СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по русскому языку 2 класс по теме: "Пробуем сочинять загадки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по русскому языку соответствует стандартам второго поколения ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку 2 класс по теме: "Пробуем сочинять загадки"»

Урок русского языка 2 класс по программе «Гармония». Автор учебника Совейчик М.С., Кузьменко Н.С. .

Тема: Пробуем сочинять загадки

.

Задачи:

Предметные:

Познакомить с особенностями загадок, включающих признаки предметов;

Формировать умение конструировать загадки;

Регулятивные:

Развивать образное мышление, речь;

Совершенствовать навыки грамотного письма;

Коммуникативные:

Формировать умение выражать свои мысли;

Личностные:

Развивать коммуникативные качества (умение выслушивать ответы товарищей);


Оборудование:

карточки для работы в парах; лист для творческих работ; словарь Ожегова;

памятка по конструированию загадок;

предметные картинки: медведь, пуговица, лампочка, гитара, варежка, кольцо, щетка, шляпа




Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Орг. момент


- Сегодня на уроке будем проявлять свои творческие способности.

Настраивает детей на урок.

Класс подготавливается к работе.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний.

1. Словарная работа.

- Угадайте кто это? Крупное хищное животное с длинной шерстью и толстыми ногами, любит мёд. - В каких художественных произведениях одним из главных действующих лиц является медведь?

- Как вы понимаете фразеологические обороты.

  • Медвежьи объятия.

  • Медвежья услуга.

  • Медведь на ухо наступил.

- Есть множество загадок об этом животном. Послушайте загадки, которые приготовили ученики нашего класса и скажите, какие слова указывают на то, что это медведь.

1) Кто в лесу глухом живёт Неуклюжий, косолапый? Летом ест малину, мёд, А зимой сосёт он лапу.

2) Хозяин лесной просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой.

3) Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной, Когда придет весна, Просыпается от сна.

- Отгадки этих стихотворных загадок – медведь.

- Запомните, шутя: МЕДведь ведает МЕД.

- Медведь – образованно от слов «мёд» и «ведает», то есть зверь, знающий, где найти в лесу мёд.

2. Запись этого словарного слова в тетрадь.


Выявляет уровень знаний.

Задает вопросы. Выслушивает и обобщает ответы детей.





Проводит работу с фразеологическими оборотами.



Предлагает подборку загадок, подготовленные учащимися класса.


Отвечают на вопросы поставленные учителем. Называют сказки, героями которых является медведь.






Объясняют смысл фразеологических оборотов.



Отгадывают загадки.















Записывают словарное слово в тетрадь.

Нравственно-этическая ориентация.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Участие в диалоге.

III. Наблюдение и постановка проблемы

Работа в парах.

- Познакомьтесь с текстами.

- Чем эти тексты похожи?

- О ком говорится в первом тексте?

- Как вы догадались? А ещё почему?

- А во втором тексте о ком говорится?

- Как догадались?

- Если перед вами загадка, у цифры поставьте «+», если не загадка, то поставьте «-». Объясните своё решение соседу по парте.

1. Медведь в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна

Просыпается от сна.

2. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

- В чём отличие первого текста от второго?

- Как можно изменить стихотворение, чтобы получилась загадка?

- Измените, стихотворение так, чтобы получилась загадка. Найдите слова с орфограммой безударная гласная в корне слова и подберите проверочные слова.

- Запишите получившуюся загадку.


Создает проблемную ситуацию. Предлагает несколько текстов.

















Предлагает изменить стихотворение, чтобы получилась загадка.


Из предложенных текстов выбирают загадку. Объясняют свой выбор.
















Проводят изменение стихотворения. Записывают получившуюся загадку.







Умение логически анализировать объекты с целью выделения признаков.

Коммуникативное взаимодействие – умение работать в паре, давая оценку высказывания одноклассников, аргументируя свою точку зрения.

Умение аргументировано отвечать на поставленные вопросы.

IV. Физминутка.

Белка хлопает в ладоши,

Зайка топает ногой.

Ну, а мишка косолапый

Только машет головой.

Проговаривает и показывает движения.

Повторяют слова и движения за учителем.


V. Постановка учебной задачи.

- А вы хотите научиться составлять загадки?

- Какова будет тема нашего урока? Чему будем учиться на уроке?

- Сегодня на уроке будем отличать загадки от других текстов и учиться сочинять загадки.

- Мы должны будем ответить на вопрос, что обязательно должно быть в загадке?

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.


Формулирует тему урока.

Определяют задачи урока.

Выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативное взаимодействие.

VI. Решение проблемы.

- Какова особенность загадок?

- В толковом словаре русского языка Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. (с. 201) даётся определение загадке:

Загадка:

1.) Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.

2.) Нечто необъяснимое, непонятное.

Сообщает определение термина «загадка».

Слушают сообщение учителя.


VII. Первичное восприятие.

- Можно научиться сочинять загадки, но для этого надо быть внимательным к описанию, сравнению, сопоставлению. Часто в загадках встречается иносказание – мысль высказывается не прямо, а иными словами, как намек.

- Я прошу вас назвать предметы, (визуализация) похожие на:

паутину; луну; лампочку; мяч.

- А теперь задумайте предметы, находящиеся в классе и, не называя их, перечислите признаки так, чтобы другие могли догадаться, о чем идет речь.

Мобилизует учащихся - на что?

Сравнивают, анализируют, обобщают.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы

VIII.Закрепление.

- Обратимся к загадкам в задании 152, с. 69 и посмотрим, как они устроены.

а) Что за лента для колёс Протянулась средь берёз?

б) Посадили зёрнышко, вырастили солнышко

- Называется ли в загадке предмет, о котором она придумана?

- Называется ли другой предмет, на него похожий?

- Указаны ли в загадке признаки, по которым можно догадаться, о чём идёт речь? - Как звучат строки, что особенного в их концовках?

- Запишите первую загадку и подчеркните орфограммы: парные согласные в корне слова, безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

- Какие секреты загадки вы узнали?

- Предлагаю вам памятку по конструированию загадок.

Выберите предмет и рассмотрите его.

На что (на кого) он похож?

Запишите самые главные внешние признаки предмета, по которым его можно отличить от всех других предметов.

Запишите свою загадку. Если сможете, зарифмуйте последние слова строк.

Устанавливает осознанность восприятия.



















Проводит обобщение полученного материала.

Выполняют задания, данные учителем.

Наблюдают за строением загадки. Записывают первую загадку, подчеркивают орфограммы.














Делают выводы, знакомятся с памяткой по составлению загадок.

Умение проводить сравнение и анализ.

Умение выбирать нужную информацию из текста.

Умение высказывать предположения и аргументировать их.

IX. Физминутка.

В прятки пальчики играли,

И головки выбирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Проговаривает и показывает движения.

Повторяют слова и движения за учителем.


X. Коллективное составление загадок.

(Работа по учебнику с.79, упр. № 177)

- Что это за предмет?

- Зачем он нужен?

- Из какого материала сделан?

- На что похож?

- Если вам понравилось сравнение, назовите признаки этой «ладошки». Подберите рифму и попробуйте сочинить загадку.


Организует работу по учебнику.

В конце работы учитель подчеркивает, что пользуясь памяткой можно придумать множество различных загадок, но чтобы они были интересные, надо подбирать оригинальные, необычные сравнения

Анализируют картинки, сравнивают, подбирают рифмы и сочиняют загадку.

Умение проводить сравнение и анализ по заданным критериям.

Умение действовать по заданному правилу

(памятка)

Получат возможность научиться осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.


XI. Самостоятельная работа.

- Выберите предмет (пуговица, лампочка, гитара, варежка, кольцо, щетка, шляпа) и попробуйте самостоятельно составить загадку, используя памятку.

- Кто готов загадать свою загадку нам?


Организует деятельность по применению новых знаний: составление загадок с использованием памятки.

Учащиеся на листах для творчества записывают, получившиеся загадки.


По завершению работы ученики загадывают загадки всему классу.

Учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

XII. Обобщение.

- Чем отличается стихотворение от загадки?

- Можно ли стихотворение превратить в загадку?

- Какова особенность загадок?


Обобщает ответы детей.

Дети с помощью учителя формулируют требования к загадке: краткость, емкость, наличие характеристики предмета в виде описания, сравнения, сопоставления, иносказание и т.п.

Умение обобщать полученные знания, аргументировать свой ответ.

XIII. Рефлексия деятельности.

  1. Самооценка

- Отметьте на своих листах для творчества условным знаком, если я:

научился

испытываю затруднения

не научился

  1. Подведение итога урока

- Встаньте те, кому было интересно на уроке?

- Встаньте те, кто был активен на уроке?

- Что было для вас самым трудным?

- С удовольствием ли вы будете выполнять домашнее задание?

Учитель организует рефлексию.

Учащиеся оценивают свою работу.


Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные умения оценивание своего успеха.

XIV. Домашнее задание.

- Сочините загадку при помощи памятки, нарисуйте отгадку

Дает рекомендации по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!