СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по истории на тему "Первые революционные преобразования большевиков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по истории на тему "Первые революционные преобразования большевиков"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по истории на тему "Первые революционные преобразования большевиков"»


Технологическая карта конструирования урока: Комбинированный 10 класс

(укажите тип урока) (кл)

Учитель: Абузярова Рамиля Рустямовна

(ФИО полностью)


Предмет


История России

Класс


10


Тема урока



Первые революционные преобразования большевиков

Цели урока



  Познакомить учащихся с первыми преобразованиями большевиков.

Задачи урока



  1. Рассмотреть первые декреты, постановления советской власти.

  2. Выявить почему большевики согласились на созыв Учредительного собрания.

  3. Охарактеризовать организацию власти советов.

  4. Рассмотреть как строилась Красная армия.

  5. Проанализировать условия заключения Брестского мира.

  6. Выделить в чем заключались особенности Конституции РСФСР 1918 г.

Планируемые образовательные результаты



Предметные


Метапредметные

Личностные

- Называют первые декреты и постановления советской власти.

- Анализируют почему большевики согласились на созыв Учредительного собрания.

- Характеризуют организацию власти советов.

- Выделяют особенности Красной армии.

- Анализируют условия заключения Брестского мира.

- Выделяют особенности Конституции РСФСР 1918 Г.






Познавательные:

-Поиск и выделение необходимой информации.

-Осмысление прочитанной или услышанной информации.

-Извлечение необходимой информации.

-Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту.

-Определение основной и второстепенной информации.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Аргументирование своей точки зрения.


Коммуникативные:

-Умение организовывать сотрудничество с учителем и учениками.

- Умение слушать друг друга, учитывать позиции других людей.

- Умение полно и точно выражать свои мысли.


Регулятивные:

-Поиск и устранение причин возникших трудностей.

- Постановка учебной задачи, определение последовательности действий.

-Желание к самостоятельному поиску исторической информации к уроку.

- Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению.

-Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

-Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать.

- Почтительное отношение к прошлому своей страны.

- Уважительное отношение к своему Отечеству, воспитание в духе патриотизма.



Условия реализации урока


Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)

Оборудование

Презентация

«Первые революционные преобразования большевиков»

Учебник: История России. 10 класс. Учеб. для общеобраз. организаций. В 3 ч. Ч. 1/ под ред. А.В. Торкунова. М.- Просвещение, 2016. – 175 с.


История России. Хрестоматия. 6—10 классы. В 2-х частях Часть 2 (Электронная форма)

История России. Поурочные рекомендации.10 класс: пособие для учителей общеобразов. организаций / Т.П.Андреевская. – М. : Просвещение, 2015. – 240 с.

Учебник

Компьютер, проектор.

На доске:   число, тема урока, домашнее задание.

Раздаточный материал: тест.

Основные

понятия

Декрет — правовой акт, постановление органа власти или должностного лица.

Аннексия  — насильственное присоединение государством всей или части территории другого государства в одностороннем порядке.

Контрибуция  — платежи, налагаемые на проигравшее государство в пользу государства-победителя.

Сепаратный мир — мирный договор, заключённый одним из участников воюющей коалиции без ведома и(или) согласия союзников. Сепаратный мир обычно заключается до всеобщего прекращения войны.

Основные

даты

Октябрь 1917 г. – II Всероссийский съезд Советов: принятие декрета о мире и Декрета о земле.

Ноябрь 1917 г. – принятие Декларации прав народов России.

Декабрь 1917 г. – создание Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК)

5 – 6 января 1917 г. – Учредительное собрание.

Январь 1918 г. – создание регулярной Красной армии (РККА)

3 марта 1918 г. – подписание Советским Правительством Брестского мира с Германией и выход России из Первой мировой войны.

Июль 1918 г. – принятие первой советской Конституции России.

Персоналии

В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, Я. М. Свердлов, А.Г. Железняков, Ф.Э. Дзержинский, Н.И. Бухарин

Форма

проведения урока

Рассказ учителя + самостоятельная работа учащихся.

Этап урока

(с хронометражем)

Действия

учителя

Действия

учеников

Формирование

УУД

Организационный

(2 мин.)

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, проверяет отсутствующих.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Умение организовать рабочее место.

Проверка домашнего задания

(10 мин.)

Раздает задания в тестовой форме, контролирует время и процесс выполнения заданий.


Выполняют тестовые задания разной степени сложности.

Умение работать с тестовыми заданиями.

Определение задач данного урока

(1мин.)

Сообщает тему и план урока. Определяет цель и ставит соответствующие задачи.

Записывают в тетрадь.

Внимательно слушают, осмысление цели и задач урока. Первичное усвоение темы урока.

Умение анализировать.

Изучение нового материала

    1. мин.)

  1. Первые декреты новой власти.

Рассказ учителя с помощью презентации.


  1. Учредительное собрание.

Дает задание учащимся: прочитайте пункт на стр.45-46 и ответьте на вопрос:

- Почему большевики созвали, а затем распустили Учредительное Собрание?





















































  1. Организация власти Советов.

Рассказ учителя с помощью презентации




  1. Создание новой армии и спецслужб.

Дает задание учащимся: прочитайте пункт на стр.46- 48 ответить на вопрос:

- Как строилась Красная армия? В чем было ее основное отличие от армии Российской империи?







































































  1. Брестский мир.

Рассказ учителя с помощью презентации.


Задает вопросы учащимся:

- Какие точки зрения существовали по поводу заключения мира с Германией?

- Каковы были условия Брестского мира?
































































  1. Первая Конституция России 1918 г..

Дает задание учащимся: прочитайте пункт на стр.49 ответить на вопрос:

- В чем заключались особенности Конституции РСФСР 1918 г.?



Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию и записывают основные даты.


Читают учебник и отвечают на вопрос учителя.

- Идея Учредительного собрания была очень популярна в народе, и большевики не рискнули отменить выборы, назначенные на 12 ноября 1917 г. ещё Временным правительством. Но ито­ги народного волеизъявления их разочаровали.

28 ноября в Петрограде прошла демонстрация в поддержку Учредительного собрания. В тот же день Ленин подписал Декрет об аресте вождей Гражданской войны против революции, в котором кадеты были объявлены «партией врагов народа», а её лидеры подлежали аресту и революционному суду.

5 января 1918 г., в день открытия Учредительного собра­ния, в Петрограде прошла демонстрация в его защиту, орга­низованная эсерами и меньшевиками. По приказу властей она была расстреляна. Учредительное собрание проходило в напряжённой атмосфере противостояния. Зал заседаний был наводнён вооружёнными матросами, сторонниками большевиков.

Председатель ВЦИК большевик Я. М. Свердлов зачитал декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятую ВЦИК 3 января, и предложил её одобрить, узако­нив тем самым существование советской власти и её первые декреты. Депутаты ответили отказом и начали дискуссию по предложенным эсерами проектам законов о мире и зем­ле. 6 января рано утром большевики огласили декларацию о своём уходе с Учредительного собрания. Вслед за ними заседание покинули левые эсеры. Обсуждение, затянувшееся за полночь, прервал начальник охраны матрос А. Г. Желез­няков: «Караул устал». В ночь с 6 на 7 января 1918 г. ВЦИК принял Декрет о роспуске Учредительного собрания.




Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию и записывают основные даты.





Читают учебник и отвечают на вопрос учителя.

- 15 января 1918 г. декрет Совнаркома провозгласил создание Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА). 29 января был образован Красный Флот (РККФ).

Применявшийся поначалу добровольческий принцип комплектования Красной Армии приводил к организационной разобщённости, децентрализации в управлении войсками.. В июле 1918 г. был опубликован декрет о всеобщей воинской повинности мужского населения в возрасте от 18 до 40 лет.

Большое внимание уделялось формированию командных кадров. В 1917—1919 гг., помимо краткосрочных курсов и школ для подготовки среднего командного звена, были открыты высшие военные учебные заведения. В марте 1918 г. было опубликовано извещение о привлечении на службу военных специалистов царской армии. Привлечение военспецов сопровождалось строгим «классовым» контролем за их деятельностью. С этой целью в апреле 1918 г. в войсках и на флоте был введён институт военных комиссаров, надзиравших за командными кадрами и осуществлявших политическое воспитание матросов и красноармейцев.

В сентябре 1918 г. была создана единая структура управления войсками фронтов и армий. Во главе каждого фронта (армии) назначался Революционный военный совет (Реввоенсовет, или РВС), состоявший из командующего фронтом (армией) и двух комиссаров. Возглавлял все военные учреждения Реввоенсовет республики во главе с Л. Д. Троцким, который занял также пост наркома по военным и морским делам. Были приняты меры по ужесточению дисциплины. В ноябре 1918 г. был образован Совет Рабочей и Крестьянской Обороны во главе с В. И. Лениным, сосредоточивший в своих руках всю полноту государственной власти. 7 декабря 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Возглавил ВЧК Ф. Э. Дзержинский. В отличие от распущенного 5 декабря ВРК ВЧК являлась «прямым органом коммунистической партии». Основными направлениями деятельности чекистов стали пресечение любых действий контрреволюции, предание суду ревтрибунала всех саботажников и контрреволюционеров, выработка мер борьбы с ними.



Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию и записывают основные даты.

Отвечают на вопросы учителя:

- В ноябре 1917 г. народный комиссар по иностранным делам Л. Д. Троцкий обратился к правительствам всех воюющих держав с предложением о заключении всеобщего демократического мира. Согласие на переговоры было получено только от Германии. Согласно учению о мировой революции следовало начать революционную войну. Этого не произошло. Став главой государства, В. И. Ленин резко изменил своё отношение к этому вопросу. Он потребовал немедленно заключить сепаратный мир с Германией. Он понимал, что советское правительство не имеет достаточно сил для успешной революционной войны.

Против предложения Ленина выступила группа видных большевиков во главе с Н. И. Бухариным, названных позднее «левыми коммунистами». Они настаивали на продолжении революционной войны: ненависть к большевикам объединит воюющие державы для совместного похода против советской власти, и спасёт её только мировая революция. Мир с Германией, считали они, — это отказ от мировой революции. Данную позицию поддержали левые эсеры.

Компромиссное мнение высказал Троцкий: «Войну не прекращаем, армию демобилизуем, но мира не подписываем». Он полагал, что Германия не в состоянии вести крупные наступательные операции и у большевиков нет необходимости дискредитировать себя переговорами. К сепаратному миру Троцкий был готов только в случае немецкого наступления. Тогда международному рабочему движению станет ясно, что мир — это вынужденная мера, а не сговор.

- 3 марта 1918 г. в Брест-Литовске был заключён сепаратный договор о мире между Россией и Германией. По условиям Брестского мира от России отторгались Польша, Литва, часть Латвии, Белоруссии и Закавказья. Войска выводились из Латвии и Эстонии, Финляндии, получившей независимость раньше, Украины, где по приглашению её правительства размещались австро-германские части.

14—16 марта в Москве IV Чрезвычайный съезд Советов ратифицировал Брестский мирный договор.





Отвечают на вопросы учителя.

- В июле 1918 г. собрался V Всероссийский съезд Советов. Главным итогом его работы стало принятие Конституции РСФСР. Она законодательно оформила установление диктатуры пролетариата в форме советской власти. Диктатура пролетариата вводилась с целью подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации и построения социализма. В Конституции закреплялось федеративное устройство страны и её название — Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР). Высшим органом власти признавался Всероссийский съезд Советов, а в промежутках — избранный им ВЦИК. Исполнительная власть принадлежала СНК.

Конституция перечисляла основные права и обязанности граждан. Все были обязаны трудиться («Не трудящийся да не ест»), охранять завоевания революции, защищать социалистическое Отечество.

Лица, использующие наёмный труд с целью извлечения прибыли или живущие на нетрудовые доходы, бывшие служащие царской полиции, священники лишались избирательных прав. За рабочими закреплялись избирательные преимущества: 5 голосов крестьян приравнивались к одному голосу рабочего. V съезд утвердил флаг и герб РСФСР.



Осмысление услышанной информации. Умение структурировать знания.


Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений.

Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту.





















































Осмысление услышанной информации. Умение структурировать знания.





Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений.

Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту.






































































Осмысление услышанной информации. Умение структурировать знания.

Умение полно и точно выражать свои мысли, умение аргументировать свою точку зрения.




































































Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений.

Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту.



Закрепление изученного материала

(3мин.)

Прочитать документы на стр. 50 и ответить на вопросы к нему.

Читают документ и отвечают на вопросы.

Умение полно и точно выражать свои мысли, умение аргументировать свою точку зрения.

Итоги урока. Рефлексия.

(2 мин.)

Беседа с учащимися по вопросам:

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Назовите первые декреты, постановления советской власти?

- Почему большевики согласились на созыв Учредительного собрания?

- Перечислите условия Брестского мира?

- В чем заключались особенности Конституции РСФСР 1918 г.?

Выставляет отметки за урок.

Отвечают на вопросы учителя.

Умение полно и точно выражать свои мысли, умение аргументировать свою точку зрения.


Домашнее задание

(2 мин.)

Объясняет выполнение домашнего задания: учить параграф 5.

Записывают домашнее задание в дневник.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!