- Называют первые декреты и постановления советской власти. - Анализируют почему большевики согласились на созыв Учредительного собрания. - Характеризуют организацию власти советов. - Выделяют особенности Красной армии. - Анализируют условия заключения Брестского мира. - Выделяют особенности Конституции РСФСР 1918 Г. | Познавательные: -Поиск и выделение необходимой информации. -Осмысление прочитанной или услышанной информации. -Извлечение необходимой информации. -Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту. -Определение основной и второстепенной информации. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Аргументирование своей точки зрения. Коммуникативные: -Умение организовывать сотрудничество с учителем и учениками. - Умение слушать друг друга, учитывать позиции других людей. - Умение полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные: -Поиск и устранение причин возникших трудностей. - Постановка учебной задачи, определение последовательности действий. | -Желание к самостоятельному поиску исторической информации к уроку. - Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению. -Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. -Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать. - Почтительное отношение к прошлому своей страны. - Уважительное отношение к своему Отечеству, воспитание в духе патриотизма. |
Изучение нового материала мин.) | Первые декреты новой власти. Рассказ учителя с помощью презентации. Учредительное собрание. Дает задание учащимся: прочитайте пункт на стр.45-46 и ответьте на вопрос: - Почему большевики созвали, а затем распустили Учредительное Собрание? Организация власти Советов. Рассказ учителя с помощью презентации Создание новой армии и спецслужб. Дает задание учащимся: прочитайте пункт на стр.46- 48 ответить на вопрос: - Как строилась Красная армия? В чем было ее основное отличие от армии Российской империи? Брестский мир. Рассказ учителя с помощью презентации. Задает вопросы учащимся: - Какие точки зрения существовали по поводу заключения мира с Германией? - Каковы были условия Брестского мира? Первая Конституция России 1918 г.. Дает задание учащимся: прочитайте пункт на стр.49 ответить на вопрос: - В чем заключались особенности Конституции РСФСР 1918 г.? | Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию и записывают основные даты. Читают учебник и отвечают на вопрос учителя. - Идея Учредительного собрания была очень популярна в народе, и большевики не рискнули отменить выборы, назначенные на 12 ноября 1917 г. ещё Временным правительством. Но итоги народного волеизъявления их разочаровали. 28 ноября в Петрограде прошла демонстрация в поддержку Учредительного собрания. В тот же день Ленин подписал Декрет об аресте вождей Гражданской войны против революции, в котором кадеты были объявлены «партией врагов народа», а её лидеры подлежали аресту и революционному суду. 5 января 1918 г., в день открытия Учредительного собрания, в Петрограде прошла демонстрация в его защиту, организованная эсерами и меньшевиками. По приказу властей она была расстреляна. Учредительное собрание проходило в напряжённой атмосфере противостояния. Зал заседаний был наводнён вооружёнными матросами, сторонниками большевиков. Председатель ВЦИК большевик Я. М. Свердлов зачитал декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятую ВЦИК 3 января, и предложил её одобрить, узаконив тем самым существование советской власти и её первые декреты. Депутаты ответили отказом и начали дискуссию по предложенным эсерами проектам законов о мире и земле. 6 января рано утром большевики огласили декларацию о своём уходе с Учредительного собрания. Вслед за ними заседание покинули левые эсеры. Обсуждение, затянувшееся за полночь, прервал начальник охраны матрос А. Г. Железняков: «Караул устал». В ночь с 6 на 7 января 1918 г. ВЦИК принял Декрет о роспуске Учредительного собрания. Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию и записывают основные даты. Читают учебник и отвечают на вопрос учителя. - 15 января 1918 г. декрет Совнаркома провозгласил создание Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА). 29 января был образован Красный Флот (РККФ). Применявшийся поначалу добровольческий принцип комплектования Красной Армии приводил к организационной разобщённости, децентрализации в управлении войсками.. В июле 1918 г. был опубликован декрет о всеобщей воинской повинности мужского населения в возрасте от 18 до 40 лет. Большое внимание уделялось формированию командных кадров. В 1917—1919 гг., помимо краткосрочных курсов и школ для подготовки среднего командного звена, были открыты высшие военные учебные заведения. В марте 1918 г. было опубликовано извещение о привлечении на службу военных специалистов царской армии. Привлечение военспецов сопровождалось строгим «классовым» контролем за их деятельностью. С этой целью в апреле 1918 г. в войсках и на флоте был введён институт военных комиссаров, надзиравших за командными кадрами и осуществлявших политическое воспитание матросов и красноармейцев. В сентябре 1918 г. была создана единая структура управления войсками фронтов и армий. Во главе каждого фронта (армии) назначался Революционный военный совет (Реввоенсовет, или РВС), состоявший из командующего фронтом (армией) и двух комиссаров. Возглавлял все военные учреждения Реввоенсовет республики во главе с Л. Д. Троцким, который занял также пост наркома по военным и морским делам. Были приняты меры по ужесточению дисциплины. В ноябре 1918 г. был образован Совет Рабочей и Крестьянской Обороны во главе с В. И. Лениным, сосредоточивший в своих руках всю полноту государственной власти. 7 декабря 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Возглавил ВЧК Ф. Э. Дзержинский. В отличие от распущенного 5 декабря ВРК ВЧК являлась «прямым органом коммунистической партии». Основными направлениями деятельности чекистов стали пресечение любых действий контрреволюции, предание суду ревтрибунала всех саботажников и контрреволюционеров, выработка мер борьбы с ними. Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию и записывают основные даты. Отвечают на вопросы учителя: - В ноябре 1917 г. народный комиссар по иностранным делам Л. Д. Троцкий обратился к правительствам всех воюющих держав с предложением о заключении всеобщего демократического мира. Согласие на переговоры было получено только от Германии. Согласно учению о мировой революции следовало начать революционную войну. Этого не произошло. Став главой государства, В. И. Ленин резко изменил своё отношение к этому вопросу. Он потребовал немедленно заключить сепаратный мир с Германией. Он понимал, что советское правительство не имеет достаточно сил для успешной революционной войны. Против предложения Ленина выступила группа видных большевиков во главе с Н. И. Бухариным, названных позднее «левыми коммунистами». Они настаивали на продолжении революционной войны: ненависть к большевикам объединит воюющие державы для совместного похода против советской власти, и спасёт её только мировая революция. Мир с Германией, считали они, — это отказ от мировой революции. Данную позицию поддержали левые эсеры. Компромиссное мнение высказал Троцкий: «Войну не прекращаем, армию демобилизуем, но мира не подписываем». Он полагал, что Германия не в состоянии вести крупные наступательные операции и у большевиков нет необходимости дискредитировать себя переговорами. К сепаратному миру Троцкий был готов только в случае немецкого наступления. Тогда международному рабочему движению станет ясно, что мир — это вынужденная мера, а не сговор. - 3 марта 1918 г. в Брест-Литовске был заключён сепаратный договор о мире между Россией и Германией. По условиям Брестского мира от России отторгались Польша, Литва, часть Латвии, Белоруссии и Закавказья. Войска выводились из Латвии и Эстонии, Финляндии, получившей независимость раньше, Украины, где по приглашению её правительства размещались австро-германские части. 14—16 марта в Москве IV Чрезвычайный съезд Советов ратифицировал Брестский мирный договор. Отвечают на вопросы учителя. - В июле 1918 г. собрался V Всероссийский съезд Советов. Главным итогом его работы стало принятие Конституции РСФСР. Она законодательно оформила установление диктатуры пролетариата в форме советской власти. Диктатура пролетариата вводилась с целью подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации и построения социализма. В Конституции закреплялось федеративное устройство страны и её название — Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР). Высшим органом власти признавался Всероссийский съезд Советов, а в промежутках — избранный им ВЦИК. Исполнительная власть принадлежала СНК. Конституция перечисляла основные права и обязанности граждан. Все были обязаны трудиться («Не трудящийся да не ест»), охранять завоевания революции, защищать социалистическое Отечество. Лица, использующие наёмный труд с целью извлечения прибыли или живущие на нетрудовые доходы, бывшие служащие царской полиции, священники лишались избирательных прав. За рабочими закреплялись избирательные преимущества: 5 голосов крестьян приравнивались к одному голосу рабочего. V съезд утвердил флаг и герб РСФСР. | Осмысление услышанной информации. Умение структурировать знания. Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений. Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту. Осмысление услышанной информации. Умение структурировать знания. Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений. Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту. Осмысление услышанной информации. Умение структурировать знания. Умение полно и точно выражать свои мысли, умение аргументировать свою точку зрения. Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений. Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту. |