СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по русскому языку "Глагол. Спряжение глаголов "брить", "стелить"

Нажмите, чтобы узнать подробности

4 класс «Перспективная начальная школа». Урок 38

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку "Глагол. Спряжение глаголов "брить", "стелить"»

Урок 38. Глагол. Спряжение глаголов брить, стелить

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления учащихся со спряжением глаголов брить и стелить; способствовать формированию умений писать безударные личные окончания глаголов II спряжения; содействовать развитию навыков писать безударные личные окончания глаголов брить и стелить

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся со спряжением глаголов брить и стелить; научатся писать безударные личные окончания глаголов; определять спряжение; выполнять разбор слова как части речи

Метапредметные:

•• познавательные – осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; владеть общим приемом решения задач;

•• регулятивные – учитывать правило в планировании и контроле способа решения; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

•• коммуникативные – контролировать действия партнера; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Формулирование темы и целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

– Как будет звучать тема нашего урока?

– Тема нашего урока: «Глагол. Спряжение глаголов брить, стелить».

– Какова цель урока?

– Определите цели урока, используя опорные слова

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.

– Сегодня на уроке…

МЫ

познакомимся с…

узнаем…

вспомним…

будем уметь…

сможем поразмышлять…


Извлекать необходимую информацию из текстов. Использовать знаково-символические средства

III. Изучение нового материала.

Работа по учебнику.

Упражнение 64

Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Откройте обратный словарь на -ь, на -ить. К какому спряжению относятся глаголы на -ить с безударными личными окончаниями?



– Найдите такие глаголы в списке. Среди этих глаголов отыщите глаголы брить, стелить (они напечатаны крупным шрифтом).

– Обратите внимание на то, что у глагола стелить есть суффикс -и-. А вот у глагола брить такого суффикса нет. С глаголами, у которых нет глагольного суффикса (лить, бить, шить и др.), вы уже знакомы. Разница между этими глаголами состоит в том, что у глаголов лить, бить, шить личные окончания – ударные, а у глагола брить – безударные.

– Сделайте предположение, к какому спряжению относятся глаголы брить и стелить?

– Рассмотрите таблицу спряжения этих глаголов.

– К какому спряжению относятся эти глаголы, судя по их личному окончанию?

– Прочитайте рассуждения Миши.

















– Прочитайте разговор Пети Захарова, Миши и Евдокии Васильевны. Объясните фразеологический оборот наступать на одни и те же грабли.

– Как правильно употреблять форму слова оба (обоих)?

– Познакомьтесь с информацией на плакате Летучей Мыши. К какому спряжению относятся глаголы брить и стелить?

Выполняют дидактические упражнения, отве-
чают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение.

Учащиеся открывают обратный словарь (с. 146) на -ь, на -ить.

– Глаголы на -ить с безударными личными окончаниями (как правило) относятся ко II спряжению.

Учащиеся находят глаголы на -ить в списке (у них маркирован синим цветом глагольный суффикс -и-). В этом же списке они находят глаголы брить и стелить (они выделены крупным шрифтом).






– В таблице приведены личные формы глаголов брить и стелить. Эти глаголы относятся к I спряжению.

– Глагол брить относится к I спряжению, так как у него нет суффикса -и- в начальной форме (необходимость обращения к начальной форме связана с тем, что он имеет безударные личные окончания). Буква и у данного глагола входит в корень слова. Продолжая ход рассуждения Миши, делаем вывод, что данный глагол не является исключением, а подчиняется общему правилу (с. 54–55).

– Глагол стелить имеет другую форму – стлать, у которой суффикс -а- и все личные
формы образованы именно от этой формы. Если так, то и этот глагол подчиняется общему правилу и не является глаголом-исключением. Глагол стелить действительно имеет две неопределенные формы: стелить – с суффиксом -и- и стлать – с суффиксом -а-. Для написания безударных личных окончаний данного глагола необходимо ориентироваться на форму стлать.

Наступать на одни и те же грабли – значит допускать одну и ту же ошибку.




– Глаголы брить и стелить относятся к I спряжению

Выражать свои мысли в соответствии с задачей и ус-ловием. Выделять необходимую ин-формацию. Формировать смыслообразование. Выполнять мыслительные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация). Проявлять волевую саморегуляцию. Формировать познавательную инициативу. Выдвигать гипотезы и их обосновывать. Выполнять поиск необходимой информации. Использовать знаково-символические средства. Моделировать и преобразовывать
модели разных типов (предметы, схемы, знаки и т. д.). Демонстрировать осознание ответственности за общее дело

IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний.

Упражнение 65

Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Откройте обратный словарь на , на -ить. Выпишите подряд пять подчеркнутых глаголов, начиная с глагола гладить. К каждому глаголу запишите родственный с приставкой.

– Сосед по парте пусть выпишет пять подчеркнутых глаголов с конца списка и запишет к ним родственные глаголы с приставками.

– С глаголами без приставок запишите словосочетания, поставив эти глаголы в форму настоящего времени, 3-го лица, ед. ч.

– Обратите внимание на форму 3-го л., ед. ч. глагола ездить: многие часто допускают ошибки в образовании форм данного глагола (например,
езди(и/е)т).







– Глаголы с приставками разберите по составу

Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Учащиеся работают с обратным словарем, выписывают первые пять подчеркнутых глаголов, начиная с глагола гладить (гладить, ездить, водить, бродить, ходить). А сосед по парте – пять подчеркнутых глаголов с конца списка (тащить, сушить, учить, лечить, шутить).

Гладить – погладить, ездить – объездить,

водить – заводить,

бродить – перебродить,
ходить – восходить

Тащить – перетащить, сушить – просушить, учить – выучить,
лечить – вылечить,
шутить – пошутить

– Личные окончания глаголов без приставок безударные, следовательно, чтобы правильно записать безударный гласный в окончаниях данных глаголов, надо определить их спряжение. Все эти глаголы изменяются по II спряжению, так как в начальной форме имеют глагольный суффикс -и- (он маркирован). Таким образом, все они в форме 3-го л., ед. ч. имеют окончание -ит-.

Глаголы с приставками учащиеся разбирают по составу: по/глад/и/ть, объ/езд/и/ть, за/вод/и/ть, переброд/и/ть, вос/ход/и/ть и т. д.

Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности.

Контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления. Осуществлять само- и взаимоконтроль

V. Итоги урока, рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– К какому спряжению относятся глаголы брить и стелить?

– Какое задание было самым интересным и почему? Какое задание было самым трудным?

– Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

– Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение к концу урока

Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор:

узнал…

выполнил…

научился…


Отслеживать цель учебной деятельности. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Использовать критерии для обоснования своего суждения

Домашнее
задание

Организует обсуждение домашнего задания.

Тетрадь для СР № 1, упражнение 44.

– Вставьте пропущенные буквы.



– Разберите предложение по членам.


– Разберите существительное муравьи как часть
речи.


– Разберите прилагательное зимней как часть речи

Записывают домашнее задание.

Рассуждение ученика:

1. Вставляю пропущенные буквы: скоро (сл. слово), выйдут (I спр.), муравьи (ь разд.), зимней (како́й?), после стужи (после земли́; жи-ши).

2. Скоро (обст.) выйдут (сказ.) муравьи
(подлеж.) после зимней (опред.) стужи (доп.).

3. Муравьи (кто?) – сущ. Нач. ф. – муравей. М. р., 2-е скл. В форме: И. п., мн. ч. Муравьи выйдут. Муравьи – подлеж.

Зимней (какой?) – прил. Нач. ф. – зимний. В форме: ж. р., Р. п., ед. ч. После стужи зимней. Зимней – опред.

Формировать
навыки самоорганизации



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!