СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по окружающему миру для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Егорова Роза Петровна

Предмет: Окружающий мир

Класс:4 В

 

Тема: Зона тундра

Тип урока: изучение нового материала

Цель: дать понятие о природной зоне тундра, ее особенностях

Планируемые результаты

Предметные

Знать географическое положение зоны

Уметь находить тундру на карте

Понимать в чем отличие от других природных зон

Анализ выявлять особенности природной зоны тундра

Синтез сравнивать с другими природными зонами

Оценка собственной деятельности на уроке

 

Метапредметные:

Регулятивные- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; -планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий; - контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами; - саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент; - коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; - самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Познавательные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия, например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе); - постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя. Управление поведением партнёра

Коммуникативные Общеучебные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические - моделирование Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).Смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

 

Межпредметные связи:

Основные понятия:

Методы, технологии:

Ресурсы урока:

Для учителя:

Для учащихся:

Оформление доски:

На доске план изучения природной зоны:

1)Географическое положение.

2)Природные  условия.

3)Растительный и животный мир.

4)Занятие населения.

 

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.  Актуализация  необходимых знаний

  • Сегодня  мы проводим необычный урок -экспедицию. Весь класс будет работать по группам. Вы разделились на три команды. 
  • В каждой команде вы выбрали командира экипажа, который будет руководить вашей работой. Остальные ребята- члены экипажа. За верный, точный ответ команда будет получать жетоны. Победителем будет команда, набравшая наибольшее количество жетонов.
  • Члены экипажа должны работать дружно, помогать друг другу, и победа будет за вами.
  • Проверка домашнего задания.
  • Природу какой зоны мы  исследовали на прошлом уроке?  ( Природную зону арктических пустынь.)
  • Покажите на карте Арктику? Как называется океан, который омывает север нашей страны?
  • 1)Первое задание командам.  Дописать предложения, используя знания об арктической зоне.

 

  •  Разбиваются на команды, выбирают капитана команды
  • Учащиеся высказывают свои предположения по поводу ребуса-рассказа.
  • Проверка д/з: учащиеся отвечают на задания, которые подготовил учитель
  • Тестовая   работа.

Допиши  предложения, используя знания об арктической зоне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Арктика – это край… ( вечных льдов и снегов)

Почти… длится полярный день и… длится полярная ночь.

Лето прохладное, так как… ( солнце невысоко поднимается над горизонтом)

Слой горных пород, который не оттаивает десятки лет, называют…       ( многолетней мерзлотой)

Полярные растения:… ( мхи, лишайники, водоросли)

Самое крупное арктическое животное-…

Главная задача человека-...( сохранить арктическую природу).

2. Мотивация познавательной деятельности

  •  - Итак, к путешествию вы готовы.
  • Куда мы сегодня отправимся в путешествие вы узнаете, разгадав  кроссворд. (На столах каждого экипажа лежит кроссворд, нарисованный на альбомном листе бумаге). Если на все вопросы ответите верно, то в выделенной графе прочитаете слово, обозначающее название природной зоны, куда мы совершим путешествие.
  • Вопросы.
  • 1.Морской  зверь, достигает в длину 15-18 м.
  • 2.Птица, получившая название за свой клюв, которым в мерзлой земле выбивает подземные норы. В них она и живет, откладывает яйца.
  • 3.Ластоногое животное черного цвета , детенышей которого зовут бельками.
  • 4.Что за белый с черным носом
  • Возле лунки за торосом
  • Ждет тюленя на обед,
  • А его все нет и нет?
  • 5.Морское животное весом до полутора тонн. Самец имеет два огромных бивня. Ластоногое. Неуклюж, но в воде очень проворен.
  • 6.Птица, откладывающая яйца в нишах скал. Ее теплый пух используется для утепления одежды.
  • Команды, заполнившие кроссворды, читают слово «тундра»
  • Путешествие мы совершим в удивительный край. Послушайте ребус- рассказ, который укажет нам цель путешествия.
  • « Юра над Вовой пошутил:
  • Посмотри, что ты нарисовал: мухомор больше сосны, а люди настоящие великаны!..
  • Напрасно ты над ним смеешься сказал вдруг папа,- однажды мне привелось видеть такие вещи в действительности: грибы возвышались над деревьями совсем так, как у Вовы на рисунке. Люди же на этом листе и не поместились бы вовсе. Там, наверное, правильней было бы называть грибы «надберёзовикии».
  • Итак, удивительный край, в котором грибы выше деревьев, называется тундрой. Сегодня в ходе экспедиции мы исследуем и изучим природу тундры по плану:

1.

2.

3.

 

 

  •  

 

 

 

К

И

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т

У

П

И

К

 

 

 

Т

Ю

Л

Е

Н

Ь

 

 

 

 

М

Е

Д

В

Е

Д

Ь

 

 

 

 

 

 

 

М

О

Р

Ж

 

 

 

 

Г

А

Г

А

Р

А

 

 

 

 

 

  • Учащиеся отвечают на вопросы в кроссворде

3. Организация познавательной деятельности

  • Задание командам:

 

 

 

  • Географическое положение.
  •  (Зона тундры расположена к югу от зоны арктических пустынь. Тундровая зона простирается на севере нашей страны непрерывной полосой от Кольского полуострова до Чукотки. На  крайнем востоке спускается далеко к югу, доходя до побережья Охотского моря.)

 

 

Природные условия.

Тундра- это царство холода, снега, многолетней мерзлоты. В переводе с финского слово «тундра» означает « бесплодная», или «враждебная».

Климат

 Вопросы задаются по очереди экипажам, но все члены экипажей должны быть готовы к ответу. За дополнение команды получают дополнительно жетоны

 

Растительный мир тундры .                                                                    Почвы

Какие условия  благоприятны для роста и развития растений.  

( Тепло, солнечный свет, воздух, вода).

Все ли необходимые условия есть в тундре?

 

 

 

Растительный мир тундры

Мы знаем, что на Земле растут различные растения: деревья, кустарники, травы, мхи, водоросли, лишайники, грибы. Как вы думаете, какие из них могут расти в тундре? Докажите.

Рассмотрите внимательно картину. Растения торопятся зацвести, образовать плоды, семена, ведь лето очень короткое. Луга кажутся покрытыми пестрым ковром: фиолетовые цветы камнеломки, белые с желтой серединой цветы куропаточьей травы. По болотам весной цветут осока и пушица.

 

 

 

 

 

 

 

 

Но все же деревья в тундре есть, но они настолько малы, что некоторые травянистые растения и даже грибы выше. Это деревья-карлики, так они и называются - карликовая ива, карликовая берёза.

 

В тундре много мхов и лишайников, для них самые подходящие условия- не жарко, влажно.  Один из лишайников- ягель- основной корм северных оленей. Его называют также олений мох. Посмотрите вот растения, которые встречаются и в нашем лесу: клюква, голубика, брусника.

  А вот это растение - морошка. Оно встречается в основном только в тундре.  Морошка -травянистое растение. Зрелые плоды  оранжевые, имеют приятный вкус и высоко ценятся  местными жителями, которые собирают их в тундре  в большом количестве.

Таким образом, тундра представляет собой безлесое пространство с низким не всегда сплошным растительным ковром. Основу их составляют мхи и лишайники, на фоне которых развиваются низкорослые растения – кустарники, кустарнички, травы. Деревьев в тундре нет.

  • Физкультминутка.

Ветер.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

  • ( Ребята имитируют дуновение ветра, качаясь то в одну, то в другую сторону. На слова « тише, тише»- приседают, на «выше, выше» - выпрямляются).
  • . Животный мир тундры.
  • А какие животные могут здесь жить? Как они приспособились к суровым условиям обитания? Чтобы ответить на эти вопросы  послушайте сказку о  том, как животные приспособились к условиям  тундры.
  •  
  • Сказка о том, как животные приспособились к условиям тундры                                    ( экологическая сказка).
  •    Летели два  мороза, дедушка и внук, на Северный полюс. Дедушка Мороз решил отдохнуть. А остановился он на земле, которая называлась тундрой, и была в это время длинная полярная  ночь.
  •    Стал внук Морозец дальше прыгать по снежным кочкам. Глядь - а перед ним стоит  пушистый белый зверь, похожий на лису, стоит и ловит кого-то под снегом. Вспомнил Морозец, что это песец и стал его морозить: то за спину схватит, то за хвост. Ничего не получается. Мех у песца пушистый и теплый, чисто белого цвета. Подошвы лап густо заросли волосами, которые греют их и не дают скользить по льду. А под шкурой толстый слой жира, который защищает песца от холода и служит запасом питательных веществ. Такого белого зверя на снегу не сразу заметишь.
  •  С песцом Морозец не справился и решил поморозить птиц: у них-то нет шерсти. Забрался он в сугроб, разворошил его , вылез, запрыгал по кочкам и столкнулся с белой совой. Белая сова сидела и грела яйцо, которое лежало прямо на голой земле. Она сидела и высматривала: не летит ли самец. Не несет ли ей поесть. Подкрался Морозец и стал  белую сову морозить. А сова только перья растопырила. Сидит, хохлится, греется. Оперение у нее густое, покрывает всю её голову так, что клюв едва заметен. Лапы у совы покрыты перьями до самых когтей. «Нет и с совой мне не справится! Пойду поищу другую птицу»,- решил Морозец.
  •  Только взлетел, вдруг видит: кто-то разгребает снег и вытаскивает из-под него ягоды и почки растений. « Да это же белая куропатка!»- узнал ее Морозец. Оперение у нее белое, пальцы покрыты длинными перьями, а из-под них видны длинные когти. « Так вот почему она не вязнет в снегу и так легко его разгребает! Нет, с куропаткой мне тоже не справиться».
  •  Полетел Морозец к дедушке и рассказал ему, как хотел зверей тундры заморозить. « Глуп ты еще, мало по свету летаешь и многого не знаешь, - отвечал ему дед.  - Хорошо эти звери  приспособлены к условиям тундры. А справиться мы можем только с больными и слабыми животными. Да и зачем их нам обижать? Пусть живут. Ведь каждое животное в природе свое назначение имеет».

 

 

  •  ( Животные во всем мире живут не где попало, а там, где они находят для себя пищу и подходящие условия жизни. Тундра в этом плане не исключение. Как и везде, где есть растительность, там есть растительноядные животные: северный олень, зайцы, лемминги.
  • Летом в тундре огромное количество насекомых, особенно мошкары -гнуса, поэтому весной в тундре много птиц. Прилетает много водоплавающих птиц: гуси, лебеди, утки. Летом для них раздолье - много озер с рыбой, масса насекомых.
  • Там, где есть растительноядные животные, обязательно есть хищники: волк, песец, белая сова).

 

 

 

  • А теперь давайте поговорим об отдельных обитателях этой зоны.Я буду задавать вам вопросы по командам об определенном животном,все внимательно слушаем,члены экипажа могут дополнять ответ отвечающего Показ иллюстраций из книг.
  • Занятие населения тундры.
  • Чем занято население тундры?
  • Как человек влияет на природу тундры?
  • Почему её нужно охранять?
  • Какие  правила поведения в природе соблюдали бы вы, оказавшись в тундре на самом деле?
  • Работа в группах
  • Учащиеся, пользуясь учебником, отвечают на вопросы по командам. Показывают на карте, дополняют ответы друг друга
  • Работа с картой:

 

По карте природных зон России найдите зону тундры.

Как она расположена?

  • Определите воды какого океана омывают ее с севера.
  • По берегам каких морей тянется территория тундры?
  • (  по 1 члену от каждой команды выходят к  доске и показывают по карте)

 

 

Беседа

 

 

 

Что влияет на климат в этой природной зоне?  ( Положение Солнца над горизонтом).

Работа по картине(иллюстрации) Опишите зиму в тундре.

Работа по картине(иллюстрации) Опишите лето.

 

Работа…с(по….

Почему тундру называют краем болот и озер? (Оттаивает только поверхностный слой почвы. Талые воды не просачиваются, поэтому в тундре много болот).

Какие почвы в тундре? ( малоплодородные)

Какие полезные ископаемые найдены  в тундре? ( газ, нефть, каменный уголь)

Работа по картине (рассказ учащихся)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по учебнику (чтение текста учебника , ответы на вопросы.

Беседа по вопросам:

Как вы думаете, почему деревья, которые растут у нас, не  могут расти в зоне тундры? ( Низкая температура даже летом, когда растения не могут усваивать из почвы достаточное количество питательных веществ; тонкий слой оттаявшей почвы, который не позволяет глубоко в землю распространить корни  растениям; и наконец, сильные ветры)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивание текста  сказки, беседа по тексту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  •    Работа по картине, ответы на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа  по тексту сказки

 

 

 

 

 

Работа с иллюстрацией учебника

Какие животных обитают в тундре ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как животные приспособились к суровым условиям обитания?                                        ( шерсть густая, длинная, оперение густое, много пуха; окраска тела).

 

Ответы на вопросы

 

 

 

 

  • Чтение и обсуждение  текста « Тундра и человек».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Подведение итогов

-           Подошла к концу наша экспедиция и пришло время подвести итоги

-           Перед вами наборы карточек разного цвета:

Красные – усложненный вариант

Зеленые – средней сложности

Желтые – лёгкие вы должны сами выбрать какая вам по силам и проверить сами себя, если не успеете, можете взять карточку домой и сделать ее дома. Все молодцы! Спасибо каждому экипажу за отличную работу

Домашнее задание

 

 

Почему именно они могут расти в тундре?

Какие растения встречаются в тундре?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как животные тундры  приспособились к суровым условиям обитания?

 

  • Запиши слова в таком порядке:

а) травы; б) кустарники; в) лишайники.

Ягель, морошка, камнеломка, карликовая береза,

куропаточья трава, голубика, пушица.

Перечисли животных тундры

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы выжить в условиях тундры, животным необходимы?

  •  

Назови растения тундры:

 

 

 

 

 

Из перечисленных  животных подчеркни тех,

которые не живут в тундре:

волк, песец, белка, белая сова, бурый медведь,

северный олень, лемминг, крот, заяц-беляк,

тундряная куропатка

 

 

 Дополнительный материал:

 

Диагностика достижения планируемых результатов:

 

Дополнительные творческие задания:

 

Самоанализ

Достижения

Затруднения

Предложения

 Работа с разными видами деятельности, с разным материалом, научилась придумывать интересные задания

 Подборка материала, неизвестно как дети справятся с заданиями, будет ли им интересно, качество работы

 Думаю, изучение нового материала в подобной форме очень интересно детям и лучше запоминается, так как напоминает игру и просто откладывается в голове+ они сами узнают материал, анализируют его, это важно.

           

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по окружающему миру для 4 класса»

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Егорова Роза Петровна

Предмет: Окружающий мир

Класс:4 В


Тема: Зона тундра

Тип урока: изучение нового материала

Цель: дать понятие о природной зоне тундра, ее особенностях

Планируемые результаты

Предметные

Знать географическое положение зоны

Уметь находить тундру на карте

Понимать в чем отличие от других природных зон

Анализ выявлять особенности природной зоны тундра

Синтез сравнивать с другими природными зонами

Оценка собственной деятельности на уроке


Метапредметные:

Регулятивные- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Познавательные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия, например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
- постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Управление поведением партнёра

Коммуникативные
Общеучебные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
Логические
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные
знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность);
умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков;
желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).Смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).


Межпредметные связи:

Основные понятия:

Методы, технологии:

Ресурсы урока:

Для учителя:

Для учащихся:

Оформление доски:

На доске план изучения природной зоны:

1)Географическое положение.

2)Природные условия.

3)Растительный и животный мир.

4)Занятие населения.


Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Актуализация необходимых знаний

  • Сегодня мы проводим необычный урок -экспедицию. Весь класс будет работать по группам. Вы разделились на три команды.

  • В каждой команде вы выбрали командира экипажа, который будет руководить вашей работой. Остальные ребята- члены экипажа. За верный, точный ответ команда будет получать жетоны. Победителем будет команда, набравшая наибольшее количество жетонов.

  • Члены экипажа должны работать дружно, помогать друг другу, и победа будет за вами.

  • Проверка домашнего задания.

  • Природу какой зоны мы исследовали на прошлом уроке? ( Природную зону арктических пустынь.)

  • Покажите на карте Арктику? Как называется океан, который омывает север нашей страны?

  • 1)Первое задание командам. Дописать предложения, используя знания об арктической зоне.



  •  Разбиваются на команды, выбирают капитана команды

  • Учащиеся высказывают свои предположения по поводу ребуса-рассказа.

  • Проверка д/з: учащиеся отвечают на задания, которые подготовил учитель

  • Тестовая работа.

Допиши предложения, используя знания об арктической зоне.






















Арктика – это край… ( вечных льдов и снегов)

Почти… длится полярный день и… длится полярная ночь.

Лето прохладное, так как… ( солнце невысоко поднимается над горизонтом)

Слой горных пород, который не оттаивает десятки лет, называют… ( многолетней мерзлотой)

Полярные растения:… ( мхи, лишайники, водоросли)

Самое крупное арктическое животное-…

Главная задача человека-...( сохранить арктическую природу).

2. Мотивация познавательной деятельности

  • - Итак, к путешествию вы готовы.

  • Куда мы сегодня отправимся в путешествие вы узнаете, разгадав кроссворд. (На столах каждого экипажа лежит кроссворд, нарисованный на альбомном листе бумаге). Если на все вопросы ответите верно, то в выделенной графе прочитаете слово, обозначающее название природной зоны, куда мы совершим путешествие.

  • Вопросы.

  • 1.Морской зверь, достигает в длину 15-18 м.

  • 2.Птица, получившая название за свой клюв, которым в мерзлой земле выбивает подземные норы. В них она и живет, откладывает яйца.

  • 3.Ластоногое животное черного цвета , детенышей которого зовут бельками.

  • 4.Что за белый с черным носом

  • Возле лунки за торосом

  • Ждет тюленя на обед,

  • А его все нет и нет?

  • 5.Морское животное весом до полутора тонн. Самец имеет два огромных бивня. Ластоногое. Неуклюж, но в воде очень проворен.

  • 6.Птица, откладывающая яйца в нишах скал. Ее теплый пух используется для утепления одежды.

  • Команды, заполнившие кроссворды, читают слово «тундра»

  • Путешествие мы совершим в удивительный край. Послушайте ребус- рассказ, который укажет нам цель путешествия.

  • « Юра над Вовой пошутил:

  • Посмотри, что ты нарисовал: мухомор больше сосны, а люди настоящие великаны!..

  • Напрасно ты над ним смеешься сказал вдруг папа,- однажды мне привелось видеть такие вещи в действительности: грибы возвышались над деревьями совсем так, как у Вовы на рисунке. Люди же на этом листе и не поместились бы вовсе. Там, наверное, правильней было бы называть грибы «надберёзовикии».

  • Итак, удивительный край, в котором грибы выше деревьев, называется тундрой. Сегодня в ходе экспедиции мы исследуем и изучим природу тундры по плану:

1.

2.

3.



  •  




    К

    И

    Т










    Т

    У

    П

    И

    К




    Т

    Ю

    Л

    Е

    Н

    Ь





    М

    Е

    Д

    В

    Е

    Д

    Ь








    М

    О

    Р

    Ж





    Г

    А

    Г

    А

    Р

    А






  • Учащиеся отвечают на вопросы в кроссворде

3. Организация познавательной деятельности

  • Задание командам:




  • Географическое положение.

  • (Зона тундры расположена к югу от зоны арктических пустынь. Тундровая зона простирается на севере нашей страны непрерывной полосой от Кольского полуострова до Чукотки. На крайнем востоке спускается далеко к югу, доходя до побережья Охотского моря.)



Природные условия.

Тундра- это царство холода, снега, многолетней мерзлоты. В переводе с финского слово «тундра» означает « бесплодная», или «враждебная».

Климат

Вопросы задаются по очереди экипажам, но все члены экипажей должны быть готовы к ответу. За дополнение команды получают дополнительно жетоны


Растительный мир тундры . Почвы

Какие условия благоприятны для роста и развития растений.

( Тепло, солнечный свет, воздух, вода).

Все ли необходимые условия есть в тундре?




Растительный мир тундры

Мы знаем, что на Земле растут различные растения: деревья, кустарники, травы, мхи, водоросли, лишайники, грибы. Как вы думаете, какие из них могут расти в тундре? Докажите.

Рассмотрите внимательно картину. Растения торопятся зацвести, образовать плоды, семена, ведь лето очень короткое. Луга кажутся покрытыми пестрым ковром: фиолетовые цветы камнеломки, белые с желтой серединой цветы куропаточьей травы. По болотам весной цветут осока и пушица.









Но все же деревья в тундре есть, но они настолько малы, что некоторые травянистые растения и даже грибы выше. Это деревья-карлики, так они и называются - карликовая ива, карликовая берёза.


В тундре много мхов и лишайников, для них самые подходящие условия- не жарко, влажно. Один из лишайников- ягель- основной корм северных оленей. Его называют также олений мох. Посмотрите вот растения, которые встречаются и в нашем лесу: клюква, голубика, брусника.

А вот это растение - морошка. Оно встречается в основном только в тундре. Морошка -травянистое растение. Зрелые плоды оранжевые, имеют приятный вкус и высоко ценятся местными жителями, которые собирают их в тундре в большом количестве.

Таким образом, тундра представляет собой безлесое пространство с низким не всегда сплошным растительным ковром. Основу их составляют мхи и лишайники, на фоне которых развиваются низкорослые растения – кустарники, кустарнички, травы. Деревьев в тундре нет.

  • Физкультминутка.

Ветер.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

  • ( Ребята имитируют дуновение ветра, качаясь то в одну, то в другую сторону. На слова « тише, тише»- приседают, на «выше, выше» - выпрямляются).

  • . Животный мир тундры.

  • А какие животные могут здесь жить? Как они приспособились к суровым условиям обитания? Чтобы ответить на эти вопросы послушайте сказку о том, как животные приспособились к условиям тундры.

  • Сказка о том, как животные приспособились к условиям тундры ( экологическая сказка).

  • Летели два мороза, дедушка и внук, на Северный полюс. Дедушка Мороз решил отдохнуть. А остановился он на земле, которая называлась тундрой, и была в это время длинная полярная ночь.

  • Стал внук Морозец дальше прыгать по снежным кочкам. Глядь - а перед ним стоит пушистый белый зверь, похожий на лису, стоит и ловит кого-то под снегом. Вспомнил Морозец, что это песец и стал его морозить: то за спину схватит, то за хвост. Ничего не получается. Мех у песца пушистый и теплый, чисто белого цвета. Подошвы лап густо заросли волосами, которые греют их и не дают скользить по льду. А под шкурой толстый слой жира, который защищает песца от холода и служит запасом питательных веществ. Такого белого зверя на снегу не сразу заметишь.

  • С песцом Морозец не справился и решил поморозить птиц: у них-то нет шерсти. Забрался он в сугроб, разворошил его , вылез, запрыгал по кочкам и столкнулся с белой совой. Белая сова сидела и грела яйцо, которое лежало прямо на голой земле. Она сидела и высматривала: не летит ли самец. Не несет ли ей поесть. Подкрался Морозец и стал белую сову морозить. А сова только перья растопырила. Сидит, хохлится, греется. Оперение у нее густое, покрывает всю её голову так, что клюв едва заметен. Лапы у совы покрыты перьями до самых когтей. «Нет и с совой мне не справится! Пойду поищу другую птицу»,- решил Морозец.

  • Только взлетел, вдруг видит: кто-то разгребает снег и вытаскивает из-под него ягоды и почки растений. « Да это же белая куропатка!»- узнал ее Морозец. Оперение у нее белое, пальцы покрыты длинными перьями, а из-под них видны длинные когти. « Так вот почему она не вязнет в снегу и так легко его разгребает! Нет, с куропаткой мне тоже не справиться».

  • Полетел Морозец к дедушке и рассказал ему, как хотел зверей тундры заморозить. « Глуп ты еще, мало по свету летаешь и многого не знаешь, - отвечал ему дед. - Хорошо эти звери приспособлены к условиям тундры. А справиться мы можем только с больными и слабыми животными. Да и зачем их нам обижать? Пусть живут. Ведь каждое животное в природе свое назначение имеет».



  • ( Животные во всем мире живут не где попало, а там, где они находят для себя пищу и подходящие условия жизни. Тундра в этом плане не исключение. Как и везде, где есть растительность, там есть растительноядные животные: северный олень, зайцы, лемминги.

  • Летом в тундре огромное количество насекомых, особенно мошкары -гнуса, поэтому весной в тундре много птиц. Прилетает много водоплавающих птиц: гуси, лебеди, утки. Летом для них раздолье - много озер с рыбой, масса насекомых.

  • Там, где есть растительноядные животные, обязательно есть хищники: волк, песец, белая сова).




  • А теперь давайте поговорим об отдельных обитателях этой зоны.Я буду задавать вам вопросы по командам об определенном животном,все внимательно слушаем,члены экипажа могут дополнять ответ отвечающего
    Показ иллюстраций из книг.

  • Занятие населения тундры.

  • Чем занято население тундры?

  • Как человек влияет на природу тундры?

  • Почему её нужно охранять?

  • Какие правила поведения в природе соблюдали бы вы, оказавшись в тундре на самом деле?

  • Работа в группах

  • Учащиеся, пользуясь учебником, отвечают на вопросы по командам.
    Показывают на карте, дополняют ответы друг друга

  • Работа с картой:


По карте природных зон России найдите зону тундры.

Как она расположена?

  • Определите воды какого океана омывают ее с севера.

  • По берегам каких морей тянется территория тундры?

  • ( по 1 члену от каждой команды выходят к доске и показывают по карте)



Беседа




Что влияет на климат в этой природной зоне? ( Положение Солнца над горизонтом).

Работа по картине(иллюстрации) Опишите зиму в тундре.

Работа по картине(иллюстрации) Опишите лето.


Работа…с(по….

Почему тундру называют краем болот и озер? (Оттаивает только поверхностный слой почвы. Талые воды не просачиваются, поэтому в тундре много болот).

Какие почвы в тундре? ( малоплодородные)

Какие полезные ископаемые найдены в тундре? ( газ, нефть, каменный уголь)

Работа по картине (рассказ учащихся)











Работа по учебнику (чтение текста учебника , ответы на вопросы.

Беседа по вопросам:

Как вы думаете, почему деревья, которые растут у нас, не могут расти в зоне тундры? ( Низкая температура даже летом, когда растения не могут усваивать из почвы достаточное количество питательных веществ; тонкий слой оттаявшей почвы, который не позволяет глубоко в землю распространить корни растениям; и наконец, сильные ветры)





























Прослушивание текста сказки, беседа по тексту














  • Работа по картине, ответы на вопросы


























Беседа по тексту сказки






Работа с иллюстрацией учебника

Какие животных обитают в тундре ?














Как животные приспособились к суровым условиям обитания? ( шерсть густая, длинная, оперение густое, много пуха; окраска тела).


Ответы на вопросы





  • Чтение и обсуждение текста « Тундра и человек».

















4. Подведение итогов

- Подошла к концу наша экспедиция и пришло время подвести итоги

- Перед вами наборы карточек разного цвета:

Красные – усложненный вариант

Зеленые – средней сложности

Желтые – лёгкие
вы должны сами выбрать какая вам по силам и проверить сами себя, если не успеете, можете взять карточку домой и сделать ее дома.
Все молодцы! Спасибо каждому экипажу за отличную работу

Домашнее задание


К

Почему именно они могут расти в тундре?

акие растения встречаются в тундре?








Как животные тундры приспособились к суровым условиям обитания?


    • Запиши слова в таком порядке:

    а) травы; б) кустарники; в) лишайники.

    Ягель, морошка, камнеломка, карликовая береза,

    куропаточья трава, голубика, пушица.



    Перечисли животных тундры




    Чтобы выжить в условиях тундры, животным необходимы?

     

Назови растения тундры:





Из перечисленных животных подчеркни тех,

которые не живут в тундре:

волк, песец, белка, белая сова, бурый медведь,

северный олень, лемминг, крот, заяц-беляк,

тундряная куропатка



Дополнительный материал:


Диагностика достижения планируемых результатов:


Дополнительные творческие задания:


Самоанализ

Достижения

Затруднения

Предложения

 Работа с разными видами деятельности, с разным материалом, научилась придумывать интересные задания

 Подборка материала, неизвестно как дети справятся с заданиями, будет ли им интересно, качество работы

 Думаю, изучение нового материала в подобной форме очень интересно детям и лучше запоминается, так как напоминает игру и просто откладывается в голове+ они сами узнают материал, анализируют его, это важно.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!