СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по окружающему миру на тему "Твёрдые тела, жидкости и газы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для знакомства обучающихся с тремя основными состояниями физических тел в природе.

Задачи:

- воспитывать чувство любознательности ко всему окружающему, желание видеть в нем удивительное, интересное, познавательное;

- способствовать пониманию целей и задач урока;

- способствовать формированию готовности соблюдать правила сохранения и укрепления своего здоровья;

- развивать представление учащихся о понятиях «природные богатства», «силы природы», « «тела», «жидкости», «газы»;

- познакомить с отличительными свойствами твёрдых тел, жидкостей и газов;

-  учить прогнозировать события, отвечать на вопросы;

- развивать умения использовать свой опыт наблюдения и на этой основе делать выводы;

- обу­чать детей коммуникативному поведению; приёмам самоконтроля и адекватной самооценки.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по окружающему миру на тему "Твёрдые тела, жидкости и газы"»

Учебный курс: окружающий мир

Класс: 1 класс по УМК «Школа 2100» ( А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А. С. Раутиан. Окружающий мир. 1 класс. «Я и мир вокруг». Учебник в 2 частях)

Учитель: Чернышова Светлана Петровна, МБОУ «СОШ №3» г. Обнинска

Тема урока: «Твёрдые тела, жидкости и газы»

Цель: создание условий для знакомства обучающихся с тремя основными состояниями физических тел в природе.

Задачи:

- воспитывать чувство любознательности ко всему окружающему, желание видеть в нем удивительное, интересное, познавательное;

- способствовать пониманию целей и задач урока;

- способствовать формированию готовности соблюдать правила сохранения и укрепления своего здоровья;

- развивать представление учащихся о понятиях «природные богатства», «силы природы», « «тела», «жидкости», «газы»;

- познакомить с отличительными свойствами твёрдых тел, жидкостей и газов;

- учить прогнозировать события, отвечать на вопросы;

- развивать умения использовать свой опыт наблюдения и на этой основе делать выводы;

- обу­чать детей коммуникативному поведению; приёмам самоконтроля и адекватной самооценки.

Планируемые результаты

Личностные:

- проявление устойчивого познавательного интереса к окружающему миру; при определении темы урока, определении понятий « «твёрдые тела», «жидкости», «газы»; выполнении практических опытов, моделировании, отгадывании загадок;

- проявление способности к самооценке на основе критерия успешности выполнения работы в паре;

Регулятивные:

- определение цели учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при определении темы урока, определении понятий «тела», «жидкости», «газы»; выполнении практических опытов, моделирования;

- прогнозирование и составление плана решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при определении темы урока, определении понятий «тела», «жидкости», «газы»; выполнении практических опытов, моделирования;

- контроль и коррекция способов и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану при определении темы урока, определении понятий «тела», «жидкости», «газы»; выполнении практических опытов, моделирования, отгадывании загадок;

- оценка успешности решения учебной задачи совместно с одноклассниками и учителем при определении темы урока, определении понятий «тела», «жидкости», «газы»; выполнении практических опытов, моделирования, отгадывании загадок;

Познавательные:

Общеучебные:

- знаково-символическое - моделирование при работе в парах;

- поиск и выделение необходимой информации в учебнике и при выполнении практических опытов;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при ответах на вопросы учителя,

Логические:

- анализ, синтез, классификация при определении темы урока, отгадывании загадок, выполнении практических опытов, моделирования;

- подведение под понятия: «тела», «жидкости», «газы»;

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при выполнении практических опытов, моделирования, формулировании выводов.

Коммуникативные:

- осознанное построение учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (понимание возможности различных позиций других людей, ориентация на позицию партнёра, учет разных мнений, умение задавать вопросы, контролировать собственные действия и координировать действия партнёра) при фронтальной работе, работе в парах ;

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач, включая монологическую речь и диалог.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, практический.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование для учителя:

- презентация

- словарь С. И. Ожегова,

для учащихся:

- салфетки, пластиковая бутылка с водой на парту,

-кубик на каждую парту,

- по 2 стаканчика на каждую парту.

- таблица для заполнения в ходе исследования

- лист самооценки,

- сигнальные карточки.


Технологическая карта урока

Технология проведения

Содержание педагогического взаимодействия



Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности.


Цель: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;











Подготовка к активной учебной деятельности.




Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности


Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.




Слушают учителя.


Приветствуют гостей.




Учитель читает стихотворение:

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок,

Мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли,

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей.

Встаньте ровно, ножки вместе,

Подтянитесь, улыбнитесь

И тихонько все садитесь.


Слайд 2

- Вспоминаем, ребята, какой у нас сейчас урок.

- Расскажите, чем мы занимаемся на уроках окружающего мира?

- Как вы думаете, вы уже всё знаете об окружающих нас предметах?

- Вспомните признаки по которым мы определяем сходство и различие предметов из уроков математики.


Регулятивные:

Саморегуляция.


2.Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности.


- создание условий для

возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;








Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность






Фиксируют учебную задачу.

Строят понятные для собеседника

высказывания.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу, выполняют её.








– Если оглянутся вокруг, то можно увидеть много интересного: на улице, дома, в лесу, парке, школе- нас окружают различные предметы, вещества.

- Существует другие признаки, по которому все предметы делятся на группы.

Работа в парах.

-На какие группы можно разделить предметы, лежащие на столе?

- А как вы думаете, почему именно так нужно распределить?

- Какая первая группа? (жидкости)

-Что во второй группе? (твёрдые тела)

- А что в третьей группе? (шарик )

- Почему, что есть в шарике? (воздух-газы)


Понятия «твёрдые тела», «жидкости», «газы»

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию;



2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;



3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;



4) формируем умение устанавливать аналогии;



5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.





Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;




2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;






4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.







Личностные УУД:


1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;


2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;





3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.




Регулятивные УУД:


1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;


2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;



3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;



4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


3.Постановка учебной задачи.

























Организует постановку цели урока


Выдвигают тему урока


















Отвечают на вопросы,

ставят проблемный вопрос




- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?

Беседа «Тела».

- Когда вы слышите слово «тело», что вы представляете?

- В словаре С. И. Ожегова дано такое значение: «Тело – организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение: телами называют все предметы, окружающие нас.

- Назовите предметы вокруг нас, которые в классе.

- Эти все предметы твёрдые. Именно они и будут нас сегодня интересовать.

- А какая тема нашего сегодняшнего урока?

Твёрдые тела, жидкости, газы. Читаем хором.

слайд 4



-– На какие вопросы вы хотите получить ответ? (вспомните из уроков математики)

- Как вы думаете, твёрдые тела, жидкости, газы имеют одинаковые свойства?

- Наши мнения разошлись, кто же прав?

- Что предстоит выяснить на уроке? (какие свойства имеют твёрдые тела, жидкости и газы)

- Какой главный вопрос нашего урока?








Понятие «тела».

4.Построение проекта выхода из затруднения



Цели:

-организовать составление совместного плана действий;

-определить средства достижения целей








Организует повторение правила работы в парах

















Организует составление совместного плана действий. Организует определение средств достижения целей.










Ищут способы доказательства









Зачитывают правила работы в группе













Проговаривают алгоритм исследования








- А как это можно выяснить, доказать, исследовать?

- Что мы сегодня проведём и что выясним?

Проведём исследование и выясним, какие свойства имеют твёрдые тела, жидкости и газы.

Для этого, мы с вами исследуем свойства предметов, работая в парах.

- Давайте вспомним

Правила работы в парах

слайд 6

  • Работать должны оба.

  • Один говорит, другой слушает.

  • Свое несогласие высказывай вежливо.

  • Если не понял – переспроси.

Для проведения исследования, мы будем пользоваться алгоритмом исследовательской работы.



Прочтём его (на доске)

Алгоритм (план) исследования:

1.Определить проблему (что мы знаем, что не знаем)

2.Выдвинуть гипотезу (вопрос)

3.Провести исследование (опыты)

4.Сделать вывод

5.Сравнить результат с гипотезой


Словарь даёт следующее толкование:

ГИПОТЕЗА - научное предположение, выдвигаемое для объяснения явлений,;

вообще- предположение, требующее подтверждения.












































Новое слово гипотеза

5.Совместное исследование проблемы


Цели:


- реализовать построенный проект в соответствии с планом;


-зафиксировать новое знание в речи












Организует исследовательскую деятельность учащихся








Побуждает учащихся к выводу с проговариванием во внешней речи






Организует исследовательскую деятельность учащихся



Побуждает учащихся к выводу с проговариванием во внешней речи






























Организует исследовательскую деятельность учащихся



Побуждает учащихся к выводу с проговариванием во внешней речи






Организует исследовательскую деятельность учащихся


Побуждает учащихся к выводу с проговариванием во внешней речи



Организует фиксирование нового знания в виде схемы








Организует проблемную ситуацию и определение средств

Организует просмотр мультфильма

Определяют проблему.



Выдвигают гипотезу





Дети проговаривают свои действия по алгоритму.


Работают с таблицей











Дети проговаривают свои действия по алгоритму


Работают с таблицей




Дети проговаривают свои действия по алгоритму


Работают с таблицей



Обозначают связь с жизнью (приводят примеры)




Оценивают правильность выполнения задания







Определяют проблему


Выдвигают гипотезу



Дети проговаривают свои действия по алгоритму




Учащиеся проговаривают свои действия по алгоритму




Учащиеся проговаривают свои действия по алгоритму




Оценивают правильность выполнения задания




Сверяют свой результат с результатом на экране (самопроверка)




Делают вывод.





Называют проблему



Моделирование



Смотрят фрагмент фильма










Объясняют почему вещества бывают твёрдыми, жидкими, газообразными

Оценивают правильность выполнения задания


- Как вы думаете, твёрдые тела, жидкости и газ имеют постоянную форму или её можно изменить?


Гипотеза 1

Возможно, что форму твёрдых тел, жидкостей, газов можно изменить.


- Возьмите кубик. Переложите его, попробуйте изменить его форму. Придайте ему форму овала или круга.



Что наблюдали в ходе исследования? Почему?


ВЫВОД: твёрдые тела имеют постоянную форму. Их можно переворачивать, перекладывать – их форма не меняется.


В таблице отметьте свойство твёрдого тела


ТВЁРДЫЕ ТЕЛА

ЖИДКОСТИ

ГАЗЫ










-Возьмите баночку с водой.

- Что можно сказать о форме воды? Перелейте воду в мисочку.

- Что заметили? Перелейте воду в стаканчик.

- Что теперь заметили? Перелейте воду обратно в банку и сделайте вывод.

- Что наблюдали в ходе исследования?

(проговаривание по алгоритму)


ВЫВОД: жидкость принимала форму сосуда, значит -жидкости не имеют постоянной формы

В таблице отметьте свойство жидкости

- Возьмите шарик. Надуйте его.

- Что внутри шарика?

- Как можно его почувствовать? Сдуйте шарик, выпустите воздух.

- Куда он делся?

(проговаривание по алгоритму)


ВЫВОД: воздух заполнил весь шарик, а потом всё пространство в классе


В таблице отметьте свойство воздуха-газа


- Где в жизни мы можем с этими свойствами сталкиваться? (в больнице, запах из столовой, на кухне, запах духов и т.д.)


Оцените правильность выполнения вами задания (лист самооценки)


ЛИСТ САМООЦЕНКИ


1 этап


2 этап


3 этап



Самооценка за урок





- Можно ли сжать твердое тело, жидкость, газ?


Гипотеза 2

Предположим, что твёрдые тела,

жидкости и газы можно сжать.


- Проверим, сжимается ли жидкость.

- Предлагаю вам провести опыт с водой. Возьмите бутылку с водой. Сдавите воду. Что произошло?

(проговаривание по алгоритму)


ВЫВОД: вода не сжимается. Жидкости не сжимаются.


-Проведём опыт с воздухом. Возьмите шарик. Попробуем его сжать.

- Что происходит теперь? (Вернулся в прежнее состояние)

(проговаривание по алгоритму)


ВЫВОД: воздух можно сжать. Газы

сжимаются и расширяются.


- Возьмём кубик и попробуем его сжать. Что заметили?

(проговаривание по алгоритму)


ВЫВОД: твёрдое тело не сжимается.

Оцените правильность выполнения вами задания (лист самооценки)


1 этап


2 этап


3 этап



Самооценка за урок



Посмотрите, какая схема у нас получилась.


Сделайте вывод.

Твёрдые тела имеют постоянную форму, не сжимаются

Жидкости – не имеют определённой формы, не сжимаются.

Газы – заполняют весь объём, сжимаются.


Почему вещества бывают твёрдыми, жидкими и газообразными?

- Все наши тела состоят из молекул. Молекулы – это маленькие частицы.

- Как вы думаете, как они будут располагаться в твёрдых телах, жидкости и газах. (Работа с моделями.)

- Посмотрим, правильно ли вы сделали модель?

- Внимание на экран. Фильм.




- Из чего состоят все тела? (все тела состоят из мельчайших частиц – молекул.)

- Как вы поняли, почему вещества бывают твёрдые, жидкие, газообразные?

- Проверьте, пожалуйста, свои модели.

- Оцените себя при помощи сигнальных карточек.


Свойство твёрдых тел- имеют постоянную форму;

жидкости- не имеют постоянную форму;

газы- заполняют всё пространство.



























































Свойство твёрдых тел- не сжимаются;

жидкости- не сжимаются;

газы- сжимаются.











































Все тела состоят из мельчайших частиц – молекул.


Организует физминутку

Выполняют физминутку

Физминутка

Сок… камень… воздух… молоко… пар… карандаш…


























































6. Итог урока































































Организует фиксирование нового содержания






















































Делают выводы, обобщают знания







Самооценка за урок


- На какой главный вопрос урока мы сегодня искали ответ? (Какие свойства имеют твёрдые тела, жидкости и газы)

- Ответили мы на вопрос урока?


- А вы знаете, что в природе существует вещество, которое бывает во всех трёх состояниях: и в твёрдом, и в жидком, и в газообразном.


Вода – самое удивительное и полное тайн вещество. Посмотрите на глобус. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.

Рассказ учителя с элементами беседы

- Жил когда-то в большом-большом океане Капитошка. Но жил не один, а вместе с ним жили его братья и сестры, их было очень много. Жили они весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день они так разыгрались, что Капитошка оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх.

– Что произошло с водой в жаркий день, когда пригрело солнце?

- Она испарилась, она превратилась в пар.

Летел Капитошка, летел вверх, ветер относил его все дальше, и на пути он чаще и чаще стал встречать своих братьев и сестер. Они стали мерзнуть и прижиматься друг к другу. Их было уже целое облако.

Когда холодный воздух встречается с теплым высоко над землей, пар превращаясь в капли. Капитошка и его братья и сестры превратились в большое тяжелое облако. Они не могли больше удержаться высоко над землей и стали падать вниз. Капитошке было интересно: куда же он приземлится, где побывает, что увидит?

– Приземлился Капитошка на землю виде капель воды?

Капитошка приземлился в речку. Он снова встретился там со своими братьями и сестрами, снова стал весело жить.

- Но вот наступила зима и наш Капитошка вместе с друзьями превратились в лед. Встали они близко-близко друг к другу и речка покрылась льдом.

Капитошке очень понравилось путешествовать, и он стал ждать, когда пригреет солнце и он снова отправится в путь.


– Путешествие Капитошки называется круговоротом воды в природе.


Круговорот воды происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.

Капитошка наш- это капля воды и он побывал в жидком состоянии, твердом, газообразном.

- Какое вещество может быть в трёх состояниях?





- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие удивительные тайны природы мы сегодня раскрыли?

- Столько удивительного и прекрасного окружает нас, столько тайн и загадок ещё не открыто.

- Земля наш общий дом и мы должны беречь её.


– Для чего нужны полученные знания на уроке?


- Оцените себя за урок, используя листы самооценки.













Знание о превращениях воды.














































Знание о необходимости бережного отношения к природным богатствам.



7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Организует рефлексию

дают самооценку собственной учебной деятельности

- Какое у вас сейчас настроение?

Нарисуйте на листе самооценки своё настроение в конце урока.

Я рада, что у некоторых ребят настроение улучшилось.

Чтобы вам запомнилась наша встреча, возьмите капитошку домой, покажите родителям и расскажите, как он умеет путешествовать.

Вы сегодня очень хорошо работали. Молодцы!

































ТВЁРДЫЕ ТЕЛА

ЖИДКОСТИ


ГАЗЫ













ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Доказательство

Гипотезы 1



Доказательство

Гипотезы 2




Самооценка

за урок












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей