Организационный этап. Подготовительный этап. Целеполагание. - Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, Вы должны слушать внимательно слова, которые я диктую, и записывать только вторую букву каждого слова. Если вам удастся всё сделать без ошибок, а среди слов будут словарные слова и слова, в которых вторая буква будет известной орфограммой, которую надо проверить, то из записанных букв получится понятие, которое мы будем сегодня анализировать. Картина, юнга, иней, молния, станция, садовник, сцепление, билет, мясной. - Прочитайте слово, которое у Вас получилось? (аннотация) - Какая тема нашего урока? Запишите тему к себе в тетрадь. (аннотация) - Попробуйте сами сформулировать цели урока. 1. Познакомиться с тем, что такое «аннотация» и для чего она нужна. 2. Научиться анализировать аннотацию и составлять её самостоятельно. Работа по теме урока. Мотивация необходимости знаний по данной теме. - Знания, полученные сегодня на уроке, Вам обязательно пригодятся в дальнейшем, когда, я надеюсь и уверена в этом, Вы станете грамотными читателями. Подготовка к восприятию нового материала. - Представьте себе, что Вы пришли в библиотеку, перед Вами много интересных книг. Каждая книга ищет своего читателя, а Вы ищете книгу. Что Вам в этом поможет? - Правильно, Вы читаете фамилию автора, заголовок, смотрите оглавление, рисунки, если они есть. Но есть ещё один помощник – аннотация. Я думаю, что Вы хотели бы узнать, что это такое. Попробуйте сами узнать, что такое аннотация. Что Вам в этом поможет? Найдите это определение и запишите его в тетрадь. (Толковый словарь) Знакомство с понятием «аннотация». - Прочитайте определение, которое Вы нашли. ( Аннотация – краткое изложение содержания книги.) - Она как бы спрашивает: «Ты любишь читать о …..? Обычно аннотация находится в начале или в конце книги. Аннотация очень напоминает краткий пересказ сказки или повести. Этот текст помогает в библиотеке или книжном магазине выбрать ту книгу, которая тебе интересна. Аналитическое чтение аннотации. - Давайте прочитаем аннотации на знакомые Вам произведения. Попытайтесь по аннотации вспомнить, как называется это произведение, кто его автор? №1 В этой сказке рассказывается об уточке, которая не смогла улететь со всеми птицами, потому что у неё было перебито крыло. Пришлось ей зимовать одной на реке. Было очень страшно и холодно, чуть-чуть не попала она в лапы лисе. Но всё кончилось хорошо: уточку взял к себе домой старый охотник. - Вы догадались, к какой книге написана эта аннотация? «Серая шейка» - Кто автор этого произведения? Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк - Аннотации бывают разными, сейчас мы познакомимся с её видами. Сопоставительный анализ аннотаций. - Давайте сравним две аннотации на одно и то же произведение и найдём их отличие. №2 А. В книге рассказывается о братьях Чуке и Геке, которые отправились из Москвы в тайгу, где работал их отец. Б. Позавидуешь этим проказникам Чуку и Геку. Они отправились из Москвы в далёкий путь, в тайгу, к Синим горам, где работал их отец. Какой интересной была эта поездка! - О каком произведении идёт речь в этих аннотациях? («Чук и Гек») - Кто автор этого произведения? ( Аркадий Петрович Гайдар) - Подумайте над тем, в какой из аннотаций автор постарался заинтересовать читателя? - Как он это сделал? (Включил в аннотацию собственную оценку произведения) Изучение статьи об аннотации ( самостоятельная работа учащихся в группах). а) Цель - Ваша задача – прочитать статью №3 об аннотации и сделать вывод, из каких частей состоит аннотация. Можете после самостоятельного чтения пообщаться друг с другом. б) Работа в группах. №3 В аннотации могут содержаться сведения об авторе, оценка произведения. В аннотации называется тема книги и даётся очень краткий, сжатый пересказ содержания, иногда незаконченный. в) Обсуждение ответов. - Что входит в аннотацию? г) Вывод - В аннотацию включены: 1. Сведения об авторе. 2. Тема книги. 3. Сжатый пересказ. 4. Оценка произведения. - Запишите в тетрадь этот план. д) - Иногда эти части могут меняться местами. В аннотации не всегда мы можем встретить сведения об авторе и оценку произведения. Анализ структуры аннотации. - А теперь обратимся к аннотации №4. Прочтите её и скажите, из каких частей она состоит? №4 Автор этой книги – известный английский писатель Киплинг. Книга рассказывает о жизни в джунглях человеческого детёныша, о его дружбе с вожаком волчьей стаи Акелой, с медведем Балу, пантерой Багирой, о борьбе с кровожадным тигром Шер-Ханом. Эта удивительная сказка обязательно понравится вам, дорогие ребята! - Найдите: а) предложение, в котором говорится об авторе книги; б) предложение, в котором определяется тема книги; в) часть, в которой содержится её краткий пересказ; г) часть, в которой даётся оценка произведения. Физкультминутка. Встать. Руки на пояс, на плечи, вверх, на плечи, на пояс, вниз. (постепенно убыстряем темп) Моргаем глазами, пишем слово «аннотация». III. Работа над интонацией текста. - Давайте ещё узнаем, чем могут отличаться аннотации между собой. - Прочитайте оба текста №5. (сначала дети читают самостоятельно, а затем вслух ) №5 А. Это рассказ В. Драгунского о том, как два друга, Денис и Мишка, выступали на школьном концерте. Выступление получилось не очень удачным, потому что Мишка очень волновался. После этого концерта Дениска решил больше никогда не выступать с пением юмористических куплетов. Б. Это удивительно смешной рассказ! Дело в том, что два друга, Дениска и Мишка, решили выступить с пением юмористических куплетов. Но во время пения с Мишкой случилось такое! Что произошло, почему в зале «падали от смеха», вы узнаете из рассказа В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано?» - Чем первая аннотация отличается от второй? (В первой передано содержание книги, во второй, это же содержание передано так, чтобы заинтересовать читателя, т.е. оно передано ярко и эмоционально.) - Следовательно, аннотации могут отличаться эмоциональной окраской, т.е. выражать какие-то чувства. Составление аннотации по книгам (групповая работа). Риторическая игра «В библиотеке». а) Цель. - Ваша задача составить аннотацию на книгу и разыграть сценку «В библиотеке». - Один из Вас будет – библиотекарь, а другой – читатель, который просит помочь выбрать книгу. Библиотекарь должен рассказать о книге, т.е. дать аннотацию к этой книге. - В помощь Вам несколько предложений, который могут входить в Вашу аннотацию: Писатель….. рассказывает о …….. Удивительные события происходят в книге……… Если вы прочтёте………, вы обязательно полюбите главного героя. Ты хочешь узнать о…….? Тогда прочитай……… - Я специально выбрала те произведения, которые вам всем знакомы, так как совсем недавно мы их изучали на уроках литературного чтения. 1 группа: Пьеса Самуила Яковлевича Маршака «Про Козла» 2 группа: Повесть Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома» 3 группа: Пьеса Сергея Козлова «Снежный цветок» б) Работа в группах. в) Прослушивание диалогов. - Не забудьте о правилах этикета. Вывод по теме урока. - Итак, с чем мы сегодня познакомились? (с аннотацией) - Сейчас я проверю, как вы усвоили эту тему. - Ваша задача, отметить в тесте номера правильных ответов. ТЕСТ Аннотация – это ……….. у) краткий пересказ содержания; б) подробное изложение текста. Какие сведения может содержать аннотация? р) сведения об авторе; т) иллюстрации к произведению; а) краткое содержание; г) перечень всех героев произведения; !) тема книги. - Назовите буквы правильных ответов. (должно получиться слово: УРА!) Рефлексия. - Что Вам понравилось на уроке? - Что оказалось трудным? Домашнее задание. Дома Вы должны будете составить и записать в тетрадь аннотацию к своей любимой книге. |