СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по математике "Круг, окружность, нахождение радиуса и центр окружности". ( 4 класс)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по математике "Круг, окружность, нахождение радиуса и центр окружности". ( 4 класс)»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф. И. О. учителя: Берёзкина Т.А.

Предмет: математика.

Класс: 4Г.

УМК: «Школа России».

Автор УМК: М. И. Моро.

Тема урока: Окружность, круг: построение, нахождение радиуса.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Вид урока: урок смешанного типа.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные


Личностные


Ученик научится:


Ученик научится:

Познавательные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:


Ученик получит возможность формирования:

.

Цель для учителя: формировать представление о круге, окружности и её элементах: центре, радиусе; умение строить окружности с помощью циркуля.

Задачи для учителя:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:


Ход урока

Название этапа и его образовательная задача

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации учебной деятельности

(Ф – фронтальная,

И – индивидуальная,

П – парная, Г - групповая)

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты



Предметные

Метапредметные (познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД)

Личностные



Мотивационный этап.

Настроить учащихся на урок.


Словесный: приветствие

- 1СЛ) Итак, друзья, внимание!

Вновь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее,

Начнем сейчас урок!









Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.

Проверка знаний по прошлой теме.

Практический: «Устный счёт».

Наглядный:

Презентация









Карточки на доске











Примеры и карточки на доске

- Сегодня у нас не совсем обычный урок, поэтому слушайте меня внимательно, а если что-то непонятно, буду рада вам помочь.


На доске записана тема урока, мы должны расшифровать её и для этого нам необходимо выполнить следующие задания.

Задание 1.

Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке убывания, и вы узнаете слово. Для этого нужно увеличить каждое число в 9 раз.

5 – р (45)

4 – у (36)

0 – г (0)

7 – к (63)


Ответ: круг (63, 45, 36, 0)


Задание 2.

Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке возрастания, и вы узнаете слово.

80-34 =46 –у 52-26=26 - о

30+49=79 – н 63+37=100 - ь

71+18=89 – т 56-12=44 - р

54-14=40 – к 90-7=83 – о

28+24= 52 - ж

70+14=84 – с


Ответ: Окружность


О чем будем говорить сегодня на уроке?





















Ответ: круг (63, 45, 36, 0)












Ответ: Окружность


О круге и окружности.








Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.

Нахождение проблем.

Словесный: беседа

- 2СЛ) Молодцы, ребята, вы правильно догадались. Тема нашего урока «Окружность и круг: построение, нахождение радиуса».











Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Рассмотрение путей решения проблем.

Словесный: беседа


- Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать цель нашего урока.


- 3СЛ) Хорошо, обратите внимание на слайд, вот как цель сформулировала я:

Вспомнить понятия окружность, круг, радиус, центр окружности и научиться работать с циркулем.


-4-7СЛ) А теперь необходимо составить план урока, который поможет нам в достижении цели, для этого вставьте в пункты плана пропущенные слова.

План урока:

1.Узнаем, что такое окружность, круг и что такое радиус.

2.Познакомимся с инструментом для построения окружности.

3.Научимся строить эти геометрические фигуры.


- Вот так выглядит план нашего урока.


Ответы детей.











Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап, на котором и происходит «открытие» нового знания.

Открытие нового знания и умения.

Словесный: беседа. Практический: решение задачи.
























Табличка на доске







Табличка на доске


























Табличка на доске


Ребята с кругом вы все очень хорошо знакомы ещё с детства. Давайте вспомним, где вы могли встречать круг?



Правильно ребята, вы, верно, перечислили предметы, которые имеют форму круга.


 - Ребята, а что за предмет я держу в руках?)  


 - Правильно, это крышка для консервирования. Она тоже имеет форму круга, но внутри каждой такой крышки есть резинка (показываю детям) - это окружность, граница любого круга.


А сейчас возьмите в руки синий шаблон, который лежит у вас на парте и, разместив его на тетрадном листе обведите красным карандашом. Уберите шаблон. Как думаете как называется линия красного цвета в ваших тетрадях?

Давайте попробуем сформулировать определение Окружности.

Окружность – это граница круга.


- Ребята, а сейчас возьмите в руки синий карандаш и закрасьте всё, что находиться     внутри красной линии в ваших тетрадях.                                

  - Какая фигура получилась?

Попробуйте сформулировать определение.


Круг – это часть плоскости, ограниченная окружностью.


-Попробуйте объяснить, чем отличается окружность от круга?






-Возьмите белый круг, который лежит перед вами, карандашом обведите его окружность.


-Сложите круг пополам так, чтобы половинки совпадали, прогладьте линию сгиба. Сложите еще раз по другому сгибу, два сгиба пересеклись. Отметьте фломастером точку, в которой пересеклись линии.


-Как вы думаете, что обозначает эта точка.

Центр принято обозначать точкой О.

-А теперь красным карандашом проведите линию от центра до точки окружности. Как думаете, как называется данный отрезок?


Верно! этот отрезок называется радиусом.

Давайте попробуем сформулировать определение, что такое радиус.


Радиус – это отрезок, который соединяет центр окружности с любой её точкой.


Итак, первый пункт плана мы с вами выполнили. Молодцы!


Физминутка!!!


(солнце, колесо велосипеда, циферблат на часах, знаки дорожного движения, глазки у светофора и др.)






(крышка для консервирования.















(Окружность)










(Круг)







Окружность -это граница круга, 

круг – это окружность вместе с внутренней областью, ограниченной этой 

окружностью.












- центр





Радиус













Первичное закрепление нового знания.

Пробная проверка усвоения нового материала.

Практический: задание


- Вы пробовали начертить окружность на вашем шаблоне. Наверняка она не получилась идеально ровная. Как мы можем добиться идеально круглой формы?


- Кто из вас знает, как называется инструмент?

Верно!

Циркуль – это чертежный инструмент.


Рассмотрите внимательно циркуль и скажите из чего он состоит.


Циркуль состоит из двух ножек: на одной расположен грифель (карандаш), а на другой – иголка. Окружность чертит ножка с грифелем, а ножка с иглой остаётся в одной точке. Расстояние между ножками не должно меняться. Циркуль нужно держать за хвостик, а не за ножку.


Ножки циркуля можно двигатьЧто надо сделать, чтобы начертить большую окружность – развести или сдвинуть ближе?


- 9 СЛ) Расскажите правила пользования циркулем.

1.Не держи циркуль концами вверх.
2. Не оставляй циркуль раскрытым.
3. Передавай циркуль закрытым, тупым концом вперед.


Давайте попробуем начертить окружность при помощи циркуля в тетрадях.

- Возьмите циркуль, раздвиньте ножки циркуля на расстоянии 2 см, что нам поможет отмерить ровно 2 см? ( линейка)

поставьте ножку с иголкой на тетрадный лист, а ножкой с грифелем проведите линию, медленно поворачивая циркуль вокруг иглы.


- А что оставляет игла, когда мы чертим окружности?

Что это будет относительно окружности?

Обозначьте на окружности центр буквой О. Поставьте на окружности точки А, В и С. Соедините по линейке эти точки с точкой О. Что получили?


Измерьте длины радиусов.Что вы заметили?


Как вы думаете сколько радиусов можно построить в окружности?

Какие они будут?


Молодцы! Выполнили 2 пункт нашего плана.








Циркуль


































Линейка









Центр





Радиус


3 радиуса


Они одинаковые



Любое количество


Одинаковые








Включение в систему знаний и умений.

Повторение изученного материала.


Практический.


Итак, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке.


Что такое Круг?


Что такое окружность?


Что такое радиус?



С помощью какого инструмента мы можем построить ровную окружность?

О круге, окружности и радиусе.










Циркуль









Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Проверка усвоения нового материала.

Практический: решение задачи

- Переходим к самостоятельной работе.

- У вас на партах лежат листы с кроссвордом. Подпишите их.

Ваша задача заполнить его, ответив правильно на вопросы, которые зашифрованы в картинках.


Меняемся с соседом работами, проверяем по слайду.


Выставляем отметку соседу по парте.

13 сл) «5» - 0 ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3 ошибки

«2» - 4-5 ошибок

Учащиеся выполняют самостоятельную работу.






















Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Подведение итогов урока.

Словесный: беседа

- Давайте с вами ещё раз вспомним, как звучала цель нашего урока.

- 14СЛ) Была ли она достигнута?


Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.


На плакате нарисован цирковой слон. Он очень любит жонглировать мячами, но сегодня у него их нет у вас на столе есть цветные круги (зеленый, желтый, красный). Выберите круг так:

15 сл)



- Мне понравился наш сегодняшний урок, а теперь отдыхайте и готовьтесь к следующему занятию.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!