Педагогические цели | Продолжить знакомство учащихся с биографией К.Чуковского; повторить литературоведческую терминологию (рифма), сведения о малых жанрах фольклора; развивать образное и ассоциативное мышление, память, внимание. |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; читать по ролям; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; определять особенности юмористического произведения. |
Личностные результаты | Имеют установки на безопасный, здоровый образ жизни; мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск информации в тексте; логические – владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умеют выделять существенную информацию. Коммуникативные: в коммуникации умеют строить понятные для партнеров высказывания |
Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Погладьте свои ручки, ножки, погладьте себя по голове. Поднимите ручки вверх и опустите вниз – сбросьте с себя плохое настроение. Повернитесь к соседу, возьмитесь за руки и зарядите друг друга доброй энергией. Настройтесь на урок. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Проверка домашнего задания |
Индивидуальная. Словесная | Дети рассказывают о воспоминаниях родителей. Рассказывают о К.Чуковском. | Пересказ сказки «Два мороза» | Монологическая речь | Хронологический порядок |
III. Речевая разминка |
Индивидуальная. Словесная | Работа над скороговоркой. Села Алеся, с печи ноги свеся, Не смейся, Алеся, а на печи грейся. | Читают скороговорку с различной интонацией | Отрабатывают правильность произношения звуков | Правильность произношения |
IV. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Послушайте загадку. Отгадайте её. назовите автора загадки. м/л с. 222 № 74 | Отвечают на вопросы учителя. Учатся прогнозировать содержание произведения | Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную учителем. | |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. с. 198 – 201 учебника |
Фронтальная Словесный, практический. Беседа | - Помните строчки «Вдруг из-под собаки лают ворота?» Ка кой это жанр устного народного творчества? (Небылицы.) Сегодня мы почитаем небылицы авторские. Как вы думаете, что будет отличать их от народных? (Их написал один человек.) Прочитайте сначала «жужжащим» чтением, подготовьтесь читать вслух. 1. Первичное чтение «Путаницы» «жужжащим» чтением, подготовка к чтению вслух. Понравилось ли вам стихотворение? Почему улыбаетесь? Что показалось самым смешным? Что запомнилось сразу? Послушайте, как эту путаницу читают актеры. (Прослушивание записи.) 2. Выразительное чтение. - Читаем очень выразительно, стараясь передать настроение каждого героя. 3. Творческое задание. Сочинение своей небылицы. - Помните ли вы, что такое рифма? Придумайте рифмы к словам. Надо дать ученикамнесколько слов. Например: плюшка - ... (подушка, мушка, кружка ...) птичка - ... (синичка, спичка ...) улитка - ... (калитка, нитка ...) - Придумайте свою небылицу со словами-рифмами: лягуш ка - подушка, лужок - прыжок. Учитель обязательно должен нарисовать опорную схему на доске: лягушка подушка Такая схема необходима, потому что дети в процессе творчества иногда забывают, что рифмующиеся слова должны быть в конце строки. Можно это даже озвучить: та-та-та-та-та лягушка, та-та-та-та-та подушка. И обязательно напомнить, что рифма - это созвучие слов, поэтому, если дети заменят окончание в одном слове, то его надо изменить и в рифмующемся. Например: «лягушки - у подушки». А теперь новые рифмы: березы - розы, осины - апельсины. (Дети пробуют сочинять.) А теперь посмотрим, какие стихи получились у К.И. Чуковского. | Слушают чтение произведения учителем. Работают по вопросам и заданиям учебника | Учатся читать поэтические произведения, понимать их, объяснять значения слов. | Правильное чтение |
VI. Физкультминутка. |
Практическая | Свободный выбор детей | Выполняют движения по строкам стихотворения. | | Наблюдение |
VII. Закрепление знаний и способов действий. |
Фронтальная, групповая Словесный, | Чтение стихотворения «Путаница». Обсуждение. Работа со словарем. м/л с. 224 – 225 № 74 | Слушают чтение произведения учителем. Работают по вопросам и заданиям учебника | Учатся объяснять значения слов. Учатся работать с текстом, искать нужную информацию. | Правильное чтение |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) |
Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите предложения: • Я сегодня узнал… • Я научился… • Мне было… | Заканчивают предло-жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
IX. Домашнее задание. Выучить отрывок из «Путаницы»; нарисовать иллюстрацию к этому отрывку. |
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выпол- нения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания | |