2 | Речевая разминка | Словесный | Перед тем, как познакомиться с темой урока и новым произведением, ребята, мы с вами проведём речевую разминку. Ра-ра-ра – начинается игра Ры-ры-ры – у мальчиков новые шары Ро-ро-ро – у нас новое ведро Ре-ре-ре – живёт собака в конуре Ри-ри-ри – прилетели снегири Прочитаем про себя, все вместе, читаю я 1 ряд прочитает медленно, 2 ряд прочитает быстрее, 3 ряд ускоренно | Читают | Фронтальная |
3 | Самоопределение деятельности | Словесный (беседа, загадка) Наглядный | Сегодня мы продолжаем работу над произведением «Выскочка» | | В парах |
4 | Подготовительная работа 2 мин | Словесный (опрос) Наглядный (иллюстрация) | Посмотрите внимательно на портрет писателя. Какие ассоциации у вас возникают с именем М.М Пришвина? Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год. Наблюдать, понимать, любить природу учился с ранних лет. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди. Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин. Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина. Каким надо быть читателем, чтобы совершить эти открытия и поделиться ими с другими? | Слушают Вдумчивым. Внимательным. Грамотным | Фронтальная |
5 | Второе чтение и анализ 12 мин | Словесный (беседа, опрос) | Открываем учебники с. 74 и приступаем к чтению рассказа по цепочке, делая остановки по моему сигналу. Писатель дал своему рассказу название «Выскочка». - А как вы думаете, кого называют «выскочкой»? Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам. (Из «Толкового словаря» Ожегова). Кто является героем рассказа? - Какой породы была Вьюшка? - Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность? Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость? - Чем же отличалась одна из сорок? Что же произошло между героями? - За что сороки осуждали Выскочку? - Почему же Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»? | Ответы детей Собака Вьюшка, сорока Выскочка Охотничья собака Разворачивает колечко своего хвоста и опускает его вниз поленом Выскочка считала себя умнее и хитрее всех. Она была очень наглой. Она не слушала остальных сорок, которые предостерегали её от поспешности. Она действовала рискованно Сорока украла косточку Потому что в рассказе Пришвина главный герой - это нахальная сорока Выскочка, которая делала всегда только то, что ей хочется. | Фронтальная |
6 | Синтез 3 мин | Словесный | Прочитайте, как у собаки появилась такая кличка? Бия – Бьюшка – Вьюшка, почему так менялась кличка? -Найдите описание собаки. Какой литературный приём использует автор при описании Вьюшки? - Как автор относится к Вьюшке? - Как автор описал Выскочку? -Рассмотрите иллюстрацию учебника и найдите в тексте отрывок, который ей соответствует. - Прочитайте описание сороки после этого случая. - Как автор относится к Выскочке? - А какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа? Какая главная мысль рассказа? | любили, ловкая сравнение с любовью, нежностью он использовал народную мудрость стыда Главная мысль рассказа в том, что не следует лезть вперёд всех, какой бы аппетитной ни представлялась кость. И какой бы простой ни казалась работа. | Фронтальная |