактерии и сине-зелёные водоросли, чтобы вы имели представление о том, как могли выглядеть первые одноклеточные организмы (показать бактерии и сине- зелёные водоросли).


В этот период появились колониальные организмы, которые состояли из сходных по строению клеток.

Запишите в тетрадь:

2) Возникли колониальные организмы, состоящие из одинаковых клеток.

Позже возникли многоклеточные организмы, образованные клетками, различающимися построению и выполняемым функциям.

Запишите:

3) Возникли многоклеточные организмы, состоящие из клеток, различающихся по строению и выполняемым функциям.


Обратите внимание на экран, вы видите древнее растение – чарнию (презентация).

По мнению ряда учёных, это существо обитало на дне морей и океанов и занимало промежуточное положение между колониальными и многоклеточными организмами.

А- отпечаток чарнии на камне; Б-В- реконструкция внешнего вида.


Кроме прикреплённых организмов, в воде обитали и плавающие формы (презентация). Учёные предполагают, что именно среди них появились первые настоящие одноклеточные организмы, которые имели ядро.

Питались живые организмы по-разному. Одним из них пищей служили растворённые в воде органические вещества и другие организмы. Некоторые сами производили органическое вещество для своего питания, как это делает в наши дни многочисленная группа организмов.

Что это за группа организмов?

При этом в результате сложных химических реакций образовывались молекулы кислорода, количество которого тысячелетие за тысячелетием постоянно увеличивалось.


Физкульт. минутка.

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.


А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.




5. Закрепление.

Внимание, на экран.

Перед вами утверждения, с которыми вы можете согласиться или опровергнуть, указывая причину.

(каждому ученику 1 утверждение)




























6. Самостоятельное изучение учащимися текста учебника (с. 119–120) с целью усвоения знаний о последовательном усложнении строения и жизнедеятельности живых организмов.


А сейчас, ребята, откройте учебник на стр. 119, найдите абзац «В течение 3 млрд. лет…» и самостоятельно изучите материал о том, как происходило усложнение строения и жизнедеятельности живых организмов. Время на изучение материала – 5 минут.


7. Закрепление.

(раздать листочки с заданием)

Закончите предложения:

1. За несколько миллионов лет в водной среде кроме многоклеточных водорослей возникли животные, такие, как медузы, … .

2.Из осевших на дно раковин моллюсков и панцирей рачков под давлением толщи воды сформировалась осадочная порода … .

3.Более 410 миллионов лет назад начали осваивать сушу … .

4.Среди растений позже всех возникли … растения.

5. 150 млн. лет назад на Земле господствовали динозавры, которые спустя 100 лет вымерли и уступили место … .


8. Выполнение практической работы.

Рассмотрите коллекцию «Формы сохранности ископаемых растений и животных».

Вы можете увидеть отпечатки на камнях вымерших растений, животных (лилия), окаменелое ядро моллюска, окаменелые останки кораллов.

Часть образцов являются оригинальными, а часть – муляжами, т.е. гипсовыми копиями.

Продемонстрировать образец известняка - ракушечника, образованного раковинами двустворчатых моллюсков.

Рассмотрите известняк под микроскопом на стр. 119, рис. 78., где также видны раковины моллюсков, обитавших в водах древних морей.



Записывают тему урока в тетради.



Предполагают, каким образом учёные получают сведения о событиях, происходивших в давние времена.





Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, задают вопросы, отвечают на вопросы учителя.






















Работают с текстом учебника, находят временные периоды, на которые делится вся история Земли.

Записывают схему в тетрадь.









Внимательно слушают учителя.




















Фиксируют в тетради время возникновения первых живых организмов на Земле и этапы возникновения живых организмов.













Смотрят видео, задают вопросы.





















Рассматривают рисунок чарнии на экране, задают вопросы.











Рассматривают изображение древних морских животных и растений на экране.














Отвечают: «растения».









Ребята выполняют физкульт. минутку.


















1.Самые крупные промежутки времени в истории Земли – эры.

2.Первые живые организмы появились на Земле около 1 млрд. лет назад.

3.Первые живые организмы были одноклеточными и напоминали современные бактерии и сине-зелёные водоросли.

4.Вслед за одноклеточными организмами, появились колониальные.

5.Тело многоклеточных организмов состоит из одинаковых по строению и функциям клеток.

6.Питались первые живые организмы по –разному: одни – готовыми органическими веществами, другие – сами производили органическое вещество.

7.Кислород образуется в результате жизнедеятельности всех живых организмов.


Самостоятельно работают с текстом учебника.
















Внимательно читают задания и, поднимая руку, отвечают.

















Рассматривают коллекцию, задают вопросы.








Рассматривают известняк – ракушечник, отмечают наличие в нём раковин, заметных невооружённым глазом.

Рассматривают рис. 78, где заметны останки раковин моллюсков.


5.

Этап обобщения и систематизации знаний.


Ответьте на вопросы:

1. Как можно узнать о том, какой была наша планета в далёком прошлом?

2. Назовите промежутки времени, на которые подразделяют историю Земли?

3. Какое строение имели первые живые обитатели Земли?

Как они питались?

4. Назовите группу растений, возникшую на Земле раньше других.



Отвечают на вопросы. Вступают в дискуссию.

6.

Домашнее задание.

п. 22.

По желанию!

Нарисуйте или опишите любое древнее растение или животное.


Записывают в дневники домашнее задание.

7.

Рефлексия.

Учитель:

-предлагает вспомнить тему и цели урока;

-достигли ли мы целей урока.


Продолжите предложения:

- я узнал…

-мне понравилось...

-вызвало затруднения…

Ученики:

- называют тему и задачи урока.

-Отмечают наиболее трудные этапы урока.

- Определяют степень совместного продвижения к цели.

- Отмечают успешные ответы, интересные вопросы.

8.

Этап подведения итогов учебного занятия.

Даёт качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся.

Высказывать оценочные суждения о работе партнера.




Приложение 1.

Закончите предложения:

1. За несколько миллионов лет в водной среде кроме многоклеточных водорослей возникли животные, такие, как медузы, … .

2.Из осевших на дно раковин моллюсков и панцирей рачков под давлением толщи воды сформировалась осадочная порода … .

Закончите предложения:

1. За несколько миллионов лет в водной среде кроме многоклеточных водорослей возникли животные, такие, как медузы, … .

2.Из осевших на дно раковин моллюсков и панцирей рачков под давлением толщи воды сформировалась осадочная порода … .

3.Более 410 миллионов лет назад начали осваивать сушу … .

4.Среди растений позже всех возникли … растения.

5. 150 млн. лет назад на Земле господствовали динозавры, которые спустя 100 лет вымерли и уступили место … .






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!