ФИО учителя : | Светчикова Ирина Владимировна |
Предмет: | Физика |
Класс: | 8 Б |
Дата: | 17.09.2020г |
Авторы УМК: | А. В. Перышкин, Москва Дрофа2017г |
Тема урока: | «Излучение». |
Тип урока: | Урок систематизации и обобщения знаний и умений. |
Цели деятельности учителя: | Главная дидактическая цель: Объяснить и закрепить понятия по теме «Теплопроводность, конвекция и излучение», , Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению представления о способах теплопередачи и их роли в природе, быту, технике. Личностные: Способствовать развитию познавательной деятельности учащихся, интереса к физике, ученик учится планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат своей деятельности, демонстрировать навыки самостоятельной работы, осуществлять анализ своей деятельности, формулировать свое мнение, адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: Умения определять и формировать цели на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий при выполнении упражнении на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уроке. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предложение, учить извлекать пользу из образовательного опыта; Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, воспитание стремления к преодолению трудностей в процессе интеллектуальной деятельности; Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемые образовательные результаты: | Предметные: повторить и обобщить знания, учащихся по основным понятиям по теме: теплопередача,; закрепить новые понятия: теплопроводность, конвекция и излучение выявить уровень усвоения учащимися материала по новой теме, продолжить работу над развитием умений различать виды теплопередачи, формирование представлений о способах теплопередачи, формирование научного мировоззрения учащихся Личностные: Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановки познавательных задач, раскрытия связи теории и опыта, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления. Метапредметные: Регулятивные: - Уметь определять и формировать цели на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий при выполнении упражнении на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уроке на уровне адекватной ретроспективной оценки. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предложение. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в классе и следовать им. Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке |
Организация пространства: | Фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа. |
Технологическая карта урока |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Ход урока | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
1. Организационный этап |
Приветствует учащихся и высказывает пожелания плодотворной работы. | Отвечают на приветствие учителя. Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем Слушание учителя | Мобилизуют силы и энергию, прогнозируют результат и уровень усвоения. Умение настраиваться на занятие |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
На прошлом уроке мы узнали, что внутренняя энергия тела может изменяться без совершения работы над телом, то есть передаваться от одного тела другому или от одной части тела к другой. (слайд презентации с разными видами теплопередачи). Одинаковыми ли способами передается тепло от одного тела к другому? Сколько видов теплопередачи можно выделить? Чем они отличаются? Объявляет тему урока и раскрывает обучающие цели. Акцентирует внимание на основных моментах изученного материала Обсуждает с учащимися ранее изученное Ставит проблемные вопросы | Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока «Виды теплопередачи». Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. | Взаимодействуют с учителем Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. | Контроль правильности ответов обучающихся Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
3. Актуализация знаний |
«Давайте построим энергосберегающий дом». На столе у каждого ученика три набора картинок по теме: теплопроводность, конвекция, излучение. Ученик выбирает понравившийся набор картинок. Теплопроводность. 1. Выберете материал для строительства стен дома. 2.Выберете материал для отопительной системы 3. Объясните, почему вы сделали такой выбор? Конвекция. 1.Расположите окна с проветривающей системой в квартире и выберете их дизайн. 2.Расположите отопительную систему в квартире. 3. Объясните, почему вы сделали такой выбор? Излучение. 1.Выберете цвет оконного стекла для стеклопакетов.. 2. Подберите цвет внешней и внутренней отделки дома и квартиры. 3. Объясните, почему вы сделали такой выбор? Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит на экран примеры правильных решений поставленных задач. Показывает практическую значимость изучаемого материала. Актуализирует субъектный опыт учащихся | Выбирают задание, Работают с раздаточным материалом. Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях. Рецензируют ответы товарищей. Компетенция обучающихся в области физики. | Сотрудничают с учителем и сверстниками. Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Слушание учителя и свертников. Умение выражать свои мысли. Развитие монологическая речь Регулирование своего поведение и поведения товарищей. | Развитие регуляции учебной деятельности. Взаимоконтроль выполнения задания в группах. Регуляция учебной деятельности. Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
4. Первичное усвоение новых знаний |
Конвекция – это процесс переноса энергии потоками жидкости или газа. Демонстрация: Подержим руку над пламенем свечи (не ниже 20 см от пламени). Вывод: Горячий воздух от свечи поднимается вверх. Мы выяснили, что тепло (энергия) может передаваться в результате теплопроводности или конвекции. В обоих случаях необходимо вещество: при теплопроводности тепло передаётся в результате движения и взаимодействия молекул, а при конвекции переносится струями жидкости или газа. Излучение - процесс переноса энергии невидимыми лучами. Демонстрация: Зависимость способности тела поглощать тепло от цвета поверхности. Опыт с теплоприемником и манометром. Вывод: Тела с чёрной поверхностью поглощают излучение лучше, чем с белой или серебристой поверхностью. Объясняет новый материал. Демонстрирует физический эксперимент. Обеспечивает осмысление метода исследования изучаемых знаний | Слушают учителя. Наблюдают за физическим экспериментом учителя и видеофрагментами. Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе. Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы. | В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы. Обсуждают выводы. Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
| | | |
6. Первичное закрепление |
Работа в группах. Учащимся выдаются карточки с вопросами о разных видах теплопередачи. Почему подвал – самое холодное место в доме? Каким способом охлаждается воздух в комнате зимой при открытой форточке? Какое практическое значение имеют полученные вами знания об излучении? Объясните как и почему происходит перемещение воздуха над нагретой лампой. Почему конвекция не возможна в твердых телах. Почему форточки для проветривания комнаты помещают в верхней части окна? В каком из двух сосудов закипит быстрее вода? Одни сосуд светлый, а другой закопченный. Почему в светлом чайнике горячая вода остывает дольше, чем в темном? Все ли было на уроке понятно? Было ли на уроке интересно? Усвоена ли тема урока? Индивидуальная работа: Тест по теме : Виды теплопередачи. | Распознают и воспроизводят изученный материал. Принимают участие в обсуждениях. Ставят вопросы своим товарищам и учителю Объясняют более слабым учащимся непонятные места. Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. Рецензирование ответов товарищей. Оценивание ответов и их корректировка. | Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме. Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Показывают владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регулирования своего действия. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля. |
7. Домашнее задание(информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению) |
Д/З Прочитайте §4,5,6 стр.10-18 , Упр.5 стр.20(термос) Подготовьте презентацию по одной из тем: «Учёт и использование разных видов теплопередачи в быту», «Что такое парниковый эффект?», «Теплопередача и животный мир». | Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради. Анализируют возможность отбора и сравнение материала по нескольким источникам, возможность работы с научно-популярной литературой; возможность находить несколько вариантов решения познавательной задачи (проблемы). Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем Слушание учителя | Осознают качество и уровень усвоения. Определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составляют план и последовательность действий. Регуляция учебной деятельности. Мотивация волевой саморегуляции. |
8. Рефлексия(подведение итогов занятия) |
Можно ли считать выполненной задачу, поставленную в начале урока? Какие новые термины мы изучили на уроке? Что они означают? Чему вы научились? Как вы можете использовать на практике полученные знания? | Отвечают на вопросы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывания в устной форме. Рефлексируют. Умение делать выводы. | Умение обсуждать содержание урока во фронтальном режиме. Понимают на слух ответы обучающихся. Формулируют собственное мнение и позицию. Взаимодействуют с учителем Уметь формулировать собственное мнение | Проводят контроль, самокрнтроль и коррекцию правильности ответов обучающихся Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |