2.Актуализация знаний | Организует беседу -Ребята, сейчас я прочитаю Вам слова известного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина (портреты на доске), подумайте о чём идет речь? О чем так беспокойно рассказывает писатель?: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!». - Знаете ли вы, что раньше существовали такие живые существа, которых сейчас никто из нас нигде, даже в зоопарке встретить не может? Такие животные называются …. «вымершие». К сожалению, с каждым годом их становится всё больше, а причины этому самые разные. Давайте перечислим возможные причины вымирания видов животных и растений. | 1.Вырубка лесов на склонах 2. Все больше загрязняется воздух и водоемы. 3. пожары, которые уничтожают все. 4. Но больше всего вреда наносит природе человек. Огромные фабрики и заводы загрязняют окружающую среду. | Портрет писателя |
3.Постановка темы и цели урока | Беседа - Но только ли человек РАЗРУШАЕТ природу? Конечно, нет! Очень много существует мер помощи окружающей нас среде. Вот одна, но очень важная часть помощи живому миру, исходящая от человечества: - На доске изображена книга. Прочтите, как она называется. - А, что вы знаете о Красной Книге? - Ребята, кто догадался, о чем мы будем говорить, какова тема сегодняшнего урока? -Какие цели поставим перед собой? | Это книга, в которую занесены все исчезающие и исчезнувшие животные и растения «Красная книга Краснодарского края» | Презентация 2 слайд |
4. Первичное усвоение новых знаний | Работа в учебнике- тетради - Откройте учебник на странице 30, просмотрите бегло текст. - Найдите в тексте ответы на следующие вопросы: Кем была подготовлена самая первая красная книга? Почему эту книгу называют Красной? - Да, поэтому и решили назвать эту книгу Красной. А страницы у неё - разноцветные. Можно сразу определить, в каком положении находятся животные и растения. Черные страницы – показывают животных и растений, которых больше нет в природе. На желтых страницах – занесены животные и растения, количество которых стремительно уменьшается. На красных страницах –особо редкие, исчезающие. На белых страницах – показаны животные и растения численность которых очень мала Последние страницы Красной книги – зеленые. На них записаны животные, которых удалось спасти от вымирания. В каком году была учреждена Красная книга в нашей стране? А Красная книга нашего, Краснодарского, края? Основная задача Красной книги – уточнение и углубление знаний о редких и исчезающих видах растений и животных Кубани, с целью разработки мер по их охране. - Почему книгу регулярно переиздают? Красная книга содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных. Вы, наверное, устали? (Ходьба на месте.) Да! (Хлопки в ладоши.) И поэтому все встали. (Руки вверх — потянулись.) Дружно вытянули шеи (Наклоны вперед.) И как гуси зашипели: «Ш-ш-ш». (Повороты туловища влево-вправо.) Пошипели, помолчали И, как зайцы, поскакали. (Прыжки на месте.) Поскакали, поскакали И за кустиком пропали. Организует работу с дополнительной информацией и фотографиями редких птиц. - Обратите внимание на слайд. Здесь представлены некоторые обитатели Красной книги Краснодарского края. Чаще всего такие животные и птицы помещены в Кавказский заповедник, который находится на территории города Сочи. Что такое заповедник? У некоторых ребят, на партах лежат листочки, на которых дана информация о птицах, они сегодня будут моими помощниками. Стенолазы держатся исключительно в высоких скалистых горах, выбирая наиболее крутые утесы и обрывы. Здесь они с необычайной быстротой и ловкостью лазают по стенам утесов и обрывов. Бородач – это крупная мощная птица. В неволе бородачи живут около 50 лет, в природе обычно не больше 25. Населяют бородачи высокогорья, поднимаясь на высоту до 7000м над уровнем моря. От озерной чайки отличается мощным ярким клювом, черной головой и белыми концами крыльев. Населяет морские побережья, в не гнездовое время встречается в прибрежной полосе моря. Видеоролик о кудрявом пеликане и орлане-белохвосте Крупное животное длиной до 3,5 метров и высотой до 2 метров. На шее и груди бурая шерсть в виде гривы, а подбородок оканчивается бородой. Питается растениями, за сутки зубр съедает до 40 кг корма. Дрофа – одна из самых крупных птиц нашей страны. Прежде она водилась по всем степям Европы и Азии, теперь же можно встретить только единичных дроф. – А теперь поговорим о растениях, занесенных в Красную книгу Краснодарского края. Травянистый многолетник. Цветки красно-фиолетовые, реже розовые или почти белые. Декоративное, лекарственное растение. Численность быстро сокращается из-за массового уничтожения на зимние и ранневесенние букеты. Подснежник кавказский – редкий вид растения. Растут подснежники группами, образуя поляны. Растет на Кавказе, в горах, на опушках, в зарослях кустарников, лиственных лесах. Окрас цветков кавказского вида подснежников может быть как белым, так и с ярко-зелеными пятнами. Исчезает из-за сбора цветов в букеты, выгула скота. | - Появились новые виды исчезающих животных и растений, или наоборот, некоторые виды восстановлены. - Книгу переиздают регулярно, так как, к сожалению, всё больше и больше животных исчезают бесследно с нашей планеты. Заповедник – это охраняемые природные участки, где запрещена любая хозяйственная деятельность. Цель создания – сохранение природы в её естественном состоянии. | 3 слайд 4 слайд Карточки с тестом 5,6 слайд 7 слайд 8 слайд |
5. Первичное закрепление усвоенных знаний | - Рассмотрите иллюстрации в тетради на странице 31. Постарайтесь по описанию узнать, о каком животном или растении, занесённом в Красную книгу Краснодарского края, идёт речь. 1. Зубр (о нем уже говорили) 2. Лотос- один из древнейших цветов на земном шаре. Археологи находят его останки даже в Арктике. Лотос занесен в Красную книгу России, рвать его запрещено. 3. Жук – олень. Жук-олень является самым крупным жуком Европы. 4. Черноморская афалина (или дельфин). Промысел черноморской афалины строго запрещен! Практическая работа в паре Сейчас мы вместе соберем цветок правил защитников природы. У вас на столах лежат конверты. В этих конвертах лепестки цветов. Сейчас мы соберем с вами два цветка. Первый, цветок – «Вред природе». Второй цветок – «Защита природы». Собираем первый. Какой вред человек приносит природе? Найдите лепесток с нужным ответом, кто готов, поднимает руку? - вырубка лесов; - охота на животных; - загрязнение рек отходами; - промышленная деятельность; - уничтожение растений; - загрязнение почв. Ребята, вы ещё маленькие, но уже многое можете сделать для природы. Давайте соберем цветок правил защитников природы. - Не разорять птичьи гнезда. - Не уничтожать насекомых. - Не сорить в местах отдыха. - Не шуметь в лесу. - Не рвать цветов. - Не разводить костер. - Какой цветок вам больше нравится? | • Выполняют задания | Приложение 1 |