Урок по предмету «Математические представления» разработан для учащейся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью с учетом особенностей психофизического развития, познавательной деятельности данного ребенка, ее индивидуальных возможностей. Учебный предмет в 4 классе осваивает обучающаяся, которая усвоила программный материал 3 класса и овладела базовыми умениями в коммуникации: использует доступные невербальные и вербальные средства коммуникации в соответствии с ситуацией, близкой к личному опыту ребенка; проявляет готовность к положительным формам взаимодействия с учителем; с помощью доступных средств коммуникации может выражать свои потребности и желания, проявляет коммуникативную активность в доступной форме соответственно ситуации. Конспект урока содержит материал, способствующий достижению обучающейся того уровня общеобразовательных знаний, умений и трудовых навыков, который необходим ей для социальной адаптации.
Возраст обучающейся 15 лет, класс 4.
Обучение организовано по СИПР.
корригировать и развивать математические представления;
корригировать и развивать кратковременную и долговременную память, логическое мышление на основе упражнений на сравнение;
корригировать и развивать зрительное восприятие, слуховое, пространственное мышление;
развивать мелкую и общую моторику, через работу с предметными картинками, фигурками животных, животных из фетра и физкультурную минутку;
соотносить название предметов, животных с их изображением (игрушка,
картинка).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
1.Мотивационно-целевой. Организационный момент. | - Здравствуй, Дарина! Давай поздороваемся с гостями. Приветствие Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться! Работаем старательно, слушаем внимательно! Давай Дарина сначала с тобой покатаем массажные мячики, чтобы размять ручки. «Мячики катаем, катаем! Дружно пальчики сгибаем, сгибаем! Раз, два, три, четыре, пять! Начинаем разгибать!» | Здоровается с учителем, повторяет за учителем слова приветствия. Настраивается на работу. Дарина совместно с педагогом катает массажные мячики. | Настроить ученика на работу. |
2.Формулирование темы урока и его цели. | - Дарина, посмотри на картинку с изображением карандашей и скажи, чем они отличаются? Подбери к карандашам на картинке карандаши из коробочки в соответствии с длиной Сегодня на уроке мы узнаем, как отличаются предметы по длине: что значит длинный, а что значит короткий. | Дарина смотрит на картинку с изображением карандашей (педагог совместно с ребенком подбирает, соотносит карандаши в соответствии с картинкой по длине проговаривает ответ, просит повторить за педагогом). Дарина рассматривает карточки, старается выполнить задание | На уроке используются опорные карточки «Карандаши, разной длины» |
3. Операционно-содержательный. Новая тема | - Дарина, давай посмотрим развивающий мультфильм «Цветные паровозики» - А сейчас Дарина посмотри на картинку с изображением паровозиков и помоги паровозику собрать свои вагончики в соответствии со своей длиной (длинный паровозик из 5 вагонов, короткий из 3 вагонов) Дарина, а теперь давай с тобой обведем по точкам фломастером наши вагончики, сначала короткий паровоз, а потом длинный. | Дарина смотрит развивающий мультфильм. Дарина совместно с педагогом собирает вагончики для паровозика из предложенных пазлов в соответствии с длиной (выкладывает пазлы на основу вагончика на картинке). | Для демонстрации на уроке используется развивающий мультфильм «Цветные паровозики» (продолжительность 2 минуты), картинки и пазлы с изображением паровозиков. Ребенок может трогает картинку, берет их в руки, манипулирует, рассматривает и исследует |
4.Динамическая пауза | Дарина, давай подвигаемся под веселую разминку «Паровоз», слушай внимательно и повторяй за мной «Мы сидели, мы устали, А сейчас мы дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали, Мы собрали паровоз, чтоб гостей он нам привез!» | Дарина выполняет движения за педагогом. | Динамическая пауза проводится с наклонами головы, плеч, ходьбой и хлопаньем в ладоши. |
5.Закрепление | - Дарина, посмотри, к нам приехал в гости на паровозике, смотрим на картинку с изображением лисы и зайчика. Покажи животное, у которого длинный хвостик, а у кого короткий. Посмотри внимательно на изображения этих животных. «У красавицы-лисы, Длинный хвостик для красы. А короткий, у зайчишки, Быстроногого трусишки» А теперь давай посмотрим игрушки этих зверей (предлагаем рассмотреть резиновые игрушки зверей, а затем из картона) - Молодец, Дарина, все правильно! | Дарина внимательно рассматривает картинки с изображением лисы и зайчика/ игрушки. И показывает совместно с педагогом длинный хвостик у лисы и короткий у зайчишки. | |
6.Подведение итогов урока | - Дарина, сегодня на уроке мы изучили признаки предмета: длинный, короткий. Ты узнала, что предметы бывают разной длины и научилась из различать по длине. Давай, мы сейчас выполним с тобой еще задание и проверим, как ты научилась отличать предметы по длине. Предлагается на картинке рассмотреть предметы, сравнить их по длине (шарф, бревно, морковка), а затем раскрасить раскраску в соответствии с инструкцией. | Внимательно слушает учителя. Ребенок в конце урока самостоятельно выделяет и соотносит предметы по признакам: длинный, короткий животного с его изображением (игрушкой, фигуркой, иллюстрацией) Ребенку предлагается выбрать самому цвет карандаша, в соответствии с заданием, которым он будет раскрашивать изображенные предметы (шарф и карандаш) длинные – красным, короткие-желтым. | |
7. Рефлексивно- оценочный | — Вот и закончился наш урок. - Дарина, ты очень хорошо занималась, старалась, ты – молодец! Спасибо тебе большое. | Внимательно слушает учителя. | Ребенок чувствует себя комфортно, расслаблено, радуется своим успехам, похвале. |