2024 г.
Тема: Оценка взаимоотношений взрослых и детей на примере рассказа Е.А. Пермяка «Случай с кошельком»
Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о содержании рассказа Е.А. Пермяка «Случай с кошельком»; формирование умения оценивать поступки людей.
Личностные: эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев; способность к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев.
Предметные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной и групповой деятельности;
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока; читать в соответствии с целью чтения.
Коммуникативные: строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы
Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации; выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений;
№ | Этап урока, цель этапа, время | Методы и приёмы обучения | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Формы работы |
1 | Мотивационный этап | Словесный | Здравствуйте, ребята. Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики.. Сядьте ровненько и красиво. | Приветствуют | Фронтальная |
2 | Речевая разминка | Словесный | Перед тем, как познакомиться с темой урока и новым произведением, ребята, мы с вами проведём речевую разминку. Жу – жу – жу – молоко дадим ежу. Жа – жа – жа – есть иголки у ежа. Жи – жи – жи – здесь живут ежи. Же – же – же – дождь прошел уже. Жо – жо – жо – лужок, снежок, пирожок, творожок. Прочитаем все вместе 1 ряд прочитает медленно, 2 ряд прочитает быстрее, 3 ряд ускоренно | Читают | Фронтальная |
3 | Проверка дз | Словесный Наглядный | Домашним заданием у вас было выучить наизусть стихотворение Плещеева «Песня матери» Оцениваю | Рассказывают | Индивидуальная |
4 | Самоопределение деятельности Цель: подвести учащихся к теме урока. 2 мин | Словесный (беседа, загадка) Наглядный | Прочитайте предложения с указанной интонацией\настроением Я нашел гриб-радостно Я нашел друга – с гордостью Я нашел себе проблему – грустно С какой интонацией\настроением прочитаем это высказывание? Я нашел кошелек - … Почему? Читают А когда можно сообщить о кошельке уже с хорошим настроением? Соберите пословицу. Жизнь добрые дела дана на Цитатой к сегодняшнему уроку возьмем эту пословицу. А почему я выбрала эти слова – вы скажете в конце урока. Эти слова принадлежат Евгению Пермяку, автора сегодняшнего нашего произведения, над которым будем работать. Посмотрите на иллюстрацию к произведению(слайд), как вы думаете, о чем будет произведение? Сегодня мы познакомимся с рассказом Евгения Андреевича Пермяка «Случай с кошельком» | Радостно С гордостью Грустно Ответы детей Грустно Кто-то сейчас его ищет Когда вернешь хозяину Жизнь дана на добрые дела О случае мальчика и бабушка | В парах Фронтальная |
5 | Подготовительная работа 2 мин | Словесный (опрос) Наглядный (иллюстрация) | Послушайте немного об авторе. Евгений Андреевич Пермяк родился в 1902 году на Урале. Он прожил там более тридцати лет. Ещё в детстве он познакомился с жизнью заводов, приисков Урала. Евгений Пермяк изучил пять ремёсел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Большинство его произведений посвящено труду, взаимоотношениям в семье. Настоящая фамилия писателя – Виссов, но когда он стал писать, то предпочел псевдоним Пермяк – по названию города, который сыграл огромную роль в его творчестве. Его книги открывают нам тайны окружающего мира. Уральский сказочник, мудрый писатель обладал особенным даром – видеть мир глазами детей, общаться с ними на понятном языке. | Слушают | Фронтальная |
6 | Словарная работа | | В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Посмотрите на слайд, сопоставьте слово и определение: Кошёлка – небольшая корзинка Выронила – уронила Растеряха – человек, который постоянно что-то теряет, забывает Неблагодарная – человек, который не испытывает чувства благодарности Сунула – положила | Выполняют | |
7 | Первичное восприятие 1 мин | Словесный (рассказ) | Сейчас я вас познакомлю с началом произведения. Слушайте внимательно, и подумайте, как бы вы поступили на месте героя рассказа? Сейчас откройте рассказ, мы продолжим его читать, чтобы узнать, как поступил Костя. | Слушают Ответы детей | Фронтальная |
8 | Проверка первичного закрепления 3 мин | Словесный (беседа, опрос) | - Понравилось это произведение? - Что понравилось? - Какой момент вам показался самым волнующим? - Какие чувства вызвал у вас рассказ? - Как поступил Костя с находкой? | Ответы детей Отдал бабушке | Индивидуальная |
9 | Второе чтение и анализ 12 мин | Словесный (беседа, опрос) | Прочитаем еще раз по предложение по цепочке. Кто главный герой? - Как звали его сестру? - Какой вы представляете Катю? - Каким вы представляете Костю? - Почему случай с кошельком Костя запомнил на всю жизнь? - Перечитай 1-ый абзац текста. - Какой была старушка? - Прочитай 2-ой абзац. - Что произошло? - Прочитайте слова Костиной сестры. Права ли она? - Какова главная мысль произведения? Чему учит нас рассказ Е. Пермяка «Случай с кошельком»? - Кто бы из вас хотел оказаться на месте Кости? Почему? Знаете, ребята, когда-то Е. Пермяк сказал такие слова: «Я – это книги. По ним пусть знают и судят обо мне». Как вы понимаете эти слова? Что же вы ещё можете сказать о писателе, как о человеке? Может кто-нибудь желает поделиться, какие же он сделал добрые дела? | Мальчик Костя. Катя. Строгая, справедливая. Честный, умный, маленький. Ответы детей. Седенькая, хроменькая. Старушка выронила кошелёк с деньгами. Чтение отрывка. - «Так ведь быть честным – это твоя обязанность, а не заслуга». Быть честным − долг каждого человека, а не заслуга Быть честным, воспитанным, добрым. Ответы детей. Ответы детей | Фронтальная |
10 | Синтез 3 мин | Словесный | Чтение по ролям. - Назовите действующих лиц. | Чтение по ролям | Фронтальная |
11 | Итог 2 мин | Словесный | Что нового узнали? - Кто автор? - Что вам понравилось на уроке? - Что больше всего запомнилось? - А что показалось трудным? - Удалось вам сохранить хорошее настроение? Кто помнит пословицу к сегодняшнему уроку? Почему я выбрала эти слова? Какое слово главное в пословице? Для чего дана жизнь человеку? | Познакомились с рассказом «Случай с кошельком». - Е. Пермяк Ответы детей. | Фронтальная |
12 | Рефлексия 1 мин | Словесный | Оценим свою деятельность на уроке. Дополни фразы | Оценивают свою деятельность на уроке | Фронтальная |
13 | Инструктаж дз | Словесный | Подготовить пересказ рассказа Е. Пермяка «Случай с кошельком» | Записывают | Фронтальная |