1) учить детей правильному написанию мягкого знака на конце имен существительных после шипящих;
3) воспитывать интерес к русскому языку.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | - Добрый день, ребята! - Проверьте, пожалуйста, как организовано ваше «рабочее место»: как расположены учебник, тетрадь, дневник и школьные принадлежности. К уроку все готовы? Всё готово? Можете присаживаться на свои места. Чтоб урок прошёл прекрасно, Хорошо, отлично, классно Говорю вам пожеланье: Пожелание удачи, пожелание добра. Пожелание терпенья и, конечно же, уменья. В течение всего урока обращаю внимание на посадку детей и на дисциплину. | Приветствие учителя! Настраиваются на работу. Проверка своих рабочих мест. Готовы! | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; |
Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном материале |
Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу. Сяду прямо – не согнусь. За работу я возьмусь. Откройте тетради, запишите число, 30 января, классная работа.
Минутка чистописания. Пропишите строчку букв Мм и строчку мя, ми до конца рабочей строки. (Показано на меловой доске) Кто справился, знак готовности. Хорошо! Теперь запишите Словарь Под мою диктовку, записываете слова через запятую, подчеркивая непроверяемые орфограммы и ставя ударения. (Черный, четыре, восемь, вторник, пирог, обед, шоссе, четверг, ужин, столица, понедельник, компьютер, петрушка, однажды, кровать.) Закончили! | Записывают число, классная работа. Прописывают в тетради строчку букв Мм, мя, ми Записывают слова под диктовку, через запятую: черный, четыре, восемь, вторник, пирог, обед, шоссе, четверг, ужин, столица, понедельник, компьютер, петрушка, однажды, кровать. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; Регулятивные: организация обучающимися своей учебной деятельности, формирование элементов самоконтроля; |
Выявление места и причины затруднения | - Прежде, чем делать новые открытия, давайте вспомним прошлое. - Изучением какой части речи мы занимаемся? - Что мы знаем уже о имени существительном? -Хорошо, молодцы. -У вас на партах лежат карточки со стихотворением. - Прочитайте его про себя. Как вы думаете, о чем в нем идет речь? Этот……… нам всем знаком, Назван …………. он. Буква есть, а………..нет, В этом есть и весь………. -В какой строке стихотворения спрятана подсказка? -Буква есть, а чего нет? - Кто догадался о какой букве идет речь. - В какую строку вставим слова « мягкий знак?» -На что похож «Ь» ? -Подберите рифму и отгадайте последнее слово. -Прочитайте слова, представленные на доске : шалаш, мышь, гараж, молодёжь, кирпич, полночь, помощь. - Что вы заметили? -Назовите буквы шипящих. - На какие две группы можно разбить эти существительные? -Запишите слова в 2 столбика существительные мужского рода и существительные женского рода. (Прочитайте, что получилось) - Назовите тему урока. Верно, тема урока: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих» -Возьмите карточки и попробуйте сформулировать правило, когда после шипящих пишется мягкий знак, а когда не пишется. В именах существительных женского рода на конце слов после шипящих ( Ж, Ш,Ч,Щ) _________________ мягкий знак. На конце существительных мужского рода _______________ мягкий знак. Прочитайте что у вас получилось. | Имени существительного Имя существительное часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Читают стихотворение про себя. ( Этот знак нам всем знаком, Назван мягким он, Буква есть, а звука нет, В этом есть и весь секрет) В третьей строчке. Звука. О мягком знаке. Во 2-ую строку На крюк Секрет Во всех словах есть буква , обозначающая шипящий звук.; в одних словах есть Ь знак, а в других нет Ж, Ш, Ч, Щ Мужского и женского рода. Мужской род: шалаш, гараж, кирпич. Женский род: мышь, молодежь, помощь, полночь. Тема урока: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих» В именах существительных женского рода на конце слов после шипящих ( Ж, Ш,Ч,Щ) пишется мягкий знак. На конце существительных мужского рода не пишется мягкий знак. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, построение продуктивного взаимодействия в парах и сотрудничества со сверстниками и взрослыми. |
Построение проекта выхода из затруднения | -А давайте теперь проверим, записанные вами правила по учебнику. стр 31. - Прочтите правило про себя. -Сделайте вывод, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак. | На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; |
Первичное закреплении во внешней речи | -Откройте учебник на стр. 32 выполним упражнение 53 -Прочтите задание про себя. -Что надо сделать? Вызываю выполнять упражнение с комментированием одного ученика к доске, остальные работают в тетради.( после выполнения взаимопроверка с классом, оценивание выполняющего у доски, выставление отметки учащимися класса с объяснением, допущены ли ошибки, какие…) Если возникли затруднения, обратите внимания на правило представленное на стр.31 или поднимите руку. -Молодцы. -Теперь, выполним упражнение 54 -Нужно списать, заменяя обозначения звуков в словах буквами, подбирая проверочное слово(устно) -К доске выходит выполнять данное упражнение с комментированием … (Ученик выполняет упражнение, после выполнения, взаимопроверка с классом, какие ошибки допущены, выполняющий сам оценивает своё выполнение и ставит отметку) -Встали все, проведем физминутку. Физминутка:
Мы читали и писали И немножечко устали, Физкультминутку проведём И все вместе отдохнём. Руки в стороны возьмите И на пояс опустите, Шаг на месте, раз, два, три, Плечи шире разверни, Проведём одну игру, Все присядем, скажем: «у», Быстро встанем, скажем: «а», Нам пора уж за дела! | Выполнение упражнения в тетради и на доске. Записать упражнение, вставляя пропущенные буквы, указать род имен существительных. Упражнение 53. Веселая молодежь (ж.р.), колючий еж ( м.р.), скорая помощь (ж.р.), тёплый плащ ( м.р.), хорошая речь ( ж.р.), серая мышь (ж.р.), лесная глушь (ж.р.), ночная тишь ( ж.р.), солнечный луч (м.р.), русская печь ( ж.р.), чудесный пейзаж ( м.р.), спелая рожь (ж.р.), второй этаж (м.р.), ловкий циркач( м.р.), морской пляж ( м.р.). Упражнение 54 Страус, стриж, тетерев, аист, лебедь, альбатрос, дрозд, мышь, грач, ястреб, голубь. . Выполняют физминутку. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | -Для закрепления, предлагаю выполнить упражнение 57. -Обратите внимание на красные кружочки в этом упражнении. Прочти задание вслух (один ученик читает задание вслух, выделенное красными кружками) -Работаете в тетрадях. После выполнения упражнения, взаимопроверка с классом, один ученик читает вслух выполненное им задание, ставлю отметку. | Записать сначала одушевленные, затем неодушевленные имена существительные, указать род. Упражнение 57 Одушевленные: товарищ (м.р.), клещ (м.р.), дочь ( ж.р.), силач ( м.р.), москвич ( м.р.), сторож ( м.р.), молодежь ( ж.р.), мышь ( ж.р.), малыш ( м.р.) Неодушевленные: вещь( ж.р.), помощь ( ж.р.), ночь (ж.р.), рожь ( ж.р.), чертеж ( м.р.), шалаш ( м.р.), брошь ( ж.р.), дичь ( ж.р), кирпич ( м.р.) | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; |
Включение в систему знаний и повторение | -А теперь выполните работу в паре, за которую получите отметку. У вас на столах карточки с заданиями, записываете фамилию и имя, выполняете работу прямо на этом листочке и после выполнения передаете на первую парту своего ряда, я соберу и проверю. ( Приложение 1) Контролирую выполнение и оказываю индивидуальную помощь. | Записывают свои имена, фамилии , выполняют работу в парах. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; |
Рефлексия | -Какая была сегодняшняя тема урока? - На конце существительных какого рода после шипящих пишется мягкий знак? - Довольны ли вы своей работой на уроке? Всё ли получилось? | Сегодняшняя тема урока « Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих» На конце существительных женского рода пишется мягкий знак. Да я доволен (-льна) своей работой на уроке, у меня всё получилось. | |
Домашнее задание | -Откройте дневники, запишите домашнее задание. Упражнение 60. - Подобрать к каждому слову однокоренное имя существительное в единственном числе с шипящим звуком на конце слова. Записать по образцу. Указать род имен существительных. | Открывают дневники, записывают домашнее задание. | |