Предметные
Знать географическое положение зоны
Уметь находить тундру на карте
Понимать в чем отличие от других природных зон
Анализ выявлять особенности природной зоны тундра
Синтез сравнивать с другими природными зонами
Оценка собственной деятельности на уроке
|
Метапредметные:
Регулятивные- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Познавательные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия, например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
- постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Управление поведением партнёра
Коммуникативные
Общеучебные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
Логические
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
|
Личностные
знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность);
умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков;
желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).Смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
|
- Сегодня мы проводим необычный урок -экспедицию. Весь класс будет работать по группам. Вы разделились на три команды.
- В каждой команде вы выбрали командира экипажа, который будет руководить вашей работой. Остальные ребята- члены экипажа. За верный, точный ответ команда будет получать жетоны. Победителем будет команда, набравшая наибольшее количество жетонов.
- Члены экипажа должны работать дружно, помогать друг другу, и победа будет за вами.
- Проверка домашнего задания.
- Природу какой зоны мы исследовали на прошлом уроке? ( Природную зону арктических пустынь.)
- Покажите на карте Арктику? Как называется океан, который омывает север нашей страны?
- 1)Первое задание командам. Дописать предложения, используя знания об арктической зоне.
|
- Разбиваются на команды, выбирают капитана команды
- Учащиеся высказывают свои предположения по поводу ребуса-рассказа.
- Проверка д/з: учащиеся отвечают на задания, которые подготовил учитель
- Тестовая работа.
Допиши предложения, используя знания об арктической зоне.
Арктика – это край… ( вечных льдов и снегов)
Почти… длится полярный день и… длится полярная ночь.
Лето прохладное, так как… ( солнце невысоко поднимается над горизонтом)
Слой горных пород, который не оттаивает десятки лет, называют… ( многолетней мерзлотой)
Полярные растения:… ( мхи, лишайники, водоросли)
Самое крупное арктическое животное-…
Главная задача человека-...( сохранить арктическую природу).
|
- Географическое положение.
- (Зона тундры расположена к югу от зоны арктических пустынь. Тундровая зона простирается на севере нашей страны непрерывной полосой от Кольского полуострова до Чукотки. На крайнем востоке спускается далеко к югу, доходя до побережья Охотского моря.)
Природные условия.
Тундра- это царство холода, снега, многолетней мерзлоты. В переводе с финского слово «тундра» означает « бесплодная», или «враждебная».
Климат
Вопросы задаются по очереди экипажам, но все члены экипажей должны быть готовы к ответу. За дополнение команды получают дополнительно жетоны
Растительный мир тундры . Почвы
Какие условия благоприятны для роста и развития растений.
( Тепло, солнечный свет, воздух, вода).
Все ли необходимые условия есть в тундре?
Растительный мир тундры
Мы знаем, что на Земле растут различные растения: деревья, кустарники, травы, мхи, водоросли, лишайники, грибы. Как вы думаете, какие из них могут расти в тундре? Докажите.
Рассмотрите внимательно картину. Растения торопятся зацвести, образовать плоды, семена, ведь лето очень короткое. Луга кажутся покрытыми пестрым ковром: фиолетовые цветы камнеломки, белые с желтой серединой цветы куропаточьей травы. По болотам весной цветут осока и пушица.
Но все же деревья в тундре есть, но они настолько малы, что некоторые травянистые растения и даже грибы выше. Это деревья-карлики, так они и называются - карликовая ива, карликовая берёза.
В тундре много мхов и лишайников, для них самые подходящие условия- не жарко, влажно. Один из лишайников- ягель- основной корм северных оленей. Его называют также олений мох. Посмотрите вот растения, которые встречаются и в нашем лесу: клюква, голубика, брусника.
А вот это растение - морошка. Оно встречается в основном только в тундре. Морошка -травянистое растение. Зрелые плоды оранжевые, имеют приятный вкус и высоко ценятся местными жителями, которые собирают их в тундре в большом количестве.
Таким образом, тундра представляет собой безлесое пространство с низким не всегда сплошным растительным ковром. Основу их составляют мхи и лишайники, на фоне которых развиваются низкорослые растения – кустарники, кустарнички, травы. Деревьев в тундре нет.
Ветер.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
- ( Ребята имитируют дуновение ветра, качаясь то в одну, то в другую сторону. На слова « тише, тише»- приседают, на «выше, выше» - выпрямляются).
- . Животный мир тундры.
- А какие животные могут здесь жить? Как они приспособились к суровым условиям обитания? Чтобы ответить на эти вопросы послушайте сказку о том, как животные приспособились к условиям тундры.
-
- Сказка о том, как животные приспособились к условиям тундры ( экологическая сказка).
- Летели два мороза, дедушка и внук, на Северный полюс. Дедушка Мороз решил отдохнуть. А остановился он на земле, которая называлась тундрой, и была в это время длинная полярная ночь.
- Стал внук Морозец дальше прыгать по снежным кочкам. Глядь - а перед ним стоит пушистый белый зверь, похожий на лису, стоит и ловит кого-то под снегом. Вспомнил Морозец, что это песец и стал его морозить: то за спину схватит, то за хвост. Ничего не получается. Мех у песца пушистый и теплый, чисто белого цвета. Подошвы лап густо заросли волосами, которые греют их и не дают скользить по льду. А под шкурой толстый слой жира, который защищает песца от холода и служит запасом питательных веществ. Такого белого зверя на снегу не сразу заметишь.
- С песцом Морозец не справился и решил поморозить птиц: у них-то нет шерсти. Забрался он в сугроб, разворошил его , вылез, запрыгал по кочкам и столкнулся с белой совой. Белая сова сидела и грела яйцо, которое лежало прямо на голой земле. Она сидела и высматривала: не летит ли самец. Не несет ли ей поесть. Подкрался Морозец и стал белую сову морозить. А сова только перья растопырила. Сидит, хохлится, греется. Оперение у нее густое, покрывает всю её голову так, что клюв едва заметен. Лапы у совы покрыты перьями до самых когтей. «Нет и с совой мне не справится! Пойду поищу другую птицу»,- решил Морозец.
- Только взлетел, вдруг видит: кто-то разгребает снег и вытаскивает из-под него ягоды и почки растений. « Да это же белая куропатка!»- узнал ее Морозец. Оперение у нее белое, пальцы покрыты длинными перьями, а из-под них видны длинные когти. « Так вот почему она не вязнет в снегу и так легко его разгребает! Нет, с куропаткой мне тоже не справиться».
- Полетел Морозец к дедушке и рассказал ему, как хотел зверей тундры заморозить. « Глуп ты еще, мало по свету летаешь и многого не знаешь, - отвечал ему дед. - Хорошо эти звери приспособлены к условиям тундры. А справиться мы можем только с больными и слабыми животными. Да и зачем их нам обижать? Пусть живут. Ведь каждое животное в природе свое назначение имеет».
- ( Животные во всем мире живут не где попало, а там, где они находят для себя пищу и подходящие условия жизни. Тундра в этом плане не исключение. Как и везде, где есть растительность, там есть растительноядные животные: северный олень, зайцы, лемминги.
- Летом в тундре огромное количество насекомых, особенно мошкары -гнуса, поэтому весной в тундре много птиц. Прилетает много водоплавающих птиц: гуси, лебеди, утки. Летом для них раздолье - много озер с рыбой, масса насекомых.
- Там, где есть растительноядные животные, обязательно есть хищники: волк, песец, белая сова).
- А теперь давайте поговорим об отдельных обитателях этой зоны.Я буду задавать вам вопросы по командам об определенном животном,все внимательно слушаем,члены экипажа могут дополнять ответ отвечающего
Показ иллюстраций из книг.
- Занятие населения тундры.
- Чем занято население тундры?
- Как человек влияет на природу тундры?
- Почему её нужно охранять?
- Какие правила поведения в природе соблюдали бы вы, оказавшись в тундре на самом деле?
|
- Работа в группах
- Учащиеся, пользуясь учебником, отвечают на вопросы по командам.
Показывают на карте, дополняют ответы друг друга
- Работа с картой:
По карте природных зон России найдите зону тундры.
Как она расположена?
- Определите воды какого океана омывают ее с севера.
- По берегам каких морей тянется территория тундры?
- ( по 1 члену от каждой команды выходят к доске и показывают по карте)
Беседа
Что влияет на климат в этой природной зоне? ( Положение Солнца над горизонтом).
Работа по картине(иллюстрации) Опишите зиму в тундре.
Работа по картине(иллюстрации) Опишите лето.
Работа…с(по….
Почему тундру называют краем болот и озер? (Оттаивает только поверхностный слой почвы. Талые воды не просачиваются, поэтому в тундре много болот).
Какие почвы в тундре? ( малоплодородные)
Какие полезные ископаемые найдены в тундре? ( газ, нефть, каменный уголь)
Работа по картине (рассказ учащихся)
Работа по учебнику (чтение текста учебника , ответы на вопросы.
Беседа по вопросам:
Как вы думаете, почему деревья, которые растут у нас, не могут расти в зоне тундры? ( Низкая температура даже летом, когда растения не могут усваивать из почвы достаточное количество питательных веществ; тонкий слой оттаявшей почвы, который не позволяет глубоко в землю распространить корни растениям; и наконец, сильные ветры)
Прослушивание текста сказки, беседа по тексту
- Работа по картине, ответы на вопросы
Беседа по тексту сказки
Работа с иллюстрацией учебника
Какие животных обитают в тундре ?
Как животные приспособились к суровым условиям обитания? ( шерсть густая, длинная, оперение густое, много пуха; окраска тела).
Ответы на вопросы
- Чтение и обсуждение текста « Тундра и человек».
|
- Подошла к концу наша экспедиция и пришло время подвести итоги
- Перед вами наборы карточек разного цвета:
Красные – усложненный вариант
Зеленые – средней сложности
Желтые – лёгкие
вы должны сами выбрать какая вам по силам и проверить сами себя, если не успеете, можете взять карточку домой и сделать ее дома.
Все молодцы! Спасибо каждому экипажу за отличную работу
Домашнее задание
|
Почему именно они могут расти в тундре?
|
Какие растения встречаются в тундре?
Как животные тундры приспособились к суровым условиям обитания?
|
- Запиши слова в таком порядке:
а) травы; б) кустарники; в) лишайники.
Ягель, морошка, камнеломка, карликовая береза,
куропаточья трава, голубика, пушица.
Перечисли животных тундры
|
Чтобы выжить в условиях тундры, животным необходимы?
|
Назови растения тундры:
Из перечисленных животных подчеркни тех,
которые не живут в тундре:
волк, песец, белка, белая сова, бурый медведь,
северный олень, лемминг, крот, заяц-беляк,
тундряная куропатка
|
|