Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте ребята, меня зовут Валерия Сергеевна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. - Я очень рада видеть вас сегодня на уроке. Улыбнитесь друг другу, присаживайтесь. -Сегодня на уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя выводы. Проверьте свою готовность к уроку. На столах у вас должны лежать: учебник, дневник и пенал. | -Учащиеся приветствуют учителя; -Показывают свой настрой на урок; | Л1 Л1 Р1 П1 |
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии с выявлением места и причины затруднения | -Давайте начнем мы наш урок и вспомним, с творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? Молодцы, а теперь давайте дальше вспомним его биографию. - У вас на столах лежат цифры и слова, ваша задача объяснить какое отношение имеет данный материал к писателю. (5, 82, Спорт, Азбука, Ясная поляна). Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством одного из величайших классиков русской литературы – Льва Николаевича Толстого. - Давайте мы вместе отправимся в литературное путешествие, для того чтобы познакомиться с одним из его произведений вам нужно отгадать загадку, а ответ загадки будет являться названием произведения. В бинокль злюку разгляжу И капитану доложу. Знают все прекрасно — С ней играть опасно: Зубы острые как нож, Лучше ты ее не трожь! | -На прошлом уроке мы познакомились с творчеством Л.Н. Толстого; -5 – В семье Л.Н. Толстого было 5 детей. -82 – Л.Н. Толстой прожил 82 года. -Спорт – писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости. -Азбука – Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе. -Ясная поляна-место жительства Л. Толстого -Учащиеся слушают задание; -Акула; | П2 П3 П4 |
Построение проекта выхода из затруднений | Молодцы, а теперь сформулируйте тему урока? -Мы, действительно, будем сегодня работать с произведением Л.Н.Толстого. – Обратите внимание на выставку книг. Кто автор этих книг? – Как её можно назвать? Почему? Какие произведения читали самостоятельно? – Произведения, каких жанров писал Л. Н. Толстой? – О чём пишет этот автор? | -Л.Н.Толстой рассказ «Акула»; - Л.Н. Толстой; -Авторская; -Так как автор этих книг – Толстой; - Учащиеся называют произведения; - Басни, были, рассказы; -Пишет рассказы о животных, о людях, детях, природе. | П2 П3 П4 |
Реализация построенного проекта, выходя из затруднений | -На уроке окружающегоа мир мы говорили о морских животных. Что вы знаете об акулах? Плавание на кораблях было долгим, по нескольку месяцев, на корабле придумывали различные развлечения, иногда их обитатели попадали в самые невероятные ситуации. Что из этого вышло, мы сегодня и узнаем. -Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в произведении с таким названием? -Можно ли по названию определить, будет ли оно серьёзным, шуточным, смешным, поучительным? Так давайте же прочтем рассказ, и узнаем какой он. Учащиеся слушают рассказ | -Акула- страшная хищница моря. Акула-рыба прожорливая и хищная. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбёшкой. -В произведении будет говориться об акуле; - Нет, нельзя по названию определить каким будет рассказ; | Л1 Л2 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Понравилось вам произведение? -Было ли вам страшно? Когда? -Какие эпизоды запомнились больше всего? -За кого вы переживали? -К какому литературному жанру мы отнесем это произведение? Почему? -Назовите героев этого рассказа. Давайте прочитаем рассказ еще раз. ( Учащиеся читают текст по абзацам) - Почему капитан разрешил своей команде искупаться? Как мальчики оказались в открытом море? - Почему, когда все пытались спасти мальчиков, отец,одного из них , стоял на палубе и ничего не предпринимал? Как автор описал состояние отца? Что подтолкнуло артиллериста к решительным действиям? -Как действовал артиллерист? - Почему все, кто был на палубе, замерли от страха в этот момент? -Расскажите, как повёл себя отец мальчика после того как выстрелил? -Почему он так сделал? - Тогда зачем он принял решение стрелять? - Прочитайте. В какой момент артиллерист понял, что трагедии удалось избежать? -Что вы можете сказать об этом человеке? Какой он? - Скажите, как по вашему, легко ли отцу было принять такое решение? Действительно, бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может зависеть жизнь другого человека. - Почему Л.Н.Толстой написал этот рассказ? Что он хотел донести до нас? Молодцы, а теперь давайте встанем и немного отдохнем. А над морем — мы с тобою! Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем — мы с тобою! Мы теперь плывём по морю. И резвимся на просторе. Веселее загребай. И дельфинов догоняй. | -Да, произведение понравилось; -Было очень страшно; -Когда ребята не слышали, что им кричали про акулу; -Больше всего мне запомнился эпизод, когда ребята услышали, что им кричали; - Переживали за ребят; -Можно назвать его поучительным; - Ну потому что ребятам стало тесно купаться в парусе и они решили выплыть из него и не подумав о том, что там могут быть хищные рыбы; - Матросы, два мальчика, старый артиллерист; -День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и, точно из топлёной печки, несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары; -Мальчики первые попрыгали в воду, но им стало тесно в парусе и они вздумали плавать наперегонки в открытом море; -Его сковал страх и отчаяние за детей, за сына. Мальчики были на волоске от смерти. А акулы, как известно, безжалостны; -Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей; -Мальчики снaчaлa не слышали того, что им кричали, и не видели акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услышали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны. Визг этот как будто разбудил aртиллеристa; -Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль; -Всем было страшно. Ведь снаряд мог попасть в мальчиков; -Он упал возле пушки и закрыл лицо руками; -Ему было страшно. Результат не мог предвидеть никто; -В этой ситуации это всё, что он мог сделать для мальчиков; -Когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом этот ропот стал сильнее, и наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик; -Сильный духом человек, мужественный, решительный, опытный; -Нет, но когда он понял что ребята на волоске от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость,ответственность придали ему уверенности -Чтобы показать самоотверженность любви родителей к детям. Чтобы ещё раз показать, как переживают родители за нас -Учащиеся встают и проводиться физминутка; | Л1 Л2 |
Включение в систему знаний | -Молодцы, ребята, никогда не нужно теряться в различных ситуациях. Всегда старайтесь найти правильное решение, как это сделал отец одного из мальчиков. -Наше путешествие благополучно закончилось. Мы возвращаемся в свой порт-класс, оживленные, радостные, что все закончилось хорошо. - Я предлагаю вместе составить синквейн. 1.Написать имя существительное по теме. 2.Два имени прилагательных 3.Три слова-действия 4.Предложение 5.Слово-смысл тем | Акула Огромная, кровожадная. Плавает, нападает, поедает. У акулы острые зубы. Хищник. | П2 П3 П4 |