II. Формулирование темы и целей урока | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. – Как будет звучать тема нашего урока? – Тема нашего урока: «Глагол. Спряжение глаголов брить, стелить». – Какова цель урока? – Определите цели урока, используя опорные слова | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. – Сегодня на уроке… МЫ | познакомимся с… | узнаем… | вспомним… | будем уметь… | сможем поразмышлять… | | Извлекать необходимую информацию из текстов. Использовать знаково-символические средства |
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику. Упражнение 64 | Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Откройте обратный словарь на -ь, на -ить. К какому спряжению относятся глаголы на -ить с безударными личными окончаниями? – Найдите такие глаголы в списке. Среди этих глаголов отыщите глаголы брить, стелить (они напечатаны крупным шрифтом). – Обратите внимание на то, что у глагола стелить есть суффикс -и-. А вот у глагола брить такого суффикса нет. С глаголами, у которых нет глагольного суффикса (лить, бить, шить и др.), вы уже знакомы. Разница между этими глаголами состоит в том, что у глаголов лить, бить, шить личные окончания – ударные, а у глагола брить – безударные. – Сделайте предположение, к какому спряжению относятся глаголы брить и стелить? – Рассмотрите таблицу спряжения этих глаголов. – К какому спряжению относятся эти глаголы, судя по их личному окончанию? – Прочитайте рассуждения Миши. – Прочитайте разговор Пети Захарова, Миши и Евдокии Васильевны. Объясните фразеологический оборот наступать на одни и те же грабли. – Как правильно употреблять форму слова оба (обоих)? – Познакомьтесь с информацией на плакате Летучей Мыши. К какому спряжению относятся глаголы брить и стелить? | Выполняют дидактические упражнения, отве- чают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение. Учащиеся открывают обратный словарь (с. 146) на -ь, на -ить. – Глаголы на -ить с безударными личными окончаниями (как правило) относятся ко II спряжению. Учащиеся находят глаголы на -ить в списке (у них маркирован синим цветом глагольный суффикс -и-). В этом же списке они находят глаголы брить и стелить (они выделены крупным шрифтом). – В таблице приведены личные формы глаголов брить и стелить. Эти глаголы относятся к I спряжению. – Глагол брить относится к I спряжению, так как у него нет суффикса -и- в начальной форме (необходимость обращения к начальной форме связана с тем, что он имеет безударные личные окончания). Буква и у данного глагола входит в корень слова. Продолжая ход рассуждения Миши, делаем вывод, что данный глагол не является исключением, а подчиняется общему правилу (с. 54–55). – Глагол стелить имеет другую форму – стлать, у которой суффикс -а- и все личные формы образованы именно от этой формы. Если так, то и этот глагол подчиняется общему правилу и не является глаголом-исключением. Глагол стелить действительно имеет две неопределенные формы: стелить – с суффиксом -и- и стлать – с суффиксом -а-. Для написания безударных личных окончаний данного глагола необходимо ориентироваться на форму стлать. – Наступать на одни и те же грабли – значит допускать одну и ту же ошибку. – Глаголы брить и стелить относятся к I спряжению | Выражать свои мысли в соответствии с задачей и ус-ловием. Выделять необходимую ин-формацию. Формировать смыслообразование. Выполнять мыслительные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация). Проявлять волевую саморегуляцию. Формировать познавательную инициативу. Выдвигать гипотезы и их обосновывать. Выполнять поиск необходимой информации. Использовать знаково-символические средства. Моделировать и преобразовывать модели разных типов (предметы, схемы, знаки и т. д.). Демонстрировать осознание ответственности за общее дело |
IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний. Упражнение 65 | Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Откройте обратный словарь на -ь, на -ить. Выпишите подряд пять подчеркнутых глаголов, начиная с глагола гладить. К каждому глаголу запишите родственный с приставкой. – Сосед по парте пусть выпишет пять подчеркнутых глаголов с конца списка и запишет к ним родственные глаголы с приставками. – С глаголами без приставок запишите словосочетания, поставив эти глаголы в форму настоящего времени, 3-го лица, ед. ч. – Обратите внимание на форму 3-го л., ед. ч. глагола ездить: многие часто допускают ошибки в образовании форм данного глагола (например, езди(и/е)т). – Глаголы с приставками разберите по составу | Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Учащиеся работают с обратным словарем, выписывают первые пять подчеркнутых глаголов, начиная с глагола гладить (гладить, ездить, водить, бродить, ходить). А сосед по парте – пять подчеркнутых глаголов с конца списка (тащить, сушить, учить, лечить, шутить). Гладить – погладить, ездить – объездить, водить – заводить, бродить – перебродить, ходить – восходить | Тащить – перетащить, сушить – просушить, учить – выучить, лечить – вылечить, шутить – пошутить | – Личные окончания глаголов без приставок безударные, следовательно, чтобы правильно записать безударный гласный в окончаниях данных глаголов, надо определить их спряжение. Все эти глаголы изменяются по II спряжению, так как в начальной форме имеют глагольный суффикс -и- (он маркирован). Таким образом, все они в форме 3-го л., ед. ч. имеют окончание -ит-. Глаголы с приставками учащиеся разбирают по составу: по/глад/и/ть, объ/езд/и/ть, за/вод/и/ть, переброд/и/ть, вос/ход/и/ть и т. д. | Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления. Осуществлять само- и взаимоконтроль |
V. Итоги урока, рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – К какому спряжению относятся глаголы брить и стелить? – Какое задание было самым интересным и почему? Какое задание было самым трудным? – Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? – Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение к концу урока | Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор: | узнал… | выполнил… | научился… | | Отслеживать цель учебной деятельности. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Использовать критерии для обоснования своего суждения |
Домашнее задание | Организует обсуждение домашнего задания. Тетрадь для СР № 1, упражнение 44. – Вставьте пропущенные буквы. – Разберите предложение по членам. – Разберите существительное муравьи как часть речи. – Разберите прилагательное зимней как часть речи | Записывают домашнее задание. Рассуждение ученика: 1. Вставляю пропущенные буквы: скоро (сл. слово), выйдут (I спр.), муравьи (ь разд.), зимней (како́й?), после стужи (после земли́; жи-ши). 2. Скоро (обст.) выйдут (сказ.) муравьи (подлеж.) после зимней (опред.) стужи (доп.). 3. Муравьи (кто?) – сущ. Нач. ф. – муравей. М. р., 2-е скл. В форме: И. п., мн. ч. Муравьи выйдут. Муравьи – подлеж. Зимней (какой?) – прил. Нач. ф. – зимний. В форме: ж. р., Р. п., ед. ч. После стужи зимней. Зимней – опред. | Формировать навыки самоорганизации |