1) формировать способы действий по выделению в слове окончания, основы, корня, приставки, суффикса;
3) воспитывать интерес к русскому языку.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | Прозвенел звонок для нас! Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо Все расселись по местам Никому не тесно По секрету вам скажу Будет интересно!
Пожалуйста, проверьте свою готовность к уроку: учебник, тетрадь, карандаш, ручка. В течение всего урока обращаю внимание на посадку детей и на дисциплину. | Приветствие учителя! Настраиваются на работу. Проверка своих рабочих мест. | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; |
Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном материале | Но как же нам добраться до этого грамматического царства, орфографического государства?
Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу. Сяду прямо – не согнусь. За работу я возьмусь. Откройте тетради, запишите число, 15 ноября, классная работа.
Минутка чистописания. Пропишите строчку букв Нн и строчку ну, ня до конца строки. (Показано на меловой доске) Кто справился, знак готовности. Хорошо! Теперь запишите Словарь Под мою диктовку, записываете слова через запятую, подчеркивая непроверяемые орфограммы и ставя ударения, в конце урока я заберу тетради на проверку. (Праздник, орех, восток, заря, пшеница, альбом, понедельник, ракета, трактор, черный, четыре, восемь, вторник, пирог, обед) Закончили! | Записывают число, классная работа. Прописывают в тетради строчку букв Нн, ну, ня Записывают слова под диктовку, через запятую: праздник, орех, восток, заря, пшеница, альбом, понедельник, ракета, трактор, черный, четыре, восемь, вторник, пирог, обед. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; Регулятивные: организация обучающимися своей учебной деятельности, формирование элементов самоконтроля; |
Выявление места и причины затруднения | - Давайте повторим, из чего состоит слово?
-Из каких частей состоит основа?
-Что такое окончание?
-Прочитайте предложение, записанное на доске. Не имей сто рубли, а имей сто друзья.
-Что не так?
-Что получилось?
-Что это?
-Каждая пословица нас чему-то учит. Какой смысл этой пословицы? (Поднимаем руку, с места не выкрикиваем)
-Запишите полученное предложение. Выделите окончания.
Какая часть слова является главной в словах? Что такое - корень? | Из основы и окончания Корень, приставка, суффикс Это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Читают предложение, записанное на доске (Не имей сто рубли, а имей сто друзья) Нужно изменить окончания слов. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Это пословица. Смысл в том, что лучше иметь много хороших и верных друзей, чем много денег. Записывают получившееся предложение, к себе в тетрадь. Корень. Корень – это главная значимая часть слова , в которой заключено общее лексическое значение. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, построение продуктивного взаимодействия в парах и сотрудничества со сверстниками и взрослыми. |
Построение проекта выхода из затруднения | -Ребята, а как вы думаете, много ли забот у лесника? Чем они занят? -Как вы думаете, важен ли труд этого человека? -А какие пословицы и поговорки вы знаете о труде? -Мы с вами сейчас запишем еще одну пословицу. Дер…во узн…ют по пл…дам, а человека - по д…лам.( пословица написана заранее на доске)
Какие буквы пропущены?
Запишите пословицу, надпишите известные вам части речи. ( Одного человека вызываю к доске, выполняет работу с комментированием, остальные работают в тетрадях) Взаимопроверка с классом.. Оценивание учащегося доски
-Как называется значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов? -Образуйте слова из рассыпанных частей слов (по-, вы-, пере-, про-, за -) (На доске висит иллюстрации с этими приставками)
Вызываю ученика к доске, образует по одному слову с этими частями слов, выделяет приставки, остальные работают в тетради. Проверка, оценивание отвечающего у доски.
-Какую ещё часть слова вы знаете?
-Что такое суффикс? -Выполните следующее задание. Образуйте новые слова с помощью суффиксов -к, -ик, -ок. ( на доске так же расположена иллюстрация только уже с суффиксами) Вызываю одного учащегося к доске, образует по одному слову на каждый суффикс, выделяет суффиксы, остальные работают в тетради. Проверка, оценивание отвечающего у доски. А теперь мы с вами проведем физминутку Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. | Много работы. Лесник собирает грибы, ягоды, а также контролирует порядок в лесу. Труд этого человека достаточно важен. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Трудиться всегда пригодиться. Труд кормит, а лень портит. Дерево узнают по плодам, а человека – по его делам. Указывают орфограммы, подбирают проверочные слова. Буквы: е, (в слове дерево), а ( в слове узнают), о ( в слове плодам), е ( в слове делам) Приставка Примерные образованные слова: погулять, выбежать, перебежать, проходить, заморозки. Суффикс. Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. Примерные слова: березка, листик, прыжок. Выполнение физминутки. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; |
Первичное закреплении во внешней речи | Откройте учебник на стр. 97 выполним упражнение под № 185 Прочтите задание про себя. Один ученик читает задание вслух. Найдите в предложениях лишние слова и запишите предложения без лишних слов. Выполнение упражнения в тетради. Каждое предложение комментирует разный ученик, остальные записываю под его диктовку. Упражнение 182 на стр. 96 (Устно) Прочтите задание про себя. Какие пары слов являются однокоренными? Молодцы, а теперь выполним упражнение 183 Прочтите задание про себя. Прошу одного ученика прочитать задание вслух. Соотнесите слова и схемы. Вызываю одного ученика за крыло меловой доски, выполняет задание. Остальные работают в тетради. После выполнения ,взаимопроверка. Оценивание ученика работавшего у доски. ( Наблюдать за ходом урока, выполнить это упражнение, если останется время) | Выполнение упражнения в тетради. Упражнение 185. По небу плывут облака. Ребята строят снежную крепость. Осенью деревья сбрасывают листочки. Упражнение 182. Сырник-сырок Семь-семья Рука-ручка Томск – томичи Водолаз – вода Упражнение 183 1 схема: почки, облако 2 схема: звездочка, оленята, зернышко, дочка, кормушка 3 схема: подсвечник, пришкольный, заморозки, подорожник, поездка. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Мы с вами всё повторили, всё вспомнили. -А теперь выполните проверочную работу, за которую каждый получит отметку. У вас на столах карточка с заданиями, записываете фамилию и имя, выполняете работу прямо на этом листочке и после выполнения передаете на первую парту своего ряда, я соберу и проверю. ( Приложение 1) Контролирую выполнение и оказываю индивидуальную помощь. | Записывают свое имя, фамилию , выполняют работу. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Что мы сегодня повторили на уроке? Продолжите фразу Я вспомнила (а)… Спасибо за урок! | Мы повторили значимые части слова. Оценка своей деятельности. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; |
Домашнее задание | Откройте учебник, запишите домашнее задание, повторить все изученные словарные слова. | Записывают в дневник домашнее задание. | |