Целеполагание | - Ребята, нас с вами ждет сегодня необычная работа. Мы будем с вами писать изложение. А вот о ком или о чём наше изложение, вы узнаете из загадки. Из семейства воробьиных. Буро-жёлтый, видом прост. Насекомых ест, малину Небольшой, но певчий… - Как вы догадались, что это дрозд? -Что значит написать изложение? -Что необходимо для написания изложения? - Чему вы будете учиться, работая над изложением? | Слушают - Дрозд - По признакам, о которых говорится в загадке - Запомнить текст и записать его по памяти - Необходим текст - Цель: Учиться создавать текст, учиться записывать текст |
Открытие нового знания | - Очень много писателей пишут о природе. Кого из них вы знаете? - Мы познакомимся с вами текстом Юрия Дмитриева. - Ребята, откройте учебник на стр. 66, упр.110. Я буду читать вам, а вы следите глазками. (читает учитель) Сядьте правильно, приготовьтесь слушать. Текст Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь. Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили. Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков. Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк. Восстановление деформированного текста - Что необычного вы заметили в этом тексте? - Возьмите карандаш, прочитайте еще раз и попробуйте найти начало истории. Поставьте цифру 1. - Протайте начало. - Поднимите руку, кто согласен. А может быть кто-то не согласен? - А что же было дальше? Найдите и прочитайте эту часть. - Что помогло вам определить вторую часть? - Прочитайте третью часть текста. Объясните свой выбор. - Прочитайте последнюю часть текста. Как вы поняли, что это заключение? - Прочитайте весь текст. Беседа по содержанию - О чём рассказывается в тексте? - Что мы определили? -Что ещё надо определить готовясь к изложению? -Что главное хотел сказать автор? -Как вы относитесь к поступку героев? - Как бы вы поступили в подобной ситуации? - Подберите заголовок к тексту. Анализ структуры текста. - Когда вы слушали текст, перед вами возникла одна картинка или несколько? - У вас возникло несколько сменяющих друг друга картин, следовательно, к какому типу речи отнесёте текст? -Вспомним, из каких частей состоит любой текст повествования? - Прочитайте первую часть. О чём из неё узнали? - Как называется первая часть? - Прочитайте, как дальше развивается действие? - Какая это часть? - Какой самый острый интересный момент? - Как называется самый напряжённый момент? - Прочитайте, чем всё закончилось? - эта часть называется … - Что мы составили? На доске. Завязка. Развитие действия. Кульминация. Развязка. | - Виталия Бианки, Евгения Чарушина, Константина Паустовского, Михаила Пришвина и т.д. Открывают учебник, слушают. - Текст перепутан. Читают, отмечают. 1 ученик читает начало. Ищут, читают. - Последнее предложение первой части по смыслу связано с первым предложением второй части - В ней рассказывается, как мальчики поступили. - В этой части автор подводит итог всего рассказа 1 ученик читает полностью рассказ - О том, как ребята нашли птенца, который выпал из гнезда и положили его обратно. - Тему текста. - Основную мысль. То главное, что хотел сказать автор. - Не проходи мимо если видишь, что кому-то нужна твоя помощь. - Гордимся, одобряем. - Также как ребята. Обдумывают и предлагают свои варианты: Спасение птенцов. Доброе сердце. Хороший поступок. Помощь пришла вовремя. - Несколько. Сначала увидели птенца на земле, потом как ребята кладут птенца в гнездо. - Это текст повествование. -Текст повествования состоит из 4 частей. - Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк. - Это начало события или завязка. - Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь. - Развитие действия. - Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили. - Кульминация. - Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков. - Конец события или развязка. - Схему текста повествования. |
Продолжение работы с новым материалом | Составление плана текста -Поработаем над каждой частью в отдельности. -В каком предложении отражено основное содержание первой части? -Как можно короче выразить эту основную мысль. Сократите предложение до пункта плана. (план вывешивается на доске) -Назовите предложение в котором выражена главная мысль второй части. - Сократите предложение до пункта плана. - Каким предложением выражена главная мысль третьей части? - Как можно озаглавить эту часть? - Каково содержание последней части? - Как одной фразой выразить основную мысль части? - Итак, ребята, у нас получился следующий план рассказа План 1.Громкие голоса. 2.Крошечный птенчик. 3.Птенец в гнезде. 4.Первая встреча. | - Из травы донёсся тоненький писк. 1.Тоненький писк. - Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. 2.Птенчик. Крошечный птенчик. - Мы водворили птенца в гнездо. 3.Птенец в гнезде. Водворение птенца. Птенец в гнезде и т.д. - Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков. 4. Первая встреча. Знакомство и т.д. Читают план. |
Лексическая работа | — Как называет автор крики взрослых дроздов? — Прочитайте, как кричал птенец. — Опишите, каким был птенчик. - Как вы понимаете значение слова головастый? — Что значит «водворили»? — Какими словами автор подчёркивает, что дрозды перестали кричать мгновенно? — Как автор заменяет в тексте слово птенцы, чтобы избежать повторов? — Как автор называет взрослых птиц? | - Громкие голоса - Из травы доносился тоненький писк. Описывают. - Имеющий большую голову - Вернули на прежнее место - Сразу смолкли - Птенчики, детишки - Дрозды, родители |
Орфографическая подготовка | — Вставьте пропущенные буквы в слова. (на доске) корень | приставка | суффикс | тр..винки кр..ям б..льной в..днелось водв..рили нак..рмили | р..здвинули ..ткрывал п..пискивал в..дворили д..носился | Птенч..к круж..лись крош..чный тон..нький | Схема (что?где?почему?) — По какому признаку слова распределили по группам? — Назовите орфограммы корня. — Какие орфограммы вы видите в приставках? — Какие гласные пишутся в суффиксах? | - Вставляют пропущенные буквы - по нахождению орфограммы в морфеме Проверяемая безударная гласная А в корне «трав», проверочное слово травы; проверяемая безударная гласная А в корне «край», проверочное слово край; проверяемая гласная О в корне «боль», проверочное слово боль; проверяемая гласная И в корне слова «вид», проверочное слово видеть; непроверяемая гласная О в корне слова «двор», запомнить слово; проверяемая гласная О в корне слова «корм», проверочное слово корм, кормленный. Гласная А в приставке РАЗ, т.к. приставка в слабой позиции (не под ударением) Гласная О в приставке ОТ, т.к. приставки АТ не бывает Гласная О в приставке ПО, т.к. приставки ПА не бывает Гласная О в приставке ВО, т.к. приставки ВА не бывает Гласная О в приставке ДО, т.к. приставки ДА не бывает. Гласная И в суффиксе, проверочное слово птенчика, если гласная пропадает, то суффикс ЕК, если не пропадает, то ИК Гласная И в суффиксе, ЖИ – ШИ пиши с гласной И Гласная Е в суффиксе ЕЧН, нужно запомнить Гласная Е в суффиксе ЕНЬК, нужно запомнить |